Требования к оформлению умк. Методические рекомендации по составлению учебно-методического комплекса темы (УМК)

Требования к УМК по английскому языку с учетом ФГОС

В настоящее время требования, предъявляемые к планируемым результатам обучения, заставляют современного педагога-учителя особо тщательно подходить к вопросу выбора учебно-методического комплекса. Качество образования и качество урока напрямую зависят от качества используемого учебного пособия. Данная проблема еще более актуальна при обучении иностранному языку, т.к. специфика предмета определяет возможность искусственного создания языковой среды не только во время аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы. Таким образом, тот самый пресловутый учебник должен быть предельно приближен и соответствовать нормативам того языка, на котором говорят носители языка в реальной жизни. С другой стороны учебник должен быть настолько логично и прозрачно сконструирован, чтобы обучающийся мог воспользоваться им для самообучения и самообразования.

Поскольку задача современной образовательной системы, по определению ФГОС, – не «напичкать» обучающегося фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию, т.е. сформировать у него универсальные учебные действия, учебник выступает в функции навигатора получения знаний

− гуманитариации;

− научности;

целостности картины мира;

культуросообразности;

непрерывного общего развития каждого ребенка;

− наглядности;

инструментальности;

интерактивности.

Современный учебник также характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор и игры стилей.

При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, на наш взгляд, должны быть следующие:

является ли данный курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

соответствует ли данный курс требованиям ФГОС;

соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;

обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;

доступен ли данный курс учителю и ученикам.

К тому же, выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект, учитель исходит из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих обучающихся.

Выбранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта, отражать реалии страны изучаемого языка и реалии нашей страны . Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебнику ИЯ. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанных с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

1. Соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

2. Целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней владения языком, целостность элементов учебника);

3. Ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обученности учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

4. Мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

На сегодняшний день создано много новых альтернативных учебников по английскому, немецкому, французскому языкам, построенных на принципиально новых теоретических основах с учетом современных достижений в методике и смежных науках: лингвистике, психологии, психолингвистике, дидактике, и учитель-профессионал должен хорошо ориентироваться в этом море учебников и учебных пособий по иностранному языку. Как сделать правильный выбор?

Существует более 300 схем и моделей анализа учебника ИЯ, но наиболее значимыми являются 15 отобранных параметров оценки учебника ИЯ, составляющих педагогическую норму и систему ориентиров при анализе учебника иностранного языка:

2. Опора на опыт и интеллектуальные возможности обучающихся, в том числе на навыки и умения в родном языке.

3. Создание оптимальных условий для самостоятельной работы.

4. Ситуативная обусловленность упражнений, оптимальное сочетание языковой и коммуникативной практики.

5. Оригинальные, аутентичные учебные материалы.

6. Разнообразие видов текстов.

7. Вопросы и задания проблемного творческого характера.

8. Сочетание различных форм работы: индивидуальной/групповой/парной фронтальной/дискуссий/проектов/игрового обучения.

9. Включение литературных произведений как репрезентантов культурного фонда.

10. Тематизация различий в культурах посредством презентации контрастивных материалов, побуждающих к сравнению и сопоставлению.

11. Высокохудожественное оформление учебника: разнообразие иллюстративного материала и обозримое построение уроков (способствующих повышению мотивации учащихся).

12. Функциональный подход к организации материала: формулировка целей урока в виде задач коммуникативного минимума, которые учащиеся научатся решать при помощи демонстрируемых речевых средств.

13. Циклическая/концентрическая организация материала, обеспечивающая его преемственность и многократную повторяемость.

14. Открытая гибкая методическая концепция, ориентирующая на равноправные отношения учителя и учащихся, учитывающая условия обучения.

15. Индуктивный подход к обучению грамматике, её педагогическое, а не лингвистическое изложение .

Особое внимание привлекают к себе три учебно-методических комплекса по английскому языку:

УМК «Английский с удовольствием» (авторы М.З. Биболетова и др.);

УМК «Английский язык» (под редакцией В.П. Кузовлева);

Анализ данных УМК проводился по тем требованиям, которые мы обозначили выше.

Наиболее удачным среди сравниваемых комплексов, на наш взгляд, является УМК “Английский в фокусе” Ю.Ваулиной, Д.Дули, О.Подоляко и В.Эванс, среди создателей которого присутствуют методисты, авторы серий УМК британского издательства «Express Publishing » Д.Дули и В.Эванс. Он создан на основе Примерных программ поИЯс учетом требований ФГОС, а также в соответствии с Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, что является отличительной особенностью УМК.

«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight ”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков), но легко поддается перепланированию на 6 часов аудиторных занятий в неделю.

Основные характеристики УМК для 5–9 классов :

аутентичность значительной части языковых материалов;

системность, цикличность изучения материала;

высокая степень технологичности работы;

адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;

интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;

личностная ориентация содержания учебных материалов;

включенность родного языка и культуры;

наличие аппарата для контроля и самоконтроля («Портфолио ученика»)

воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.

УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:

Учебник;

Рабочая тетрадь;

Языковой портфель;

Книга для учителя;

Книга для чтения (с CD );

Контрольные задания;

CD для работы в классе;

CD для самостоятельной работы дома;

Интернет-страница курса (www .spotlightinrussia .ru )

Учебник состоит из тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):

Уроки a , b , c – введение нового лексико-грамматического материала.

Урок речевого этикета (English in Use).

Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner ), России (Spotlight on Russia ) для развития социокультурной компетенции.

Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.

Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading . Across the Curriculum ).

Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.

Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.

Поурочный англо-русский словарь.

Рабочая тетрадь (Workbook ) включает рубрику Translator ’s Corner . В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section ) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.

Языковой портфель (My Language Portfolio ) предназначен для развития умений самоанализа и самооценки учащихся и включает рекомендации по выполнению

письменных творческих работ и записей на аудиокассету самостоятельно выполненных заданий.

Книга для чтения (Reader ) – это адаптированные варианты образцов классической (в том числе детской) литературы.

УМК для 5 класса – «Джек и бобовое зернышко»

УМК для 6 класса – «Алиса в стране чудес»

УМК для 7 класса – «Питер Пэн»

УМК для 8 класса – «Кентервильское привидение»

УМК для 9 класса – «Пигмалион»

Книга для учителя (Teacher ’s Book ) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.

Контрольные задания (Test Booklet ) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.

Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum ) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia ).

