Внутриполитический курс николая 1 кратко. Внутренняя и внешняя политика Николая I кратко

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Внутренняя политика Николая 1, который правил Российской Империей с 1825 по 1855 года, отличалась тем, что император поднимал роль государства в общественной жизни, а также лично пытался вникнуть во все проблемы своей страны. Важно отметить, что Николай был третьим сыном Павла 1, поэтому реально его никто не рассматривал в роли российского правителя и никто не готовил к власти. Для него была уготовлена участь военного. Тем не менее власть досталась Николаю Первому, внутренняя политика которого, особенно на начальном этапе, очень походила на армейскую диктатуру. Молодой император старался окружить себя покорными, исполнительными людьми, которых можно было подчинить собственной воле. Если в нескольких словах описать основные направления внешней политики императора Николая 1, то вот они:

  • Укрепление самодержавия.
  • Расширение государственного аппарата. Фактически именно в эту эпоху был создан гигантский бюрократизм.
  • Борьба со всеми несогласными. В эпоху правления Николая 1 шла активная борьба со всеми общественными и политическими объединениями, которые смели высказывать свое недовольство действующей властью.

Укрепление роли государства

Первые годы правления Николая 1 отметились с тем, что император, в отличие от своих предшественников, стремился самостоятельно вникнуть во все проблемы страны. Он вникал не только в ключевые проблемы, но изучал и мало важные аспекты жизни страны. Для решения этих задач правитель расширил, и очень существенно, полномочия Собственной его Императорского Величества Канцелярии. Фактически именно этот государственный орган стал теперь играть основополагающую роль в жизни России. Если в предыдущие годы вся внутренняя политика строилась на основе работы Кабинета Министров, кто теперь ключевую роль играла именно Канцелярия.


Более того, император стремился увеличить роль этой Канцелярии. Так, в 1826 году было создано второе отделение Канцелярии, которое возглавил Сперанский. Он был возвращен императором из ссылки. Роль второго отделения была в том, чтобы создать единый свод государственных законов. Важно отметить, что до Николая 1 это сделать не удалось никому. Тем не менее, уже в 1832 году было опубликовано 45 томов законов Российской Империи. Все они были разработаны при непосредственном участии Сперанского. В 1833 году был опубликован полный свод действующих законов Российской Империи.

Говоря об укрепление роли государства, как важнейшей составляющей части внутренней политики Николая 1, важно отметить, что укрепление самодержавия осуществлялась по 4-м основным направлениям:

  1. Создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. О ней мы говорили выше.
  2. Создание специальных Комитетов. Все созданные Комитеты подчинялись лично императору и отвечали за решение различных государственных вопросов.
  3. Создание "Теории официальной народности". Подробнее об этой теории вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта, сейчас же хочу только отметить, что это была теория создания новой идеологии для населения.
  4. Создание полного контроля над общественной и политической жизнью страны. Любая организация могла быть закрыта и уничтожена по одному только подозрению в несогласии с действующей политикой.

В 1826 году был создан секретный комитет. Возглавил его Кочубей. Основной задачей этого комитета стала создание и разработка ключевых реформ государственного управления России. Несмотря на важность этой задачи, решить ее Кочубею не удалось.

Очень важная черта внутренней политики того периода является гигантское расширение чиновничьего аппарата. Судите сами. На момент смерти Александра 1 в России было 15000 чиновников. К концу правления Николая 1 их насчитывалось уже 90000. Такое гигантское расширение бюрократии (в 6 раз!) привело к тому, что государству стало невозможно осуществлять контроль за деятельностью каждого из своих чиновников. Поэтому очень часто для простых людей решение мелкого чиновника были намного важнее чем решение Министров или даже Императора.

Опора на дворянство

Стремясь укрепить собственную власть Николай 1 решил опираться именно на дворянство. Главным образом это выражалось в том, что молодой император сильно переживала, что за годы правления его предшественников многие дворянские семьи очень сильно обнищали. Особенно это было показательно во время правления Александра 1. Внутренняя политика Николая 1 того времени во многом строилась на том, чтобы построить основы государственного управления, опираясь на дворянство. Поэтому были приняты основные шаги для того, чтобы улучшить финансовое положение дворянских семей, вызвав тем самым у них желание защищать действующего монарха. Шаги для реализации этого плана были предприняты следующие:

  • При наследовании дворянского имущества, в состав которого входят не менее 400 крестьянских дворов, запрещалось проводить разделение этого имущества.
  • Начиная с 1828 года среднее и высшее образование в Российской Империи стало доступным исключительно для детей из дворянских семей.

Эти шаги были направлены на то, чтобы поднять роль и авторитет дворянства в жизни государства. Именно поэтому можно говорить о том, что политика Николая 1 внутри страны проводилась во многом в интересах богатых сословий, на которые император и решил опираться в своей работе.

