Взгляд с разных сторон на одно и то же событие. Переживание ошибки И то же событие

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБЫТИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ. . . . . . . . 5

    1. Факт и событие: разграничение понятий. . . . . . . . . . . . . 5

      Понятие события в журналистике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      Интерпретация факта и события: разграничение понятий. . .

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОБЫТИЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ. . . . . . . . . . .

    1. 80-е годы XX века. . . . . . . . . . . . . .

      90-е годы XX века. . . . . . . . . . . . . .

      2000-е годы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

      Интерпретация событий в современности и в преспективе. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ПРИЛОЖЕНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 1 «». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 2 «». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 3 «». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 4 «». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложение 5 «». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Изображение событий с течением времени не всегда одинаково, само событие в журналистике - достаточно гибкая категория. Неоднократно замечено, что одно и то же событие в разных СМИ зачастую бывает представлено с большим количеством различий и несовпадений: не совпадают обстоятельства произошедшего, какие-либо нюансы, подробности, иногда и версии случившегося в целом. Так же одно и то же событие, представленное в одном СМИ, но в разные периоды может быть представлено по-разному с точки зрения выбора жанра и других параметров журналистского текста.

В частности, это заметно при сопоставлении нескольких материалов, опубликованных в разное время, но посвященных одному и тому же инфоповоду.

С течением времени, как уже говорилось ранее, могут меняться параметры журналистского текста: жанр, язык, и связано это с тем, что в разные периоды времени одно и то же событие может восприниматься автором, а следовательно изображаться по-разному. То есть меняется его интерпретация. Различная интерпретация во времени складывается ввиду тех условий, которые имеют место на момент создания текста, как то: автор, текущие политические и социально-культурные условия. Стоит заметить, что интерпретация события может быть связана и с интерпретацией факта, который послужил поводом для события, и в этом заключается существенная разница, поскольку интерпретация факта может изменить не только материал о событии, но и отношение к событию. Это наиболее четко можно проследить только во времени. Наиболее же ярко удастся это проследить в отечественных СМИ поскольку, история России даже за последние 30-35 лет обеспечила большое разнообразие политических условий и социокультурных установок, в большей же степени - их нюансов.

В связи с вышесказанным актуальность данной работы заключается в наблюдении за изменением интерпретации события в одном и том же издании с течением времени, поскольку специфика освещения событий в разные периоды истории одного и того же СМИ всегда будет представлять большой интерес – как читательский, так и исследовательский.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на отображение события. То есть проще – свойства журналистского текста, или его признаки.

Объектом (объектами) исследования являются публикации общественно-политического еженедельника «Молодой дальневосточник», посвященные празднованию Дня Победы в разные периоды времени.

Целью работы является проследить как интерпретируют событие и факты авторы издания в различные периоды и попытаться спрогнозировать, как это будет выглядеть в будущем.

Теоретическую базу работы составили труды таких отечественных и зарубежных ученых и публицистов как: Л. А. Полуева, М. Н. Ким, А. А. Тертычный, .

1. Интерпретация событий в журналистике

1.1 Факт и событие: разграничение понятий

Прежде чем приступить к изучению проблемы интерпретации событий в общероссийских и региональных печатных СМИ, определимся, что включают в себя понятия «факт», «событие» и «интерпретация факта/события».

Необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая, как отмечает Л.А. Поелуева, выражается в проблеме соотношения «факта и объективной реальности и возникающее при этом противоречие - отождествление факта и события». 1 Следовательно, два этих понятия нужно разграничить.

Толковый словарь С. А. Кузнецова трактует понятие факта следующим образом:

«ФАКТ -а; м. [от лат. factum - сделанное]

Истинное событие, действительное происшествие или реальное явление; пример, случай.

В функц. сказ. Реальность, действительность». 2

Факт лежит в основе любого журналистского произведения. По утверждению М.Н. Кима, «Факты - своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся структура журналистского произведения». «Назначение фактов в журналистике многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно-обоснованных доказательств». 3

Информационные материалы включают один факт, особенностью аналитического материала является то, что он включает в себя совокупность фактов. Факты в аналитических материалах выступают в качестве доказательств и аргументов. Мастерство журналиста заключается в том, чтобы не только умело оперировать фактами, но и правильно их оценивать, интерпретировать, анализировать, наконец, находить между ними существенные причинно-следственные связи.

