Система образования в российской федерации основные компоненты. Отличительные особенности российской системы образования

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы . Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Принципы государственной политики в образовании (См Закон РФ «Об образовании» от 01.01.05, ст.2.)
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
светский характер образования в государственных учреждениях;
свобода и плюрализм в образовании;
демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Образовательные учреждения (См. Закон РФ «Об образовании», ст.12)

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). К образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные: детские сады.
Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, лицеи, гимназии.
Профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования): училища, колледжи, УОР, академии, институты, университеты, аспирантура.
Специальные (коррекционные) для обучения детей с отклонениями в развитии: для слабослышащих, слабовидящих. Учреждения дополнительного образования для детей: музыкальные, художественные школы, центры, клубы, курсы.
Учреждения для детей-сирот , оставшихся без попечения родителей (законных представителей): интернаты, детские дома.
Учреждения дополнительного образования для взрослых: курсы, институты повышения квалификации, переподготовки.
Дополнительное образование (ст.26). Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Образовательные программы (См. Закон «Об образовании», ст.9).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программы подразделяются на два вида: общеобразовательные (основные и дополнительные) , направленные «на формирование общей культуры личности, адаптацию ее к жизни в обществе», и профессиональные (основные и дополнительные) , направленные «на решение задач последующего повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации». Образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, реализуют одну или несколько образовательных программ.
В УОР №1 Екатеринбург реализуется три образовательные программы: основного общего образования (9 кл), среднего (полного) общего образования (10 – 11 кл), среднего профессионального образования (1 – 3 курс).
Граждане могут использовать разные формы получения образования (ст.10): в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Органы управления образованием (См. Закон «Об образовании», ст.37)

К органам управления образованием относятся федеральные (общегосударственные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные). Каждая ступень органов управления обладает своей компетенцией. В целом управление – процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб. Функции управленческих органов: разработка образовательных программ и стандартов, аккредитация и аттестация учреждений и учителей, формирование образовательной инфраструктуры, финансирование, прогнозирование развития образования. Органы управления руководят выпуском учебников, учебных пособий и средств, организуют подготовку и переподготовку кадров для образования, обеспечивают развитие педагогической науки.
Органы управления образованием УОР №1 Екатеринбург: Министерство образования РФ (Министр образования РФ – Фурсенко А.А.); Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (Министр МОПО-Нестеров В.В.);

Образовательные стандарты (ст.7)

Государственные образовательные стандарты (включающие федеральные и региональные компоненты)– это обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной и профессиональной программы с уровнем усвоения, обеспечивающим дальнейшее обучение или работу. Государственный образовательный стандарт СПО для УОР №1 утвержден в 2002 году Государственным комитетом РФ по ФК и С. Содержит государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0307 «Физическая культура» (базовый уровень СПО). Квалификация – педагог по ФК и С.
В настоящее время вузы России переходят на систему многоуровнего образования, в тот числе педагогического, в связи с вступлением России в Болонский процесс и принятия обязательных для исполнения подходов к стратегии развития профессионального образования в условиях единого европейского образовательного пространства, в т.ч. переходе к системе «бакалавр-магистр». Система включает в себя следующие уровни: 1) общее высшее образование – срок обучения 2 года; 2) базовое высшее педагогическое образование (бакалавриат ) – срок обучения 2 – 3 года; 3) полное высшее педагогическое образование (магистратура ) – срок обучения 1 – 2 года.

Современное образование должно быть ориентировано не столько на изучение неизвестного, как на расширение знаний об известных предметах. В этом состоит принцип последовательности и систематичности образования.

Также до углубленного (специального или вузовского) изучения какой-либо темы в образовательной практике преобладает изучение информации о предметах, а не практика и исследование реальных объектов. Тогда как действительно качественного обучения можно достичь только в условиях свободного выбора элементов обучения учащимися.

Об этих и других принципах в области образования пойдет речь в данном материале. Каждый педагог должен строить свою деятельность именно на этих общих правилах.

Основные принципы образования

Принципы обучения формируются на основе исследования всего предыдущего опыта образовательной деятельности. Принципы образования необходимы, чтобы укрепить существующую практику, стать теоретической основой деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших, средних и старших школ, преподавателей средних специальных учебных заведений и вузов.

Все эти правила прочно взаимосвязаны. Применение в педагогической практике только отдельных принципов образования не даст эффективного результата.

Целостность системы (как в Российской Федерации, так и в других странах) обеспечивается общей целью обучения и общими принципами. Все эти правила, конечно, не являются догмами. Как правило, они обусловлены целями учебного процесса. Принципы образования являются исходными нормативными требованиями, возникают на основе педагогического опыта, формулируются в процессе научного исследования учебного процесса. Принципы могут меняться с течением времени под влиянием исторических условий или педагогических систем, так как призваны отвечать потребностям общества, людей, государства.

