Сознание как высшая степень развития психики. Сознание как высшая ступень развития психики - Контрольная работа

«Высшая ступень человеческого развития»: Соловьев и современность

Владимир Соловьев

В учении о «богочеловечестве» В. Соловьева историософская космогония «всечеловечества» получает свое логическое завершение: если у Киреевского и Хомякова – отдельные, а у Достоевского и Данилевского – каждая религия, философия, учение, культура, цивилизация получали свою меру оправдания как органические произрастания на общечеловеческой «почве» и признание как естественные предпосылки появления Христианства, то у Соловьева они получают уже гностическое «освящение», окончательную сакрализацию как периоды земной жизни «всечеловека» Софии, возвращающейся в божественную Плирому, в Царствие Небесное как к себе домой.

Антропотеическая «религия» Соловьева «есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом. Это начало, как всецелое или всеобъемлющее, ничего не исключает, а потому истинное воссоединение с ним, истинная религия не может исключать, или подавлять, или насильственно подчинять себе какой бы то ни было элемент, какую бы то ни было живую силу в человеке и его мире» (XVI,42). Помимо прочего, в качестве иллюстрации того, насколько подобные воззрения были распространены в ту эпоху, здесь также можно вспомнить систему Ш. Фурье (увлечение которым пережили Достоевский и Данилевский), у которого все страсти как «живые силы» человека, «правильно» используемые, тоже получали свое законное место в идеальном целом религиозно переживаемого грядущего (ср. у Фурье: «все наши страсти становятся хорошими, если они развиваются в новом общественном строе, для которого бог их предназначил» (XVII,296); и у Соловьева: «Воссоединение, или религия, состоит в приведении всех стихий человеческого бытия, всех частных начал и сил человечества в правильное отношение к безусловному центральному началу, а через него и в нем к правильному согласному отношению их между собою» (XVI,42)).

В «неправильном» отношении к «безусловному началу» в этой системе координат пребывает и каноническая Церковь (««современная религия есть вещь очень жалкая – собственно говоря, религии как господствующего начала, как центра духовного тяготения нет совсем» (XVI,34)). Поэтому «правда социализма» и атеизма заключается в самом их отрицании исторического Христианства, что расчищает место для истинной церкви будущего, которая соединит Бога и весь мир без остатка. «Путь к спасению, к осуществлению истинного равенства, истинной свободы и братства лежит через самоотрицание. Но для самоотрицания необходимо предварительное самоутверждение: для того, чтобы отказаться от своей исключительной воли, необходимо сначала иметь ее; для того, чтобы частные начала и силы свободно воссоединились с безусловным началом, они должны прежде отделиться от него, должны стоять на своем, стремиться к исключительному господству и безусловному значению, ибо только реальный опыт, изведанное противоречие, испытанная коренная несостоятельность этого самоутверждения может привести к вольному отречению от него и к сознательному и свободному требованию воссоединения с безусловным началом. Отсюда виден великий смысл отрицательного западного развития, великое назначение западной цивилизации» (XVI,43). Механизм спасения – все тот же закон диалектического самоотрицания, внутренне всех и вся воскрешающий и побуждающий к «воссоединению с безусловным началом». Поэтому основной вклад России в созидаемый богочеловеческий синтез — это не Русская Церковь, но дух общинности, коллективизма, монархизма и т.п. как природная воля к всеединству.

«По закону разделения исторического труда, один и тот же культурный тип, одни и те же народы не могут осуществить двух мировых идей, сделать два исторические дела, и если западная цивилизация имела своею задачей, своим мировым назначением осуществить отрицательный переход от религиозного прошлого к религиозному будущему, то положить начало самому этому религиозному будущему суждено другой исторической силе» (XVI,44).

Определяющий для доктрины всеединства принцип диалектического развития-эманации обуславливает априорный гностицизм ее антропологии: «Такая [совершенно сознательная и свободная] связь была бы невозможна, если бы божественное начало было чисто внешним для человека, если бы оно не коренилось в самой человеческой личности; в таком случае человек мог бы находиться относительно божественного начала только в невольном, роковом подчинении. Свободная же внутренняя связь между безусловным божественным началом и человеческой личностью возможна только потому, что сама эта личность человеческая имеет безусловное значение. Человеческая личность только потому может свободно, изнутри соединяться с божественным началом, – что она сама в известном смысле божественна, или – точнее – причастна Божеству». «…божество принадлежит человеку и Богу, с тою разницею, что Богу принадлежит оно в вечной действительности, а человеком только достигается, только получается, в данном же состоянии есть только возможность, только стремление» (XVI,55).

Из общей логики романтической антропогонии вытекала идея «догматического развития», непрекращающегося и даже нарастающего «внутреннего откровения», что делало Священное Предание и сами догматы Церкви относительными истинами. Если у предшественников все религии и философии мира были предпосылками Христианства, то Соловьев делает следующий шаг: развивает уже само историческое Христианство. Получалось, что и св. апостолы, и святители, и преподобные отцы обладали лишь «отдельными сведениями о божественных предметах», «так как дух человеческий вообще, а следовательно, и религиозное сознание не есть что-нибудь законченное, готовое, а нечто возникающее и совершающееся (совершенствующееся), нечто находящееся в процессе, то и откровение божественного начала в этом сознании необходимо является постепенным».