Решение крестьянского вопроса

К началу правления Николая 1 уже никто в России не отрицал того факта, что жизнь простых крестьян необходимо улучшать. Решение крестьянского вопроса давно назревало, но никто всерьез им так и не занимался. В 1837 - 1841 годах была проведена крестьянская реформа, которая коснулась исключительно государственных крестьян. Во главе этой реформы стоял генерал Киселёв, который на момент проведения реформы занимал пост члена государственного совета и министра государственного имущества. В результате этих реформ крестьянам позволялось создавать собственное самоуправление, в деревнях начали строиться школы и больницы. Важный пункт данной реформы касался введения "общественной пашни". Она была введена для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожайных лет. Но таких пашнях крестьяне работали сообща, результатами своей работы также пользовались сообща. Тем не менее, не следует думать, что такие нововведения были положительно воспринято и в обществе. Многие реформы российских императоров отличались своей нелогичностью и не продуманностью. В частности в большинстве случаях на общественных полях крестьян насильственно заставляли выращивать картофель. В результате этого в 1842 годах по стране прокатился целый ряд картофельных бунтов.

Основные этапы решения крестьянского вопроса

Я не хочу умереть и не решить... крестьянский вопрос...

Николай 1 Павлович

Крестьянская реформа Киселева должна оцениваться объективно, как изменения, которые в лучшую сторону жизнь крестьян не изменили. Более того, следует говорить о том, что эта реформа внесла огромные различия между государственными и крепостными крестьянами. Но что касается улучшения жизни крепостных крестьян, а тем более попыток их раскрепощения, то здесь Киселёв и Николай 1 придерживались мнения, что Россия к этому не готова. В частности это аргументировалось тем, что отмена крепостного права может привести к серьезным осложнениям с дворянством. А мы уже говорили, что внутренняя политика императора Российской Империи Николая 1 во многом опиралась на дворянство.

Однако некоторые шаги в улучшении жизни крепостных крестьян все-таки делались:

  1. Помещики наделялись правом освобождения крепостных крестьян, предоставлением им земли в собственное пользование. Справедливости ради отмечаем, что этим правом не воспользовался никто.
  2. В 1847 году был принят закон, согласно которому крестьянин имел право выкупить свою свободу, если помещик выставлял его на продажу за долги.

Эти изменения никаких существенных изменений в жизнь крестьян не внесли. Крепостное право как существовало, так и осталось существовать, а те преимущества, которые формально были реализованы на бумаге, на практике в жизнь не воплощались.

Борьба с революционерами внутри страны

Одно из главных направлений внутренней политики Николая 1 заключалась в борьбе с революцией. При этом император пытался уничтожить революцию и революционеров в любом их проявлении. Для этих целей была полностью реорганизована деятельность политической полиции. Ей в помощь в 1826 году было создано 3 отделение царской канцелярии. Очень интересно является формулировка, которая описывает задачей этой канцелярии - контроль за настроением умов. В том же 1826 году был виден жесткий цензурный контроль за всеми органами печати. Современные историки часто называют эту цензуру чугунной.

Поэтому можно смело говорить о том, что внутренняя политика Николая 1 проводилась исключительно в интересах дворянства и в борьбе с революцией. Все реформы и все преобразования внутри страны в период правления этого императора проводилась исключительно в этих целях. Именно укреплением власти дворянства и борьбой с революцией объясняют все политические процессы, которые проводились в российской империи в период правления Николая 1.

Император Николай 1-й родился 25 июня (6 июля) 1796 г. Он был третьим сыном Павла 1-го и Марии Федоровны. Получил неплохое образование, но не признавал гуманитарных наук. Был сведущ в военном искусстве и фортификации. Хорошо владел инженерным делом. Однако, несмотря на это, царь не был любим в армии. Жестокие телесные наказания и холодность привели к тому, что в солдатской среде закрепилось его прозвище Николай Палкин.

В 1817 г. Николай женился на прусской принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине.

Александра Федоровна, жена Николая 1-го, обладающая удивительной красотой, стала матерью будущего императора - Александра 2-го .

Николай 1-й вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра 1-го. Константин, второй претендент на престол, отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Николай 1-й не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая 1-го был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая 1-го началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился на Сенатской площади. Восстание было подавлено, а его руководители - казнены в 1826 г. Но царь Николай 1-й увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано.

Внутренняя политика Николая 1-го отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1-м довольно сильно напоминала страну эпохи .

Реформы Николая 1-го отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но это происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839-1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным.

Внешняя политика Николая 1-го преследовала те же цели, что и политика внутренняя. При царствовании Николая 1-го Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826-1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1-й выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в

Статья описывает кратко основные моменты внутренней и внешней политики Николая I. Правление этого императора оценивается как крайне консервативное, завершающее начатый Петром I процесс превращения России в бюрократическое государство.

