Половая идентичность формируется в период. Влияние состава семьи на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста

Малафеева Екатерина Николаевна

Никитина Анна Андреевна

студенты 4 курса, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

Смирнова Светлана Андреевна

научный руководитель, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

На современном этапе развития общества проблема формирования полоролевой идентификации всё больше волнует отечественных и зарубежных исследователей. Это связано с изменением ролевых стереотипов, перераспределения ролей и функций между полами.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентификации на разных этапах онтогенеза (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентификации в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У. Липпман, Ш. Берн и др.

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично.

В настоящее время одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребёнка с учётом будущей полоролевой идентичности. Формирование полоролевой идентичности предполагает знание особенностей развития половой идентификации у детей на определённом этапе онтогенеза.

Прежде всего, следует познакомиться с понятием половозрастной идентификации.

Половозрастная идентификация - отождествления себя с соответствующей половозрастной группой, проявляющееся в усвоении ценностей и форм поведения, принятых данной группой .

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребёнка. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трём годам, в процессе того, как ребёнок осознает своё Я.

В раннем возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, но осознавать свой возраст они начинают только к 3-4 годам. С этого возраста они способны вспомнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда были маленькими. Достаточно рано сами дети начинают сравнивать себя с другими детьми по возрасту .

Если дети 4-5 лет ещё не все способны правильно выстроить половозрастную последовательность, то в старшем дошкольном возрасте дети должны выстраивать возрастную хронологию безошибочно. Так же в старшем дошкольном возрасте приходит понимание необратимости пола (его неизменности) .

Именно дошкольный возраст является базовым этапом в развитии половой идентификации, но, несмотря на это, научная литература по данной проблематике отличается отрывочностью подачи информации, а сама проблема развития половой идентификации остается малоизученной, что обусловило выбор темы и актуальность данного исследования.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 116», а также на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9» г. Череповца, в котором приняли участие 30 детей трёх разных возрастных групп.

В первую группу опрашиваемых входили 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4х лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, вторая группа респондентов - 10 детей средней группы детского сада (4-5 лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, третья группа - 10 детей старшего дошкольного возраста - 5 мальчиков и 5 девочек.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов:

1) Беседа с ребёнком.

Цель беседы: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определённого пола и о своих будущих ролях.

Цель: выявить знания ребёнка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

3) Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребёнка.

Полученные эмпирические данные позволили нам выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Дети знают о своей половой принадлежности и чётко различают пол окружающих их людей. Это говорит о том, что половая идентификация у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста сформирована, однако, в её основе чаще всего лежат случайные внешние признаки (причёска, тип одежды).

Мальчики младшего дошкольного возраста увидели, что девочки отличаются от них наличием косичек (50 %), 30 % детей (девочки) сказали, что «видели себя в зеркале» и 20 % данный вопрос оставили без ответа.

Дети среднего дошкольного возраста выделили следующие отличительные признаки между полами: длина волос - 80 % детей (из них 30 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек), причём один мальчик отметил, что у девочек растут волосы вниз, а у мальчиков - вверх; одежда - 90 % детей (из них 70 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек); красоту девочек как внешний признак выделяют 20 % детей (девочки); голос как отличие между мальчиками и девочками выделил один мальчик - это 10 %; мальчики - как защитники (10 %); способность женщины к рождению ребёнка (10 %). Из всех опрошенных 40 % не выделили отличий мальчиков от девочек и характерных для них признаков без наводящих вопросов.

100 % детей старшего дошкольного возраста видят отличия в причёске, в одежде - 80 % детей (из них 40 % - мальчиков и 40 % - девочек). Одна девочка видит отличие в цветах одежды мальчиков и девочек (10 %). 20 % детей (мальчики) считают, что девочки и мальчики играют в разные игрушки, 1 мальчик заметил, что только девочки красят губы (это 10 %), другой мальчик видит отличие в именах (10 %). Ещё один мальчик считает, что только девочки носят серёжки в ушах, поэтому выделяет данный признак как отличие между полами (10 %). Только один ребёнок (мальчик) считает, что мальчики никогда не плачут и защищают девочек - это 10 %. И одна девочка выделяет как внешний признак - красоту девочек, умение «наводить» красоту (10 %).

Такие половые признаки как эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности в большинстве случаев дети не выделяют.

Следует отметить, что некоторые младшие дошкольницы (20 % детей) отметили качества, характерные женщине - это доброта, ум, красота, в отличие от мальчиков, которые не смогли привести никаких аргументов (50 %).

Дети среднего дошкольного возраста отмечают качества не в соответствии с полом, а в соответствии с возрастом. Например, в будущем 70 % детей видят себя большими (из них 30 % мальчиков и 40% девочек) и высокими - 20 % (из них 10 % девочек и 10 % мальчиков); 20 % детей (мальчики) не смогли «увидеть» себя взрослыми; один мальчик видит себя сильным (это 10 % детей); другой мальчик дал такое описание своего образа в будущем: «Я буду умным, буду зарабатывать денежки, чтобы мама покупала моему брату сладости» (10 %).