«Лишь философия религии, как связная система и полный синтез религиозных истин, может дать нам адекватное (соответствующее) знание о божественном начале как безусловном или всеобъемлющем, — ибо вне такого синтеза отдельные религиозные данные являются лишь как разрозненные части неизвестного целого» (XVI,64). В качестве таких «отдельных данных неизвестного целого» в «полном синтезе» религии Соловьева обретают свою «правду» античный политеизм («первая ступень религиозного откровения» (XVI,69)) и буддизм («отрицательное откровение» (XVI,70)). «Наконец, на третьей ступени божественное начало последовательно открывается в своем собственном содержании, в том, что оно есть само в себе и для себя» (XVI,70). То же самое касается христианского периода истории: католичества и протестантизм, материализм и идеализм, Французская революция и социализм оказываются «разрозненными частями целого».

Пребывание гностика в «высшей степени религиозного развития, высшей форме божественного откровения» (XVI,67), или одесную «божественного начала», сообщает ему великодушие в отношении отставших в духовном развитии. «Так как божественное начало есть действительный предмет религиозного сознания, то есть действующий на это сознание и открывающий в нем свое содержание, то религиозное развитие есть процесс положительный и объективный, это есть реальное взаимодействие Бога и человека – процесс богочеловеческий. Ясно, что вследствие объективного и положительного характера религиозного развития ни одна из ступеней его, ни один из моментов религиозного процесса не может быть сам по себе ложью или заблуждением… Из различия в степенях религиозного откровения нисколько не следует неистинность низших степеней… В религиозном развитии низшие ступени в своем положительном содержании не упраздняются высшими, а только теряют свое значение целого, становясь частью более полного откровения» (XVI,66).

Априорное единство Бога и мира («мировой души», «Софии», «всечеловечества») делает Боговоплощение в этом квазихристианизированном пантеизме естественным явлением, соответствующим природе мира и человека.

«Реализация божественной идеи в мире есть постепенный и сложный процесс, а не один простой акт», поскольку «свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с собою и с Богом и возродиться в форме абсолютного организма» (XVI,169-170).

Даже у Достоевского (в сравнении с Соловьевым) эта основная для религиозного романтизма идея «имманентности трансцендентного», или «реализации идеального», высказывалась еще не столь радикально («Слово плоть бысть, т.е. идеал был во плоти, а стало быть, не невозможен и достижим всему человечеству. Да разве человечество может обойтись без этой утешительной мысли? Да Христос и приходил затем, чтоб человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не что в одной только мечте и в идеале, что и естественно и возможно. Этим и земля оправдана» (XI,112)).

У Соловьева же все наработки предшественников складываются уже в законченную еретическую систему: «Воплощение Божества, не есть что-нибудь чудесное в собственном смысле, то есть не есть нечто чуждое общему порядку бытия, а, напротив, существенно связано со всей историей мира и человечества, есть нечто подготовляемое и логически следующее из этой истории. Воплощается в Иисусе не трансцендентный Бог, не абсолютная в себе замкнутая полнота бытия (что было бы невозможно), а воплощается Бог-Слово, то есть проявляющееся вовне, действующее на периферии бытия начало, и его личное воплощение в индивидуальном человеке есть лишь последнее звено длинного ряда других воплощений, физических и исторических, – это явление Бога во плоти человеческой есть лишь более полная, совершенная теофания в ряду других неполных подготовительных и преобразовательных теофаний. С этой точки зрения, появление духовного человека, рождение второго Адама не более непонятно, чем появление человека природного на земле, рождение первого Адама. И то и другое было новым, небывалым фактом в мировой жизни, и то и другое представляется в этом смысле чудесным; но это новое и небывалое было подготовлено всем прежде бывшим, составляло то, чего желала, к чему стремилась и шла вся прежняя жизнь: к человеку стремилась и тяготела вся природа, к Богочеловеку направлялась вся история человечества» (XVI, 187-188).

Дальнейшая рецепция

«Освященная» классиками отечественной религиозной мысли Хомяковым и Киреевским, Достоевским и Соловьевым, гностическо-неоплатоническая идея антропогонии становится постоянной величиной апологетики отечественной философской и богословской мысли. Достаточно широко известно и признано, что из учения Соловьева выходит все «новое религиозное сознание» уже откровенно оккультной эпохи декаданса. Гораздо реже осознается то, что не миновали магических чар этого неогностицизма и неоплатонизма многие мыслители консервативного направления.

