Политический режим: понятие, виды и формы. Политические режимы (обществознание)

Вопросы и задания.

1. Что такое политические режимы? Чем он отличается от формы правления.

Политический режим – система методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

Формы правления – организация власти, характеризуемая ее формальным (основанном на писаных правилах и законе) источником.

Т. е. политический режим – это система методов осуществления власти, а форма правления – это организация власти, которая используется в политических режимах.

2. Как классифицируются политические режимы?

Политические режимы

1. Демократический 2. Недемократический

Либерально-демократический - деспотический

Парламентский - тиранический

Тоталитарный

3. Какие условия необходимы для возникновения авторитарных режимов? Приведите примеры авторитарных режимов.

1. Социальный и политический кризис общества. Как правило наступает он в периоды смены общественного строя. Происходит резкая модернизация всех сфер общественной жизни, происходит изменение устоявшихся традиций, исторического уклада жизни.

2. Изменение исторического уклада жизни связано с размыванием социально-классовой структуры общества. Человек не имеет определенного социального положения. Он не принадлежит уже к своем классу, но и не относится к новому, и видит в государстве и его правителе единственный шанс на выживание.

3. В обществе нарастают настроения отчаяния и заброшенности, стремление к восстановлению социальной справедливости путем восстановления равенства. Рождается образ врага.

4. Возрастает роль исполнительной власти и армии.

К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и Нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

4. Приведите примеры диктатуры и дайте ее характеристику.

Диктатура (от лат. dictatura) – неограниченная власть. Она – крайняя форма авторитарного политического режима. Конституция, парламент и правительство подчинены первому лицу в государстве и выражают его волю. Профессионально развитие человека при диктатуре зависит от того состоит он в правящей партии, разделяет ее взгляды или нет. Присутствует цензура, т. е. все, что не соответствует идеологии правящей партии, не пропускается в СМИ. СМИ превращаются в канал пропаганды идей этой партии. Религия оказывается под диктатом правящей партии, полностью контролирующей также и экономику.

Примеры диктатуры: правление Бенито Муссолини в Италии, Юзеф Пилсудский в Польше, фашисты в Германии.

5. * В истории античного мира прочтите о ранней греческой тирании. В чем ее особенности?

Тирания - неограниченная единоличная власть одного властителя, который правит, не считаясь с законом и традиционными учреждениями. Тираны приходили к власти чаще всего в результате государственного переворота, отстранив от власти правившую до этого аристократию. Они лишали свободных граждан политических прав, чтобы бесконтрольно и самовольно вершить дела в государстве.

Период между 660 и 510 г. до н.э. в Греции - эпоха так называемой ранней, или старшей, тирании, когда полисы один за другим переходили под контроль единоличных правителей. Удачный переворот был возможен только при опоре тирана на сильного союзника: широкие слои демоса (народа), недовольного притеснением аристократии.

Тираны проводили важные преобразования по улучшению положения ремесленников, крестьян, беднейших городских и сельских слоев, способствовали развитию ремесла, торговли и процесса колонизации (например, Писистрат в Афинах; Гелон в Сиракузах). Обычно реформы были направлены против родовой аристократии и способствовали закреплению элементов классового общества и государства.

6. Что такое парламентский режим? Когда он зародился и как эволюционировал?

Парламентский режим – режим, основанный на одном из древнейших политических институтов – парламенте. Вся политическая, социальная и экономическая жизнь в обществе при таком режиме исходит от парламента, получает законную силу через парламент и контролируется парламентом.. Как правило парламент избирается населением по установленной конституцией системе и выполняет законодательные функции.

Парламентский режим появился в Англии, когда там в XIII веке появился парламент как орган сословного представительства. История парламентской власти уходит своими корнями в народные ассамблеи, существовавшие в эпоху племенного строя. Позже ассамблеи превратились в консультативные советы при вождях. В средние века парламент представлял собой встречу короля со своими советниками, на которые приглашали также судей, рассматривавших жалобы и петиции от населения.

Поначалу термин «парламент» применялся только по отношению к собранию лордов (дворянство и священники) и представителям третьего сословия (рыцари и главы городов), которые созывалось королем для коллоквиума (беседы, разговора).