Дети старшего дошкольного возраста отмечают качества в соответствии со своим полом: мальчики в будущем хотят быть сильными, смелыми, храбрыми, ловкими, а девочки - хорошими, красивыми, любимыми, милыми, умными, добрыми и ухоженными.

Анализ результатов показал, что дети не только среднего и старшего, но и младшего дошкольного возраста идентифицируют в соответствии с полом понятия «дядя» - «тетя», супружеские понятия («муж» - «жена»), и родительские понятия («папа» - «мама»).

Все диагностируемые дети эмоционально положительно относятся к себе как к носителю пола. Некоторые дети среднего (20 %) дошкольного возраста верят в возможность смены пола, в отличие от младших и старших дошкольников, которые полностью осознают необратимость пола.

Практически все дети среднего дошкольного возраста не хотят менять свой пол - это 90 % детей. Только один мальчик не смог дать однозначного ответа на вопрос, хотел бы он проснуться девочкой или нет (10 %).

В проведенном исследовании дети старшего дошкольного возраста не хотят менять свой пол и очень огорчились, если бы это произошло, за исключением одного мальчика (это 10 % детей), который, не огорчился, но, при этом, не приспосабливался к новой роли, а пытался бы изменить то, что с ним произошло («конечно, пытался бы изменить», - говорит Ваня с задорной ухмылкой).

Данная ситуация имеет свои отличительные особенности: в случае смены пола большинство детей младшего и среднего дошкольного возраста не огорчились бы, в отличие от детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Неоконченные ситуации», позволила проследить различные предпочтения детей, в зависимости от пола и возраста. В ходе исследования детям предлагалось 2 неоконченные ситуации, в которых они выбирали между мужским и женским образцами поведения.

Так, в ситуации выбора подарка на день рождения для представителя своего пола большинство детей младшего дошкольного возраста (70 %) выбрали вариант ответа адекватно своему полу: мальчики (30 %) - «машинку» и «конструктор»; девочки (40 %) - «игрушечный дом». Соответственно 30 % детей - выбрали неправильный вариант ответа. Мальчики (20 %) объяснили свой выбор тем, что в игрушечном доме можно «играть человечками» и это для них является более интересным. Только одна девочка (10 %) выбрала подарок неадекватно полу - «конструктор», затрудняясь объяснить свой выбор.

Это объясняется тем, что в данном возрасте оценка ребёнком степени своей маскулинности/феминности затруднена неопределённостью детских полоролевых предпочтений.

Следует отметить, что все дети среднего (100 %) и старшего (100 %) дошкольного возраста в предложенной ситуации выбирали тип поведения в соответствии с полом.

Другая ситуация предполагала описание того, как мальчик может поиграть с куклой и как девочка может поиграть с машиной.

Все дети младшего и среднего дошкольного возраста полностью исключили возможность мальчика играть с куклой, а девочки с машинкой.

Но два ребёнка старшего дошкольного возраста - мальчик и девочка, что составляет 20 %, допускают иной вариант ответа. Они считают, что мальчик, например, может играть куклой, инсценируя её похищение монстрами, а девочка вполне может играть машинкой, катая в ней кукол или другие игрушки.

При выявлении половозрастной идентификации половина испытуемых детей среднего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя с полом и возрастом - это 50 % детей (30 % мальчиков и 20 % девочек), из них один мальчик идентифицировал себя с образом настоящего и как дошкольника и как школьника (10 %), 30 % детей идентифицируют себя с образом школьника (это 20 % мальчиков и 10 % девочек), 2 девочки идентифицируют себя с образом девушки (это 20 %).

Один мальчик не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, а значит, идентификация с образом настоящего у ребёнка сформирована не в полной мере. Большинство детей среднего дошкольного возраста (90 %) свой предыдущий статус идентифицируют правильно; одна девочка (которая идентифицирует себя в настоящем с образом девушки) не смогла идентифицировать себя с образом младенца (10 %), но стоит обратить внимание, что она правильно определила «предыдущие» свои роли школьника и дошкольника. С образом будущего правильно идентифицировали себя 80 % детей, остальные 20 % не справились с выбором. Один мальчик (это 10 %), как говорилось выше, не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, поэтому эксперимент далее не продолжался. Другой мальчик считает, что школьником он был раньше (10 % детей).

Половозрастную хронологию в правильном порядке выстраивает небольшое количество детей среднего дошкольного возраста - это 30 %. Почти половина испытуемых карточку с пожилым человеком не включает в половозрастную хронологию (40 % детей), хотя узнаёт бабушку и дедушку (30 % детей). Это ещё одна отличительная особенность половой идентификации у детей среднего дошкольного возраста.