Например, И. Ильин: «В противоположность всякому интернационализму, – как сентиментальному, так и свирепому; – в противовес всякой денационализации, бытовой и политической – мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу… Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит – и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца всяческих. И у каждого народа инстинкт и дух живут по-своему и создают драгоценное своеобразие… Раскрывая его, осуществляя его, мы исполняем наше историческое предназначение, отречься от которого мы не имеем ни права, ни желания. Ибо всякое национальное своеобразие по-своему являет Дух Божий» (XVIII, 270). Несмотря на то, что формально, казалось бы, говорится о святынях Христианства и «в противоположность всяким» западным (либеральным и социалистическим) «интернационализмам», Христианство как таковое фактически упраздняется, если Пятидесятница – это естественный процесс, присущий «каждому народу».

Явственно звучат принципы восходящего всеединства (пребывающего Царствия Божия на земле, прогрессирующего харизматизма и стихийной теофании) уже, собственно, в богословии, в частности, у митр. Никодима (Ротова), свящ. Александра Меня и др. представителей этой легко узнаваемой школы.

«С самого начала подготовка человечества к будущему воссозданию всего творения Божия (Откр 21:5) животворящей энергией богочеловечества происходит двумя различными путями: непосредственно в Церкви, или в “граде Божием”, и за ее видимыми границами - в “земном граде”. Конечно, ближайшим и ценнейшим плодом пересоздающей мир Божественной деятельности является Церковь, но область Царства Божия шире, чем область собственно церковной жизни. Христос - Спаситель всех человеков (1 Тим. 4:10), будучи Главой Церкви, действует и явно, и сокровенно в душах всех людей, ради спасения коих Он пришел на землю (1 Тим. 2:4). Но отсюда следует, что и Церковь, как Его тело, простирает свое действие в той или иной степени на все человечество. За пределами “града Божия” происходит также постепенное обновление мира, состоящее в созидании сокровенных элементов Царства Божия, на основе рассеянных среди “земного града” и зреющих в нем “сперматических логосов” истины и добра… Христиане и другие люди доброй воли могут, таким образом, являться как бы естественными союзниками в этой священной борьбе, будучи разумными орудиями или даже служителями и соработниками Божиими в Его преобразующей человечество деятельности» (XIX,22).

Рудименты этого богословского романтизма до сих пор можно услышать в совсем современных проповедях: «Божественные слова, которые дарует нам Господь, преобразуют нашу жизнь, помогают удержать то доброе, чем мы владеем, и взойти на новые ступени духовного развития, которые еще вчера были нам не под силу» (XX). « человеческий успех, и развитие, и все то, что несет нам современная цивилизация, в свете этой веры может быть преображено, может действительно послужить полноте человеческой жизни» (XXI). «Священная история вплетена в историю человеческого рода. Один и тот же человек может быть героем и одной, и другой истории… Священная история не только переплеталась с историей общей, но и проникала в эту человеческую историю, и тогда достигался самый большой успех… Когда одно проникает в другое, когда Божественное оплодотворяет человеческое, - только тогда удается достичь тех целей и покорить те вершины, которые невозможно покорить, если обычная человеческая история отрывается от истории священной» (XXII).

О том, куда могут завести полуоккультные идеи религиозного романтизма, можно судить по следующему современному тексту: «Философия всеединства есть не просто система знаний. Она есть также и руководство к действию. Почему это возможно? Потому что она обладает двойственной природой: человеческой и богоданной. Она создана людьми, их живой мыслью, разумом, гением, их чувственной интуицией и поэтическим вдохновением… Однако её содержание – от Бога. Оно бралось в моменты высочайшего мыслительно-творческого экстаза у самого Престола Божия, потому это содержание истинно. По той же причине оно может руководить поступками человека. Служить образцом реальной земной жизни, а также быть эталоном богопознания. Русская философия всеединства сегодня нужна нам как воздух. В ней – надежда преодоления общечеловеческого кризиса богооставленности. С её идеями Свет и Смысл возвращаются в мир. Нельзя упустить этот шанс. А значит, дело русских философов нужно продолжать. Где же, как ни в России начинать возрождение идей всеединства?» (XXIII,4-5).

Здесь же хорошо формулируются основные принципы этой «высшей религии», по которой планируется строить всю человеческую жизнь. «В мировоззренческом плане уже не могут ставиться узконациональные задачи, поэтому русская философия всеединства нужна нам как базис общемирового гнозиса. Однако историческое дело каждой нации – главное достояние мирового сообщества. Задача не устранять различия между этими делами, а расширять и усиливать мощь всякой национальной самобытности до степени её окончательного совершенства. Здесь результаты всех таких “расширений” сольются в торжество всецелой Истины, открытой и прозрачной для всех. Поэтому, если в индо-тибетской культуре, как мне кажется, путь возвращения к Богу лежит через Синтез Йоги, в ирано-мусульманской культуре – через Веру Бахаи, то в России – через философию всеединства. Пройдя все пути до конца, мы обретём долгожданную Встречу в Боге-Омеге (как писал об этом Пьер Тейяр де Шарден). Схема духовного пути человечества, предложенная мной на основании трудов русских философов всеединства: I. София актуализирует заложенный в человеке потенциал творческих сил. II. Эти силы, которые суть деятельные сущности (идеи), [или бесы – с точки зрения Священного Предания. – А.Б.] стремятся обрести своё тождество, стать истинными. III. Механизм воздействия этих сущностей на человека раскрывается в интуитивном познании, которое представляет собой преодоление Я своей гносеологической замкнутости и встречу с живыми идеями [сиречь бесами. – А.Б.]. IV. Мышление, осуществляющее в себе эту процедуру, есть органическое мышление [или «прелесть бесовская» – в терминах Священного Предания. – А.Б.]. Его результатом должен явиться Организм Идей [или «геенна огненная» – на языке Священного Писания. – А.Б.], т.е. новое состояние материи, в котором преодолевается взаимонепроницаемость тел в пространстве, поскольку каждое тело обретает тождество со своей абсолютной идеей. V. Становится возможным воплощение таких универсальных и всеобъемлющих идей как София, Бог, Всеединое Царство. VI. Человек и Бог, Человек и София, будучи отныне существами-идеями единого порядка, получают возможность личного общения и совместного творчества. VII. Цель настоящего эона достигнута» (XXIII,88-89).