Главным достоинством УМК «Английский в фокусе» авторов Ю. Ваулиной, Д. Дули, О. Подоляко, В. Эванс на наш взгляд является обеспечение личностной и социальной успешности обучающихся, более полный учет их индивидуальных потребностей; согласование образовательных запросов семьи, общества и государств; повышение эффективности, качества и доступности школьного обучения. Все вышеперечисленные положительные характеристики УМК «Английский в фокусе» ведут к повышению качества урока и качества образования в целом.

Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана.

УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО.

Основная цель создания УМК - предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану.

Разработка образовательного стандарта дисциплины.

Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов.

Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане).

Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов.

Разработка заданий для контрольных точек.

Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины.

Оформление документации УМК.

Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе.

Согласование и утверждение УМК.

Более укрупнено этапы разработки УМК представлены на схеме.

После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется.

УМК дисциплины и его компоненты должны:

  • · учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования;
  • · предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
  • · предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
  • · соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • · обеспечивать межпредметные связи;
  • · обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов;
  • · содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе.

УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (направлениям). Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям ГОС ВПО по подготовке студентов по специальности (направлению), за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, в том числе и за обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К

РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

Под УМК понимается совокупность средств обучения, обеспечивающих целостность методической системы управления познавательной деятельностью обучающихся. УМК должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования. В состав УМК могут входить следующие компоненты:

    Нормативная документация Книга для педагога, в которой должна быть описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, общее тематическое планирование, примерные конспекты занятий. Методические пособия разного назначения и содержание Методические разработки курса, его тем и проблем Дидактические материалы для дифференциации и индивидуализации обучения Книга для учащихся, содержания необходимой текстовой иллюстративный и дополнительный материал Книга для чтения Рабочая тетрадь которая включает задания для формирования умений и навыков обучающихся Задания в рабочей тетради должны быть дифференцированы по степени сложности Дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки Аудиовизуальные и мультимедийные средства Альбом наглядных пособий содержащий необходимый для обучения раздаточный и дидактический материал Автоматизированные обучающие системы, компьютерные обучающие программы Факультативный материал повышенной трудности.

Весь материал УМК должен быть преподнесен в виде законченных блоков (модулей), содействовать доступности преподавания, устранению перегрузок обучающихся, способствовать раскрытию задач научного и идейного уровня изучения данного предмета, отражения межпредметные связей, усиливая практическую направленность преподавания и дифференцированный подход.

Требования к УМК элективного курса,

представляемого на Совет по экспертизе и лицензированию педагогических инициатив ИПК и ПРО

УМК элективного курса должен включать в себя следующие основные компоненты:

1. Основным элементом системы учебно-методического комплекса по каждому предмету является программа

Программа учебная – документ, определяющий по каждому учебному предмету содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения.

При составлении программ необходимо исходить из дидактических требований к ним.

Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т. е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания.

Программа является вместе с тем нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, детерминирующим деятельность составителей учебников и методических пособий. Она должна включать признаки нормативного документа, имплицирующего через содержание образования на уроке.

Одним из общих требований к программе являются полнота, конкретность, процессуальный характер ее.

Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания, с учетом того, что основная суть целей заключается в развитии личности, а это связано с умственным развитием учащихся, основными показателями которого являются, в конечном счете, умение применять полученные знания в новой ситуации и умение добывать дополнительные знания.

Под конкретностью понимается такое представление всех элементов с их признаками, характеристиками, связями, которое показывает путь реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что делает программы инструментальными.

Под процессуальностью понимается такое построение программы, при котором она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения и взаимосвязи всех его элементов, деятельностную сторону их усвоения, последовательные этапы к достижению конечных целей обучения, раскрывает в известной мере методы, организационные формы и средства обучения.

Структура программы включает в себя такие части, как:

Объяснительная записка

Констатирующая часть

Нормативная

Информационно-методическая

I . Основными структурными элементами текста объяснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.

II . Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной) является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета

При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать, как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в объяснительной записке к программе.

Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и ноты творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.

Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т. д, где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.

Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах , практических работах , экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам., увязаны с конкретным материалом.

Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:

1. определяет собственно содержание учебного материала

2. определяет объем содержания разделов

3. определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.

III . Программа не только раскрывает содержание учебного предмета, но и регулирует процесс обучения и его результаты. К нормативной части программы относится время, выделяемое на изучение отдельных тем, и выделенные в специальную рубрику «Требования к знаниям, умениям и навыкам»

Под требованиями к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН) понимается описание планируемых результатов обучения, позволяющее представить, что и как должны усвоить школьники, в каких видах деятельности должны проявить те или иные знания, умения и навыки, какими качествами должны обладать ученики. Иначе, требования являются конкретизацией целей образования, которые могут задаваться на разных уровнях и представляют собой описание планируемых результатов обучения, воспитания и развития.

При разработке требований к результатам обучения, воспитания и развития необходимо опираться на:

Детализированное описание учебного предмета, раскрывающее, как, какими путями, в каких объектах содержания конкретизируются цели обучения

Деятельностный подход к обучению, согласно которому любые его результаты проявляются в соответствующей деятельности учащихся

Деятельностный подход, требующий учета реальных учебных возможностей учащихся, возрастных особенностей и уровни развития, обученности и воспитанности их.

Для описания учебной деятельности результатов обучения в программах используются традиционные термины: знать, уметь

Целесообразно учесть и выделить при этом следующие виды знаний, различающиеся по своим функциям:

Основные понятия и термины

Факты, законы науки

Теории, идеи

Знания о способах деятельности

Методологические знания

Оценочные знания

Исходя из того, что умения являются составной частью содержания образования как способ описания учебной деятельности, они должны входить необходимым компонентом в требования к учебной подготовке школьников. При этом важнейшие виды учебной деятельности при определении требований к умениям школьников могут быть сведены к следующим:

Специальные (или частные) умения, неразрывно связанные со знаниями, которые формируются у учащихся в процессе изучения конкретного предмета

Умения рациональной учебной деятельности (обобщенные учебные умения), являющиеся общезначимыми для учения (пользоваться различными источниками знаний, планировать и организовывать свою учебную деятельность, контролировать и корректировать результаты учебной деятельности, управлять своей деятельностью и т. п.)

Интеллектуальные умения, переставляющие собой ядро учебной деятельности, в которых проявляется развивающий эффект обучения (владение такими операциями, как анализ, синтез, обобщение, дифференциация, сравнение и аналогии и т. п.)

Для полноценной характеристики требований к ЗУН существенно указание на качество усвоения школьниками учебного материала и уровень овладения необходимой учебной деятельностью

IV .Информационно-методическая часть программы включает в себя рубрики:

Перечень учебно-методического комплекса по предмету

Список литературы для учителей.