  1. Введение
  2. Внешняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I

  • Восстание декабристов (1825 г.) оказало большое влияние на настроение российского общества. Выступление дворянства, считавшегося главной опорой власти, показало значительное влияние сторонников изменения режима. Николай I был очень умным политиком, им были изучены все материалы, относящиеся к декабристам и составлена их оценка при выработке внутриполитического курса.
  • Николай I стремился к дальнейшей централизации и бюрократизации государственного строя. Самодержавная власть оформилась в своем классическом виде. III отделение канцелярии его величества, занимавшееся политическими делами, на долгое время стало символом полицейского государства, осуществляющим надзор над всеми областями жизни России.
  • В России по-прежнему остро стоял крестьянский вопрос. Николай I это признавал, но утверждал, что отмена крепостничества - долгий процесс, и что крайние меры в разрешении вопроса нежелательны и преждевременны.
  • На протяжении царствования Николая I был создан ряд комитетов по разрешению крестьянского вопроса, во главе деятельности которых был поставлен граф Кисилев. Результатом его деятельности стали законы 1837-1842 гг. Реформы начинались среди государственных крестьян, которые должны были постепенно перейти на денежный оброк при равномерном наделении землей. Для улучшения крестьянского положения открывались школы, больницы. В отношении частновладельческих крестьян была принята модификация закона о "вольных хлебопашцах". Крестьяне могли по добровольному желанию помещика получить свободу и земельный надел, но выполнять за это определенные повинности. Таким образом, сохранялась экономическая зависимость.
  • Основные действия Николая I, позволившие определить его царствование как крайне реакционное, были осуществлены в области образования и цензуры. Был наложен запрет на поступление крестьян в средние и высшие учебные заведения. Фактически образование стало дворянской привилегией. Значительно ужесточились цензурные правила. Университеты поставлены под полный государственный контроль. Официальным девизом правления Николая I стало "православие, самодержавие, народность" - основа воспитания и развития российского общества.
  • Принимались меры по усилению позиции дворянства. Николай I делал ставку на государственных служащих. Условием получения потомственного дворянства стало достижение пятого класса по "Табели о рангах" (вместо восьмого).
  • В целом, все действия Николая I были призваны завершить формирование бюрократического государства с абсолютной властью монарха.

Внешняя политика Николая I

  • В области внешней политики стояло два вопроса: европейский и восточный. В Европе задачей Николая I была борьба с революционным движением. В правление Николая I России получила неофициальный статут жандарма Европы.
  • Восточный вопрос касался раздела влияния ведущих государств на европейские владения Османской империи. В результате войны с Турцией в 1828-1829 гг. Россия получила ряд территорий на черноморском побережье, политика Турции включалась в орбиту российского дипломатии.
  • В 1817 г. разворачиваются боевые действия России в Кавказском регионе. Это стало началом русско-чеченского конфликта.
  • Восточный вопрос обострился к середине века, что привело к Крымской войне (1853-1856 гг.). Российская армия вела успешные действия против Турции на Кавказе, флот - в Черном море. Это привело к вступлению в войну Англии и Франции. Была угроза включения в войну Австрии, Пруссии и Швеции. По сути России оказалась один на один со всей Европой.
  • Решающей ареной военных действий становится Крым. Совместный англо-французский флот блокирует русскую эскадру в Севастополе, а успешные действия высадившегося десанта приводят к его окружению. Начинается оборона Севастополя, растянувшаяся почти на год. После ряда кровопролитных попыток взять крепость штурмом и ответных безуспешных действий русской армии по снятию блокады союзникам удается овладеть южной частью города. Боевые действия фактически прекращаются. В Закавказье возникает такая же ситуация. К тому же в 1855 г. внезапно умирает Николай I.
  • В 1856 г. был подписан мирный договор, наносивший серьезный удар по позициям России. Ей запрещалось иметь черноморский флот, должны были быть уничтожены базы и крепости на черноморском побережье. Россия отказывалась от покровительства православного населения Османской империи.
  • Таким образом, внутренняя и внешняя политика Николая I проходила в консервативном духе. Россия стала абсолютистским государством. Монархическая власть объявлялась идеалом и должна была господствовать во всей Европе. Восточный вопрос не был связан с самодержавными тенденциями и являлся закономерным этапом в защите российских интересов на мировой арене.

Николай (1796-1855) был третьим сыном Павла I. В роли самодержавного правителя России его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях вступление на престол было маловероятным. Николая Павловича готовили к военной службе. Вместе с императором Александром молодой Николай въезжал во главе победоносной русской армии в Париж в 1814 г. В 1817 г. он женился на дочери прусского короля Шарлотте, получившей в России имя Александры Федоровны.