Александр Буздалов

Литература

I. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., «Институт Русской цивилизации», 2008.
II. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М., «Мысль», 1977. Т.2.
III. Киреевский И. О необходимости и возможности новых начал для философии / Киреевский И. Полн. собр. соч. М.,1911. Т.1.
IV. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории / Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. М.,1904. Изд. 4-е. Т.5.
V. Хомяков А.С. Церковь одна / Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. М.,1907. Изд. 5-е. Т.2.
VI. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в двух томах. М., «Мысль», 1976. Т.1.
VII. Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1876-1877гг. / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. XXIV. СПб, «Наука», 1976.
VIII. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.3. СПб.: Наука, 1999.
IX. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1880, август, гл.2 (очерк «Пушкин») / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XXVI. СПб, «Наука», 1984.
X. Аксаков И.С. Доктрина и органическая жизнь. День, 1861. №5.
XI. Достоевский Ф.М. Бесы. Подготовительные материалы / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XI. СПб, «Наука», 1974.
XII. Достоевский Ф.М. – Достоевскому М.М. 1.01.1840 / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XXVIII(1). СПб, «Наука», 1985.
XIII. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1876, июнь / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XXIII. СПб, «Наука», 1981.
XIV. Достоевский Ф.М. Записная тетрадь 1863-1864 гг. / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XX. СПб, «Наука», 1980.
XV. Достоевский Ф.М. Социализм и христианство. Записная тетрадь 1864-1865 гг. / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т.XX. СПб, «Наука», 1980.
XVI. Соловьев В. Чтения о богочеловечестве. Статьи. Стихотворения. СПб., «Худож. лит.»,1994.
XVII. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир / Фурье Ш. Избранные сочинения. М., «Государственное социально-экономическое издательство», 1939. Т.II.
XVIII. Ильин И. О русском национализме / Ильин И. Наши задачи. Париж, 1956. Т.1.
XIX. митр. Никодим (Ротов). Христианская ответственность за лучший мир. Доклад на IV Всехристианской конференции 30 сентября 1971 года / ЖПМ. 1972, №1.
XX. Проповедь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Божественной литургии в Корецком монастыре. //www.patriarchia.ru/db/text/711414.html.
XXI. Проповедь Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. //www.patriarchia.ru/db/text/967398.html.
XXII. Проповедь Патриарха Кирилла в неделю 29-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, в Храме Христа Спасителя. //www.patriarchia.ru/db/text/1919545.html.
XXIII. Подзолкова Н. Русская философия всеединства: традиции школы.. Екатеринбург, 2000.

1. Проблема сознания в философии.

2. Что такое сознание?

3. Природные предпосылки сознания.

4. Возникновение человека и его сознания.

Одной из высших форм бытия является также внутренний, духовный мир человека. В научной философии его обычно называют сознанием, Вопросы о происхождении сознания, его природе, сущности, всегда волновали, волнуют, и будут волновать лучшие умы человечества. Исследование этих проблем, как и других философских вопросов, проходило по двум направлениям - идеализма и материализма. Особый взгляд на происхождение и природу сознания всегда имело христианское богословие.

Идеалисты, как правило, отождествляли сознание с душой. Душа трактовалась ими, как нематериальная сущность, не возникающая одновременно с телом, а существующая вечно и связанная невидимыми каналами с Мировым Разумом. Душа обладала активностью, и соединяясь с косной материей, порождала человека.

Христианское богословие тоже исходит из того, что человек состоит из тела и души, причем и тело и душа сотворены Богом. Но для полноценного становления христианской личности требуется еще и обретение Святого Духа. Отсюда следует, что идеальное человеческое сознание - это гармоническое единство Святого Духа и души.

Материалисты в решении проблемы сознания всегда исходили из того, что сознание вторично по отношению к материи и являет собой особую функцию головного мозга.

Жесткое противостояние идеализма и материализма привело к односторонним трактовкам важнейших проблем сознания и недостаточной их разработанности в философии. И только в 20 веке начинается комплексное исследование проблем сознания современными специализированными науками.