2. Также основным элементом системы учебно-методического комплекса является учебное пособие для учащихся.

Содержание учебного пособия для учащихся должно учить школьника самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях ее решения, а не готовый результата. Само решение при этом важно ясно сформулировать, и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно-методический аппарат пособия: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные и проблемные и творческие вопросы и задания.

Предназначены для оказания помощи в качественной подготовке и проведения занятий учителем и учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с пособием: в такой книге и учитель и учащиеся найдут необходимые для себя материалы. Такой вариант учебной книги более привлекателен и для издательства. В методическом пособии раскрываются пути и методы изучения, даются наиболее эффективные подходы для организации образовательного процесса.

4. Рабочая тетрадь для учащихся.

Основная функция рабочей тетради – не столько организовать воспроизведение материала учебника, но и предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Рабочая тетрадь – это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и применения в практике. Основные принципы, предъявляемые к заданиям в рабочей тетради: научность, проблемность, вариативность .

Одной из главных функций рабочей тетради – является руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.

При разработке рабочей тетради рекомендуется отвести роль элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. При этом строить уроки таким образом, чтобы знания не давались в готовом виде, а мысль ученика была бы направлена на поиск, добывание знаний путем систематических наблюдений и осмысливания над фактами, их сравнения, анализ обобщения доступных учащимся выводов на основе выполнения несложных самостоятельных заданий по пройденным темам с включением нового материала.

Требования к содержанию и оформлению материалов учебно-методического комплекса дистанционного обучения

Учебно-методический комплекс (УМК) – основной информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала курса и обеспечения контроля знаний учащихся.

1. Требования к содержанию материалов

В состав каждого УМК курса дистанционного обучения входят:

  • Аннотация (название курса; предмет; класс; ФИО автора; значение курса (3-5 предложений); учебник, рекомендованный для изучения предмета в очном режиме; название и автор учебной программы по курсу)
  • Поурочное планирование курса с указанием формы проведения занятий (очная или дистанционная) и количества часов.
  • Уроки дистанционной формы обучения.
    • Конспект урока (текстовый материал, графические изображения, ссылки на ЦОР и т.п.);
    • Глоссарий, обеспечивающий толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала урока;
    • КИМы и практические, тренировочные задания для урока;
    • Цифровые образовательные ресурсы (видео-, аудио- материалы, интерактивные карты, схемы и др.);
  • Методические указания к проведению дистанционных уроков тьютором;
  • Список сокращений и аббревиатур;
  • Список литературы.

Все материалы дистанционного курса можно разделить на три категории:

Информационные ресурсы – предполагают отображение статической информации: ссылки, изображения, видеоролики, текстовые либо HTML-страницы (например, лекционный материал).

Инструменты контроля знаний – позволяют учащимся взаимодействовать с курсом, при этом результаты работы учащихся сохраняются в системе (например, задания или тесты).

Интерактивные элементы – предназначены для организации общения учащегося и учителя (например, форум).

Рассмотрим каждую из категорий более подробно.

1.1. Информационные ресурсы

Текст урока

Лекционный материал - теоретический материал урока, разбитый на темы. Каждую новую тему лучше помещать на отдельную страницу. При структурировании материала следует учитывать, что размер каждой темы не должен превышать более 3-4 экранов в Web-браузере. Обычно это соответствует 2-3 страницам текста в doc-файле при размере шрифта 12.

Страница лекционного материала может содержать: текст, изображения, различные списки, формулы, таблицы, ссылки на словарик, ссылки на другие элементы курса (например, на задание или тест), ссылки на любые загружаемые файлы, ссылки на каталог файлов загруженных в систему, ссылки на Интернет-страницы, видеофрагменты, аудиофрагменты, flash-ролики, презентации.

Ключевой задачей используемого иллюстрационного материала является создание мотивации к изучению содержания урока. За счет гиперссылок в системе предусмотрена возможность углубления и расширения знаний. Так, пользуясь навигационной системой (гиперссылками), обучающийся приобретает возможность:

  • получить справки по всей терминологии, используемой в учебных текстах, а также познакомиться с сопутствующими терминами (например, рубрика «Глоссарий»);
  • изучить биографии ученых (например, раздел «Биография»);
  • познакомиться с фрагментами первоисточников и документов по теме урока (например, раздел «Документы»);
  • ознакомиться с множеством интересных сведений (например, разделы «Материал для углубленного изучения» или «Это интересно знать»);
  • осуществлять исследования на основе сведений, изложенных в Интернет-пространстве, ориентироваться в котором учащемуся помогают соответствующие ссылки (например, раздел «Энциклопедия»);
  • получить рекомендации по изучению дополнительной литературы по теме урока (например, раздел «Библиотека»).

Вне зависимости от модели проведения урока преподаватель должен предоставить учащимся инструкцию по освоению материала данного урока, которая включает в себя:

  • формулировку ключевого вопроса урока, который должен мотивировать обучающихся к изучению нового материала и придать работе личностнозначимый смысл;
  • указание на то, что обучающиеся должны запомнить: включение опорного материала для запоминания;
  • указание на места в уроке, где было бы целесообразно остановиться и осуществить первичное закрепление знаний посредством прямого повторения или формулировки частичных выводов;
  • акценты на фрагментах содержания, задействованного в контрольных тестах урока;
  • ссылки на материалы, которые могут потребоваться обучающемуся при ответе на вопросы урока;
  • критерии оценивания тестов и индивидуальных заданий;
  • рекомендации по выполнению домашнего задания.

(Файлы загружаемые в систему (видеофрагменты, аудио-фрагменты, flash-ролики, презентации) должны быть помещены в отдельную папку и содержать в названии только латиницу и цифры).

Глоссарий (Словарик)

Система дистанционного обучения Moodle позволяет создавать и редактировать список определений, понятий (глоссарий). Записи глоссария можно найти или просмотреть в разнообразных форматах. Возможно автоматическое создание ссылки на глоссарий во всем курсе. Во время подготовки глоссария нужно указать следующее:

  • разрешены ли комментарии по записям (обучающиеся могут добавлять комментарии к статьям глоссария);
  • разрешить ли оценивать записи (если да, то укажите шкалу оценивания).

Лекция с элементами деятельности преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме (Приложение 1) . Она состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который обучающийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа он переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. Вопросы могут быть следующих типов: в закрытой форме (множественный выбор), верно/неверно, короткий ответ, числовой, на соответствие (Приложение 3) .