В современной практике общими принципами организации учебного процесса предлагаются формулировки Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов. Основными дидактическими принципами являются следующие:

  • научности, объективности, обоснованности;
  • связи теоретического обучения с практической деятельностью;
  • систематичности и последовательности обучения;
  • доступности, но и необходимой степени трудности;
  • разнообразия методов обучения, наглядности предметов и явлений;
  • активности как со стороны учителя, так и со стороны учащегося;
  • прочности знаний, навыков и умений в сочетании с опытом практической (творческой) деятельности.

Дошкольное образование

Выше перечислены общие правила системы образования, но есть и специальные, характерные для учебно-воспитательного процесса дошкольников, например. Принципы дошкольного образования включают в себя:

  • защиту, поддержку детства во всем его разнообразии;
  • учет в процессе обучения социальной и этнокультурной принадлежности детей;
  • содействие активному сотрудничеству взрослых и детей в процессе развития последних, социализации;
  • создание благоприятной обстановки для развития каждого ребенка;
  • приобщение дошкольников к традициям общества, семьи и государства, социокультурным нормам;
  • сохранение уникальности периода детства;
  • формирование социокультурной среды, которая соответствует индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • обеспечение полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного возраста и так далее.

Федеральный закон об образовании в России выделяет десять основных образовательных направлений в программе дошкольного образования, а именно: физическую культуру, труд, музыку, социализацию, здоровье, безопасность, коммуникацию, познание, художественное творчество, чтение литературы для детей дошкольного возраста. В рамках этих направлений в соответствии с принципами образования происходит социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Специальное и дополнительное образование

Система устойчивых требований к образовательному процессу характерна и для других видов обучения, например, специального и дополнительного образования. Так, основными принципами специального образования, т.е. обучения детей с физическими отклонениями или трудностями в освоении знаний, в нашей стране принято считать:

  1. Раннюю педагогическую помощь, что означает своевременное определение образовательных потребностей ребенка, помощь в освоении знаний.
  2. Подчиненность воспитания уровню социального развития.
  3. Развитие речевой деятельности, мышления и коммуникации, т.е. удовлетворение потребности в помощи по развитию мышления, речи и общения.
  4. Индивидуальный подход, этот принцип требует осуществления образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.
  5. Деятельный подход воспитателя-преподавателя, что означает обеспечение учебного процесса, отвечающего возрасту, особенностям конкретного ребенка.
  6. Необходимость специального педагогического руководства - это значит, что специальное (корректирующее) образование должно осуществляться с привлечением высококвалифицированных педагогов, психологов и других специалистов.
  7. Коррекционно-педагогическая направленность, то есть гибкое соответствие методов, техник обучения и образовательных программ характеру нарушений ребенка, их выраженности и структуре.

Что касается дополнительного образования, принципы во многом соответствуют общим, ведь такое обучение призвано удовлетворять потребности человека к духовно-нравственному, физическому, интеллектуальному или профессиональному совершенствованию, как общие. Среди правил можно выделить:

  • демократизм, т.е. возможность свободного выбора сферы деятельности;
  • единство обучения, развития и воспитания;
  • учет особенностей и задатков учеников при включении их в различную деятельность;
  • ориентацию на личные способности, интересы и потребности ребенка;
  • признание ценности взаимодействия детей и взрослых и так далее.

Принцип доступности обучения

Этот принцип предполагает доступность объяснения предметов и явлений на понятном для ученика языке. Обучение не должно быть слишком легким, учебные программы должны строиться так, чтобы оптимально отвечать возрастным особенностям, интересам и индивидуальности учащихся, жизненному опыту. Нужно давать возможность ученикам самостоятельно находить истину, приобщая их к процессу поиска и познания, а не просто констатировать факты. Обучение должно идти от легкого к трудному, от того, что близко, к тому, что далеко, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Нельзя искусственно ускорять процесс освоения знаний.

Принцип научности и обоснованности

Согласно этому принципу, содержание образования должно быть основано на фактах, выражать реальное состояние современных наук. Это же положение зафиксировано в учебных программах, образовательных программах, учебниках для школ, учреждений среднего специального образования и вузов. Этот принцип является одним из определяющих для светских заведений, тогда как в религиозных учебных заведениях главенство отдается религиозной вере.

Связь теории с практикой

Принцип связи теоретического обучения с элементами практического познания нацеливает на необходимость сомнения, проверки приведенных в теории положений с помощью практики. Также нужно определять связь изучаемой информации с другими дисциплинами и с жизненным опытом.