Именно такой регулярный парламент появился в XIII веке в период правления английского короля Эдуарда I. Постоянный статус и состав парламент приобрел в 1278 году. В начале XIV века происходит разделение функций: законодательная отходит к парламенту, а исполнительная – к советникам короля, выполнявшим роль правительства.

Парламент может быть однопалатным и двухпалатным. Однопалатный парламент не выражал волю народа, та как он состоял из знатных дворян, выполнявших волю короля. Появление второй палаты всегда происходило под давлением снизу. Нижняя палата парламента во всех странах – это всегда вынужденная уступка верхов низам. Данную уступку низы могут получить двумя способами – революционным и конституционным. Дабы избежать первого варианта событий, монарху и его окружению выгоднее допустить социальные низы до голосования, представления их интересов в парламенте, выражения воли законным путем.

7. * Знаете ли вы примеры парламентского режима в современной России? Опишите их.

Например, Временное правительство – высший орган государственной власти 2 марта – 24 октября 1917г. Возникло в дни Февральской революции в ходе переговоров членов Временного комитета Государственной думы и Исполнительного комитета Петроградского совета. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

Идея создания правительства «общественного доверия» или «национальной обороны» появилась в середине 1915 года, когда под впечатлением от поражений русской армии на фронте в Государственной думе и Государственном совете оформился оппозиционный царскому режиму Прогрессивный блок. Только в августе 1915 года было составлено шесть списков кандидатов в это правительство, в четырех из которых его главой значился князь Г.Е. Львов, председатель Всероссийского земского союза. Предполагалось, что правительство, составленное из представителей парламентских партий, будет более дееспособным, чем министры, назначаемые императором Николаем II Александровичем по собственному выбору.

Авторитарный – основанный на личной власти, диктатуре. Следовательно, принять важное политическое, экономическое решения для страны можно быстрее и ни с кем не советуясь. Иногда в демократических режимах это сделать сложнее, как например в США 2013 году временно прекратилось финансирование федеральных госучреждений, поскольку конгрессмены так и не смогли найти общий язык в ходе обсуждения бюджетного закона. В связи с этим правительство было вынуждено приостановить нормальную работу, а почти половина госслужащих были отправлены в неоплачиваемые отпуска.

Авторитарные режимы играли положительную политическую роль в кризисные периоды для государства, когда необходимо было быстро принимать решения и реагировать на новые условия. Это способствовало развитию экономики сплочению народа. Однако положение в государстве напрямую зависело от личности его лидера. И если правитель преследовал только свои личные цели, не думая о благе государства, то в стране начинался хаос.

Практикум. С каким из этих двух определений вы согласны?

1. Политический режим – это прежде всего политическая практика, осуществляемая в рамках разных государственных и правовых форм.

2. Политический режим – это система методов осуществления государственной власти, отражающая состояние демократических прав и свобод, отношение государственной власти к правовым основам их деятельности.

Обоснуйте свой выбор.

Второе определение более полное, так как оно отражает основные моменты взаимодействия государства и общества

Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответы на вопросы о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества, и в том числе к правотворчеству.

Тема: Переходный возраст. Задачи и трудности переходного возраста.
Цель: - дать представления об основных понятиях урока;
- определить границы подросткового возраста и дать его общую характеристику;
- выяснить, каковы задачи и трудности переходного возраста.
Основные понятия: тинэйджер, просвещение.
Ход урока
Эпиграф: Не умножающий знания умножает печаль.
Царь Соломон
Проверка выполнения домашнего задания, Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель проверяет, завели ли учащиеся необходимые тетради, выбрали ли они темы рефератов. Стоит напомнить ученикам правила ведения конспекта.
Непосредственно перед объяснением нового материала целесообразно провести беседу по эпиграфу, выяснить, как учащиеся понимают его смысл.
Изучение нового материала
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Учебная деятельность и труд подростка.
3. Задачи и трудности подросткового возраста.