Но следует отметить интересную особенность, что все дети как старшего, так и младшего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя, свой предыдущий статус и образ будущего с соответствующим полом и возрастом, в правильном порядке выстраивают половозрастную хронологию.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей младшего дошкольного возраста - предпочтение было отдано образам младенца и мужчины/женщины. Младенец оказался наиболее привлекательным для 50 % детей, объяснялось это большой симпатией дошкольников к малышам. Остальные девочки и мальчики младшей возрастной (50 %) группы, посчитавшие привлекательными образы мужчины и женщины, пояснили, что эти образы особенно нравятся им тем, что напоминают своих маму и папу.

Самыми непривлекательными образами для детей младшего дошкольного возраста являются образы бабушки и дедушки - 50 % (40 % девочек и 10 % мальчиков). Один мальчик (10 %) посчитал непривлекательным образ школьника, отметив, что совсем не хочет учиться в школе. Ещё 20 % детей (мальчики) не выделили какого-либо непривлекательного для них персонажа.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей среднего дошкольного возраста проявились половые особенности, поэтому полученные данные проинтерпретированы отдельно по мальчикам и девочкам.

Самыми привлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ школьника - это 60 % («как я»; «как брат»; «потому что я в школу хожу») и образ мужчины - 60 % («как папа, он меня на ручках носит»; «я буду таким»; «нравится цвет одежды»). Образ юноши привлекает одного мальчика - это 20 % («как брат»). Образ дошкольника считает привлекательным 20 % мальчиков («как я») и один мальчик считает привлекательным образ дедушки - 20 % («нравится цвет одежды»).

Самыми непривлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ младенца (20 %) и образ мужчины (20 %). Следует отметить, что большинство мальчиков (60 %) не выделяли непривлекательного персонажа, относя к нему все оставшиеся образы.

Самым привлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ девушки - 80 % («как мама»; «как я с бантиком»; «красивая как я»; «большая»). Образ младенца выбрала одна девочка - это 20 % и объяснила свой выбор тем, что сама хотела бы быть похожа на девочку с картинки.

Самым непривлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ бабушки - это 40 %. Свой выбор девочки объясняли по-разному, - «не очень красивая, старенькая»; «не бабушка это». 20 % девочек непривлекательным образом считают дошкольника и школьника, объясняя свой выбор тем, что у них волосы короткие. Для одной девочки непривлекательным является образ дедушки - 20 % («дедушка ругается»). Другая девочка не выделила непривлекательный образ, относя к нему все оставшиеся (20 %).

Самым привлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ девушки/юноши - 60 % детей (из них 20 % мальчиков и 40 % девочек). Мальчики, выбирая образ юноши, объясняли это тем, что он сильный и взрослый. Девочки объясняли выбор образа девушки тем, что она взрослая, большая и красивая. Также дети отдают предпочтение образу школьника, потому что хотят пойти в школу, как они и объясняют свой выбор - 40% детей (из них 20 % мальчиков и 20 % девочек). Образ дошкольника считает привлекательным один мальчик - это 10 % детей («я сейчас такой»), и образ младенца выбрала одна девочка - это 10 % («красивый малыш»).

Самым непривлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ пожилого человека (дедушки и бабушки) - 50 % детей (из них 30 % мальчиков и 20 % девочек). Дети однозначно объяснили свой выбор, - «Он(-а) старый(-ая). Я таким(-ой) быть не хочу». Образ младенца считают непривлекательным 20 % детей (из них 10 % мальчиков и 10 % девочек). Одна девочка объяснила свой выбор так, - «Маленькие всегда плачут». Один мальчик считает самым непривлекательным образом - картинку с изображением мужчины - это 10 % («просто не нравится»). 20 % детей (2 девочки) не выделили непривлекательного образа («все нравятся»).

Следует отметить, что на предпочтение ребёнка при построении половозрастной последовательности, оказывает влияние его личный опыт, опыт общения со взрослыми.

Перспективу нашего исследования составляет разработка методических рекомендаций по формированию половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на расширение представлений детей о половых различиях, о функциях пола, об интересах, характерных для мальчиков и девочек, о качествах и эмоциональных привязанностях детей разного пола. Необходимой частью работы будет формирование положительного отношения к представителям, как своего, так и противоположного пола, а так же к людям разного возраста (особенно к пожилым людям).

Ещё одним важным направлением работы с детьми является углубление представлений детей о нравственных качествах мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.

Раздел для педагогов предполагает рекомендации по организации работы по углублению знаний детей о половых различиях в повседневной жизни, в специально организованной деятельности, беседах, играх, в педагогических ситуациях; разработку совместных мероприятий с родителями, конкурсов, соревнований, направленных на уточнение и детализацию образов родителей, как представителей определенного пола.

Список литературы:

1.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2- Изд. 2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.

2.Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М.: Владос, 2008. - 237 с.