Принцип выбора образовательной траектории

Учащийся должен иметь возможность выбора основных компонентов обучения. Образовательная программа должна реализовываться только в условиях свободы выбора элементов учебной деятельности. Нужно дать обучающемуся выбор способов достижения целей, темы практической или творческой работы, формы ее выполнения, стимулировать его делать собственные выводы, давать аргументированные оценки.

Принцип сознательного обучения

Этот принцип образовательной системы в чем-то связан с доступностью образования. Согласно принципу сознательного обучения, ученик должен не просто выучить какой-то материал наизусть, запомнить его, но и понимать суть конкретного предмета или явления. Содержание обучения должно надолго закрепляться в памяти учащихся, становиться основой поведения. Такой результат достигается только в связи с другими принципами образования, а именно систематичностью, последовательностью, активным взаимодействием учители и ученика.

Принцип последовательности

Преподавание должно вестись в определенном порядке, быть системой, построенной логично. Материал должен подвергаться четкому и логическому планированию, делиться на полные разделы, шаги, модули. Также в каждой программе нужно обязательно устанавливать центральные понятия, подчиняя им все остальные части курса или отдельной лекции.

Принцип наглядности

Принцип наглядности является одним из старейших правил образования. Для повышения эффективности обучения нужно привлекать все органы чувств к восприятию учебного материала. Нужно представлять обучаемым все, что можно увидеть (для восприятия зрением), можно услышать (слухом), почувствовать на вкус (с помощью вкусовых рецепторов), потрогать (путем осязания). Самым информативным является именно зрение.

Принцип активности учеников

Учебный процесс строится на взаимодействии учителя и ученика, что вытекает из структуры всей образовательной деятельности. Процесс обучения требует от ученика высокой активности. Главная роль в этом процессе, конечно, принадлежит педагогу, но это не означает, что учащиеся остаются пассивными в процессе обучения.

Светский характер образования

Принцип обозначает свободу образовательного учреждения от прямого воздействия религии и основывается на свободе вероисповедания, совести граждан. В России принцип сохраняется на основе ч. 1 ст. 14 Конституции, которая предполагает свободу выбора веры.

Воспитательные принципы

Образовательная система ставит перед собой цель не только обучения, но и воспитания полноценной личности. Принципами воспитания, которым необходимо следовать и в рамках реализации учебного процесса, являются:

  • единство поведения и воспитания, ведь если учитель, например, будет говорить одно, а делать противоположное, то это ни к чему положительному для учеников не приведет;
  • связь воспитания и существующих социальных условий, т.е. нельзя учить тому, что уже утратило значимость в современном мире;
  • развитие творческой деятельности и самостоятельности ученика;
  • единство и целостность воспитательного процесса, что заключает в себе следование одним и тем же нормам, принципам и требованиям, в учебном процессе не должно быть расхождений.

Принципы обучения в России

В РФ принципы системы образования определяются федеральным законом «Об образовании». Государственная политика нашей страны признает приоритетность обучения и обеспечивает право каждого на получение образования. Также закон устанавливает гуманистический характер обучения, обеспечение свобод личности, правовой культуры, патриотизма и гражданственности, рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде, сохранение здоровья и популяризацию ведения здорового образа жизни.

Принципы образования в РФ устанавливают единство образовательного пространства, для обеспечения которого создаются стандарты на всех уровнях осуществления образовательного процесса. Закон определяет автономию образовательных учреждений, свободу и академические права работников образования и обучающихся, демократический характер образовательной системы в России.

Итак, в статье рассмотрены общие принципы образования, которые характерны для среднего, специального, дошкольного и дополнительного образования. Также приведена краткая характеристика принципов в нашей стране. Можно сказать, что нормы, принятые в России, полностью отвечают международным стандартам. Более того, большинство основных принципов образования сформулировали именно российские педагоги.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


по курсу: Экономика устойчивого развития

на тему: Система образования на современном этапе в Российской Федерации


Выполнила: Саватеева Е.М.

студентка очной формы обучения,

Научный руководитель: Авдонина А.М.,

Кандидат биологических наук, доцент


Владимир 2014


Введение

Заключение

Приложения

Приложение 2


Введение


На данном этапе развития общества все большую роль в ней стало занимать образование. Сейчас мировое сообщество направлено на то, чтобы преодолеть безграмотность в развивающихся странах и защитить интеллектуальную собственность в развитых странах.

Из поколения в поколение тенденции образования менялись. Это зависело от потребностей общества: каких специалистов оно хотело, что должны знать эти специалисты, что они должны уметь и другие показатели. Под влиянием этих факторов менялось направление образования, его структура, вводились новые методы образования, новые подходы к педагогике.

Сейчас очень важно для каждой страны показатель интеллектуальной развитости его населения. Ведь от этого будет зависеть дальнейшее развитие страны и важно, чтобы "борозды" правления приняли люди достаточно грамотные и образованные.