1. Общая характеристика подросткового возраста. В психологии и педагогике подростковый возраст – это возраст примерно от 11 до 15 лет. В большинстве европейских стран (и у нас тоже) под определение «подросток» попадают те, кому от 13 до 19 лет. Подростковый возраст иначе называют переходным возрастом от детства к взрослой жизни. Подростка в последнее время называют английским словом тинэйджер.
Подростковый возраст – это особенный и очень важный для дальнейшего становления личности возраст. В это время происходит существенная перестройка всего организма подростка. Это период бурного и в то же время неравномерного физического развития: ускоренно растет тело и изменяются его пропорции, совершенствуется мускульный аппарат. Это вызывает и некоторые психологические проявления – подростков осознает и переживает свою угловатость, нескладность.
Целесообразно напомнить учащимся, что нельзя критиковать даже в шутливой форме физические недостатки человека.
В подростковом возрасте наблюдается также и несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, сердцебиение, головные боли, слабость, утомляемость и т.д.
Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость. Нервная система подростка находится в стадии становления и перестройки и не всегда справляется с все возрастающими эмоциональными нагрузками.
Однако подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни.
Итак, подростковый возраст – это важный период становления личности, характера человека. Однако в связи с особенностями физического развития следует отметить обычную, вполне нормальную для подросткового возраста повышенную возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит зачастую к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.
2. Учебная деятельность и труд подростка. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности.
Сознательно-положительное отношение учащихся к учению появляется тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдаются и негативные моменты, то есть отрицательное отношение к учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении. Подросток обычно остро переживает неудачи в учебе и из-за самолюбия, хотя делает вид, что к успехам в учении он безразличен и равнодушен.
Чтобы учение было осмысленным и продуктивным, его надо сочетать с жизнью и практикой, постоянно ставить перед собой конкретные и перспективные задачи, цели, успешно разрешая возникающие на этом пути проблемы.
В процессе учения подросток должен приобретать способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений.
Существенные изменения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления их произвольности. Учащиеся подростки должны наращивать умение организовывать и контролировать свое внимание, процессы памяти, управлять ими. Умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков в гораздо большей степени, чем у младших школьников.
В подростковом возрасте значительно возрастает трудовая активность. Именно в серьезном труде подростки получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости. Труд, трудовая деятельность подростков обычно проходят в коллективе, а значение жизни и деятельности в коллективе для подростка очень велико.
Таким образом, трудовая деятельность подростков – это деятельность, в полной мере отвечающая их возрастным особенностям и потребностям. Наблюдающиеся случаи лени, уклонения от труда, игнорирования своих обязанностей в школе и дома, нерадивого отношения к трудовым поручениям есть исключительно следствие неправильного воспитания и самовоспитания и оказывают негативное влияние на формирование личности подростка.
3. Задачи и трудности подросткового возраста. Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Среди них как школьные, так и жизненные задачи.
В учебнике приводятся задачи развития и образования подростка, которые выявил американский психолог Р.Хэвигхерст. Психолог считает эти задачи обязательными, и поэтому учитель дает задание ученикам записать эти задачи в тетрадь:
принятие своей внешности и умение эффективно владеть своим телом;
формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола;
принятие мужской или женской роли;
достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость;
подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни;
появление желания нести ответственность за себя и общество;
обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.
Психологи считают, что эти задачи в свое время приходится решать каждому человеку. Все задачи жизни необходимо решать в свое время.
Продвигаться к решению более сложной задачи можно только после решения более легкой.
Далее необходимо рассмотреть, в чем заключается выполнение каждой задачи подросткового периода, и какие трудности ожидают подростка на пути решения этих задач.
Учитель раскрывает содержание этих задач в непринужденной беседе с учащимися, а затем предлагает им с помощью учебника выполнить программу (план) преодоления трудностей, включая также и процесс преодоления трудностей при решении задач, который происходит в три этапа следующим образом:
Первичная оценка ситуации.
Затем оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих.
На основе неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые варианты поведения.
Для благоприятного разрешения всех задач и трудностей подросткового возраста очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно заниматься физкультурой и спортом.
Очень важна максимальная загрузка подростка хорошими делами (в том числе занятия в спортивных секциях, в различных кружках по интересам и т.д.).
Чрезвычайно важно переключение внимания подростка с негативных моментов на интересную и занимательную для него деятельность.
Неоценимую помощь в преодолении возникающих перед подростком трудностей может выполнить ведение личного дневника.
Личный дневник – это как бы отчет перед самим собой, ежедневный, самокритичный и не всегда лицеприятный.
Учитель может привести пример ведения дневника великим русским писателем Л.Н.Толстым. В своем дневнике Лев Николаевич очень критично относился к своей персоне, он буквально бичевал себя за распущенность, слабоволие, лень. Толстой намечал жесткий план по устранению своих недостатков, ставил перед собой максимально трудные задачи и во многом благодаря ежедневному контролю за собой посредством ведения дневника устранял эти недостатки и добивался выполнения всех намеченных целей. Так ковался характер великого гения, а недостатков у Льва Николаевича (по его собственному мнению) было очень много.
Учитель рекомендует ученикам вести свои дневниковые записи, а также ознакомиться с дневниками, биографиями выдающихся людей (например, из серии «Жизнь замечательных людей»).
Закрепление изученного материала Вопросы для закрепления
Каковы границы подросткового возраста?
Дайте общую характеристику подросткового возраста.
Каковы особенности учебной деятельности подростка?
Каковы особенности трудовой деятельности подростка?
Перечислите задачи, которые необходимо решать в подростковом возрасте.
Из каких этапов состоит процесс преодоления трудностей подросткового возраста?
Можно ли избежать подростковых проблем?
С помощью учебника дайте определение понятиям: малолетние, несовершеннолетние, юный, юность, тинэйджеры.
Домашнее задание: §1,2; ответить на вопросы, выполнить практикум.