В людях и чиновниках Николай больше всего ценил исполнительность, покорность, готовность к подчинению. Прекрасно понимая необходимость и неизбежность реформ, Николай стремился тем не менее в первую очередь обеспечить устойчивость существовавших в стране порядков. Из опасения новых потрясений разработка всех реформаторских планов при нем велась в обстановке еще большей секретности, чем при Александре I. Не найдя в себе сил пойти на отмену крепостного права, Николай , по отзывам современников, перед смертью взял слово со своего сына (будущего императора Александра II) решить эту историческую задачу.

Укрепление роли государственного аппарата

В первые годы правления новый царь стремился, в отличие от Александра I, сам решать не только важнейшие, но и не слишком значительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил область деятельности Собственной его императорского величества канцелярии, которая стала играть ведущую роль в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создал II отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов . Прежде эта работа безуспешно велась в течение десятилетий. Сперанскому удалось выполнить ее всего за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а в 1833 г. - Свод действующих законов государства.

В декабре 1826 г. Николай создал секретный комитет под председательством бывшего члена Негласного комитета графа В. П. Кочубея. Ему было поручено составить проект реформы государственного управления. Однако решить эту задачу Кочубею не удалось.

Многие даже мелкие решения принимались высшими государственными органами. Для этого требовалась огромная армия чиновников. К концу царствования Николая их численность составила без малого 90 тыс. человек (в начале правления Александра I чиновников было 15 тыс.). Порой власть мелкого чиновника была для простого просителя более весома, чем решение министра.

В начале 40-х гг. была ограничена и без того лишь незначительная роль Государственного совета.

Укрепление опоры самодержавной власти

Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Его беспокоило, что начавшееся еще при Александре I обнищание части дворянства продолжалось. Он попытался укрепить материальное положение высшего сословия. Для этого был изменен порядок наследования крупных имений, включавших не менее 400 крестьянских дворов. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались в порядке наследования старшему в роде. Был повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления.

С 1828 г. в средние и высшие учебные заведения могли приниматься только дети дворян и чиновников.

Попытки решения крестьянского вопроса

Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос. К тому времени никто даже среди крупнейших помещиков не оспаривал мысли, что жизнь и быт крестьян следует улучшить.

Николай решил начать с преобразований, направленных на улучшение положения государственных крестьян. Эти реформы провел генерал П. Д. Киселев - член Госсовета и министр государственных имуществ. Главным пунктом преобразований, осуществленных в 1837-1841 гг., явилось введение крестьянского самоуправления. В деревнях стали создаваться школы и больницы. Там, где земли не хватало, иногда принималось решение о переселении крестьян на свободные земли в другие районы страны, особенно в восточные. Для того чтобы обезопасить крестьян от неурожая, было решено оставить часть земли на «общественную запашку». На этих участках крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда. Нередко на таких общественных наделах насильно заставляли сажать картофель. Это было непривычно для русских крестьян и привело в начале 40-х гг. к «картофельным бунтам».

Реформа Киселева не могла вызвать симпатий со стороны помещиков, поскольку слишком усилились различия в положении государственных и крепостных крестьян. Недовольство преобразованиями Киселева привело Николая к убеждению, что хоть крепостное право и является злом, но попытки его немедленного устранения грозят протестом со стороны приверженцев крепостничества.

Тем не менее отдельные шаги в этом направлении он предпринял: была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи. В 1842 г. был принят указ об «обязанных» крестьянах. По нему помещики могли освобождать крестьян при заключении с ними договора о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне обязаны были выполнять различные повинности в пользу бывших владельцев. Однако этим своим правом помещики почти нигде так и не воспользовались. Тогда же помещикам было дано разрешение освобождать крепостных без земли.

В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Наконец, в 1847-1848 гг. в западных губерниях, где помещиками были в основном поляки-католики, а их крепостными - православные, ввели инвентарные правила. Они строго определяли размеры крестьянских наделов и повинности крестьян в пользу помещиков, что улучшало положение крепостных.

Однако, несмотря на все эти нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться.

Русская православная церковь и государство

Положение Русской православной церкви и отношения ее с государством на протяжении всего XIX в. определялись законами, принятыми еще при Петре I. Они объявляли православие не только «первенствующей и господствующей» верой в России, но и основой императорской власти. Это положение закрепляло и роль императора как фактического главы церкви.

Высшим органом церковного управления являлся Синод, члены которого назначались, а решения утверждались царем. Непосредственным руководителем Синода был чиновник, назначавшийся императором и являвшийся его представителем в этом органе, - обер-прокурор. На местах церковное управление осуществлялось через епархии (церковные области), во главе которых стояли епископы, архиепископы, митрополиты.

По законам Российской империи было разрешено исповедовать и любую другую религию, с той лишь оговоркой, что она признает царскую власть и существующие порядки. Положение Русской православной церкви было, однако, более привилегированным. Поощрялся и переход в православие представителей другой веры.