Также в современном обществе появился такой термин, как "интеллектуальная собственность". Стал важным больше не физический труд, а умственный. Общество больше стало работать с информацией: получать, обрабатывать, хранить, передавать и т.п. Это приобрело глобальный масштаб.

И на данном этапе образования, на мой взгляд, надо поставить целью прививать к подрастающему поколению, да и не только к нему, а к всему обществу, стремление к саморазвитию, самообразованию, чтобы люди были достаточно разносторонне развиты.

Целью данной работы является рассмотрение и анализирование нынешнего состояния образования на современных этапах в России.

Образование: прошлое и настоящее


Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. В школах обучали грамоте и иностранным языкам.

С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должно мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Но еще немаловажным фактором в развитии образования на современном этапе является наличие и подготовка достаточно квалифицированных и компетентных специалистов. Но для того, чтобы люди занялись педагогикой, необходимо их чем-то привлечь, дать им повод заинтересоваться этим. Основным способом является достойная заработная плата. Но, к сожалению, по данным статистики люди, которые работают в образовательной сфере, получают наименьшую заработную плату по сравнению с другими отраслями экономики. И как следствие этого образовательная сфера теряет специалистов.

Если смотреть на зарубежный опыт, то там научная и педагогическая деятельность является самой прибыльной профессией. Власти зарубежных стран давно поняли, что если большую часть доходов страны вкладывать в научную и образовательную деятельность, то со временем эти расходы окупятся с наибольшей прибылью.

На данном этапе России концепция развития образования и науки находится на зарождающихся этапах, таких как "Сколково". Если государство не будет в дальнейшем развивать эту концепцию, то может произойти такая ситуация как в советское время, когда произошла "утечка мозгов". Российские депутаты порой принимают проекты, которые только ухудшают образовательный процесс не только для учащихся, но и для преподавателей. Нынешняя образовательная сфера направлена на подражание зарубежного опыта, что, на мой взгляд, является показателем отсталости нашего населения. Ведь нельзя просто взять и внедрить новую систему образования из одной страны в другую. Для этого необходимо знать ряд факторов, которые присущи только этой стране: исторические, национальные, религиозные и другие факторы. Необходимо создать российскую систему образования, которая в результате многочисленных исследований, будет подходить для нашего населения и постепенно её внедрять.

Также необходимо вывести молодежь из "оболваненного состояния". Для немногого количества молодежи образование является приоритетной задачей. Сейчас большинство нынешней молодежи руководствуется и живет по таким слоганам "живи пока молодой", "надо получать от жизни все" и направляют свою энергию в дискотеки, вредные привычки, американские телесериалы, социальные сети и другие сферы жизни. Надо больше привлекать и поощрять стремление к научной деятельности, выявлять таланты и стараться их развивать.

Модернизация образования - это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Во всех развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились сильной государственной властью совместно с обществом. Интересы общества и государства в области образования далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ I в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.


Образование в цифрах на федеральном уровне в современном обществе


Для начала необходимо проанализировать, как государство спонсирует образовательную сферу.

Рассмотрим сколько на данном этапе в России число учебных заведений. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2013г. число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) сократилось на 4,4% и составило 44436 единиц. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 1,2%), лицеев (на 0,3%) и численность обучающихся в них (соответственно на 3,7% и 3,2%).

По сравнению с 2012 г. число частных общеобразовательных организаций увеличилось на 0,7% и составило 720 единиц, численность обучающихся в них выросла на 3,3% и составила 94,9 тыс. человек.

В 2013г. число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, сократилось на 9% и составило 2703 единицы. Сокращение числа профессиональных образовательных организаций произошло как среди государственных и муниципальных, так и среди частных профессиональных образовательных организаций. По сравнению с 2012 г. число государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 8,7% и составило 2488 единиц; число частных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 16% и составило 215 единиц.

В 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Также в 2013г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц.

В 2013 г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

На основании статистических данных, которые представлены в Приложении 1-2, можно сделать вывод о том, что государство сокращает количество образовательных учреждений. Также правительство направлено на то, чтобы сделать образовательную сферу наиболее платной, что плохо скажется на общем показателе образованности населения, потому что не все на данный момент могут в полном объеме оплатить образовательные услуги. По сравнению с Советским Союзом, где правительство пыталась сделать образование общедоступным и бесплатным начиная с дошкольного и заканчивая высшим, то сейчас можно наблюдать абсолютно противоположную ситуацию. Правительство, на мой взгляд, пытается сделать образование как можно больше затруднительным.

Далее необходимо рассмотреть, как государство спонсирует молодых специалистов в области образования. Заработная плата в 2013 году по критериям образования, которая представлена в Приложении 3, в процентном соотношении к средней заработной плате имеет следующий вид:

заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составляет 94,9%;

заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности составляет 96,9%;

заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального составляет 83,9%;

заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составляет 134,9%.