Каталог заданий.
Типология политических режимов, демократия и ее основные ценности и признаки

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Особой характеристикой демократического государства является

1) наличие аппарата управления

2) слаженная работа государственных органов

3) политический плюрализм

4) отсутствие коррупции во властных структурах

Пояснение.

Политический плюрализм - это многопартийность, а значит существование выбора граждан.

Ответ: 3

Что из перечисленного ниже необходимо для реализации принципа политического плюрализма?

1) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

2) свобода участия в политических движениях и партиях

Пояснение.

Плюрализм - многопартийность - разные взгляды, идеалы, интересы. У народа есть свобода выбора.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Петр Дмитриевич Садовский

Социальный институт слишком широкое понятие, чтобы делать такой вывод; в большинстве обществ, на разных исторических этапах существовало разнообразие социальных институтов: семья, государство, религия, образование. Конечно разнообразие социальных институтов необходимо для общественной организации, но это разнообразие не гарантирует политического плюрализма.

Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

2) тоталитарного

3) теократического

4) демократического

Ответ: 4

Что из перечисленного является исключительным признаком демократического государства?

1) наличие правоохранительных органов

2) суверенитет в определенных территориальных границах

3) исключительные права, в том числе на принятие законов, взимание налогов, использование мер государственного принуждения

4) парламентаризм

Пояснение.

Парламентаризм - система государственного руководства обществом со стороны буржуазии, характеризующаяся чётким распределением законодательной и исполнительной функций при привилегированном положении законодательного органа - парламента по отношению к др. государственным органам.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

2) волюнтаризмом

3) тоталитаризмом

4) абсолютизмом

Волюнтаризм - деятельность людей, не считающихся с объективными законами исторического процесса.

Абсолютизм - форма монархического правления, самодержавие.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Что является одним из обязательных условий реализации принципа политического плюрализма?

1) многопартийность

2) наличие разнообразных социальных институтов в обществе

3) слаженная работа государственных органов

4) наличие сильного политического лидера

Пояснение.

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Какой признак отличает тоталитарный политический режим?

1) наличие единственной общеобязательной идеологии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) наличие правоохранительных органов

Пояснение.

2. Относится ко всем режимам

3. Относится к демократическому режиму

4. Относится к демократическому режиму

1. важный признак тоталитаризма, например, СССР, Фашистская Германия

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Какой признак отличает демократический политический режим?

1) наличие однопартийной системы

2) ограничение свободы слова и свободы печати

3) контроль государства над частной жизнью граждан

4) подчинение политического меньшинства большинству

Пояснение.

Демократия предполагает наличие выборов. Побеждает тот, кто набирает больше всего голосов, тот побеждает.

Все остальное относится к тоталитарному режиму.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что от­ли­ча­ет демократический режим?