Навигация по уроку может быть прямой или более сложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала (Приложение 2) . Во время подготовки лекции с элементами деятельности нужно указать следующее:

  • является ли лекция тренировочной (т.е. лекция не оценивается учителем и в журнале не отображается);
  • какая максимальная оценка может быть получена за лекцию

(в диапазоне от 0 до 100%);

  • допускать ли обучающегося к пересдаче лекции (параметр определяет возможность прохождения учеником лекции более чем один раз). Например, учитель решил, что лекция содержит материал, который учащийся должен знать безупречно. В этом случае должна быть предусмотрена возможность повторно пройти лекцию. Если материал лекции используется в качестве экзамена, рекомендуется исключить возможность пересдачи;
  • какой будет оценка (средняя или максимальная) в случае, если обучающемуся разрешено повторно проходить лекцию (отвечать на вопросы);
  • крайний срок выполнения заданий (дата).

1.2. Инструменты контроля знаний

Вслед за каждым информационным текстовым блоком, в котором вводятся ключевые понятия и определения, обучающимся предлагаются задания, тесты и тренажеры, необходимые для формирования и развития практических навыков использования полученных знаний при решении конкретных задач, а также для организации контроля знаний. Выполнение заданий и тестов дает возможность обучающемуся понять, насколько полноценно им усвоен прочитанный материал, так как система автоматически осуществляет проверку и указывает на ошибки, допущенные при выполнении. Результаты заносятся в электронный журнал и хранятся в индивидуальном файле обучающегося, доступ к которому имеет он, преподаватель, тьютор, администратор. В случае неправильного ответа система может выдать подсказку в виде наводящих вопросов (настраивается преподавателем), либо предложить обучающемуся вновь вернуться к ранее изученному теоретическому материалу.

Рассмотрим более подробно используемые в ДО инструменты контроля знаний.

Задание

Задания позволяют преподавателю ставить задачу, для выполнения которой обучающийся должен подготовить ответ:

  • в виде файла, загружаемого в систему;
  • в виде нескольких файлов, загружаемых в систему;
  • в виде текста, набранного в системе на странице задания;
  • вне системы ДО (использует другие средства для публикации ответа, например блог, форум и др.).

Во время подготовки задания нужно указать следующее:

  • по какой шкале оценивается задание;
  • последний срок сдачи работы;
  • возможность нескольких попыток ответа (возможность высылать исправленные ответы после того, как они были уже оценены (для повторной оценки). Это может быть полезно в тех случаях, когда преподаватель хочет мотивировать учащихся на подготовку более качественных ответов.

Тест

Вопросы теста – набор стандартизированных заданий (вопросов), которые хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы повторно в этом же курсе (или в других). Это позволяет обучающемуся при повторном выполнении неправильно выполненных заданий работать с аналогичными тематическими заданиями, содержание которых не повторяет задания неправильно выполненного теста.

Вопросы могут содержать текст, изображения, видео или музыку.

Тесты, используемые при дистанционном обучении в среде Moodle, содержат (Приложение 3) :

  • задания, в которых ученикам предлагается выбрать вариант ответа из предложенного списка;
  • задания, в которых учащемуся предлагается ввести ответ с клавиатуры;
  • задания, в которых ученикам предлагается заполнить готовые формы предложенными элементами;
  • задания, в которых ученикам предлагается разместить понятия в правильном порядке;
  • задания, в которых ученикам предлагается решить кроссворд;
  • задания, в которых ученикам предлагается соотнести соответствующие элементы;
  • задания, в которых ученикам предлагается сортировать понятия по определенному признаку;
  • интерактивные задания, предполагающие моделирование учащимися конкретных ситуаций;
  • задания на построение учащимися различных графиков с возможностью задания начальных параметров.

Обширный контролирующий инструментарий среды дистанционного обучения позволяет преподавателю по результатам выполнения заданий учениками, не только выставлять оценки и давать комментарии, но дать возможность учащимися реализовать самоконтроль своих знаний - просмотреть ответы и комментарии к своим ошибкам.

При подготовке вопросов теста необходимо выделить другим цветом правильные ответы, а также обязательно указать следующие:

  • максимальную оценку теста, к которой будут пропорционально приведены оценки тестирования, например, установлена максимальная оценка для теста – 20 баллов, допуская, что тест внесет 20% в оценку за весь курс. Несмотря на то, что тест содержит 10 вопросов и может быть оценен в 50 баллов, итоговая оценка будет пропорционально пересчитана из расчета, что максимум – 20 баллов.
  • оценку для каждого вопроса, если они разной весовой категории;
  • последний срок выполнения теста;
  • время на прохождение теста (например, 20 минут);
  • количество попыток прохождения теста;
  • какое количество вопросов должно выбираться системой для включения в тест из существующего набора, и в каком порядке (система предусматривает возможность случайного выбора, т.е. можно составить и занести в систему 50 вопросов, а система будет выбирать 25 (или другое указанное количество) случайным образом);
  • менять ли порядок ответов при повторном предложении пройти тест;
  • метод выставления отметки (в случае нескольких попыток прохождения теста, оценка может быть выставлена по одному из вариантов: «самый высокий балл», «последний результат», «нижний балл» или «средний балл»);
  • возможность просмотра обучающимися результатов теста с указанием правильных ответов.

Опрос

Использование инструмента «Опрос» позволяет организовать голосование по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы. Преподаватель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. Во время подготовки опроса необходимо указать следующее:

  • срок выполнения (дата, после которой опрос становится недоступным);
  • показать ли обучающемуся результаты опроса после его ответа или только после закрытия (по дате) опроса;
  • показать ли обучающемуся результаты опроса анонимно, без показа имен слушателей;
  • разрешить ли изменять ответ.

Рабочая тетрадь

Существуют моменты в процессе обучения, когда необходим приватный диалог между преподавателем и обучающимся (не обязательно в режиме on-line). Для этого существует инструмент «Рабочая тетрадь». Это простой интерактивный элемент, который представляет собой текстовую область, доступ к которой имеет преподаватель и один обучающийся. То есть, разместив на курсе «Рабочую тетрадь», преподаватель, имеет множество тетрадей, по одной на каждого обучающегося. В течение определенного времени преподаватель и обучающийся могут добавлять свои записи в эту тетрадь в произвольной форме. Например, преподаватель просит учащихся высказаться на определенную тему. Обучающийся отвечает, и со временем может редактировать свой ответ. Ответы являются конфиденциальными и будут видны только преподавателю, который может комментировать и оценивать каждую запись.

Во время подготовки рабочей тетради можно указать шкалу для оценки ответов.