Факт может быть достоверным или недостоверным. Установить факт, т.е. сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию (проверку на истинность). Другой вопрос, что такая верификация не всегда возможна. Иногда она невозможна объективно: доказать, что некто совершил преступление, невозможно, так как соответствующие данные недоступны или не могут быть выяснены. А иногда невозможна субъективно: этому мешают эмоции и субъективные оценки говорящего. Может быть, это и факт, но чтобы его установить, надо абстрагироваться от оценки и комментария автора.

Достоверный факт - это суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации. Недостоверный факт - это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным. А если суждение в результате верификации оказалось ложным, то о факте как таковом вообще не может быть речи.

Следовательно, «факт в журналистике можно определить как достоверное отражение фрагмента действительности, обладающее реальной репрезентативностью». 4

Исследователи также выделяют две разновидности используемых журналистами фактов: факты научные и обыденные.

Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они всегда являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием. При этом, чем выше требования к точности и объективности, тем больше число эмпирических наблюдений и измерений и тем необходимее применение статистических методов их обработки». 5

Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений. Точность и достоверность - основные признаки всех научных фактов.

Обыденные факты, в отличие от научных, «представляют собой результат восприятия человеком окружающей действительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запечатлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания происшедшего». 6 «…Можно говорить об обыденном факте как об изначальном содержательном элементе, обладающем достоверностью непосредственного наблюдения, отражающем в сознании человека “дискретный кусок действительности». 7

Подобного рода факты используют тогда, когда необходимо рассказать о непосредственном опыте людей, об их эмоциональных реакциях на те или иные события и т.п. К обыденным фактам относятся мнения, оценки, рассказанные кем-л. истории и т.п.

Важно отметить, что нельзя резко противопоставлять друг другу факт и его оценку кем-либо, утверждая, что факт - это нечто совершенно объективное, а оценка или суждение о нем - наоборот, субъективное. Не стоит забывать, что факт становится таковым и оказывается доступным только в форме суждения (высказывания). Реальность существует независимо от человека, а факт - нет. Человек выделяет в действительности какой-то фрагмент, а в нем - определенный аспект (событие); затем он «переводит» свое знание о действительности (событии) на «естественный» язык, строит знание в виде суждения о предмете, затем проверяет, истинно ли данное суждение или ложно («верифицирует» его). И только если окажется, что суждение истинно, то, что описано в этом суждении, становится фактом.

Суждение может быть разным по содержанию. Например, оно может описывать бытие: «существует одно и только одно солнце». Может относить данное лицо или предмет к тому или иному классу: «Сократ – человек». Может приписывать лицу или предмету качество: "Маша добрая". Вместе с тем, существуют также суждения, которые вообще не могут быть верифицированы/проверены. Например: «Петя – дурак». Это так называемые оценочные суждения.

Факт может соответствовать самым абстрактным по своему характеру суждениям. Он абстрактен по своей природе, он - всегда «голый» факт, очищенный от частных характеристик. Факты не описывают, их излагают. Можно описывать, как развертываются события, но не как происходят факты. Факты вообще не «происходят». Это лишь наш образ ситуации. Образ, который в результате проверки (верификации) оказался истинным.

Наряду с этим, следует отметить, что по словарю Кузнецова, событие - это «то, что произошло, случилось, значительное явление, факт общественной или личной жизни». 8 Несколько по-иному звучит это определение в юриспруденции: «Событие - категория, которая по сложности может отличаться от факта. Такая сложность выражается масштабностью происходящего, массовостью участников, длительностью во времени. Как самостоятельная категория событие может быть представлено суммой фактов». 9 Заметно, что в обоих приведенных выше определениях акцент делается на такие понятия, как «значительность», «масштабность», «массовость», «общественность». Исходя из этого, можно сделать следующий логический вывод: главное отличие события от факта в том, что оно так или иначе влияет на установившийся порядок вещей, меняет ситуацию, сложившуюся в той или иной сфере общественной жизни.