1) периодические сво­бод­ные выборы

2) наличие пред­ста­ви­тель­ных органов власти

3) однопартийная система

4) государственная цен­зу­ра СМИ

Пояснение.

Демократия пред­по­ла­га­ет плюрализм и во­ле­изъ­яв­ле­ние народа по­сред­ством выборов в пред­ста­ви­тель­ные органы и на пред­ста­ви­тель­ные посты.

Все осталь­ные подходят для тоталитарного, второе - и к де­мо­кра­ти­че­ско­му ии тоталитарному.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Что отличает тоталитарное государство?

1) деятельность свободных СМИ

2) наличие правоохранительных органов

3) наличие политической оппозиции

4) одна общеобязательная идеология

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает наличие одной единственной идеологии.

1, 3 - демократический режим

2 - любой режим

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Политический режим характеризует

1) административное устройство государства

2) методы осуществления государственной власти

3) функции, осуществляемые государством

4) форму государственного правления

Пояснение.

Политический режим - это методы и способы осуществления государственной власти.

Административное устройство государства - государственно-территориальное устройство государства.

Функции гос. власти - это направления деятельности государства.

Форма государственного правления - форма организации высших органов государственной власти.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны правлению

1) демократическому

4) республиканскому

Пояснение.

Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Авторитари́зм - форма власти (политического режима), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Ограничение прав человека, формализация разделения властей, отсутствие подлинной многопартийности свойственны {правлению}

Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие развитого гражданского общества

2) регулярное проведение свободных выборов

3) отсутствие обязательной государственной идеологии

4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества

Пояснение.

Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

В стране Z после длительного правления военного диктатора к власти пришли силы, избранные демократическим путем. На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья обязательно должна быть представлена в конституции страны Z?

1) В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.

2) Государство является основным работодателем для наемных работников, оно же устанавливает минимальный размер оплаты труда.

3) В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

4) Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

Пояснение.

В такой форме правления, как военная диктатура, не существует неприкосновенности частной собственности и равных условий в чем-либо между военными, обладающими всей властью, и простыми гражданами. А основа демократии, напротив - это равенство прав и неприкосновенность частной собственности.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1.

1) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

2) всеобщий контроль государством всех сторон частной и общественной жизни

3) свободное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

4) формирование органов власти выборным путём

Пояснение.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. Ему соответствует ответ 2.

Все остальное характерно для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Для тоталитарного политического режима характерно

1) существование единственной обязательной официальной идеологии

2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

3) формирование органов власти выборным путём

4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

Пояснение.

Политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления. Существует три режима: демократический, тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим предполагает контроль государства во всех сферах общественной жизни. При тоталитарном режиме существует единственная обязательная официальная идеология.

Ответы 2, 3, 4 характерны для демократического режима.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Высший орган законодательной власти в государстве Д. избирается населением выборным путем. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом?

1) Выборы депутатов проводятся в определённые законом сроки.

3) Кандидаты в депутаты вносят значительный избирательный залог.

4) Выборы осуществляются в условиях реальной альтернативы и конкурентной борьбы кандидатов.

Пояснение.

Кроме тайных выборы в демократическом государстве должны быть еще и всеобщими, прямыми, равными.

Важен принцип состязательности.

Принцип состязательности предполагает, что выборы проводятся на альтернативной основе, существует конкурентная борьба между кандидатами. При отсутствии оппозиции можно организовать и тайные выборы. К примеру, в 1936 году в СССР по Конституции были введены тайные выборы, хотя режим демократическим не был.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Определить по­ли­ти­че­ский режим в го­су­дар­стве можно на ос­но­ва­нии информации о (об)

1) ме­то­дах осуществления го­су­дар­ствен­ной власти

2) по­ряд­ке взаимоотношений цен­траль­ной власти и вла­стей на местах

3) раз­ме­ре территории го­су­дар­ства и ко­ли­че­стве населения

4) административно-территориальном устройстве

Пояснение.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Типология политических режимов

Что яв­ля­ет­ся характерным при­зна­ком демократического государства?