Половая идентичность – одна из базовых характеристик человека, ко- торая формируется в процессе социализации ребенка, основным психоло- гическим механизмом которой выступает половая идентификация. Половая идентификация – это сложный биосоциальный процесс, который соединяет в себе биологическое развитие ребенка как мальчика или девочки, усвоение норм, способов, эталонов полоролевого поведения и развитие самосознания и самопринятия ребенком себя как девочки или мальчика. Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Вместе с тем, половая идентичность – это динамичная структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием и переживанием ребенком себя как представителя определенного пола в единое целое без потери их своеобразия. Половая идентичность предполагает:

– осознание и принятие своего тела как тела человека определенного пола;

– отождествление себя с определенным полом;

– представления о половых ролях, закрепленных в обществе;

– наличие знаний об основных личностных характеристиках мужчин и женщин;

– положительное отношение к себе как представителю определенного пола.

Под позитивной половой идентичностью мы понимаем такую конфигурацию элементов идентичности, которая обеспечивает человеку эмоциональное благополучие, высокий уровень принятия себя, людей своего и противоположного пола и адекватное выполнение полоролевых функций в социуме. Процесс половой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и полоролевой идентификации. Как отмечает И.С. Кон, до конца не ясно, по каким при- знакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность. Осозна- ние ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Вопервых, это полоролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и тре- бованиям мужской или женской роли. Вовторых, это полоролевые предпочтения, то есть, какие функции и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе. Первичная половая идентичность складывается уже к полутора годам. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются, причем это часто связано с умственным и социальным развитием ребенка. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Образ Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного по- ла некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение, т. к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают "ты – мальчик" или "ты – девочка". Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собствен- ной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием. В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В этом возрасте половая принадлежность ассоциируется у детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и пове- денческими свойствами, но приписываемое им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей четкостью в определении полового образа. Старший дошкольный возраст – это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: "Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики – штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы". В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой при- надлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифферен- цировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные ин- тересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Изучение особенностей половозрастной идентификации, т.е. способно- сти построения возрастной последовательности себя как мальчика или де- вочки, свидетельствует о том, что большинство детей младшего возраста (2-3 года) идентифицируют себя с младенцами, а иногда с дошкольниками или школьниками. То есть они не умеют выстроить возрастную хронологию. На предложение взрослого показать на картинке, какой он сейчас, дети этого возраста, указывая на изображение младенца, отвечают, что сейчас они еще маленькие, зато потом будут большими. Или же, идентифицируя и себя с образом дошкольника или школьника, аргументируют свои ответы тем, что они уже большие. Повидимому, это связано с особенностями отношения родителей и воспитателей к детям, которые относятся к ребенку как еще маленькому или же, напротив, внушают им, что они уже большие, стимулируя к проявлению большей самостоятельности и ини- циативности. Дети 4-5 лет тоже еще не все способны выстроить половозрастную последовательность. Однако дети данного возраста идентифицируют себя чаще или с дошкольниками или же со школьниками, аргументируя выбор словами: "Я большой", "Я скоро пойду в школу", "Он большой и я большой". Случаи идентификации себя с младенцами у четырехлетних детей крайне редки, но еще наблюдаются. В этом случае можно предположить, что в семье их до сих пор считают маленькими и в чем-то ограничивают их возможности. Или этот образ психологически ближе, роднее и они чувствуют себя там комфортнее. И только в старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию безошибочно: младенец – дошкольник – школьник – юноша – мужчина – старик. Понимание необратимости пола (его неизменности) происходит лишь на пятом году жизни. В этом возрасте ребенок точно знает, кто он и может назвать отличительные признаки пола. Развитие ребёнка с первых дней жизни – это развитие конкретного мальчика или девочки. Формирование позитивной половой идентичности у детей возможно в том случае, если педагог учитывает психофизиологиче- ские и психологические особенности детей разного пола. Однако прежде чем характеризовать психологические особенности мальчиков и девочек, их отличия друг от друга, следует подчеркнуть следующие принципиальные моменты. Вопервых, эти различия заметны за- долго до полового созревания и лишь усиливаются в процессе его. Вовторых, эти различия не определяются характером воспитания, а, напротив, сами в значительной мере определяют его, если взять общий его характер в целом на протяжении исторического периода, характер же воспитания в каждом конкретном случае способствует более полному их выявлению и развитию. Втретьих, эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у представителей мужского или женского пола. Общечеловеческие черты, качества, свойства более широки и перекрывают специфические половые особенности, поэтому можно говорить лишь о преобладании каких-либо из них у представителей мужского или женского пола. В-четвертых, наличие психологических особенностей в характере мышления, в уровне эмоциональности, в интересах и склонностях, в реакции на различные события и явления и др. должно обязательно рас- сматриваться в системе целого, а не изолированно. Это значит, что оба по- ла психологически равноценны и обладают взаимными преимуществами лишь в определенных ситуациях или в определенных отношениях. В- пятых, знание этих особенностей имеет важное значение для педагогики, и поэтому стремление к этому знанию должно расцениваться как положи- тельное профессиональное качество людей, занимающихся воспитанием.