У события есть только одно свойство или признак - произошло оно или не произошло. "Участники автоагитрейса проехали по самым отдаленным селам" (см. Приложение 1 "И на село и на заставу" Орган Хабаровского краевого комитета ВЛКСМ "Молодой дальневосточник" № 89 (10601) от 9 мая 1980г.) - это событие. При этом суждений о данном событии может быть несколько. Например, такое: "Всюду им был оказан теплый приём со стороны руководства, работников совхозов" (см. Приложение 1 "И на село и на заставу" Орган Хабаровского краевого комитета ВЛКСМ "Молодой дальневосточник" № 89 (10601) от 9 мая 1980г.). Или такое: "Автоагитрейс не встретил большого воодушевления со стороны населения отдаленных районов, несмотря на это вся запланированная работа по продаже книг вождя революции, изданий о Великой отечественной, мемуаров участников войны была выполнена". Одно из них может быть фактом (суждением о факте), если в результате верификации выяснится, что оно истинно. А вот второе не может быть фактом вообще, поскольку в условиях реального времени не представляется возможным выяснить, как было на самом деле, то есть отсутствуют средства верификации. Это - типичное оценочное суждение. Таким образом, события оцениваются эмоционально, факты - как правило, рационально. Оценки событий и фактов могут быть независимы друг от друга.

Прикольный пост, о том, что каждый телеканал преподносит новости по своему. ;)

НТВ все превращает в кровавое месиво, РЕН ТВ везде ищет признаки паранормальных явлений, а Первый канал убеждает зрителя, что в стране все просто прекрасно.

Первый канал

Вчера в селе Смолино Кемеровской области между местными жителями произошел небольшой инцидент. Около 30-ти молодых людей сошлись в рукопашной, после чего их задержал прибывший наряд полиции. После разъяснительной беседы уже успевшие подружиться в КПЗ драчуны с удовольствием вышли на свободу. Со слов местных жителей, такие потасовки носят скорее старинный традиционный характер – именно в селе Смолино много веков назад русские мужики выходили, что называется, «стенка на стенку». К другим новостям…


Более 22-х пострадавших находятся сейчас в районной больнице, недалеко от села Смолино Кемеровской области.
Напомним, накануне там произошла зверская массовая драка с применением боевого оружия. В результате происшествия не менее 3-х тел были изуродованы до неузнаваемости, двое из них сейчас находятся в реанимации. Сколько именно пострадавших, пока не сообщается. Списки трупов скоро обнародуют представители МЧС. Как сообщают наши источники, конфликт произошел вследствие раздела влияниями между двумя действующими ОПГ. Мы будем следить за развитием событий.

LIFENEWS


Вчера в результате этнического конфликта в селе Смолино Кемеровской области пострадал гражданин Таджикистана Абба Фухназаров. На камере видеонаблюдения, установленной на картофельном поле, видно. Как группа из 28 русских местных жителей абсолютно беспричинно открыло огонь из травматического оружия по приезжему гостю. Повторюсь, как мы видим на видео, стреляли в основном по лицу и было выпущено не менее 120 выстрелов. Случилось это ровно два часа назад, но уже сейчас Абба Фухназаров с эксклюзивном интервью рассказал как все происходило на самом деле…

РЕН ТВ


Не самая обычная драка имела место быть вчера в селе Смолино Кемеровской области. Казалось – бы на первый взгляд – ничего удивительного, обычные дерущиеся жители деревни в количестве тридцати человек. Но обратите внимание на задний план…присмотритесь…там виднеются желтый точки. Как объяснил нам профессор РАН Иван Абрамович, это ни что иное, как «Ночные огни». Ясно видимые, чётко очерченные огни неизвестной природы, обычно красного, оранжевого или белого цвета. К этой группе относится львиная доля наблюдений НЛО на больших расстояниях». Мы обязательно расскажем об этих огнях подробнее в следующих выпусках программы «Тайны вселенной».

Россия 1


И в завершении выпуска еще одна новость – в селе Смолино Кемеровской области произошла драка между тридцатью местными жителями. Подробности сразу после новостей расскажет в своей программе Михаил Зеленский. Он пригласит в свою студию все тридцать участников потасквки и заставит их еще раз подраться. Не пропустите.