Большим авторитетом пользовались старцы - религиозные наставники, снискавшие особое уважение среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди старцев в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни (монастыря) Серафим (1760-1833). К нему за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны.

Продолжалась борьба церковных властей и государства со старообрядцами (раскольниками). Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, а затем поддержал разгром старообрядческих монастырей в Поволжье. Казалось, старообрядчеству был нанесен сильнейший удар. Однако в 1846 г. в старообрядчество перешел босно-сараевский митрополит Амвросий, объявленный митрополитом Белокриницким (по наименованию села Белая Криница в Буковине в пределах Австрийской империи). Последователями белокриницкой церкви в России стали сотни тысяч старообрядцев.


Усиление борьбы с революционными настроениями

Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия с политикой властей.

Царь по-новому организовал деятельность политической полиции и поставил ее под свой личный контроль. В 1826 г. было создано III отделение царской канцелярии. Ему поручались все политические дела и контроль за настроениями умов. Органы III отделения были созданы и на местах. Для наведения нужного властям порядка в распоряжении шефа III отделения находилась и вооруженная сила корпуса жандармов. Шефом III отделения и корпуса жандармов был облеченный особым доверием царя генерал А. X. Бенкендорф.

Для обуздания «распустившейся» печати Николай поставил ее под жесткий контроль цензуры. Цензурный устав 1826 г. был метко назван современниками «чугунным».

Было запрещено принимать крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения, ограничив их образование приходскими училищами с одним классом обучения. Особым усердием отличался министр народного просвещения С. С. Уваров, заявивший как-то: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что говорят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».

Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.

Вопросы и задания

1. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики при Николае I?

2. В чем проявилось укрепление роли государственного аппарата при новом царе?

3. Какими мерами Николай пытался продемонстрировать преемственность с предыдущим царствованием?

4. Чем была вызвана необходимость принятия мер по укреплению материального положения дворян?

5. Какие меры были предприняты Николаем I для решения крестьянского вопроса?

6. В чем состоял смысл создания III отделения Собственной его императорского величества канцелярии? Какие задачи были поставлены перед ним Николаем I?

7. Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.

Документы

Из записок главы III отделения А. X. Бенкендорфа

Император Николай стремился к искоренению злоупотреблений, вкравшихся во многие части управления, и убедился из внезапно открытого заговора, обагрившего кровью первые минуты нового царствования, в необходимости повсеместного, более бдительного надзора, который окончательно стекался бы в одно средоточие; государь избрал меня для образования высшей полиции, которая бы покровительствовала утеснимым и наблюдала за злоупотреблениями и людьми, к ним склонными. Число последних возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских искателей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, занесли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны через сближение наших офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы.

В. А. Жуковский о действиях цензуры при Николае I

Какая глубокая безнравственность в привычках нашего Правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться - и давать ход интриге...

Из выступления Николая I на заседании Государственного совета 30 марта 1842 г

Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным. Император Александр I, в намерениях коего в начале его царствования было даровать свободу крепостным людям, впоследствии сам отклонился от сей мысли как еще совершенно преждевременной и невозможной в исполнении. Я также на сие никогда не решусь: если время, когда можно будет к тому приступить, вообще еще далеко, то в настоящую эпоху всякий помысел о сем был бы лишь преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Пугачевский бунт доказал, до чего может достигнуть буйство черни...

Вопросы и задания к документам:

1. На основании записок А. X. Бенкендорфа поясните, какую главную цель имел в виду Николай I, создавая III отделение.

2. Как интеллигенция относилась к усилению цензуры?

3. На основе текста выступления Николая I покажите, как он понимал необходимость решения крестьянского вопроса и почему считал его одним из центральных в годы своего царствования.

Расширяем словарный запас:

Жандармерия - полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные задачи внутри страны и армии. Первые жандармские части в русской армии были созданы в 1815 г.
Канцелярия - отдел учреждения.

Направление и итоги внутренней политики Николая I

Как правило, каждый правитель, император или царь старается в своем государстве произвести какие-то реформы, внести изменения, навести порядок, но одним правителям это удается, а о других это не совсем получается. На сегодняшнем уроке мы с вами рассматривали внутреннюю политику Николая I и теперь давайте подведем итоги его правления.

Как вы уже знаете, что политика Николая I имела жесткий вид правления, причиной которого можно назвать восстание декабристов, которое произошло в день его присяги.



Теперь давайте вспомним, с чего начал свое правление Николай Первый и какие реформы он провел в стране за это время.

Подводя итоги царствования Николая Первого можно отметить, что взойдя на престол, главные задачи нового императора были направлены на усиление личной власти и подавление всякого инакомыслия. Начало его правления ознаменовалось активной борьбой с всякими революционными настроениями, как внутри своей страны, так и за ее пределами. При царствовании Николая I Россия получила название главного жандарма Европы.