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

5.3.1. Формирование половой идентичности

Согласно Е. Т. Соколовой, во многих теориях физическое Я не включается в Я-концепцию, хотя на самом деле телесный опыт играет весьма важную роль в развитии представления личности о себе, тем более в подростковом возрасте. «Осознание человеком своей телесной сущности… представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание (отражение) объектов внешнего мира и других людей» (Соколова, 1989, с. 6). Образ тела включает в себя «осознание схемы тела, внешности и половой принадлежности» (там же, с. 6).

Одной из проблем подросткового возраста является формирование половой идентичности. Новый физический статус подростка тесно связан как с предъявлением обществом новых социальных ориентиров, так и с реконструкцией представлений о себе под влиянием отраженного самоотношения.

Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, Р. Бернс (1986) считает, что осознание себя как представителя определенного пола не имеет большого веса в Я-концепции взрослеющего человека. С другой стороны, Ф. и Р. Тайсоны (1998), например, уделяют этому фактору серьезное внимание, указывая на то, что в разные возрастные периоды наблюдается то увеличение, то снижение веса половой идентичности в самоидентичности в целом.

Формирование половой идентичности происходит под влиянием различных факторов, одним из которых является биологическая детерминанта. Существует мнение (возможно, и спорное), «что роль биологических процессов состоит в согласовании между собой хромосомного, гормонального, морфологического и социального факторов, в совокупности определяющих нормальное развитие чувства половой идентичности» (Баттерворт, Харрис, 2000, с. 304).

Биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:

– хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;

– гонадный пол – формирование мужских или женских половых желез;

– гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий – половых органов;

– морфологический пол – строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;

– пубертатный пол – связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.

Хромосомный фактор – это тот кариотип (набор хромосом), который характеризует биологического мужчину или женщину. Давно установлено, что факторы пола локализованы в специальных половых хромосомах. Факторы, определяющие мужской пол, локализованы в Y-хромосоме, а факторы, определяющие женский пол – в Х-хромосоме.

Гормональный фактор обусловлен образованием в половых железах (гонадах) стероидных гормонов. Гормоны регулируют половую дифференциацию и процесс полового размножения. Мужским половым гормоном, синтезируемым в семенниках, является тестостерон, а женским половым гормоном, синтезируемым в яичниках – эстроген.

Морфологический фактор определяется строением тела мужчины и женщины. Он выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и проч., у женщин – в развитии грудных желез, более низком (по сравнению с мужчинами) росте, наличии жировой ткани и округлых форм тела.

Социальный фактор определяется теми стереотипами поведения, которые в обществе ассоциируются с мужским и женским, и связан со стилем поведения родителей, который выбирается ими в соответствии с биологическим полом ребенка. Так, например, родители могут негативно реагировать на плаксивость мальчика, на резкость и агрессивность девочки, но поощрять у мальчика активно-наступательные формы поведения, а у девочки – нежность, ранимость и незащищенность.

По мнению Ф. И Р. Тайсонов, половая идентичность – это «психологическая система, которая соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом и на которую оказывают значительное влияние объектные отношения, идеалы Суперэго и факторы культуры» (Тайсон, Тайсон, 1998, с. 335).

С самых первых дней рождения ребенка, родители начинают относиться к нему не просто как к новорожденному, а как к мальчику или девочке. Считается, что фантазии и ожидания женщины во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку. Двух-трехлетний малыш, имея достаточно диффузное представление о половых различиях, может, тем не менее, назвать себя мальчиком или девочкой. Подражание, предпочтения в выборе игрушек и игр способствуют в этом возрасте процессу осознания себя как представителя того или иного пола. Самым интенсивным в этом смысле возрастом является период с 4 до 6 лет (фаллическая стадия, по З. Фрейду). В этот период ребенок (ранее участвующий в диадных отношениях с матерью) включается в триадные отношения (Я, мать, отец). Это позволяет ему обнаружить различия между мужчинами и женщинами и идентифицировать себя с определенным полом.

Для девочки этот период развития связан, по Фрейду, с изменением отношения к матери. Теперь она воспринимается как соперница, а отец – как объект симпатии и любви. Тотальное же отвержение девочкой своей матери происходит только в патологических случаях. На принятие женской половой идентичности в этот период жизни может влиять позитивное, поддерживающее женскую линию развития отношение отца, чувства девочки по отношению к матери, позиция самой матери. На латентной и позже – на генитальной стадии телесные и гормональные изменения являются детерминантами физического и психического развития девушки, провоцируя ее на пересмотр образа своего тела, оживляя конфликты предыдущих стадий, которые, в свою очередь, обусловливают личностный рост и изменение представлений о себе. За сравнительно короткий период физические изменения этого возраста и их субъективные аранжировки делают все более очевидными различия между мужчиной и женщиной, ребенком и взрослым.

