Отчет оперативный контроль в доу. Контроль в дошкольном образовательном учреждении

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю пошаговую инструкцию по проведению тематического контроля и созданию сопровождающих документов в ДОУ .

Контроль помогает собрать наиболее полную информацию, своевременно внести корректировку в деятельность конкретного педагога или педагогического коллектива в целом.

Нормативно-правовая база контроля:

1. Положение о должностном контроле в ДОУ.

2. Приказ об утверждении плана должностного контроля заведующего и текущего контроля воспитательно-образовательной работы в … учебном году:

  • циклограммы контрольной деятельности ДОУ;
  • план должностного контроля всех подразделений ДОУ;
  • план текущего контроля воспитательно-образовательной работы ДОУ.

3. Приказы о проведении тематического, фронтального, оперативного контроля, итогах проверки, на проведение повторной проверки, если есть необходимость.

4. Аналитический материал: схемы, таблицы, опросники, анкеты.

5. Итоговый материал: аналитические справки, выводы в схемах и таблицах, журнал контроля.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

«Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ»

Ирина Харченко
Справка по итогам оперативного контроля

С целью проведения анализа воспитательно-образовательного процесса в МДОУ ДСКВ № ___ в ноябре 2016 года проводился оперативный контроль по вопросам : выполнение режима прогулки, охрана жизни и здоровья детей, планирование воспитательно-образовательной работы, оформление и обновление информации в уголках для родителей,содержание уголков : изодеятельности, физкультурных, музыкальных, оборудование для театрализованной деятельности, подготовка педагога к НОД - согласно плану оперативного контроля на 2016-2017учебный год.

Контроль осуществляли : заведующий – ___, старший воспитатель – ___, старшая медицинская сестра – ___

Во всех группах ДОУ соблюдены меры безопасности пребывания детьми в ДОУ. Организационно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста педагоги отражают в плане воспитательно-образовательной работы группы (комплексы утренней, пальчиковой гимнастики, гимнастики после сна, художественное слово, работа по группе, работа с родителями).

Ежедневно воспитатели планируют непрерывную образовательную деятельность. НОД с дошкольниками составлена в соответствии с утверждённой сеткой. При составлении образовательной деятельности воспитатели указывают тему, программные задачи НОД, краткое описание деятельности.

По результатам проверки выполнения режима прогулки воспитателями установлено, что режим прогулки не соблюдается и реализуется педагогами не в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы (№3, № 7)

В подготовительных группах у детей полностью сформирован навык самообслуживания. Гигиенические процедуры после прогулки осуществляются постоянно, под контролем воспитателя .

Выносной материал соответствует сезону, в достаточном количестве.

Тем не менее, отмечено, что организация двигательного режима требует более тщательной подготовки воспитателя.

Проведение и организация обучающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр соответствует установленным требованиям.

В каждой группе в раздевалке имеется информационный стенд для родителей,на котором размещена следующая информация : сетка НОД, режим дня группы. На информационном стенде вывешиваются консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Организация развивающей среды с учётом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Педагоги стремятся создать такую среду, которая бы смогла обеспечить безопасность жизни дошкольников, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Важно, что предметная среда носит характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Для эстетического развития созданы :

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. Однако, в изо уголках групп (№4, № 8) отсутствует картотека игр по развитию художественного творчества;

Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов. Однако, в музыкальных уголках групп (№5, № 6) отсутствует картотека игр по музыкальному развитию.

Для организации двигательной деятельности имеется физкультурной уголок, соответствующий санитарно-гигиенических требований. Однако воспитанники мало используют атрибуты для самостоятельной деятельности.

Для театрализованной деятельности в группах имеются театры, маски, кокошники в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

1. Воспитателям подготовительных групп (№3, №7) строго соблюдать режим прогулки.

2. Воспитателям младших групп (№5, № 6) подобрать картотеку игр по музыкальному развитию.

3. Воспитателям старших групп (№4, № 8) подобрать картотеку игр по развитию художественного творчества.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам адаптации муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» (МБДОУ № 104) Аналитическая справка.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты Форма заполнения результатов оперативного.

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам.