Семинар

Семинар – элемент для создания среды социальной рефлексии. Преподаватель задает тему семинара, регламент участия обучающихся. Первый этап работы семинара заключается в том, что обучающиеся выступают со своими сообщениями (докладами). На втором этапе обучающиеся могут оценивать доклады всех участников семинара. Оценивание производится на основе системы критериев, заданных преподавателем. Итоговая оценка вычисляется как взвешенная сумма оценок участников семинара: учащихся, автора доклада, преподавателя. Во время подготовки семинара нужно указать следующее:

  • на какое максимальное количество баллов может быть оценена работа участниками семинара;
  • скрыть ли имена авторов во время оценивания работ;
  • дату начала представления работ;
  • дату начала оценивания работ;
  • дату конца представления работ;
  • дату конца оценивания работ.

1.3. Интерактивные элементы

Wiki

Wiki-среда приспосабливает документы для совместного написания несколькими участниками, позволяя обучающимся работать вместе, добавляя, расширяя и изменяя содержимое. Принципы Wiki-среды достаточно просты:

  • текст может быть написан и сохранен;
  • любой участник обучения может прочитать этот текст и внести свои правки. Для этого нужно перейти на закладку «Редактирование» и внести свои изменения на страницу;
  • после сохранения новой версии она становится доступна всем;
  • предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены. Преподаватель может отследить вклад каждого учащегося, который работал над документом или участвовал в письменной дискуссии.

Форум

Форум – это место, где происходят все обсуждения. Форумы могут иметь различную структуру и содержат инструменты оценки сообщений. Сообщения форумов могут просматриваться в трех различных форматах и содержать вложенные файлы.

Подписавшись на форум, участник будет получать копии всех новых сообщений на свой e-mail. Преподаватель может подписать всех учащихся на участие в форуме.

Во время подготовки форума нужно указать следующее:

  • форму проведения форума:
    • простое обсуждение – состоит из одной темы. Используется для того, чтобы сфокусировать обсуждения на одной теме.
    • стандартный общий форум – открытый форум, в котором каждый участник может начать новую тему в любое время.
    • каждый участник открывает одну тему – в этом типе форума можно ограничить число создаваемых пользователями тем.
  • возможность оценивания сообщений обучающимися (если да, то необходимо указать шкалу оценивания).

Онлайн консультации/Чаты

Чат позволяет участникам проводить синхронные дискуссии в реальном времени через Интернет. Это полезный способ услышать различные точки зрения на интересующие темы. Во время подготовки чата нужно выбрать форму чата:

  • периодический чат – проводится в одно и то же время (например, раз в день, раз в неделю, в определённый день и время);
  • открытый чат – не имеет фиксированного времени проведения и доступен всегда.

2. Оформление материалов дистанционного курса для размещения в среде ДО

Текстовый материал (лекции, задания, вопросы в тестах и т.д.)

  • Текст следует печатать в текстовом редакторе шрифт Times New Roman, размер (кегль) – 12, цвет – черный.
  • Разрешается использовать тип шрифта «полужирный», «курсив», «подчеркнутый», цветной шрифт, выделение цветом для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах.
  • Запрещается автоматический перенос слов.
  • Каждую тему следует начинать с новой страницы.
  • Заголовки и подзаголовки следует выделять относительно текста. Точка в конце названия заголовка и подзаголовка не ставится.
  • Расстояние между заголовком и подзаголовком – одна пустая строка. Расстояние между заголовками (подзаголовками) и текстом – одна пустая строка.
  • Нумерованный и маркированный список может иметь несколько уровней. Можно комбинировать разные списки.
  • Расстояние между списком и текстом – одна пустая строка.

Иллюстрированный материал

  • В материалах курса желательно использовать иллюстративный материал: схемы, картинки, диаграммы.
  • Иллюстрированный материал следует располагать по центру страницы, если он не является частью текста.
  • Название рисунка оформляется по центру тем же шрифтом, что и основной текст курса. Точка в конце названия рисунка не ставится.
  • Нумерация рисунков должна содержать номер темы и номер рисунка по порядку. Например, в теме 2 рисунок 3 будет иметь нумерацию «Рис. 2.3».
  • Ссылка на рисунок должна быть по тексту до рисунка и оформлена в круглых скобках, например, «Количество участников проектов в течение 4 лет (рис. 2.3.) можно представить….»
Рис. 2.3. Количество участников проектов

Таблица

  • Нумерация таблицы должна содержать номер темы и номер таблицы по порядку. Например, в теме 2 таблица 1 будет иметь нумерацию «Таблица 2.1».
  • Название таблицы оформляется посередине полужирным шрифтом. Точка в конце названия таблицы не ставится.
  • Ссылка на таблицу должна быть по тексту до таблицы и оформлена в круглых скобках, например: «В данном случае количество участников проектов увеличивается (табл. 2.1)...»

Таблица 2.1.

  • Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу вручную запрещается. Компьютер сам сделает это автоматически, но при этом не нарушит связи.

Формулы

  • Формулы, содержащиеся в тексте материала, располагают на отдельных строках.
  • Нумерация должна содержать номер темы и номер формулы по порядку, которая записывается на уровне формулы справа в круглых скобках. Например, в теме 3 формула 2 будет иметь нумерацию (3.2).
  • Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были разъяснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается со слова «где», без двоеточия после него.
  • Пояснение переменных формулы следует располагать после формулы, шрифтом Times New Roman, размер (кегль) – 10.
  • Например,
(3.2)

CFi - поток денежных средств или доход; IC – сумма инвестиций (капитальных вложений) в осуществление проекта; r – ставка дисконтирования, доли единицы; i – номер частного периода в расчетном периоде времени n (i = 1, 2, …,n); n – расчетный период, число лет (месяцев).

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые образовательные ресурсы (видео-, аудио- материалы, интерактивные карты, схемы и др.) должны быть сохранены в отдельной папке и содержать в названии только латиницу и цифры. Объем файла, содержащего ресурс, не более 2 мб.

Графические объекты

Графические изображения внедряются в документ, и сохраняются отдельными файлами в структуре папок УМК. Имена файлов задаются латинскими строчными буквами. Формат графических файлов: GIF и JPEG.

Сканирование рисунков выполняется с разрешением 300 dpi.

Объем файла, содержащего графический объект не более 100 кb.