Проанализировав данный показатель можно сделать вывод о том, что правительство недостаточно мотивирует население идти работать в образовательную сферу. Если смотреть на среднюю заработную плату по отраслям экономики, то сейчас выгоднее идти в финансовую сферу. Но, несмотря на это, население всё-таки хочет обучать подрастающее поколение. Если посмотреть на таблицу, которая представлена в Приложении 4, то по состоянию на 2013 год количество принятых работников в образовательной сфере больше чем количество выбывших на 0,03%.

И для более полного рассмотрения уровня образования надо рассмотреть непосредственный объект, на которое направлено образование, то есть на население.

образование российское общество федеральный

Заключение


Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, что на современном этапе образование в России находится не в самом лучшем положении. Школы закрываются, учителям не платят достойную заработную плату, у молодежи нет стимула учится. Правительство в достаточной степени не заинтересовано в грамотности и образованности свое народа. Образовательные системы копируются у Европы и только ухудшают нынешнее положение образования.

На данном этапе можно предложить:

повышение заработной платы работникам образовательных учреждений;

открытие новых школ и надлежащий ремонт и современное оборудование уже имеющихся школ;

проведение психологических тестов на выявление талантов у молодежи и дальнейшее развитие этих талантов;

пересмотр имеющейся системы образования, проведение научных конференций по этому вопросу, где можно было услышать мнение многих преподавателей с большим стажем работы, а также мнение молодежи по этому вопросу.

Все это, на мой взгляд, поднимет нашу страну на более высокий уровень развития, улучшит качество образование, сделает его более доступным и понятным. Ведь в странах Советского Союза образование давалось всем и делалось это абсолютно бесплатно. Сейчас надо сделать также, чтобы как можно больше людей было грамотным. И эти мероприятия надо сделать на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Приложения


Приложение 1


Отдельные показатели деятельности организаций образования

2013 г. В % к 2012 г. Справочно2012 г. В % к 2011 г. Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) 4371697,14503196,9Частные общеобразовательные организации720100,7715104,1Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена248891,32725102,3Частные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена21584,025698,5Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования57894,960996,1Частные образовательные организации высшего образования39189,543798,0

Приложение 2


Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2013 году тыс. человек

Приложение 3


Уровень средней заработной платы педагогических работников за январь-декабрь 2013 года

Средняя заработная плата, рублейВ том числе по формам собственности организацийфедеральнаясубъектов Российской ФедерациимуниципальнаяПедагогические работники дошкольных образовательных учреждений 23363250323608022132Педагогические работники образовательных учреждений общего образования собственности29038415024336126010Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования25144251082518419215Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования40428402854761019957

Приложение 4


Численность принятых и выбывших работников списочного состава в области образования

Численность принятых работников, тыс. челЧисленность выбывших работников, тыс. чел2013 год2013 год1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал267,7233,2419,8308,4212,5288,7412,2276,1

К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество.

Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" , где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов (процессов) - воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся.

Можно отметить, что образование должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и результата.

Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ .

В нем под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.

Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".

Образование в России - система. В ст. 8 Закона "Об образовании" указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей".

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем .

Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.

Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):

Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.

Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти, органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (ст. 31 Закона об образовании) .

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" , Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

Дошкольные;

Общеобразовательные;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Учреждения дополнительного образования;

Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Дошкольное образование не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.

Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с недостатками в развитии.

Начальное образование обычно составляет часть среднего образования, за исключением маленьких деревень и отдаленных территорий. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.

Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.

Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения - 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Профессиональное образование. Профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

Высшее профессиональное образование. Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.

Современные реформы в сфере образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное пространство, подчинены интересам единой Европы, определяющей зависимость государств в различных областях общественной жизни.

В числе основных документов, направленных на создание единой европейской образовательной системы, представлена Болонская декларация, подписанная в 1999 г. министрами образования 29 стран.

Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация - "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.

Болонская декларация 1999 г. (подписана Россией в 2003 г.) определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и в иных направлениях. При этом образование само выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем.

Как видно, планы создания единой образовательной среды в значительной степени определяют цели не только образовательной, но и культурной, научной, экономической интеграции государств Европейского региона, а в будущем - построении наднациональных государств однородного типа хозяйствования.

Вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактором трансформации системы российского образования.

В процессах глобализации интересы России в Европейском регионе могут быть значительным образом противопоставлены аналогичным интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся заявлениях намерения России к концу первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза .

На пути к свободному образовательному пространству Россия испытывает массу препятствий не только внешнего, но внутреннего характера. Проблемы заключаются в поиске адекватной определенному историческому моменту модели реформ образования, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Задача отечественной системы образования в современных условиях заключается в том, чтобы пройти переходный период быстро, грамотно и эффективно, вооружить российских граждан такими фундаментальными и практическими знаниями, которые нужны им не только сегодня, но и потребуются в будущем.

Развитие системы образования России детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы.

Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".

Закон об образовании.

ОБРАЗОВАНИЕ (закон «Об образовании») - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Сегодня система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих; - государственных образовательных стандартов образовательных программ; - сети образовательных учреждений; - органов управления образованием.

Принципы построения системы образования в России

1. Связь образования с конкретными условиями и целями государственной политики в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Сохранение основных положений, сложившихся в российской школе: приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм образовательного процесса.

3. Профессиональное самоопределение молодежи с учетом социальных потребностей, региональных, национальных и общекультурных традиций народов России.

4. Многотипность образовательных учреждений, многообразность форм получения образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях с отрывом и без отрыва от производства.

5. Демократический характер системы образования.

Ступени образования: Дошкольное, начальное, неполное среднее, полное среднее, высшее.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» содержатся основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как внешние социально-педагогические условия развития системы образования, так и внутренние собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.



К ним относятся: – гуманистический характер образования; – приоритет общечеловеческих ценностей;

– свободное развитие личности; – общедоступность образования; – бесплатность образования; – всесторонняя защита потребителя образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят 10 июля 1992 года (номер 3226-1) и направлен на урегулирование системы общественных отношений, складывающихся в образовании. В нем регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.

3. Основные этапы (логика) процесса усвоения знаний и умений.

Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учеб­ного процесса. Логика учебного процесса -

это сплав логики учебного пред­мета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.

В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумы­вания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития уча­щихся.

Внутренний (психологический) процесс усвоения информации включает ряд этапов , к которым относят: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практикеВосприятие - процесс отражения в сознании человека пред­метов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств. Абстрактное мышление (понимание, осмысление, обобщение).

Осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат сложные мыс­лительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставле­ние, классификация и систематизация и др. Осмысление учебно­го материала сопровождается формированием у учащихся опре­деленных отношений к нему, понимания его социального, в том числе практического. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения зна­ний.

Обобщение характеризуется выделением и систематизацией об­щих существенных признаков предметов и явлений. Закрепление в памяти - когда полученная извне информация становится собственным достоянием человека.

Применение знаний (практика). Ценность, прочность и действенность знаний проверяется практикой. Применение знаний может осуществляться в различных формах и видах деятельности в зависимости от специфики содержания изучаемого материала. Это могут быть упражнения;; учебных целях, выполнение лабораторных работ, исследовательских заданий, работа на пришкольном участке и т. п.

4. Основные виды обучения в современной общеобразовательной организации: объяснительно-иллюстративное, программированное, дифференцированное, индивидуальное. Компьютеризация процесса обучения. Предпрофильное и профильное обучение в современной общеобразовательной организации.

На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстраттивное обучение - вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теории сенсуализма. Основоположником этого вида обучения является Я. А. Коменский. Основная цель этого обу­чения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т. е. формирование умений и навыков. Требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономичной с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге, готовит испол­нителя, но не творца. В начале 20-х гг. XX столетия в результате поисков путей совер­шенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился.

Новый вид обучения - индивидуальное добывание знаний под руководством педагога-консультанта. Общим в разных под­ходах было то, что на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чте­ния книг, постановки лабораторных работ, выполнения практи­ческих заданий и т. п. По завершении этапов (несколько дней, недель и даже месяцев) учитель проверял выполнение заданий, обобщал знания и давал новые задания. В чистом виде этот вид обучения имел много недостатков: не обеспечивалась система­тичность знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций. Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение . Его методологическую основу составляет теория программированного научения животных, вытекающая из особенностей бихевиористической концепции (Б. Скинер). Механически перенеся ее на человека, Б. Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:1) подача информации небольшими порциями; установка проверочного задания для контроля усвоения каж­дой порции информации; предъявление ответа для самоконтроля; дача указаний в зависимости от правильности ответа. Положительная сторона программированного обучения в том, что оно позволяет установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, т. е. получать информацию о результатах усвоения знаний; оно развивает самостоятельность, открывает возможность каждому ученику работать в присущем ему темпе и ритме.Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств(гомогенная группа). Технология дифференцированного обучения - процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Компьютеризация процесса обучения предполагает не только более плотную техническую комплектацию классов информатики. Это явление охватывает все сферы образовательной деятельности, что подразумевает использование электронных учебных ресурсов, которые могут воплощаться в виде дисков. Так же методические сведения могут находиться в локальной или во внешней сети, которая доступна на государственном уровне.