Какие же основные направления можно выделить во внутренней политике Николая I:

Во-первых, была усилена централизация власти;
Во-вторых, велась жесткая борьба с идеями, которые носили революционный характер;
В-третьих, все усилия были направлены на возрастание роли канцелярии императора;
В-четвертых, был поставлен крестьянский вопрос;
В-пятых, была проведена финансовая реформа;
В-шестых, было уделено внимание и социальной реформе.

Чтобы выполнить поставленные задачи и устранить несущие проблемы, в первую очередь была поставлена цель решения первых трех задач, а лишь потом можно было приступать к выполнению и остальных.

Внутренняя политика Николая I, направленная на усиление личной власти



При рассмотрении первоочередных задач, можно отметить жесткий характер действий нового правителя. Для этих целей он дает поручение Уварову создать такую программу действий, при которой все без исключения должны будут подчиняться императору. Главными в этой теории должны были стать такие каноны, как православие, народность и самодержавие. Благодаря таким действиям Николай I стремился сплотить русский народ.

Так же, в этот период был издан Чугунный цензурный устав, с помощью которого правительство вело борьбу с распространением различных революционных изданий, которые были в то время широко распространены среди дворян. Своими таким действиями, император еще больше настроил против правительства тайные общества.

Следующим шагом в правлении Николая Первого было создание тайной полиции по борьбе с различными политическими течениями. И хотя действия тайной канцелярии были не столь эффективно, но все же, политический сыск усиливал свое давление на народ.

Реформы в экономике и социальной сфере

Внутренняя политика Николая Первого была направлена не только на усиление власти, но и удачно велась в других сферах общественной жизни. Благодаря отлично проведенной денежной реформе, появилась устойчивая валюта, и страна одержала финансовую стабильность.

Для поднятия уровня жизни крестьян, было уделено внимание и крестьянской реформе. В период правления Николая I был издан Указ об обязанных крестьянах, благодаря чему были созданы органы самоуправления, увеличилось количество школ для крестьянских детей, а также крестьянам стали выделять больше наделов.

В социальной сфере, также произошли изменения, и появилось новое сословие в обществе, которое носило название потомственных и почетных граждан своего государства.

Поэтому, подводя итог в изучении данной темы, можно с уверенностью сказать, что во время правления Николая I, он с одной стороны проявлял заботу к гражданам своего государства, а с другой – пресекал какое-либо инакомыслие. То есть, за время своего правления Николай Первый был жестоким, но рациональным правителем.

Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

Самые первые шаги Николая после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращён поэт А. С. Пушкин, главным учителем наследника был назначен В. А. Жуковский, либеральные взгляды которого не могли не быть известны императору. Император внимательно следил за процессом над участниками декабрьского выступления и дал указание составить сводку их критических замечаний в адрес государственной администрации. Несмотря на то, что покушения на жизнь царя по существующим законам карались четвертованием, он заменил эту казнь повешением.

Министерство государственных имуществ возглавил герой 1812 года граф П. Д. Киселёв, монархист по убеждению, но противник крепостного права. Под его началом служили будущие декабристы Пестель, Басаргин и Бурцов. Имя Киселёва было представлено Николаю в списке заговорщиков в связи с делом о путче. Но, несмотря на это, Киселёв, известный безупречностью своих нравственных правил и талантом организатора, сделал при Николае удачную карьеру как наместник Молдавии и Валахии и принял активное участие в подготовке отмены крепостного права. Нашел заслуженное применение и талант ранее находившегося в тени М. М. Сперанского. Он был привлечен к кодификации российского законодательства и великолепно с ней справился. Им были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи», включающее все русское законодательство, начиная с Соборного Уложения 1649 года, и «Свод законов», в котором были собраны действующие законы.

Одной из первоочередных внутриполитических задач стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата управления и усиление режима личной власти монарха. При Николае I Была создана продуманная система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и культурной жизнью страны, основанная на централизации и жесткой регламентации.

Созданная Александром I « Собственная Его Императорского Величества канцелярия», была превращена Николаем I в основной инструмент укрепления режима личной власти, высший орган государственного управления, связывающий монарха со всеми правительственными учреждениями по наиболее важным вопросам внутренней политики. Шесть ее отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором. В январе 1826 года прежняя александровская канцелярия стала ее I отделением, которое готовило бумаги для доклада государю и контролировало исполнение его повелений. В компетенцию этого отделения входили все вопросы чинопроизводства и увольнения чиновников, а также награждение орденами и поощрение за службу. Образование II отделения в апреле 1826 года было связано с кодификацией законов империи. Фактическим руководителем этого отделения был М. М. Сперанский. В июле 1826 года в составе канцелярии появилось III отделение - орган политического сыска и следствия, который заменил децентрализованнную и разобщенную систему политической полиции. Это отделение возглавил фаворит императора А. Х. Бенкердорф. Он являлся также шефом корпуса жандармов, учрежденного при III отделении. III отделение обладало широчайшими полномочиями: ведало организацией политического сыска и следствия, следило за религиозными раскольниками, иностранными подданными в России, уголовниками и печатными изданиями, занималось расследованием должностных преступлений, народными выступлениями, жалобами крестьян на помещиков, высылало из страны политически «неблагонадежных» и подозрительных лиц. III отделение представляло царю ежегодные отчеты о политическом состоянии российского общества, настроении различных сословий.