Список литературы

  • Названия литературных источников должны оформляться следующим образом: Деева А. И. Инвестиции. – М.: Логос, 2005.- 397с.
  • В случае если учебное издание выполнено под редакцией какого-либо автора, оформление будет выглядеть следующим образом: Экономическая оценка инвестиций: теория и практика: Учебник/Под ред. проф. В. Е. Есипова – М.: Финансы и статистика, 2006.- 287с.
  • Статьи из периодической печати (журналы, газеты): Павлова В.А. Управление инвестиционными проектами // Аудит и финансовый анализ.- 2005.- № 3.- С.14-19.
  • Последними в списке литературы следует указать официальные Интернет – ресурсы, данные из которых используются в материалах курса.

Приложения

  • Приложения следуют за списком литературы. Каждое приложение следует начинать с нового листа и нумеровать по порядку.
  • С основного текста или задания необходимо сделать ссылку на приложение.
  • Название приложения оформляется по центру. Точка в конце названия приложения не ставится.

3. Критерии оценивания учебно-методического комплекса дистанционного обучения

№ п.п Критерий оценки
1. Аннотация
2. Поурочное планирование курса
3. Целеполагание
. Наличие четко сформулированных целей и задач урока.
. Достижение данной цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования и т.д.).
4. Содержание урока
. Соответствие содержания урока государственному стандарту.
. Оптимальность, глубина, научность, полнота содержания учебного материала для различных этапов урока и видов деятельности обучающихся.
. Соответствие содержания урока возрастным особенностям обучающихся.
. Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с разным уровнем подготовки.
. Наличие межпредметных связей на уроке.
. Ориентированность заданий не только на расширение объема знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого обучающегося.
5. Технология, методы и средства обучения (с учетом возможностей ДОТ)
. Соответствие выбора форм, методов и средств обучения целям и содержанию урока.
. Выбор оптимальной структуры урока (с учетом времени непосредственной работы обучающегося с ПК на основе СанПиН, предусмотрены паузы для выполнения упражнений, рекомендованных при работе с ПК для соответствующей возрастной категории).
. Способы мотивации обучающихся к учебной деятельности и развития познавательного интереса; поддержание устойчивого внимания обучающихся.
. Наличие системы гиперссылок, обеспечивающих активную познавательную позицию обучающихся, позволяющих углубить и расширить знания в процессе изучения темы.
. Уровень организации познавательной деятельности обучающихся (использование различных средств обучения: заданий различного характера; образцов; инструкций, алгоритмов; опор (схем, моделей и др.); ключей для самоконтроля; временных ограничителей; информационных источников).
. Реализация различных видов заданий с учетом требований системы ДО.
. Обратная связь на уроке. Организация общения с тьютором (форумы, чаты и т.д.).
7. Использование цифровых образовательных ресурсов
. Достаточность и содержательная целесообразность использования ЦОР, ресурсов сети Интернет в представленном уроке.
. Разнообразие представленных форм деятельности с использованием ЦОР (работа с интерактивными схемами, картами, моделями и др.).
. ЦОР обеспечивают и повышают эффективность обучения.
7. Психологический климат урока
. Создание благоприятного психологического климата с учётом возрастных особенностей обучающихся.
. Использование здоровьесберегающих технологий.
. Создание ситуации успеха на уроке.
. Использование заданий творческого характера для раскрытия потенциала обучающихся.
8. Результативность урока
. Способы мониторинга процесса усвоения знаний.
. Обеспечение самооценки обучающихся.
. Подведение итогов урока.
9. Оригинальность предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебнометодических комплексов
10. Культура оформления конкурсного материала
. Соблюдение требований к предъявлению конкурсных материалов.
.

Приложение 1

Лекция с элементами деятельности

Дистанционное обучение может быть эффективным только в том случае, если будет выгодно отличаться от традиционного. Например, простой перевод материала обыкновенного учебника в электронный вид не только не предоставляет никаких преимуществ, но и имеет свои недостатки: большие объемы текстовых материалов сложно воспринимаются с экрана монитора. Использование технологии «Лекция с элементами деятельности» реализует следующие задачи:

  • предоставление ученикам возможности асинхронной работы с материалом в гипертекстовом представлении;
  • предоставление ученику возможности самому управлять глубиной погружения в тему, в связи с чем материал разбивается на основной (обязательный к изучению, покрывающий образовательный стандарт) и дополнительный, выстраивается удобная навигация между ними;
  • снижение отрицательного эффекта чтения текстов с экрана за счет сокращения объемов текста и оснащения его иллюстративным материалом;
  • переход от простого чтения текстов с экрана к активной деятельности, для чего лекции насыщаются интерактивными деятельностными элементами и вопросами между параграфами.

Лекция с элементами деятельности состоит из параграфов с теоретическим материалом и страниц с вопросами между параграфами (Приложение 2) .

  1. Название лекции: одной фразой, кратко (до 5 слов), уникально.
  2. Аннотация: должна дать ученику представление о содержании лекции, мотивировать его на изучение лекции. Это интегральная (обобщающая) характеристика лекции. Аннотация должна быть максимально краткой.
  3. Размер: оптимальный объем лекции 3-5 параграфов, наличие более 7 параграфов нежелательно, более 9 – недопустимо.
  1. Краткость и наглядность: текст необходимо излагать кратко и иллюстрировать наглядным материалом (рисунки, схемы, таблицы, диаграммы и т.п.);
  2. Размер: размер одного параграфа не должен превышать 2-х-3-х экранов;
  3. Смена вида деятельности: в каждом параграфе лекции должна присутствовать смена вида деятельности. Наилучший вариант – 1 интерактивный элемент в каждом параграфе. Этот элемент не должен являться просто наглядным материалом, он должен быть направлен на вовлечение учащегося в деятельность;
  4. Обоснованность: каждый анимационный и/или интерактивный инструмент должен использоваться обоснованно. Не должно быть «мультимедиа ради мультимедиа».
  5. Акцентирование: рекомендуется использовать дополнительное оформление для примеров и замечаний. Например:

Замечание. Используйте оформление песочного цвета в тех случаях, если для контента могут быть употреблены вводные слова «Обратите внимание,...»

Пример. Не стоит злоупотреблять оформлением зеленого цвета. Используйте его в тех случаях, если для контента может быть употреблено вводное слово «например,...»