Предпрофильное обучение - это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, реализующая принципы вариативности и свободы выбора учащимися элективных курсов. Предпрофильное обучение - основа объективной оценки школьниками способностей к обучению по различным профилям, соответствующим склонностям и интересам, формирования готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

В концепции Профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям, существующих в отношении учебной нагрузки. Предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический и т.д..

Содержание общего образования - это содержание базовой культуры личности, поэтому основные стороны личности являются детерминантами структуры содержания общего среднего образования. Сегодня общее образование может быть представлено, с одной стороны, как сквозная линия всей системы непрерывного образования, а с другой - как общеобразовательная подготовка человека, предшествующая профессиональной. В последнем случае в содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых учебных предметов: естественно научный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Общее образование в отечественном образовании одновременно является и политехническим. В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к личностно-ориентированному образованию наметились тенденции становления таких принципов отбора содержания общего образования , как гуманитаризация (культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная экологическая, художественная и физическая культура; культурного общения и семейных отношений) и фундаментализация.

Фундаментализация содержания общего образования обусловливает его интенсификацию и, следовательно, гуманизацию про­цесса обучения, так как учащиеся освобождаются от перегрузки учебной информацией и получают возможность для творческого |саморазвития. Содержание общего среднего образования, по И. Я.Лернеру и М. Н. Скаткину, включает в себя:

а) основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания; б) факты повседневной действител.и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

в) основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

г) теории, содержащие систему научных знаний об определен­ной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области; д) знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания; оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Четыре основных компонента:

1. научно обоснованная система знаний (являются уже добытые обществом знания об окружающей действительности),

2. умений и навыков (содержания образования является опыт способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности. Умения и навыки бывают интеллектуальные, практические, трудовые, гимнастические (физические)).

3. эмоционально ценностные отношения к миру (относится система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Способ его усвоения состоит в эмоциональном переживании, в деятельности чувства при восприятии объекта как ценности. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления.),

4 . опыт творческой деятельности (призванный обеспечить готовность личности к творческому преобразованию действительности. Важными чертами творческой деятельности являются: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; умение видеть новую проблему в знакомой ситуации; видение новой функции объекта; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; видение структуры объекта).

6. Государственный образовательный стандарт: цель, содержание, основные функции.

Одной из современных тенденций развития содержания об­разования является его стандартизация.

Стандартизация содержания образования обусловлена и этапом вхождения России в систему мировой культуры, что требует тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Государственный образовательный стандарт – это документ, определяющий обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по поддержанию этого идеала (В. С.Леднев).

Основной целью государственного образовательного стандарта является поддержание и создание условий для повышения уровня образования. К основным таким функциям относятся:

критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс; функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений; функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь; функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование : в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль; функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся; функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.

Он развивает и конкретно такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерен интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенство! отвечающее перспективам развития общества.

В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, нацио­нально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства Рос­сии, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, ис­кусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компо­нента содержания образования, отражающего специфику и на­правленность отдельного образовательного учреждения. Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обя­зательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государ­ство требует от своего гражданина достижения определенного стан­дартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь не­обходимый для этого уровень образовательных услуг.

7. Нормативные документы, регламинтирующие содержание образования в общеобразовательной организации: учебный план, учебная программа, учебники, учебные пособия.

практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это ос­новной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов явл. исходным документом для финансирования школы.

1. Базисный учебный план как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой, а для пол­ной средней школы - Министерством образования Российское Федерации. Структура учебного плана средней общеобразовательной шко­лы детерминируется теми же факторами, что и содержание обще­го образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указание последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теории событий, фактов. В программе обусловлена структура распологания учебного материала по годам обучения и внутри каждой школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебная программа , таким образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая - это идейно-мировоззренческая функция. Ее суть заключается в том, что знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности научного мировоззрения у школьников. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник , который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учеб­ники , созданные на основе типовых учебных программ, рекомен­дуются Министерством образования Российской Федерации для всех школ страны. Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учеб­ного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др.

8. Характеристика основных дидактических концепций: теория поэтапного формирования умственных действий, теория развивающего обучения, теория проблемного обучения, теория содержательного обучения.

Коллектив В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина , обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования. Такое обучение ориентировано не только на ознакомление с фактами, но и на познание отношений между ними, установление причинно-следственных связей, на превращение отношений и объект изучения. С их точки зрения, ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического мышления в начальной школе - не самый эффективный путь развития детей. Построение учебных предметов должно предполагать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. В этой теории речь идет не об усвоении человеком знаний и умений вообще, а именно об усвоении, происходящем и форме специфической учебной деятельности, мысль учащихся целенаправленно движется от общего к частному. Усвоение направлено на выявление учащимися условий происхождения содержания усваиваемых ими понятий

Концепция развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Концепция проблемного обучения предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего - творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х - начале 1970-х гг. ". Г. В. Кудрявцев, В. Оконь и др.).Суть проблемного обучения заключается в создании перед учащимися проблемных ситуации, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся. Проблемное обучение в отличие от любого другого обучения способствует не только формированию у учащихся необходимой. системы знаний, умений и навыков, но и достижению высоко, уровня умственного развития школьников, развитию у них способности к самообучению, самообразованию. Перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способ ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперимент ты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

1. 9. Общая теория методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике.