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля (образец) Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля от 31.05.2016 года. 04.05. Организация питания в группах (ясли). Режим.

Карты - схемы оперативного контроля для детского сада Карта - схема оперативного контроля Содержание уголков ручного труда Дата наблюдения № п/п Вопросы анализа Группа, отметка о контроле.

Оксана Коршунова
Контроль в дошкольном образовательном учреждении

Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном уч-реждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, чтобы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке пед. процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом.

Я в своей работе применяю все виды контроля:

Виды и цели контроля

Тематический - привлечь внимание коллектива к определенным задачам:

-Итоговый – подвести итоги работы педколлектива за определенный промежуток времени;

-Персональный – изучить систему работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;

Фронтальный - всесторонняя, глубокая проверка деятельности воспитателей и ДОУ в целом:

-Предварительный – первичное представление о состоянии деятельности ДОУ;

-Текущий – получить общее представление о работе педагога; -Итоговый комплексная оценка деятельности ДОУ;Выявление готовности детей к обучению в школе.

Самоконтроль - изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи:

Работа на доверии.

Частичный контроль с коррекцией деятельности.

Оперативный - выявление состояния работы педколлектива, воспитателей на определенном этапе:

-Предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы.

-Экспресс-диагностика – информационный сбор данных (анкетирование, тестирование, срезы).

-Выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам.

Сравнительный - сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям:

Работа воспитателей в 2-х параллельных группах;

Работа воспитателей одной группы;

-Взаимоконтроль – анализ и оценка пед. процесса воспитателя параллельной группы или др. группы.

План контроля воспитательно-образовательного процесса

на 2013 – 2014 учебный год.

Сентябрь

Оперативный контроль

1. Готовность кабинетов и групп к учебному году.

Проверить состояние предметно-развивающей среды и определить ее соответствие требованиям ФГТ, Образовательной программе, санитарным требованиям.

Изучить документацию работников детского сада и определить готовность сотрудников к новому учебному году.

Определить соответствие окружающей среды требованиям охраны труда и техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

Вопросы для контроля:

1. Организация игровой развивающей среды.

2. Наличие зон учебной деятельности.

3. Наличие наглядной агитации для родителей.

4. Организация предметно-развивающей среды в кабинетах, залах.

5. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарного состояния. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

Октябрь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших

(сравнительный контроль параллельных групп)

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Выполнение требований ФГТ к оборудованию групповых помещений логопедических групп.

Тематический контроль:

Состояние работы коллектива по формированию единого здоровьесберегающего пространства

семьи, детского сада, социума. Контроль состояния коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Предупредительный контроль

за работой молодых специалистов:

Подготовка и проведение совместной деятельности

Вопросы для контроля:

1. Соответствие содержания возрастным особенностям детей.

2. Использование атрибутов.

3. Эстетика атрибутов.

4. Роль воспитателя.

5. Привлечение к игре малоактивных детей.

6. Результативность проведения.

Ноябрь

Оперативный контроль:

Индивидуальный подход к детям.

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп)

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

за работой медицинской сестры:

Осмотр и прием детей

Осуществление контроля за соблюдением норм и качества продуктов.

Контроль заболеваемости. Проведение анализа заболеваемости.

Сбор детей на прогулку.

Сравнительный контроль:

работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в подготовительных группах.

Тематический контроль:

Состояние работы п формированию навыков личной безопасности через обучение ОБЖ. Развитие новых форм дошкольного образования., кружковая работа в детском саду.

Декабрь

Оперативный контроль:

Подготовка и проведение рождественских и крещенских праздников с детьми.

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния на пищеблоке.

Выполнение санэпидрежима.

Перспективное и календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий

Сбор детей на прогулку.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию познавательно-речевого развития детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Сравнительный контроль:

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе.

Январь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во

время приема пищи (средние, старшие группы)

Выполнение санэпидрежима;

Оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т. д.

Календарное планирование.

Перспективное планирование.

Анализ причин отсутствия детей.

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших и средних группах)

Тематическое и календарное планирование.

Предупредительный контроль:

Реализации образовательной программы.

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации.

За работой членов ПМПк детского сада за отбором и подготовкой документации для обучения детей в логопедических группах.