Человеческое сознание является сложным , многогранным феноменом, поэтому его изучает множество наук: философия, психология, биофизика, биохимия, психиатрия, кибернетика и другие. Но вследствие своей многогранности и нематериальности, сознание с большим трудом поддается изучению и любое его определение, если не оговаривать специального направления этого определения, оказывается не полным, не передающим всех своеобразий этого удивительного явления.

Поэтому, за точку опоры, мы возьмем наиболее часто употребляемое определение сознания, используемое в философской теории познания - гносеологии. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Условно сознание можно разбить на четыре сферы. Главной целью первой сферы сознания является регуляция поведения человеческого тела в окружающем мире, на основе анализа поступающей через органы чувств информации. Вторая сфера - сфера мышления, с помощью которой человек выходит за пределы чувственно - воспринимаемого сущего в мир абстракций. Третья сфера связана с эмоциональной компонентой сознания. Сюда относятся эмоции (гнев, страх, восторг и т.п.) и чувства (любовь, ненависть, наслаждение и т.п.). И, наконец, четвертая сфера включает в себя ценностно-мотивационный комплекс сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их творческому формированию в виде интуиции, воображения, фантазии и т.п. Но всегда нужно помнить, что все эти компоненты сознания переплетены между собой, тесно взаимодействуют и разделить их практически невозможно.



Большинство современных философов исходит из представлений о естественном, природном происхождении сознания. В пользу этого говорят данные многих наук, и прежде всего биологии. Так одним из основных свойств человеческого сознания является способность к отражению окружающей действительности и адекватному реагированию на нее. Но эти способности проявляются, пусть и в примитивных формах, уже у организмов стоящих на низшей ступени развития. Например, первой формой отражения в живой природе стала раздражимость (ответная реакция на внешние воздействия). Мы знаем, что одноклеточные организмы реагируют на изменение температуры и освещенности. У растений - это выражается в раскрывании и закрывании цветков, распускании и сбрасывании листьев и т.д.

Возникновение органов чувств и нервной системы у более сложных организмов привело к появлению новых форм отражения, а значит и новых форм поведения. У этих существ появляются безусловные рефлексы (врожденные инстинкты), которые теперь регулируют поведение этих особей.

Появление головного мозга добавило к прежним способностям, возможность реагировать на внешнюю среду посредством условных (приобретенных) рефлексов. При этом отражательная функция условных рефлексов основана на принципе обратной связи: рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами головного мозга и заканчивается ответными действиями мышц и органов. При этом возникающие импульсы сигнализируют о результатах этой работы и возвращаются в мозг. Это дает возможность вносить коррективы в производимые действия и значит, вплотную подводит к разумному поведению.

С точки зрения современной науки, уже в психике высших животных можно видеть зачатки разумного поведения, основанные на индивидуальном и коллективном опыте. Например, волки во время охоты прекрасно ориентируются в складывающейся обстановке, вырабатывают определенный план действий и осуществляют его. Можно сказать, что у волков есть практический интеллект, который проявляется в непосредственной деятельности.

Многочисленные опыты показывают, что высшим животным свойственно не только инстинктивное, но и разумное поведение, связанное с существованием у них сложной психики и наличием аналитических форм мыслительной деятельности, основанных на образном мышлении. Отличие же мыслительной деятельности человека выражается в том, что наряду с образным мышлением, человек обладает и способностью к абстрактному мышлению.

Единственным реальным существом, обладающим сознанием является человек. Поэтому вопрос о происхождении человека стал одним из самых главных для философии.

Уже первобытные люди начинают задумываться над этим вопросом и искать на него ответы. Эти ответы определялись мировоззрением древних людей. В условиях господства мифологического сознания, люди ощущали себя неотъемлемой частью природы и вели свою родословную от какого-либо животного, реже растения. Так люди из рода медведя считали, что они произошли от медведя, люди из рода волка - от волка и т.д.

С появлением на исторической арене национальных и мировых религий, изменилось и мировоззрение человека. В это время начинает господствовать библейская версия происхождения человека. Согласно Библии, первый человек - Адам - был создан Богом на шестой день творения, по образу и подобию своему. И если неживая и живая природа была создана из ничего, то человек создается из земной почвы. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», Затем Бог усыпил Адама, вынул его ребро, и из него создал женщину - Еву. Таким образом, появились на свет родоначальники человечества - Адам и Ева.

В Новое время утвердилась научная версия происхождения человека. Ее основу составляет эволюционная теория Ч.Дарвина и трудовая теория Ф. Энгельса. Согласно этой версии, человек произошел от одного из вымерших видов человекообразных обезьян. В настоящее время большинство философов и ученых стоят на позициях именно этой теории происхождения человека, но откорректированной на основе последних достижений современной науки.

Согласно последним данным выделение человека из мира животных (антропогенез) началось около 4-х миллионов лет назад. Главными факторами или причинами антропогенеза стали:

Наследственная изменчивость, в том числе мутации;

Естественный и половой отбор;

Трудовая деятельность.