Для мальчика фаллическая стадия развития связана с разотождествлением с матерью, т. е. со сменой объекта идентификации. Конфликтные триадные отношения этого возраста обозначаются термином «эдипов комплекс» – мальчик испытывает любовь и привязанность к матери и ненависть к отцу как к реальному сопернику. Роль отца в разрешении проблем этого возраста очень важна, так как, поддерживая своего сына, он помогает ему регулировать свое агрессивное поведение и способствует разрыву симбиотических связей с матерью, «отец занимает позицию третьего, альтернативного объекта, способного помочь ребенку выйти из диады с матерью, избавиться от зависимости от нее… он создает необходимую дистанцию по отношению к образам матери, обеспечивая тем самым возможность свободного личного развития» (Шторк, 2001, с. 190). Отец должен быть легкодоступен для мальчика, поскольку он идентифицируется с мужской половой ролью. Когда отец недоступен, или сверхагрессивен или состязателен, могут появиться различные патогенные последствия. Разрешение эдипова конфликта позволяет осуществить идентификацию мальчика со своим отцом, которая проявляется в желании на него походить, в копировании стиля поведения, черт характера, манеры одеваться. В подростковом возрасте оживают конфликты фаллической и доэдиповых стадий развития. Оживление ранних женских идентификаций может подрывать ненадежное чувство мужественности. Как правило, «юноша обычно уже имеет довольно стабильное чувство собственной общей половой идентичности. Оптимально, если он интегрирует некую смесь мужественности и женственности; его позиция относительно сексуальных предпочтений стабильна; у него есть ясное понятие о сексе и о желаемом объекте любви; и, соответственно, его половая идентичность более-менее целостна» (Тайсон, Тайсон, 1998, с. 394).

Подростковый возраст ставит перед личностью задачу осознания и принятия новой телесности, рассматривая ее в аспекте принадлежности к тому или иному полу и возможности установления взрослых, т. е. относительно свободных отношений с противоположным полом.

Начало взросления может отмечаться формированием диффузной, адекватной и инвертированной половой идентичности (Романов, 1997). Наше исследование, в котором использовался метод «Рисунок человека», подтвердило эти результаты (Глава 6).

Разделение половой и гендерной идентичности достаточно условно. Тем не менее, именно для подросткового возраста оно вполне допустимо.

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ЯДРО ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В начальную фазу установления телесной мужской половой идентичности вносят свой вклад половая принадлежность от рождения, родительские фантазии и родительские половые гормоны. Далее, мальчик должен определить свой телесный образ, который

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИНДРОМ “ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ” Клинически “диффузная идентичность” представлена плохой интеграцией между концепциями Я (self) и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя,

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Формирование идентичности подростка Идентичность – устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии,

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Из книги Перевал в середине пути [Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни] автора Холлис Джеймс

Изменения в идентичности Если человеку удается прожить всю жизнь полностью, он последовательно проходит через несколько разных идентичностей. Самая естественная цель Эго состоит в том, чтобы справиться с экзистенциальной тревогой, стабилизируя, насколько это возможно,

автора

5.3.1. Формирование половой идентичности Согласно Е. Т. Соколовой, во многих теориях физическое Я не включается в Я-концепцию, хотя на самом деле телесный опыт играет весьма важную роль в развитии представления личности о себе, тем более в подростковом возрасте. «Осознание

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

5.3.2. Формирование гендерной идентичности и принятие гендерных ролей Исследования в области психологии пола и гендера – одно из новых направлений в психологии. По мнению И. С. Кона, было время в развитии отечественной психологии, которое можно назвать периодом «бесполого

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

Идея относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях Различные виды нарративных бесед и нарративных вопросов, основывающихся на идее относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях, разработаны супругами, нарративными

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

Глава 9. Адекватность родителей в их родительской функции: проблемы половой идентичности Мать передает младенцу не чувство идентичности, а саму идентичность: он является органом, инструментом для осуществления ее бессознательных потребностей. Из бесчисленных

И.С.Кон писал, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.

Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и опознанию половых различий.

Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Вследствие врожденных половых различий, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных различий, одно и то же родительское поведение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители основывают свое поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок данного пола.

По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, подтвержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем поло-ролевым стереотипам и требованиям. Фемининные роли определяются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулинные. Мальчиков чаще и строже наказывают, зато они, по-видимому, получают также больше поощрений и автономии в своем развитии. Простейшее объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к себе внимание взрослых.