1) в стра­не существует не­сколь­ко правительственных пе­чат­ных изданий

2) вы­бор­ные процедуры имеют фор­маль­ный характер

3) го­су­дар­ствен­ные органы фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве принципа раз­де­ле­ния и не­за­ви­си­мо­сти властей

4) граж­да­не обязаны пла­тить налоги

Пояснение.

Принципы демократии:

−признание на­ро­да источником власти

−равноправие граждан

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и свобод, их при­зна­ние и га­ран­ти­ро­ван­ность и за­щи­та со сто­ро­ны государства

−наличие прин­ци­па большинства, оно вы­ра­жа­ет свою волю

−наличие права мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей, при ко­то­рой различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы и урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению дик­та­ту­ры (система сдер­жек и противовесов);

1) про­фес­си­о­наль­но­го аппарата управления

2) раз­но­об­раз­ных негосударственных организаций

3) все­сто­рон­не­го контроля за жиз­нью общества

4) раз­де­ле­ния властей

Пояснение.

Политический режим - со­во­куп­ность методов и спо­со­бов осуществления в стра­не государственной вла­сти и управления.

Обществоведы вы­де­ля­ют три вида по­ли­ти­че­ско­го режима: демократический, ав­то­ри­тар­ный и тоталитарный.

Демократический режим - режим, ос­но­ван­ный на при­зна­нии народа в ка­че­стве источника власти, ши­ро­ко­го участия на­ро­да в управ­ле­нии государством, при­зна­нии прав и сво­бод человека.

Тоталитарный режим - режим, при ко­то­ром государство стре­мит­ся установить пол­ный (тотальный) кон­троль над всеми сто­ро­на­ми жизни граждан.

−равноправие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

−наличие фун­да­мен­таль­ных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

−принцип боль­шин­ства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

−право мень­шин­ства на оппозицию

−политический плюрализм

−правовое государство

−система раз­де­ле­ния властей

−гласность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

мвыборность ос­нов­ных органов вла­сти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

−развитая си­сте­ма органов мест­но­го самоуправления.

Следовательно от­ли­чи­тель­ная черта - га­ран­ти­ро­ван­ная свобода слова и печати.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Принципы демократии:

1) при­зна­ние народа ис­точ­ни­ком власти и но­си­те­лем суверенитета;

2) рав­но­пра­вие граждан, рав­ная возможность уча­стия в по­ли­ти­че­ской жизни;

3) на­ли­чие фундаментальных прав и сво­бод человека, их признание, за­щи­та их со сто­ро­ны государства;

4) прин­цип большинства − имен­но большинство, а не мень­шин­ство выражает через ин­сти­ту­ты демократии свою волю;

5) право мень­шин­ства на оппозицию

6) по­ли­ти­че­ский плюрализм

7) пра­во­вое государство

8) си­сте­ма разделения вла­стей (различные ветви го­су­дар­ствен­ной власти до­ста­точ­но независимы, урав­но­ве­ши­ва­ют друг друга, пре­пят­ствуя установлению диктатуры).

9) глас­ность в дей­стви­ях государственных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц, воз­мож­ность беспрепятственного кон­тро­ля за ними со сто­ро­ны общества;

10) вы­бор­ность основных ор­га­нов власти на ос­но­ве всеобщего пря­мо­го равного из­би­ра­тель­но­го права;

11) раз­ви­тая система ор­га­нов местного самоуправления.

Реализация вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных пунктов не­воз­мож­на без га­ран­тии свободы средств массовой информации

Верховенство су­деб­ной власти над за­ко­но­да­тель­ной и ис­пол­ни­тель­ной противоречит п. 8.

Наличие раз­ветв­лен­ной системы законов, раз­лич­ных средств мас­со­вой информации не опре­де­ля­ет сущность по­ли­ти­че­ско­го режима (и то и дру­гое было в гит­ле­ров­ской Германии)

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.4. Типология политических режимов

Политический режим – 1) совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей; 2) совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы; 3) совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.

Институты политического режима: государство (способы формирования высшей государственной власти), партии, группы давления, неполитические структуры (церковь, СМИ и т. д.).

Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, которое определяет степень социальной свободы личности, дает представление об основах системы власти.