Сегодня ни у кого уже нет сомнения, что именно трудовая деятельность стала главной причиной превращения обезьяны в человека. Но возникает вопрос: «Почему обезьяны начали изготавливать и применять орудия труда?» Опыты с человекообразными обезьянами показывают, что они способны использовать различные предметы для решения определенных задач, прежде всего добывания пищи. Но происходит это только тогда, когда привычным способом сделать это невозможно. Отсюда можно сделать вывод, что начало трудовой деятельности, связано с довольно резким изменением среды обитания. Лишившись привычной кормовой базы, популяция обезьян становится перед выбором, или погибнуть, или найти новые способы добывания пищи. Естественно, что преимущество здесь получают мутировавшие особи, с новыми признаками, позволяющими им выжить в изменившихся условиях. В данном случае, мутации, вероятно, коснулись головного мозга и передних конечностей, что и позволило этим особям выжить за счет применения простейших инструментов: палок, камней, костей и рогов убитых животных. А дальше в результате естественного отбора новые качества начинают закрепляться и усиливаться. Таким образом, начинается эволюция человека. Основными этапами этой эволюции стали:

Переход к прямохождению;

Овладение огнем;

Появление членораздельной речи и абстрактного мышления;

Появление религиозных верований и родо - племенной организации. Отсюда видно, что решающим фактором для формирования человеческого сознания стало появление членораздельной речи и на ее основе способности к абстрактному мышлению. Именно это и привело к появлению около 40 тысяч лет назад человека современного типа - Хомо сапиенс (человек разумный).

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Homo sapiens – человек разумный. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая в силу необходимости совместных действий для добывания пищи осуществлялась при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходит в процессе активной деятельности. Трудовая деятельность для человека имеет продуктивный характер, поскольку труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

3) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;

5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Таблица 3. Основные формы и взаимосвязь проявлений психики человека

При этом необходимо понимать, что действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

Таблица 4. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

ЖИВОТНЫЕ

Инстинктивно-биологическая деятельность

Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации

Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют постоянно

Приспосабливаются к внешней среде

Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и др. системы)

Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям

Преобразует внешний мир к своим потребностям

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Структура деятельности человека

Деятельность

Мотивы – то, Действия – то, Цели – то,

что побуждает что направлено на что направлена

к деятельности на достижение деятельность

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок-действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые; мыслительные; мнемические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия (табл.5):

Таблица 5. Компоненты действия

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Основные функции речи:

1)средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества;

2)средство общения (коммуникации);

3) интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли .

ФУНКЦИИ РЕЧИ

Общение Мышление

Коммуникация Экспрессия Обозначение Обобщение

Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми. Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т.е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализовываться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.

Рассматриваемое в данном контексте, сознание выступает высшей, свойственной человеку формой обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Выделяют следующие свойства сознания: а) построение отношений, б) познание и в) переживание. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структуре сознания синтезируются формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Осознание переживания – это установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано (С.Л.Рубинштейн).

Функции сознания : 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция (характеризует сущность сознания). К функциям сознания относятся познание (обобщенное отражение мира), переживание, отношение к миру и людям, рефлексия, регулирование поведения и деятельности, мышление (образ и мысль), эмоции и чувства, воля.

Сознание человека развивалось в филогенезе и становилось возможным в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности и социальных контактов. Сознание 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» .

Выделяют два слоя сознания (рис.1): 1. бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя а) биодинамические свойства движений, б) опыт действий; в) чувственные образы; и 2. рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя а) значение; б) смысл. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Значение означает содержание общественного сознания, усваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – это объективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и обозначение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира.

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

Биодинами- Мир производст-

ческий опыт венной практичес-

действий, кой деятельности

Бытийное движений

сознание

Чувствен- Мир пред-

ные обра- ставлений,

зы культурных

Самосознание символов

Мир идей,

Значение научных

Рефлективное знаний

сознание

Смысл Мир пережива-

ний, эмоций

Рис. 1. Структура сознания

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Язык и объектированные в нем формы мышления – это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются, во-первых, только частной реализацией базовых оппозиций сознания; во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, есть освобождение энергии и сознания для следующего цикла развития возможно только через акры осознания на себе.

Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно исследовать и описывать объективно. В то же время, внешняя структура указывает на наличие внутренней структуры сознания, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы в контексте идеи непрерывного развития:

1. Необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса развития знания, деятельности

2. В ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования развития может быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т.п.

3. Развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри (извне это будет описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т.п.; изнутри – это будет генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга).

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.

Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств, способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр А. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя автоматизмы.

Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.

Одно из центральных мест в философии занимает научный анализ проблемы происхождения, сути и социальной роли сознания.

Сознание и материя -- два типа действительности, имеющиеся во Вселенной. Oсновные философские направления - материализм и идеализм -исстари вели полемику по вопросу о том, какая из этих действительностей является первичной, исходной.