Мальчикам начиная с раннего детства предоставляют больше автономии в том, что касается внесемейной, социальной активности. В формировании мужского стиля жизнедеятельности очень рано начинает играть важную роль такой внесемейный фактор, как группа сверстников. Зато к девочкам уже в раннем возрасте предъявляются повышенные требования в том, что касается домашней работы, ухода за младшими детьми и т.д. В результате у девочек остается значительно меньше времени для свободной игры, чем у мальчиков. Это явно связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков - к анесемейной, публичной деятельности, поэтому им предоставляют большую независимость.

Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребенку воспитатель.

Самые общие черты установок связаны со стереотипами обыденного сознания. После рождения эти стереотипы актуализируются: родители видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка. Соответствие поощряется, несоответствие встречает сопротивление.

В любом случае на формирование половой роли/идентичности влияют свойственные данной культуре стереотипы маскулинности и феминности. Согласно этим стереотипам, маскулинность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, властностью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а феминность - с мягкостью, слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью, конформностью, эмоциональностью .

Большинство психологов предполагают, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны как женщинам, так и мужчинам. Это предположение было подтверждено экспериментально. В качестве испытуемых выступали мужчины и женщины, которым предлагалось наблюдение за ребенком, попавшим в затруднительное положение (плачет от ушиба, растерялся от неожиданности). Использовались реальные ситуации, а также видеозаписи, кинофрагменты, рисунки. Для определения переживаний испытуемых применялись разные методы. Предлагалось описать свои переживания и оценить их в баллах (например, поставить себе 5 за сильные чувства, 2 - за безразличное отношение). Далее проводились измерения тех непроизвольных реакций, которые сопутствуют эмоциям (частота пульса, задержка дыхания, дрожание рук, потоотделение). И, наконец, фиксировались действия, слова испытуемых, в которых выражалось их сопереживание: как смотрели на ребенка, что говорили, пытались ли помочь. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что женщины на словах более чувствительны, чем мужчины: выставленные ими себе баллы оказались значительно выше, чем у представителей сильного пола. А вот измерения физиологических процессов, сопровождающих эмоции, выявили, что переживания и мужчин, и женщин совершенно одинаковы. Аналогичная картина получена при изучении поведения испытуемых: сила сопереживания детским проблемам и желания прийти на помощь не зависит от пола. Однако когда опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, чем при индивидуальном испытании, у женщины, напротив, возрастала активность .

Итак, можно говорить о том, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. - признаки хорошей матери, поэтому женщины "выплескивают" свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно "кипеть" чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся в неполной семье. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, отличается от развития сверстников, растущих в полных семьях. У них отмечаются более замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: средний и низкий уровни интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в неполной семье, характеризуются некоторой дезадаптацией. Особенно это ярко выражено у детей из разведенных, распавшихся семей. Поведение этих детей часто характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Для детей разрушение иллюзии идеальной семьи - очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями. Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем стараться быть хорошим человеком, ходить в детский сад, школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.

Дети дошкольного возраста в неполной семье отличаются пониженной познавательной активностью, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить; поэтому распад семьи, смерть одного из родителей часто оказывают большее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей ребенка бедны и невыразительны.

Недостаток внимания со стороны одного из взрослых (отца или матери) в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии, полоролевой социализации.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением (В.Е. Каган, Д.В. Колосов, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина). Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества друг с другом, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом. Таким образом, для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения .

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Особенно это касается поведения взрослого другого пола, т.е. мужчины или женщины.

Дети из неполных семей часто конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте у детей из неполных семей являются нарушения самостоятельности - от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению. Первый тип чаще всего проявляется у детей из внебрачной материнской неполной семьи, где наличествует гиперопека матери. Второй тип - у детей из распавшихся, осиротевших семей, где оставшийся взрослый стремиться не только воспитывать ребенка, но и создать ему достойные социально-экономические, материальные условия жизни .

У детей из неполных семей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у детей из неполной семьи имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками психической развития. Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта у детей, воспитывающихся в неполной семье, отрицательно сказывается на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта. Любой вид мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.д. Эта практика чрезвычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи .

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Основными видами деятельности на улице у детей из неполной семьи являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Кроме того, если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психика девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.

Половая идентификация у детей 3-й курс «спец. психология» Рубинова Мария.

Половая идентичность сознается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы общества. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. На половую идентификацию ребенка влияют несколько факторов семейных взаимоотношений.

1. Родительское отношение к полу ребенка Это отношение формируется еще до того, как ребенок появился на свет. Родители стараются определить его пол, выбирают имя, создают его образ и строят в отношении его планы. Родительская непримиримость с полом новорожденного, разочарование, граничащее с неприятием половой принадлежности, безусловно, исказит процесс полового развития ребенка и повлияет на его половое поведение.

2. Стереотипы полового поведения родителей В своем воспитании ребенка, родители всегда опираются на существующие в обществе представления и типичном для пола поведении. В нашей культуре за мужчиной закреплены активность, ориентация на достижения, доминантность и агрессивность, уравновешенность и сдержанность. В первую очередь он оценивается по социальным достижениям, тогда как женщина должна быть мягкой, пассивной, замкнутой.