Несколько позже, в 1828 году было создано IV отделение, ведавшее благотворительными учреждениями.

V отделение, созданное в 1836 году, было призвано осуществить разработку реформы управления государственными крестьянами. Учрежденное в 1842 году VI отделение, занималось разработкой административной реформы на Кавказе.

Николай I, руководствуясь принципами укрепления личной власти, предпочитал непосредственно вникать в суть общественных и частных вопросов. При нем вошло в практику создавать для решения важных задач высшие комитеты, находившиеся в его ведении и зачастую подменявшие прочие высшие и центральные учреждения. Это были немноголюдные, наделенные большими полномочиями и относительно недолговечные объединения высших сановников. Такие комитеты были секретными.

В период николаевского правления министерства, Сенат и Государственный совет фактически превратились в малоэффективное «дополнение» к разросшейся бюрократической машине. Их функции ограничивались простым выполнением решений, разработанных в канцелярии императора и высших комитетах.

Наиболее значимым учреждением, занимавшемся разработкой программы мер по совершенствованию системы государственного управления и решению крестьянского вопроса, стал Особый секретный комитет, образованный 6 декабря 1826 года. Во главе его был поставлен председатель Государственного совета граф В. П. Кочубей, главным помощником которого и главным организатором работы являлся М. М. Сперанский. Согласно проектам комитета крепостное право сохранялось, но запрещался перевод крестьян в дворовые и продажа крепостных без земли. Предполагалось создать новое сословие «вольноотпущенных земледельцев» из отпущенных помещиками на свободу крестьян. Для прекращения процесса «размывания» дворянского сословия комитет считал необходимым отменить порядок получения потомственного дворянства по выслуге, оставив приобретение дворянского звания только по праву рождения или в силу «высочайшего пожалования». Чтобы избежать измельчания дворянских владений, запрещалось дробить крепостные деревни. Для поощрения чиновников-недворян и купцов создавались новые сословия именитых и почетных граждан, освобожденных от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Помимо этого были разработаны проекты реформы высшего и местного управления, намечены шаги по упорядочению структуры государственного аппарата. Государственный совет предлагалось сделать исключительно законосовещательным органом, Сенат разделить на правительствующий и судебный. Тот же принцип разделения властей предлагалось ввести и на местах. Однако существенных результатов деятельность комитетов не дала, поскольку его члены руководствовались принципом, не меняя существующего порядка вещей, вносить в него лишь «частные перемены и дополнения». Предложения комитета были одобрены императором, но до их утверждения дело так и не дошло. Проработав до 1837 года, комитет прекратил свое существование.

Гораздо более успешной была работа по приведению в порядок уже принятых законодательных актов. Работа по систематизации законодательства была возложена на II отделение Собственной Его Величества канцелярии и велась под руководством Сперанского. В 1830 году увидело свет первое «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли более 30 тыс. законодательных актов за период с 1649 по 3 декабря 1825 года, расположенные в хронологическом порядке. Впоследствии издание дополнялось новыми томами, включавшими вновь принятые законы. В 1832 году был издан 15-томный « Свод законов», куда вошли только действующие законы, систематизированные по определенной схеме. Решением Государственного совета «Свод законов» был признан единственным официальным руководством в практике органов правосудия и управления.