Типы политических режимов:

1) Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 1920-е гг. итальянским философом Дж. Джентиле , затем был использован лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В работе американских политологов К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956) сформулированы следующие основные признаки тоталитарного режима:

– Официальная идеология, т. е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование, претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни и общеобязательность. Интересы и свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано».

– Монополия на власть одной политической партии, сама партия – под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь); вождизм, культ личности. Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом.

– Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Государство становится неправовым.

– Партийный контроль за средствами массовой информации, жесткая цензура любой информации.

– Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами, милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «железный занавес».

– Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью; плановая экономика как наиболее рациональная и эффективная.

Тоталитаризм отличается высочайшей степенью регламентации и контроля.

Предпосылками тоталитаризма являются: индустриальная стадия развития общества; нарастание рациональности и организованности в общественной жизни; появление монополий и их срастание с государством (тоталитаризм – всеобщая государственная монополия); этатизация (огосударствление) общества, особенно усиливающееся во время войн; массовое коллективистско-механистическое мировоззрение; эмоциональная уверенность в возможности быстро улучшить жизнь с помощью рациональных общественных преобразований; психологическая неудовлетворенность социальным отчуждением личности, ее беззащитностью и одиночеством; острый социально-экономический кризис, резко усиливающий беды и недовольство населения; появление многочисленных маргинальных слоев.

Власть выступает главным гарантом идеологического контроля над населением. Партийно-государственная организация общества отличается жесткой иерархической структурой. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкции властей любых организаций. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

А) коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе присущи и гуманные политические цели.

Б) фашизм – правоэкстремистское политическое движение, впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. При всех своих национальных особенностях фашизм выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

В) национал-социализм возник в Германии в 1933 г. Его цель – мировое господство арийской расы, а социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – против других народов.

Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

2) Авторитаризм – режим, характеризующийся монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института; одна из форм политической диктатуры. Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

– автократизм (самовластие) – небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.);

– неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению;

– опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению;

– монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

– отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство в неполитические сферы. Власть занимается в основном вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

– свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены;

– обширный государственный сектор жестко регламентируется государством, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

– цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

– рекрутирование (формирование) политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, назначением сверху, а не в результате конкурентной электоральной борьбы.

Отличия от тоталитарного политического режима:

* авторитаризм допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти;

* авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, чуждые тоталитаризму, который разрывает традиционные социальные связи, превращает «классы в массы»;

а) сохранение традиционного типа общества с ориентацией на привычные и устойчивые формы социальной жизни и авторитеты; б) сохранение патриархального и подданического типов политической культуры в качестве преобладающих; в) значительное влияние религиозных норм (ислама, буддизма, конфуцианства) на политические ориентации населения; г) экономическая отсталость; д) неразвитость гражданского общества; е) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

– партийные режимы (монопольная власть какой-либо партии или политической группировки): формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп; правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия);

– военно-диктаторский режим (большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция). Современные военные режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью; государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан;

– теократический режим (Иран с 1979 г.);

– национальный авторитаризм возникает в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп;

– корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений;

– деспотический режим (высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры);

– персональная тирания (власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты: режим С. Хусейна в Ираке, режим М. Каддафи в Ливии).

Авторитарный режим обладает высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников, а также способность решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Авторитаризм содержит в себе определенные реформаторские возможности. Достигая экономической и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских правах и свободах, потребность в свободе информации, независимости мышления, нетерпимости к произволу и насилию.

Из книги Денежное обращение в эпоху перемен автора Юровицкий Владимир Михайлович

Типология валют Напомним, что валютными отношениями называются отношения национальных (резидентных) денег с другими (нерезидентными) деньгами.Деньги, рассматриваемые с точки зрения их валютных отношений, называются валютой.Рубль в магазине или в бухгалтерии

Из книги Специальные виды туризма автора Бабкин А В

2.7. Типология современных религий В науке существует классификация религий в зависимости от разных классификационных признаков:По наличию или отсутствию Бога-творца религии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических религиях (иудаизм, христианство,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

7.4. Курорты и их типология Курорт – территория, располагающая природными лечебными факторами и необходимыми условиями для их применения с лечебно-профилактическими целями.Курорт – местность, обладающая ценными природными свойствами, пригодными для лечения