3. Формирование модели полового поведения Ребенок подражает родителю своего пола, имитирует его поведение. За это он получает или не получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) или отрицательное (наказание, упрек, угрозу) стороны родителей. Подкрепление может быть прямым и косвенным. Если мальчик слышит, как кого - то другого обзывают "трусом", "размазней", и т.п. он будет стараться вести себя так, чтобы самому не стать предметом насмешек. Установки и оценки, которые мы даем детям, как бы невзначай, влияют на структуру его полового самосознания и идентичности. Например, фраза типа: "Ты совсем такой, как твой отец (мать)…" может привести к трудностям в общении с родителями, неадекватной самооценке, упрямству и повторению поведения родителя. "Плакса-вакса, нытик!" - вызывает сдерживание эмоций, внутреннюю озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем. "Ты гадкий утенок" - недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушение в общении, чувство беззащитности. Родители также более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отцы относятся к девочкам как к маленьким женщинам, а матери к мальчикам, как к маленьким мужчинам. В спокойных уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становилась диктатом для других, ребенок легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.

4. Изучение и осознание особенностей своего тела Одним из аспектов полового воспитания ребенка является его интерес к собственным половым органам и возникающая у многих детей в связи с этим проблема онанизма. Интерес ребенка к своим органам естественен и возникает закономерно, однако родители, сами того не подозревая, стимулируют ранний нездоровый интерес ребенка к своим половым органам (поглаживают гениталии и наблюдают возбуждение ребенка). Стимуляцией повышенного интереса к сексу может быть наблюдение за половыми отношениями родителей. Родителям необходимо прикрывать интимные части тела при ребенке, как только он достиг годовалого возраста. Даже самые маленькие дети должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса, возбуждения, страха, а также спровоцировать сексуальное поведение в отношениях с другими детьми. Детская мастурбация - это проблема родителей. Во-первых, потому, что большинство взрослых избегают говорить об этом и признавать существование этого явления у своего ребенка. Мастурбации столько же лет, сколько и человечеству. Мир не рухнул и не стал от этого менее гуманным или прекрасным.

Задача родителей - определить, не связано ли стремление ребенка обследовать свои органы с заболеванием мочеполовой или нервной системы. Сделать это можно, обследуя ребенка у детского уролога, педиатра, невропатолога. Не наказывайте ребенка за его действия, которые свяжутся в сознании дитя со стыдом, запретом и страхом. Сексуальные переживания будут ассоциироваться с болью и ужасом, если взрослый будет угрожать ребенку: "отрезать писю или отбить руки". На нездоровой эмоциональной почве вырастут сексуальные нарушения и извращения. Оставьте все, как есть природе. Научите ребенка знать и уважать собственное тело, соблюдать нормы и правила ухода за своими органами. Займите ребенка разнообразными делами, чтобы он развивался не только, как сексуальное существо, но и как существо мыслящее. Ребенок, который пребывает в ладу со всеми проявлениями своей натуры, растет более выносливым и уверенным в себе. У ребенка, который растет в гармонии с собой, больше шансов не поддаться искушениям подросткового возраста. Как только вы воспитаете в себе спокойный подход к вопросам пола, вам будет проще говорить с ребенком на эти темы. А говорить придется!

5. Половые взаимоотношения родителей Интерес ребенка к продолжению рода возникает на разных этапах его взросления. Постепенно вопросы детей становятся все более детальными, а в 4-5 лет интерес ребенка к деторождению приобретает глубокий характер. На вопрос: "почему мама и папа спят вместе", следует ответить, что родители все делают вместе: растят ребенка, хозяйничают, спят. Ваша кривая улыбка, потупленный взгляд, неумение найти простые и нейтральные слова для ответа ребенку укрепят детское непонимание и неуверенность. Информация, которую ребенок не в силах понять, будет не раз всплывать в его памяти, обрастать фантастическими деталями, он будет домысливать и дописывать увиденное. Поэтому ребенок не должен быть свидетелем интимных отношений родителей. Если это случилось, спокойно попросите ребенка выйти и вернувшись к нему в спокойном состоянии займите его привычными делами, не заостряя внимания на произошедшем.

6. Детские игры Часто родителей беспокоит игры половое несоответствие в игровом поведении детей, когда мальчики играют с куклой, а девочки бегают с ружьем. Окрики, запреты, высмеивание глупы и неуместны. Дети реализуют в игре свои потребности, которые не могут реализовать в реальной жизни и, чаще всего, это игровое поведения связано со стремлением ребенка исследовать, приобщится к незнакомому. Дайте им такую возможность и предлагайте ситуации, где у ребенка будет возможность упражняться в типичном для его пола поведении.