  1. Дополнительный материал: регулировать размер параграфа можно вынесением необязательного для изучения материала в дополнительный. При этом еще одна очень важная функция дополнительного материала: выстраивание индивидуальной образовательной траектории – обучающийся сам выбирает глубину погружения в тему. Дополнительный материал можно преподносить обучающемуся следующим образом:
  • Примечания: используются для создания краткой текстовой вспомогательной информации. Оптимальный объем – 50-100 символов, предельный – 300.
  • Гиперссылки: осуществляют переход по ключевому слову к скрытому фрагменту лекции. Гиперссылка «вглубь» позволяет структурировать материал данной лекции. Создавать гиперссылки внутри гиперссылки не рекомендуется. Возможные варианты гиперссылок «вглубь»:
    • это интересно;
    • первоисточники;
    • исследуем проблему;
    • экскурс в историю;
    • видеоматериалы.
  • Глоссарий: в глоссарий выносятся термины, необходимые для понимания лекции. Возможные категории глоссария:
    • общие термины;
    • аббревиатуры;
    • специальные термины;
    • справочник персоналий.
  1. Количество: лекция должна содержать как минимум один вопрос после первого параграфа и не менее двух вопросов после каждого последующего, один из которых по текущему параграфу, а остальные – по предыдущим.
  2. Сложность: вопросы не должны выходить за рамки уже изученных лекций. Наилучший вариант, если ответ на вопрос содержится в параграфе.
  3. Дистрактор (отвлекающий ответ) – вариант ответа на тестовое задание закрытого типа, похожий на правильный, но не являющийся таковым. Желателен подбор дистракторов, отражающих типичные ошибки.

1.1. Настоящее Положение определяет требования к структуре и содержанию учебно-методического комплекса (далее - УМК) по учебной дисциплине (модулю) основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее - ООП ВПО), устанавливает порядок его разработки (переработки) и утверждения.

1.2. УМК - совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному формированию компетенций обучающегося в рамках учебной дисциплины (модуля).

1.3. В состав УМК входят учебно-методические документы, обеспечивающие все виды занятий, самостоятельную работу обучающихся, учебные и производственные практики, реализацию образовательных технологий, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

1.4. Типоваяструктура УМК по дисциплине (модулю) включает: рабочую программу дисциплины (модуля); планы семинарских занятий; планы лабораторных (практических) занятий и методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы.

1.5. В случае проведения практики по дисциплине (модулю), программа практики включается в состав УМК. Отдельно разрабатываются и не включаются в УМК программы практик междисциплинарного характера.

1.6. В УМК также могут включаться методические материалы, обеспечивающие учебный процесс и самостоятельную работу обучающегося: рабочая тетрадь студента (РТС), методические рекомендации по подготовке письменных работ, конспект-организатор, тексты ситуаций для анализа, сценарии деловых и ролевых игр, ридеры, словари терминов и персоналий, презентации и т.п.

1.7. Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на реализацию компетентностной модели выпускника.

1.8. Основные задачи УМК:

· четкое определение места и роли дисциплины (модуля) в ООП ВПО;

· фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины (модуля);

· отражение современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с формированием соответствующих компетенций;

· последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранения дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами (модулями) ООП ВПО;

· распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой обучающихся;

· внедрение передовых образовательных технологий в учебный процесс;

· планирование и организация самостоятельной работы обучающихся с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

· определение круга источников, учебной, методической, научной и иной литературы, необходимых для освоения дисциплины (модуля), и формирования библиографического списка;

· определение оптимальной системы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.9. Нормативно-методической базой разработки УМК являются:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»;

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки;

Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

Примерные ООП ВПО и примерные программы дисциплин, разработанные Учебно-методическими объединениями вузов (далее - УМО);

Устав РГГУ;

Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования;

Положение о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования;

Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

настоящее Положение.

1.10. УМК разрабатывается и оформляется в соответствии с Рекомендациями по методическому обеспечению основной образовательной программы высшего профессионального образования и Рекомендациями по использованию в учебном процессе образовательных технологий.

2. Требования к содержанию УМК

2.1. Рабочая программа дисциплины (модуля)

2.1.1. Аннотация

Аннотация дисциплины предназначена для ознакомления абитуриентов, студентов и преподавателей со спецификой учебного курса. В аннотации указывается статус дисциплины (модуля), ее адресат, сведения о факультете и кафедре, подготовившей рабочую программу, предметная область дисциплины, компетенции, сформированные в ходе ее изучения, виды и формы контроля, организационные формы изучения, ее общая трудоемкость.

2.1.2. Пояснительная записка

В пояснительной запискеформулируются:

· место дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

2.1.3. Структура дисциплины (модуля)

Структура дисциплины (тематический план) включает в себя все темы курса и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, семинары, лабораторные (практические) занятия, консультации, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

Автор программы самостоятельно определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь логической последовательностью изложения материала, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса.

2.1.5. Образовательные технологии.

Образовательные технологии направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Это предполагает сочетание традиционных лекционно-семинарских форм учебной деятельности с широким использованием активных и интерактивных способов проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов и др.). Соотношение различных форм занятий определяется целью основной образовательной программы, содержанием дисциплины (модуля) в соответствии с ФГОС ВПО.

2.1.6. Система текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов по учебной дисциплине (модулю)

Система контроля знаний обучающихся по учебной дисциплине (модулю) выстраивается в соответствии с учебным планом ООП ВПО, определяющим виды и формы текущего (контрольная работа, реферат, тестирование, коллоквиум и т.п.) и промежуточного (зачет, экзамен) контроля, и принятым в РГГУ Положением о системе контроля качества освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Система контроля, закрепляет виды и формы текущего контроля знаний, сроки проведения, требования, критерии оценки, а также виды промежуточного контроля знаний по дисциплине (модулю), его сроки и формы проведения (устный зачет/экзамен, письменный зачет/экзамен и т.п.) и критерии оценки.

Виды, формы и график проведения контроля определяются руководителем ООП ВПО и разрабатываются кафедрой, обеспечивающей преподавание дисциплины, и доводятся до сведения студентов на первом занятии по дисциплине (для студентов заочной формы обучения - на установочных лекциях).

2.1.7. Оценочные средствадля текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (зачет, экзамен) и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.

2.1.8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) содержит список, состоящий из следующих разделов:

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

Рекомендуемые в списке учебники, учебные пособия и научная литература должны соответствовать изданиям и электронным ресурсам, имеющимся в наличии в фонде Научной библиотеки РГГУ, постоянно пополняющемся в соответствии с заявками кафедр. В списках основной литературы указываются страницы для изучения.

Списки основной учебной литературы по дисциплинам базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла должны содержать печатные/электронные издания за последние 5 лет, по дисциплинам базовой части других циклов и вариативной части всех циклов - за последние 10 лет .