С точки зрения идеализма сознание является первичным и более фундаментальным. Для субъективного идеализма мир совокупность человеческих ощущений представляет собой, для объективного идеализма -- проявление духовной субстанции, которое не зависит от человека и возбуждающей человеческое сознание. Объективный идеализм ратифицирует, что вне человека сознание может существовать -- в виде божественного духа, создавшего мир, абсолютной идеи, мировой воли и т. п. Превращая сознание, духовное в самостоятельную и абсолютную суть, идеализм делает невозможным поистине научное разъяснение сознания. Сознание из самого себя не может быть понято, независимо от обследования материального мира.

С точки зрения материализма предпосылки для появления сознания понемногу подготавливаются, в процессе эволюции материи развиваются. Сознание как таковое свойственно только человеку.

Уже в материализме XVIII века попытки делались научно аргументировать глубокое единство человека с живой и неживой природой. Человеческое сознание не «пролито» в окружающем нас мире, но развитие природы для его возникновения готовит нужные условия. Появление сознания --в эволюции Вселенной не случайный и внезапный скачок.

Исходным пунктом научного подхода к проблеме сознания является материалистическое постановление главного вопроса философии, позиция материалистического монизма, признающего только одну и единую объективную действительность -- материю. С этой позиции сознание и все духовные явления следует анализировать только как вторичное -- свойства, функции высокоразвитой материи, от нее неотделимые.

Для постановления проблемы происхождения и сути сознания существенно учесть, что по отношению к материи его вторичность выражается в нескольких планах или аспектах: в историческом (сознание -- продукт исторического развития и усложнения материи); функциональном (как функция нормально работающего человеческого мозга сознание вторично; гносеологическом (по отношению к реальности как ее идеальное отображение сознание вторично) .

Проникновение в природу сознания, закономерности его возникновения и развития -- одна из сложнейших проблем науки. Несмотря на необыкновенные по масштабам и напряженности сдвиги в развитии научных знаний, в нынешнем естествознании белые пятна сохраняются: вопросы происхождения живого из неживого не выявлены до конца, механизм превращения физических влияний в психические процессы, чувственных восприятий в абстрактные понятия.

Возникновение сознания имеет продолжительную историю -- это закономерный итог развития материального мира, природы. Материя в силу внутренней активности бесконечное разнообразие явлений природы способна пробуждать. В самой материи, в ее фундаментальных свойствах причины кроются, которые при наличии соответствующих подходящих условий на назначенном периоде ее развития с необходимостью приводят к появлению мыслящих существ. Нельзя мышление приписывать всей материи, но вместе с тем нельзя и его от материи отрывать. В самой материи необходимо видеть свойство, способное через ряд ступеней до уровня сознания развиться. сознание материя материализм идеализм

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая не отгадана до конца. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество разнообразных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза на спонтанном возникновении жизни настаивают из неживой природы в результате различных причин - теплового стресса, интенсивного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что не на Земле жизнь зародилась, а из Космоса привнесена - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Продолжает быть и даже удачно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и разделения:

  • 1) трудовая теория (Ч.Дарвин)- основным условием возникновения человека в ходе эволюции явилась общая орудийная деятельность, речью опосредованная;
  • 2) человек - итог «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;
  • 3) человек возник в итоге бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого возникло сознание и абсолютно новый вид животного - home sapiens.

Согласно, трудовой теории видоизменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым обстоятельствам существования. Совершился переход на мясную пищу, что от них потребовало изготовления и употребления орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (вначале в виде жестов и звуков, а затем - к языку) . С приматами стали проистекать и морфологические видоизменения: они распрямились, что разрешило высвободить передние конечности для более активных действий с предметами; видоизменилось строения кисти; объем мозга повысился.

Именно трудовая деятельность (орудийная) к качественному видоизменению приматов приводит. Активно воздействующая рук а учила голову думать, и улучшающая орудийная деятельность людей вела к улучшению их сознания. Для развития сознания значительны два момента, свойственные для создания орудий труда:

  • 1) в конце процесса труда получается итог, который уже в начале этого процесса в представлении (в голове) человека имелся, т.е идеально;
  • 2) регулярное употребление орудий труда и с их систематическое изготовление аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними предполагает, и соответственно, от поколения к поколению передачи этого опыта. Т.о., труд, речь, к возникновению сознания и человека приводит коллективная деятельность.

Происхождение сознания при разнообразном его понимании -- в широком и узком значении -- разъясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном значении вечным является, и поэтому даже не ставится вопрос о его происхождении в идеалистической философии. В этом значении, как подмечалось, оно близко к понятию Бога, ситуации, появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком значении как свойства материи неизбежно вопрос о его происхождении появляется из материи.

Вопрос этот очутился очень трудным в результате явной противоположности материи и сознания, феномены которого -- ощушения-восприятия, понятия и суждения -- безупречно противоположны материальным объектам, поскольку в различие от них не владеют ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления позволить это непростой вопрос и появилась материалистическая теория отображения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством материи отображением. которое якобы имеется наряду с такими более знаменитыми свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отображение как свойство материальных систем понимается в процессе взаимодействия воспроизводить особенности иных систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание в качестве высшей формы такого отображения выступает.