Тематический контроль:

Состояние работы по сотрудничеству детского сада, семьи и школы, других организаций с целью формирования у детей интегративных качеств.

Февраль

Оперативный контроль:

За соблюдением режима дня.

Проведением прогулок

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы по патриотическому воспитанию.

Сравнительный контроль:

Оформление участков, материал для прогулки зимой.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности. Кружковая работа.

Март

Оперативный контроль:

За подбором материала и оформлением уголков патриотического воспитания.

Проведением прогулок

За соответствием мебели росту и индивидуальным особенностям детей;

Подготовка и проведение дня открытых дверей.

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации продуктов.

Сравнительный контроль:

Оформление участков,

Выносной материал для прогулки.

Тематический контроль:

Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Апрель

Оперативный контроль:

За выполнением утренней и коррегирующей гимнастики.

Соблюдение санитарных требований при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Выполнение санэпидрежима;

Подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в младших группах.

Тематический контроль:

Предупредительный контроль

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий;

Сбор и сопровождение детей на прогулку.

Оперативный контроль:

индивидуальный подход к детям;

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение режимных моментов.

Проведение анализа результативности освоения программных знаний.

Сравнительный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп).

Тематический контроль:

Результаты выполнение программ по возрастным группам и детскому саду.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении НОД

Сбор детей на прогулку.

КОНТРОЛЬ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка — одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка.

Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно — образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что помо жет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию.

Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

· развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

· внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составитьплан ее проведения, который включает:

изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой

· определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

· состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

· анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого карт ина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно — образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого — показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия

Цель их проведения — оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки .

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы, и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).

Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав то лько номер карто чки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ дет ских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием кон кретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили про граммное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач — изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, — например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, ан ализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К учас тию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета .

· если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

· при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

· недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

· при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

· если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ (СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ)
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНТРОЛЯ

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентом.

Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как нора. Если вскрылись недостатки в работе нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.

4. Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект.

Если сосредоточится на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.

5. Следует помнить, что контроль не проформа.

Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.

6. Не следует контролировать из-за недоверия.

Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опёку и выводит подчинённых на самоконтроль.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:

  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
  • анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
  • анкетирование (способ исследования путём опроса)
  • проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обучености)

ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ

1. Определить и сформулировать тему контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить объект и субъект контроля.

4. Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.

5. Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.

6. Проконтролировать проверяемого по составленной программе.

7. Зарегистрировать все результаты контроля.

8. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

9. При необходимости провести повторный контроль.

Объект контроля.

Учебно-воспитательный процесс, документация педагога, родительские собрания, методические объединения, индивидуальные занятия.

Объекты внутрисадовского управления и контроля.

1. Образовательный процесс

  • выполнение образовательной программы
  • степень личностно – ориентированного взаимодействия
  • уровень знаний, умений, навыков детей
  • продуктивность деятельности педагога
  • организация индивидуальной работы
  • степень участия родителей в образовательном процессе
  • здоровье и физическая подготовка (через создание гигиенических условий)
  • степень активности и самостоятельности детей
  • развитие коммуникативных качеств

2. Методическая работа.

  • диагностическая основа (все мероприятия должны быть обусловлены конкретными основами, что хорошо получается, чем поделюсь, в чём испытываю затруднения)
  • планирование – нужно посмотреть формы, как распределяется участие педагогов
  • работа над передовым педагогическим опытом
  • повышение квалификации (самообразование и др.)
  • методический уровень каждого педагога.

3. Инновационная деятельность.

  • соответствие этой деятельности концепции развития ДОУ
  • степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с институтами);
  • результативность нововведения (должны быть определены результаты);
  • спланировать (поэтапное планирование).

4. Психологическое состояние коллектива.

  • степень психологического комфорта педагога;
  • степень психологического комфорта детей
  • психологическая подготовленность коллектива к введению инновации
  • Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого».

5. Условия реализации образовательного процесса.

  • охрана труда;
  • санитарно-гигиеническое состояние;
  • обеспеченность учебно-методической литературой;
  • обеспеченность дидактическими пособиями;
  • обеспеченность ТСО.