Методы обучения -это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой-учения.

Методы преподавания -это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного типа педагогических (дидактических) задач.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов наз. методическими приемами .

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

Перцептивный подход , при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение словесных, наглядных и практических методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия). Управленческая концепция имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. Выделяются методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков.

Логический подход в качестве основания предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной и дедуктивной, отсюда и соответствующие методы обучения.

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские.

Кибернетический подход , при котором основанием выступает способ управления познавательной деятельностью характер установления обратной связи, предлагает выделение методов ал­горитмизации и программированного обучения.

В системе общедидактических методов обучения И. Я.Лернер и М. Н.Скаткин выделили две группы: репродуктивные и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение). Методы обучения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи, необходима их система.

10. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые. Проблема совершенствования методов обучения в современной общеобразовательной организации.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, диалог, лекция и др.).

Рассказ учителя - это описание событий и предметов, живая и образная форма монологического изложения информации , используется во всех классах; включает в себя преимущественно фактические сведения (описание явлений природы и общественной жизни, событий, фактов, сведений из истории, биографические сведения, сведения о нормах и правила поведения и др.).

Объяснение - раскрытия учителем существенных свойств того, что изучается, его внутренней структуры, связи с другими объектами . Объяснение может обеспечить только первую стадию усвоения - восприятия и осознание нового знания.

Сущность беседы заключается в общении учителя с учеником В зависимости от содержания она может быть научной , политической , этической или эстетической , используется как на уроке, так и во внеурочное время.

Лекция - это развернутый, организованный в доступной форме систематический и последовательное изложение сущности теоретической проблемы или проблемы социально-политического, нравственного, этического, эстетического содержания. Используется преимущественно в старших классах.

Наглядные методы - выделяются две группы: методы иллюстраций и методы демонстраций Метод иллюстрации предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, карт, рисунков на доске, картин, портретов ученых Метод демонстраций предусматривает демонстрацию приборов, опытов, технических у установок, различных препаратов, показ фильмов и диафильмов.

Репродуктивные методы. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.
Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов.
Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается уже на известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения каких-то гипотез, предположений.

Поисковые методы. знания учащимся необходимо приобретать самостоятельно; учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, делают выводы и, в результате чего в них формируются осознанные прочные знания.

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения, выте­кающей из анализа полной и достоверной информации о законо­мерностях функционирования целостной системы.

Совершенствование организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучения.

11. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности обучающихся: познавательные игры, учебные дискуссии, поощрения, наказания и др. проблема оптимального выбора методов обучения.

Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. Применяются раз­личные методы стимулирования, среди которых наиболее распро­страненными являются соревнование, познавательная игра, по­ощрение, наказание и др.

Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе стро­ится учителем с учетом того несомненного социально-психоло­гического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей сте­пени свойственно стремление к здоровому соперничеству, при­оритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень пе­редовых, стимулирует развитие творческой активности, инициа­тивы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

Действенность ребенка существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и вне-учебной деятельности вытекающими из самой логики образова­тельного процесса ситуациями переживания успеха.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.

Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Наказание - это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогиче­ский совет, исключение из школы и направ­ление в школу для трудновоспитуемых.

дискуссия как метод обучения базируется на организационной коммуникации учащихся в ходе работы над решением учебных или профессиональных задач. В качестве дискуссионных методов могут быть избраны «круглый стол», сократовская беседа, анализ определенной ситуации, дискуссия в группе, «мозговой штурм».

12. Методы контроля и самоконтроля в обучении: письменные работы, лабораторные и практические работы. Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, фронтальный, дифференцированный, машинный и безмашинный, программированный контроль. Многообразие методов обучения в школе, факторы, обусловливающие их выбор.

К основным методам контроля относятся: педагогическое на­блюдение за учениками; беседы, направленные на выявление вос­питанности; опросы (анкетные, устные и пр.);

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в це­лостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, открытое и скры­тое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр. Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить сте­пень информированности учащихся в области нравственных про­блем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оце­нить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.

Виды контроля . Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с це­лью проверки усвоения предыдущего материала и выявления про­белов в знаниях учащихся. Он проводится прежде всего с помо­щью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Тематический контроль