Перец


Рассказывает Влад Некрасов:
Непередаваемое по своей циничности и бесчеловечности происшествие произошло в забытой богом деревне Смолино, что в Кемеровской области. Казалось бы, самое обычное село, тут веками сочинялись легенды и творились деяния. Но суть не в этом. Суть в том, что в этот вечер кому-то сильно захотелось подраться. В результате видим, что видим – 30 проломанных черепушек и алая река крови, на которой, пожалуй, можно добраться вплавь и до соседней деревни. Хотя из этих проломленных черепушек можно еще собрать плот, перевязав его остатками сухожилий. Вот и весь сказ. Не ходи в деревне ночью, товарищ!

Звезда


Коротко к другим новостям. Вчера в селе Смолино Кемеровской области произошла потасовка группы молодых людей. Наши источники сообщают, что драка произошла в районе, где стоял раритетный танк, времен второй мировой войны. Теперь, судя по всему бойцам придется ответить за свой поступок, так как осквернение памятника – дело серьезное и уже вызвало общественный резонанс в социальных сетях. Мы следим за развитием событий.

Союз


Вы все еще не верите в Бога? Тогда, то, что мы сейчас вам покажем, иначе как чудом назвать нельзя. Самая обычная битва отроков в православном русском селе Смолино Кемеровского княжества. Посмотрите, все они дерутся, ненавиlят друг друга. Но что это? Вы видите руку? Эту святую руку, которая взялась из ниоткуда и хочет их всех остановить… Это сам Господь спустился образумить грешников…


Вы наверное уже слышали о вчерашней драке в селе Смолино Кемеровской области? Обратите внимание на фасон и одежду дерущихся. Прямо не вставая с дивана и позвонив нам по номеру вы можете заказать гопнический прикид под разными лотами. Итак, лот № 1…

1. Объясните, почему одно и то же событие в Лаврентьевской и Ипать­евской летописях помещено в разных годовых записях, а также проверьте соответствие дат событий упомянутым дням недели и церковным празд­никам:

2. Определите, по какому календарю автор древнерусского «Сказания о Борисе и Глебе» указал дату смерти князя Бориса и какого числа по современному счету дней это произошло. Князь Борис «и абие успе (т.е. умер. - Т.К.), предав душю свою в руце Бога жива, месяца иулия в (ука­жите число) день, преже 9 календ августа».

3. Определите, какие календарные системы использованы в «Рассказе о войнах, которые вели царевичи и войско монгольское в Дешт-и-Кипча­ке, Булгаре, Руси, Мокше, Алании, Маджаре, Булгаре (Польше), Баш- гидре (Венгрии), и завоевании ими тех стран» из «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина и как датируются упомянутые события по современному летосчислению. «Царевичи, которым было поручено завоевание Дешт-и- Кигтчака и тех краев (были следующие): из детей Тулуя-хана старший сын, Менгу-хан, и брат его, Бучек, из у руга (т.е. рода. - Т.К.) Угетай-каана старший сын, Гуюк-хан, и брат его, Кадан; из детей Чагатая Бури и Бай­дар; брат каана, Кулькан; сыновья Джучи: Багу, Орда, Шибан и Тангут; из почетных же эмиров: Субадай-Бахадур и несколько других эмиров. Они все сообща двинулись весною бечин-иля, то есть года обезьяны, который при­ходится на месяц джумади II 633 г., лето провели в пути, а осенью в преде­лах Булгара соединились с уругом Джучи. <...> И он (Менгу-каан) пробыл там лето, а после того в такику-иле, то есть в год курицы, соответствую­щий 634 г., сыновья Джучи - Багу, Орда и Берке, сын Угетай-каана - Кадан, внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана - Кулькан занялись вой­ной с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими».

4. Переведите даты, встреченные во фрагменте из «Книги путешествия» турецкого путешественника Эвлии Челеби, на современное летосчисление. «10 шевваля 11076 года] мы вступили в страну Черкесстан, прошли насе­ленные пункты, миновали постоялые дворы и четыре часа шли на восток с воинами татарского хана, пройдя местечко под названием Хан-тепе. <...>


В начале месяца зулькаде вступил я в границы исламского Дагестанского падишахства и прошел по берегу реки Терек на восток 15 часов. Река Сунжа, начинаясь в крае Ачик-Баш в Грузии, впадает в ве­ликую реку Терек. <...>

Когда в 11-й день зулькада }