Субъект контроля

Воспитатель, руководитель кружка, специалисты в ДОУ, возрастная группа.

ЭТИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ:

Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.

Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.

Правила этики поведения инспектирующего:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.

Оперативный контроль устраняет незначительные сбои в работе, регулирует деятельность некоторых педагогов или всего коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяют предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностику и др. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел в конкретном направлении работы с детьми обязательно проводится анализ тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчётного периода (полугодие, год).Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива дошкольного учреждения.

Контроль профессиональной деятельности педагогов

Нет никакого сомнения в том, что существует связь между профессиональной компетентностью педагога и уровнем усвоения программного материала; более того, это, от части, самый легкий, упрощенный и одновременно опасный способ определения соответствия преподавателя занимаемой должности. Необходимо учитывать, что педагоги и ДОУ являются всего лишь элементом образовательной системы, и, вполне возможно не самым влиятельным среди множества других, от которых зависит степень усвоения детьми образовательной программы. Поэтому при понимании необходимости оценки деятельности педагога для контроля его профессиональных качеств важно помнить, что этот элемент оказывает меньшее влияние на образовательные достижения, чем семейное окружение или индивидуальные особенности воспитанника (задатки, мотивация и пр.)

Перечень вопросов оперативного контроля

1.Контроль качества оформления документации

2.Контроль организации работы по ПДД.

3.Контроль организации работы по ОБЖ

4. Контроль организации двигательной активности детей

5.Контроль праздника (досуга, развлечения)

6.Контроль организации, проведения, эффективности

утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.

7.Контроль физкультурного занятия

8.Контроль организации и проведения прогулки

9. Проверка плана воспитательно- образовательной деятельности в группах

10.Анализ плана работы музыкального руководителя

11. Анализ предметно –развивающей среды в группах

по конструктивной деятельности.

12. Контроль организации питания детей.

13. Анализ организации экспериментальной деятельности

14. Контроль игровой деятельности детей.

15. Контроль организации режима дня.

16. Контроль организации кружковой работы.

17. Контроль организации наблюдений в природе.

18. Контроль организации и проведения сна.

19. Анализ профессионального мастерства педагогов

20. Контроль подготовки воспитателя к НОД.

21.Анализ самообразования педагогов

22.Анализ непосредственно образовательной деятельности

Вопросы на контроле.

Группа, месяц

Младшая

Средняя

Подготовительная

План и результаты оперативного контроля по месяцам.

Оценка: О – отлично

Х – хорошо

У – удовлетворительно

П – плохо

Основные формы и методы проверки

1. Просмотр документации

2. Анализ документации, её соответствие ФГОС.

3. Беседа с воспитателем.

4. Просмотр групповых помещений

5. Анализ календарного плана воспитателей.

6. Анализ детских рисунков.

7. Посещение занятий и других форм работы с детьми — нет (низкий)

БЗ – без замечаний

С-ПК – собеседование, повторный контроль

Используемая литература:

· О.А.Скоролупова «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» — М: «Издательство Скрипоторий 2003», 2009. – 160 с.

· Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001

· Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. _ М: — .: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2000

· Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации. М.: Новая школа. 1997.

· Поздняк Л.В.. Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. — М.: Академия, 1999.

старший воспитатель

Организация контроля в ДОУ

Организация и проведение контроля - важнейшая функция методической службы ДОУ. Контроль позволяет собрать данные о результатах педагогического процесса, скорректировать отклонения в реализации поставленных перед ДОУ задач, выявить и систематизировать передовой педагогический опыт, способствует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого педагога.

Направление деятельности старшего воспитателя при осуществлении контроля:

§ Разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах;

§ Наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

§ Фиксировать результаты наблюдений;
анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию педагогов;

§ Делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;

§ Осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей ;

§ Разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

§ Обсуждать результаты контроля с педагогами, использовать эти результаты при подготовке решений педсоветов, планировании работы коллектива .

В каждом ДОУ следует создать единую систему контроля, цели и задачи которого вытекают из целей и задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ, следовательно, он планируется в годовом плане (раздел 4 Контроль и руководство). Контроль будет эффективен в том случае, если он осуществляется своевременно и мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются. В процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.

Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным .

Существуют четыре самые распространенные формы контроля: оперативный, тематический, фронтальный и итоговый.

При проведении любого вида контроля необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм контроля:

1. Определение цели и объекта контроля.

2. Разработка плана контроля.

3. Сбор информации.

4. Анализ собранного материала.

Все виды контроля отражены в годовом плане. Форма представления может быть разной.

Рассмотрим каждый вид контроля.

Оперативный контроль – это текущий, ежедневный контроль. Его особенность заключается в том, что он помогает выявить и устранить незначительные сбои в деятельности педагогов и коллектива в целом. Если не замечать мелких отклонений в работе, то они могут привести к большим трудностям, преодолеть которые впоследствии будет нелегко.

Вопросы оперативного контроля условно делятся на несколько категорий. Требующие постоянного контроля: выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей; соблюдение режима дня; соблюдение правил внутреннего распорядка; выполнение трудовой дисциплины, учебно-воспитательный процесс, сформированность культурно-гигиенических навыков и т. п. Следующая категория – это вопросы, требующие контроля реже, ежеквартально, такие как: планирование воспитательно-образовательной работы; организация работы с родителями; организация прогулок, экскурсий; деятельность детей во второй половине дня; организация работы по изучению дошкольниками ПДД; использование здоровьесберегающих технологий; создание условий для самостоятельной детской деятельности и т. п.

Перечень вопросов к оперативному контролю можно посмотреть в книге «Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция», 2003

В среднем ежемесячно планируются 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив.

Организация оперативного контроля предусматривает несколько составляющих:

§ Это годовая циклограмма контроля, в которой с помощью условных обозначений определяется последовательность контрольной деятельности.

§ План оперативного контроля на месяц позволяет наглядно представить отдельные участки работы и держать важные участки на контроле. Форма может быть различной.

§ На основании этого плана разрабатываются карты контроля для анализа работы педагогов по намеченным для изучения вопросам в текущем месяце.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, старшему воспитателю важно сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной группе, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям. Предупредительный контроль предупреждает ошибки, недостатки. Например, группа собирается идти на экскурсию. В этом случае необходимо заранее узнать у воспитателя, куда они пойдут, по какому маршруту. И сразу же обговорить, какой маршрут лучше выбрать, как в целях безопасности, так и для того, чтобы увидеть много интересного. Главным содержанием предупредительного контроля следует считать готовность воспитателя к проведению занятий, прогулки и т. п. Одной из форм организации оперативного контроля является проведение в ДОУ дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогов. ДРК – это микроисследование, в котором принимает участие весь коллектив, тематика ДРК может быть разной. Это вопрос из циклограммы оперативного контроля. Для примера приведу тему ДРК: «Оценка организации и проведения занятий в разных возрастных группах ДОУ». Цель : изучить эффективность деятельности воспитателя в процессе проведения НОД. Задачи : оценить уровень профессионального мастерства педагога; определить правильность выбора методов и приемов работы с детьми; оценить условия, влияющие на качество воспитательно-образовательного процесса. Объектом выступает занятие как элемент воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Предмет: содержание деятельности воспитателя и детей. Методы: наблюдение. При анализе материалов выявляются проблемы по отдельным педагогам и группам. Материалы обсуждаются на планерке и принимаются решения по коррекции деятельности отдельных воспитателей и в целом методики организации занятий с детьми.

По истечении каждого месяца по итогам оперативного контроля пишется справка. Не все вопросы оперативного контроля требуют анализа, т. к. некоторые проблемы решаются оперативно, даются рекомендации по их устранению. Такие вопросы не вносятся в справку.

Архив справок оперативного контроля хранится 1 год.

Тематический контроль. Содержанием тематического контроля является изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, а цель контроля зависит от целей и задач годового плана ДОУ. Продолжительность тематического контроля в образовательном учреждении может быть до 10 дней. Контроль организуется сразу в нескольких группах: параллельных и разного возраста. Такой тематический контроль носит характер сравнительного, т. е. сравниваются работа разных педагогов с детьми одного дошкольного возраста по конкретному вопросу, ЗУН воспитанников разных групп по одной и той же теме, анализируются система работы над какой-либо одной проблемой в разных возрастных группах.