Во Второй четверти ХХ века крестьянский вопрос продолжал оставаться кардинальным вопросом российской действительности. А. Х. Бенкердорф, докладывая о росте крестьянских волнений, утверждал, что, «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством». Однако Николай I, понимая необходимость решения крестьянского вопроса, считал возможным сгладить его остроту, сохраняя крепостное право. Разрушение основ крепостничества он считал большим злом, чем само крепостничество. При Николае I было создано 8 специальных секретных комитетов по крестьянскому вопросу, но ни один из них не ставил задачу освобождения крестьян, и только некоторые разработали и приняли частные меры по устранению отдельных крайностей крепостничества. Особого внимания заслуживает деятельность двух комитетов по крестьянскому делу - 1835 и 1839 годов. Комитет 1835 года, которым руководили М. М. Сперанский и генерал П. Д. Киселев, предложил план поэтапной отмены крепостного права при сохранении всех дворянских привилегий, при этом ставилась задача реформы управления казенной и крепостной деревней. Комитет считал необходимым изменить хозяйственное и правовое положение государственных крестьян и сблизить положение помещичьих крестьян с положением государственных, четко определив границы наделов и повинностей. Для реализации этого плана было создано V отделение канцелярии. В 1837-1841 годах была создана сложная система управления государственными крестьянами, с 1837 года подчиненными новому Министерству государственных имуществ, которое возглавил Киселев. В ходе реформы государственной деревни были увеличены до определенной нормы наделы малоземельных крестьян, организовано переселение части крестьян на свободные земли, внедрялись агротехнические усовершенствования, регулировалась оброчная система, строились школы, лечебные и ветеринарные пункты. В создаваемых волостях было введено самоуправление. Положение казенных крестьян в целом улучшилось, хотя местные чиновники нередко вели себя как помещики. В 1844-1845 годах с «хозяйственного» положения на оброчное были переведены государственные крестьяне Правобережной Украины, Литвы, Белоруссии, в 1854 году - Прибалтики.

В 1840 году Николай I одобрил доклад Киселева о работе нового крестьянского комитета (1839), в котором предлагалось, сохраняя землю в неотъемлемой собственности помещиков и казны, предоставить крепостным крестьянам личную свободу за определенные повинности на основе добровольного соглашения между помещиком и общиной. При этом размеры крестьянских повинностей и наделов определяло государство. После двухлетнего обсуждения проекта в секретном комитете появился указ об «обязанных крестьянах», мало отличавшийся от указа 1803 года «о вольных хлебопашцах» и давший столь же незначительный результат. Идея о фиксировании крестьянских наделов и повинностей во избежание помещичьего произвола была реализована западных губерниях.

В целом деятельность секретных комитетов по крестьянскому делу в 30 - 40-е годы дала мало непосредственных результатов, но позволила выработать принципы, которые легли в основу реформы 1861 года.

В царствование Николая I в России закончилась «эпоха фаворитизма» -- часто используемый историками эвфемизм, под которым подразумевается узурпация государственных должностей, почестей и наград фаворитами царя и его окружения. Примеры «фаворитизма» и связанного с ним расхищения государственной собственности в крупных размерах имеются в большом количестве в отношении почти всех царствований в период с начала XVII века и вплоть до Александра I, но не в отношении царствования Николая I. Так, Николай I ввел умеренную систему поощрений для чиновников (в виде аренды поместий/имущества и денежных премий), которую в значительной мере сам и контролировал. Размеры «аренды» были довольно умеренными и составляли от нескольких сот до нескольких тысяч рублей в год, не превышая, как правило,5 тыс. руб. В отличие от предыдущих царствований, историками не зафиксированы крупные подарки в виде дворцов или тысяч крепостных, пожалованных какому-либо вельможе или царскому родственнику. Для борьбы с коррупцией впервые при Николае I были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Подобной практики ранее практически не существовало, её введение диктовалось необходимостью не только борьбы с коррупцией, но и наведения элементарного порядка в государственных делах. Примером борьбы с коррупцией может служить деятельность Е. Ф. Канкрина, возглавлявшего Министерство финансов -- ключевое ведомство в области борьбы с финансовыми хищениями и злоупотреблениями. Суды над чиновниками при Николае I стали обычным явлением. Так, в 1853 году под судом находилось 2540 чиновников.

Что касается мелкого взяточничества и воровства, то их размеры вряд ли уменьшились в ту эпоху, о чём свидетельствуют имеющиеся примеры. Так, переход от государственной монополии в торговле водкой к частным откупам, хотя и привел к увеличению доходов в казну от этой торговли, но способствовал распространению мелких взяток, которые платили чиновникам торговцы водкой. Процветало воровство в армии со стороны средних офицерских чинов. Имеются свидетельства того, что Николай I снисходительно относился к мелкому взяточничеству чиновников, которое было слишком широко распространенной и издавна заведенной практикой. При вскрытии фактов мелкого взяточничества со стороны крупных чиновников последних, как правило, снимали с поста, не возбуждая уголовного преследования. Иным был подход к крупным хищениям. Так, в начале 1850-х годов все члены Комитета о раненых, включая председателя его канцелярии А. Г. Политковского, были преданы суду -- когда выяснилось, что они украли 1 миллион рублей. Однако они и ранее в течение ряда лет присваивали мелкие суммы, но это оставалось незамеченным.

В целом применительно к царствованию Николая I можно констатировать резкое сокращение «фаворитизма» и крупной коррупции (хотя мелкая коррупция продолжала оставаться повсеместным явлением) и активизацию борьбы с хищениями государственной собственности и иными злоупотреблениями. Впервые проблема коррупции была поднята на государственный уровень и широко обсуждалась.