2.1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины (модуля)могут указываться необходимое для обучения оборудование, демонстрационные приборы, мультимедийные средства, учебные фильмы; требования к аудиториям - компьютерные классы, специально оборудованные аудитории и лаборатории и т.д.

2.2. План семинарских занятий

Тематические разделы плана семинарских занятий включают название темы и количество часов на ее изучение, вопросы для изучения и обсуждения, контрольные вопросы, список источников и литературы, обязательных для изучения (с указанием страниц), и дополнительных. Все перечисленные названия должны соответствовать общему списку источников и литературы по дисциплине. Количество вопросов плана семинарского занятия зависит от определенного тематическим планом курса времени на изучение данной темы.

При проведении семинарских занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

2.3. План лабораторных (практических) занятий и методические указания по их выполнению

Тематические разделы плана включают названия тем лабораторных (практических) занятий, количество часов на их выполнение, указания по выполнению заданий, контрольные вопросы для определения степени усвоения учебного материала, список источников и литературы по темам занятий с указанием страниц для изучения, соответствующий списку рабочей программы дисциплины.

Указания по выполнению заданий должны характеризовать последовательность действий студента, обращать его к ранее полученным теоретическим знаниям, концентрировать внимание на наиболее важных и сложных моментах. При проведении занятий в интерактивной форме (деловая, ролевая игра, диспут, дебаты, ток-шоу и т.п.) разрабатываются их описания с указанием цели занятия, правил его проведения, ролей, функций и схемы взаимодействия участников, системы оценки.

Методические рекомендации предназначены для рационального распределения времени обучающегося по разделам дисциплины (модуля) и по видам самостоятельной работы. Они составляются на основе сведений о трудоемкости дисциплины (модуля), ее структуре, содержании и видах работы по ее изучению, а также учебно-методического и информационного обеспечения. В разделе «Рекомендации» могут быть указаны: материалы, необходимые, для подготовки к занятиям (разделы книг, статьи и т.д.), ссылки на планы семинарских занятий и лабораторных работ, вопросы и задания для самостоятельной работы, указана внутренняя взаимосвязь и преемственность всех видов работы по формированию заявленных компетенций.Методические рекомендации могут быть представлены как в текстовой, так и в табличной форме.

2.5. Программа практики

Программа практики предназначена для методического обеспечения ее проведения, выработки единообразных требований к прохождению практики и форм отчетности.

Программа практики включает следующие разделы:

2.5.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка к программе практики включает: Формы проведения практики;

сновной образовательной программы;

· цель и задачи практики;

· место практики в структуре ООП ВПО;

· формы проведения практики;

· место и время проведения практики;

· компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

2.5.2. Структура и содержание практики

Структура и содержание практики включает в себя все темы практики и количество часов, отведенных на их изучение, с разбивкой по видам занятий (лекции, лабораторные (практические) занятия, самостоятельная работа и пр.), формы текущего контроля и промежуточной аттестации.

К видам учебной работы относятся ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, выполнение практических заданий под руководством преподавателя и самостоятельно.

2.5.3. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

Указываются технологии, используемые при выполнении различных видов работ на практике.

2.5.4. Система текущего и промежуточного контроля прохождения практики

Указываются формы отчетности (собеседование, заполнение дневника практики, составление и защита отчета, дифференцированный зачет и др. формы аттестации), критерии оценивания.

2.5.5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по этапам практики, осваиваемой студентами самостоятельно.

2.5.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Список состоит из следующих разделов:

Источники (основные, дополнительные);

Литература (основная, дополнительная);

Справочные и информационные издания;

Программное обеспечение;

Ресурсы Интернет.

2.5.7. Материально-техническое обеспечение практики

Указывается необходимое для проведения практики материально-техническое, аудиторное обеспечение (специально оборудованное помещение, лаборатория, кабинет), измерительные и вычислительные комплексы, организационная техника и т.п.

3. Разработка УМК

3.1. УМК разрабатывается по каждой дисциплине (модулю) учебного плана по соответствующему направлению подготовки (специальности).

3.2. Допускается разработка одного УМК по дисциплине для нескольких направлений подготовки (профилей подготовки), специальностей (специализаций) при условии совпадения названия дисциплины в учебных планах, содержания общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций и содержания курса.

3.3. Ответственность за разработку УМК возлагается на кафедру или учебно-научный центр (далее - кафедра), за которыми закреплено преподавание дисциплины (модуля). Ответственным исполнителем разработки УМК является заведующий кафедрой или руководитель учебно-научного центра (далее - заведующий кафедрой).

3.4. Непосредственный исполнитель разработки УМК назначается заведующим кафедрой из числа преподавателей кафедры. УМК может разрабатываться коллективом преподавателей.

3.5. Для разработки УМК руководитель ООП ВПО направляет на кафедру, разрабатывающую УМК, проектное задание, в котором отражаются сведения о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечень компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количество часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом.

3.6. Работы, связанные с разработкой УМК, вносятся в индивидуальные планы преподавателей.

  1. Утверждение УМК

4.1. Утверждение УМК осуществляется при его первичной разработке и в случае единовременного внесения в него существенных изменений.

4.2. УМК утверждается кафедрой и руководителем ООП ВПО.

4.4. УМК с визой автора-составителя (руководителя коллектива) передается на рассмотрение и утверждение кафедры. В ходе рассмотрения оценивается содержание УМК, а также соответствие требованиям ФГОС ВПО и ООП ВПО. При отсутствии замечаний УМК утверждается кафедрой. При наличии замечаний УМК возвращается на доработку.

4.5. Утвержденный кафедрой УМК передается для утверждения руководителю ООП ВПО, в рамках которой реализуется данная дисциплина. Руководитель ООП ВПО оценивает УМК с точки зрения соответствия проектному заданию, в том числе отражения в нем сведений о месте дисциплины (модуля) в структуре учебного плана, перечня компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины (модуля), количества часов и зачётных единиц в соответствии с учебным планом и т.п. При отсутствии замечаний руководитель ООП ВПО утверждает УМК. При наличии замечаний УМК возвращается на кафедру.

6. Доступность УМК

6.1. УМК хранится на бумажном и электронном носителях у руководителя ООП ВПО в документах ООП ВПО и на кафедре, за которой закреплено преподавание данной дисциплины (модуля), а также в учебно-методическом кабинете.

6.2. Электронная версия УМК размещается руководителем ООП ВПО в общеуниверситетской базе данных «Компас».

6.3. Руководитель ООП ВПО, заведующий кафедрой, заведующий учебно-методическим кабинетомобеспечивают доступность УМК профессорско-преподавательскому составу и обучающимся.