Тематический контроль - один из видов контроля, планируемых на год. Проводится перед педсоветом и соответствует его теме.

Проведение тематического контроля предусматривает наличие у старшего воспитателя следующего пакета документов :

1. Приказ, в котором отражено название, цель, сроки проведения, ответственный за его проведение, члены комиссии. Проводится старшим воспитателем, кроме этого к контролю привлекаются опытные педагоги ДОУ, специалисты.

2. План тематического контроля.

Более удачную и рациональную форму плана тематического контроля, чем тот, что был предложен, трудно придумать. В нем выделено 5 блоков:

§ Обследование уровня развития детей;

§ Оценка профессиональных умений воспитателя;

§ Оценка предметно-развивающей среды, условий;

§ Оценка планирования работы;

§ Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

3. Рабочие материалы тематического контроля.

Весь контроль должны быть подтверждены рабочими материалами. Если запланирован анализ диагностики детей по определенному разделу программы, должны присутствовать диагностические карты в материалах контроля. Если старший воспитатель проводит собеседование с педагогами ДОУ, то перечень вопросов также должен быть в наличии. Все рабочие материалы оформляются в произвольной форме. Это могут быть записи старшего воспитателя в тетради, протоколы диагностирования детей, карты анализа занятий, режимных моментов и т. п. Члены комиссии инструктируются старшим воспитателем, между ними распределяются вопросы контроля, выдаются рабочие материалы.

4. Аналитический блок. Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению опыта. По итогам тематического контроля пишется аналитическая справка следующей структуры:

Вводная часть:

§ цель проверки;

§ сроки проведения;

§ проверяющие;

§ проверяемые;

§ тема проверки;

§ объем работы.

Аналитическая часть:

§ общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса

(подтвержденная данными);

§ позитивные моменты и недостатки;

§ причины появления положительных и отрицательных результатов.

Заключительная часть:

В конце справки указывается должность, Ф. И.О. составившего справку, дата. Аналитическая справка по результатам контроля зачитывается на педсовете, рекомендации по коррекции воспитательно-образовательного процесса выносятся в проект решения совета педагогов. Материалы контроля хранятся с материалами педсоветов 5 лет.

Фронтальный контроль проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта в целом. Таким объектом выступает отдельно взятая группа. В год фронтально проверяется не более 2-3 групп. Продолжительность фронтального контроля от трёх до пяти дней.

В процессе фронтального контроля изучаются:

    санитарно-гигиеническое состояние группы; оснащение педагогического процесса; предметно-развивающая среда группы; воспитательно-образовательная работа с детьми, документация педагогов, работа с родителями.

Алгоритм фронтального контроля:

1. Определить объект контроля.

2. Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.

3. Определить приказом ответственного и группу проверяющих.

4. Составить план контроля и ознакомить с ней проверяемых.

5. Проконтролировать проверяемых.

6. Зарегистрировать все результаты контроля.

7. Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.

По итогам фронтальной проверки составляется аналитическая справка. Итоги фронтальной проверки обсуждаются на малом педсовете с участием всех педагогов и специалистов, работающих на группе. В решение педсовета выносятся рекомендации по улучшению каких-либо направлений работы группы со сроками исполнения, либо по обобщению педагогического опыта и др.

Итоговый контроль проводится после завершения отчетного периода (полугодия, года). Он направлен на изучение и всесторонний анализ работы педагогического коллектива по выполнению программ годового плана. Итоговый контроль включает:

· сроки проведения;

· график;

· материалы итогового контроля (диагностические карты, схемы, таблицы, вопросники, оценочные листы, анкеты для родителей;

· аналитическую справку.

Другие виды контроля: срезовый, самоконтроль, взаимоконтроль.

Права проверяемых и проверяющих.

Подводя итоги выступления, хочется отметить важность функции контроля в единой системе образовательно-воспитательной работы. И помнить, что контроль позволяет установить, все ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета. Помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. Устраняясь от контроля и осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешаться в ход воспитательного процесса, управляя им. Кроме этого, контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнением своих обязанностей.