Первым уровнем отображения в неживой природе признаются физико-химические взаимодействия, а вторым -при участии органов чувств биологические взаимодействия.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание появилось на основании свойства отображения как фундаментального свойства материи, а также на основании трудовой деятельности и общения человека с себе сходными. Последнее имеет особенно значительное значение для формирования человеческого сознания, поскольку оно на основании всех форм социальной деятельности особенно быстро обогащается.

Нынешние психологи, сферу сознания характеризуя, прежде всего подмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к разъяснению природы сознательного всякий из этих подходов все же имеет свои нехватки.

Так, по представлению материалистов, сознание как бы неожиданно, «чудесным образом», без видимых причин возникает на назначенном периоде формирования живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к итогам отображения. Об этом удостоверяет содержание наших знаний: в них значительна роль знаний, приобретенных независимо от процесса отображения, в итоге автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психофизиологического субстрата этих и многих иных процессов сознания одной из сложнейших, еше не постановленных проблем психологической науки остается.

Вместе с тем, множество фактов конечно, имеется, которые определенно удостоверяют о зависимости, имеющейся между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это условие является одним из главных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь подтверждением того все же не является, что формирование материального является причиной появления и развития идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, который висит на вешалке, связан с вешалкой и даже вместе с ней может покачиваться, но это не обозначает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя о между собой ни и связаны, на что указывает теория отображения, но никак не тождественны друг другу.

Но и идеалистический взгляд, ратифицирующий независимость идеального от материального, тоже с проблемами сталкивается, когда требуется разъяснить факты, накопленные нынешней медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодняшний день некоторые установления сознания в себе два этих противоположных подхода пытаются как-то соединить, что проявляется, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отображения человеком реальности, если психику анализировать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику с идеалистических позиции рассматривать.

Однако, бесспорно, что неопределенностью, противоречивостью это определение страдает.

Сознание - высшая форма психического отображения и саморегуляции, которые свойственны только человеку как общественно-историческому существу, развивается в процессе общения, речью опосредуется, устремлено на реорганизацию реальности; с самосознанием связано, на внутренний мир субъекта ориентированным.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация наилучшего поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его основной функцией «отображения» оказывается только начальным периодом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это в предыдущем определении представляется.

При таком понимании важнейшая задача всей психики, в том числе и сознания, заключается в том, чтобы целесообразное поведение организовать по исполнению избранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сути сознания, которое приведенными определениями обнаруживается, следует учесть, что в них речь идет именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но по содержанию понятия неодинаковые, хотя в философской, а временами и в психологической литературе их неправомерное отождествление пропускается.

Следует также учесть, что приведенные определения сознания только его суть пытаются выделить, основное свойство, но всего богатства его содержания не исчерпывают. Содержание постоянно богаче сути. Поэтому справедливо взгляд о том, что каждое определение сущности постоянно «хромает». Чтобы одолеть эту «хромоту», недостаточность всяких определений, их обыкновенно характеристикой иных дополняют, не основных, но важнейших свойств предмета. а также описанием структуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.

Список литературы

  • 1. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. -- М.,1996. -- С.352.
  • 2. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В.Панин. - М., 1996.
  • 3. Алексеев, П.В. Становление человека / П.В. Алексеев. - М., 1984.
  • 4. Введение в философию. - М., 1989.
  • 5. Вильвовская, А.В. Человек и космос / А.В. Вильвовская. - М.: Наука, 1994.
  • 6. Диалектика в науках о природе человека: эволюция материи и ее структурные уровни. - М., 1983.
  • 7. Дубров, А.П. Парапсихология и современное естествознание / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. - М., 1990.
  • 8. Дубровский, Д.И. Проблема идеального / Д.И. Дубровский. - М., 1983.
  • 9. Чумаков, А.Н. Фундаментальные основы бытия / А.Н. Чумаков // Философия. - М., 1997.- С.43.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. (Маклаков А.Г.)

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. (Столяренко Л.Д. С. 220)

Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. (уч-к Нурковой В.В., Березанской Н.Б. С. 91)

Функции сознания. (Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2003. – 672с. – С.221.)

Основная функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении из результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания( С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания):

Построение отношений,

Познание и

Переживание.

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента. Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания – это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С.Л. Рубинштейн).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Функции сознания:1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Особенности сознания :

Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;

- Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

- Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания ;

- Сознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе

- Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики.

- Первая его характеристика содержится в самом понятии «сознание», включающим в себя со вокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят решающие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания - ощущения и восприятия, память, воображение, мышление. С помощью ощущений и восприятий в сознании складывается чувственная картина мира. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого опыта. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных и опосредованных знаний. Воображение позволяет строить модели, предвидеть будущее.

- Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т.е. обратить психическую деятельность на себя. Он производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый человек и осуществляется в процессе формирования его самосознания.

- Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит как формирование целей деятельности, так и формирование волевых решений, вносятся нужные коррективы и т.п. Всякое нарушение по каким-либо причинам возможности осуществлять целенаправленную деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.