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВ Система общества при всей своей устойчивости и целостности преобразуется в процессе исторического развития. В ходе этого развития выделяются разные типы общества. Типология обществ – отнесение обществ к определенным типам на основании

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Выделяют следующие типы политических режимов:1) авторитарный режим – способы и методы действия политической системы, характеризующиеся низкой степенью свободы в политической и идеологической сферах. Большая степень свобод существует в

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

59. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Партии не однородны и разделяются по разным признакам. По характеру функционирования выделяют кадровые и массовые партии.Кадровые партии – политические организации, отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, отсутствием

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

23. ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ Сегодня одним из факторов формирования международной ситуации является влияние распада политических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе, поэтому проблемы перехода от одного типа режима к другому все

Из книги Основы управления конкурентоспособностью автора Мазилкина Елена Ивановна

25. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ Национализм. Выделяются три типа: государственный, культурный и этнический. Первый в качестве основной идеи выдвигает интересы нации – всех граждан государства, второй – людей, принадлежащих к одному типу социальной культуры, третий –

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

33. ТИПОЛОГИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ Проблемы типологии правовых систем во Франции разрабатывались Рене Давидом, в Германии – Цвайгертом. В России они до недавнего времени не были предметом специального исследования, хотя все основные особенности, напр., англосаксонского и

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

23. Типология характеров На протяжении всей истории развития психологии предпринимались многочисленные попытки построить типологию характеров.Опираясь на те черты характера, которые свидетельствуют об отношении к людям, К. Леонгард создает свою

Из книги автора

История и типология дневникового жанра Писать - значит читать себя самого. Макс Фриш Истоки и взлеты жанра в России. Литературный дневник растет из судового журнала или тюремного дневника, путевых или научных записей. Может быть длительным, отражающим всю жизнь, как у

Из книги автора

3.4. Типология входных барьеров Появление новых конкурентов приводит к конкурентной борьбе, избежать которой можно за счет создания новых входных барьеров в отрасль.Ограниченная емкость рынка является значительным препятствием для создания нового предприятия. Рынок с








Характеристика режимов тоталитарный авторитарный демократический Происхожден ие слова «тоталитаризм» (от лат totalis - весь, целый, полный). Введено лидером итальянских фашистов Б. Муссолини «авторитаризм» (от лат. autoritas – власть, влияние) «демократия» (в переводе с греческого означает «народовластие») Главная черта режима Тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни общества Осуществляется полный контроль над политической сферой, но возможна свобода экономической деятельности. Существует автономия частной жизни людей Источник власти – народ. Власть подконтрольна обществу, действует принцип разделения властей Кому принадлежит власть Правящей партии во главе с вождем Правящей партии во главе с лидером Представительным органом, которые создаются основании выборов


Характеристика режимов тоталитарный авторитарный демократический Существован ие политической оппозиции Всякая оппозиция уничтожается. Создается однопартийная система Подавление политических противников. Как правило- однопартийная система Существует несколько политических партий, активно действует политическая оппозиция Права и свободы граждан Не соблюдаются НарушаютсяПолитические права и свободы граждан гарантируются, защищаются государством Методы политического действия со стороны государства Особая роль насилия, слежка и доносительство, выдвижение целей для мобилизации общества Сочетание насилия и ненасильственных методов Парламентаризм, деятельность СМИ, активное участие граждан в политической жизни Примеры Режимы Б. Муссолини в Италии, А. Гитлера в Германии и др. Режимы А. Пиночета в Чили, Ф. Франко в Испании и др. Представительная демократия в большинстве современных государств.




Авторитаризм - политический режим, при котором власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющих автономию личности и общества в некоторых сферах жизни (духовная, социальная, экономическая)






Ценности демократии 1. Собственная ценность – служить на благо личности, обществу, государству. 2. Инструментальная ценность – служить инструментом в руках человека для решения общественных государственных дел. 3. Личностная ценность – раскрывается через признание прав личности


Признаки демократии 1. Имеет государственный характер 2. Имеет политический характер 3. Предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан, а равно их обязанностей в соответствии с международными стандартами 4. Предусматривает законность в качестве режимов в общественно-политической жизни 5. Предполагает взаимную ответственность государства и гражданина