Учреждение синода. История святейшего синода в российской империи Священный синод 18 век какие издал постановление

), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

  • Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  • Священный Синод состоит из Председателя - Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), семи постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев.
  • Постоянными членами являются: по кафедре - митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский ; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдовы; по должности - председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  • Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.
  • Персональный состав Священного Синода в настоящее время

    Председатель

    • Кирилл (Гундяев) - патриарх Московский и всея Руси

    Постоянные члены

    1. Владимир (Сабодан) - митрополит Киевский и всея Украины
    2. Владимир (Котляров) - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
    3. Филарет (Вахромеев) - митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии
    4. Ювеналий (Поярков) - митрополит Крутицкий и Коломенский
    5. Владимир (Кантарян) - митрополит Кишинёвский и всея Молдавии
    6. Варсонофий (Судаков) - митрополит Саранский и Мордовский, управляющий делами Московской Патриархии
    7. Иларион (Алфеев) - митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

    Временные члены

    1. Агафангел (Саввин) - митрополит Одесский и Измаильский
    2. Лев (Церпицкий) - архиепископ Новгородский и Старорусский
    3. Ионафан (Цветков) - архиепископ Абаканский и Кызыльский
    4. Елисей (Ганаба) - архиепископ Сурожский
    5. Маркелл (Михэеску) - епископ Бельцкий и Фэлештский

    Учреждения и комиссии

    Священному Синоду подотчётны следующие Синодальные учреждения:

    • Учебный комитет;
    • Отдел катехизации и религиозного образования;
    • Отдел благотворительности и социального служения;
    • Миссионерский отдел;
    • Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями;
    • Отдел по делам молодежи;
    • Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества;
    • Информационный отдел;
    • Отдел по тюремному служению;
    • Комитет по взаимодействию с казачеством;
    • Финансово-хозяйственное управление;
    • Синодальная библиотека имени Святейшего Патриарха Алексия II.

    Также при Синоде существуют Синодальные комиссии, как то:

    • Синодальная Библейско-богословская комиссия;
    • Синодальная комиссия по канонизации святых;
    • Синодальная Богослужебная комиссия;
    • Синодальная комиссия по делам монастырей.

    В синодальный период ( -)

    В таковом качестве был признан Восточными Патриархами и прочими автокефальными Церквами. Члены Святейшего Синода назначались императором ; представителем императора в Святейшем Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода .

    Учреждение и функции

    В ведение Синода были переданы Патриаршие приказы: Духовный, Казённый и Дворцовый, переименованные в синодальные, Монастырский приказ , приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме Синодальной канцелярии, московских Синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до .

    Обер-прокурор Синода

    Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся Российским Императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде.

    Состав

    Первоначально, по «Духовному регламенту», Святейший Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

    Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский , находясь в эмиграции , так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> В Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село .»

    Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию - при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Святейшего Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка Всероссийского Поместного Собора .

    Примечания

    Литература о Святейшем синоде

    1. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого . Москва, 1886.
    2. Тихомиров П. В. Каноническое достоинство реформ Петра Великого по церковному управлению . // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею ». 1904, № 1 и 2.
    3. Прот. А. М. Иванцов-Платонов. О русском церковном управлении . СПб.,1898.
    4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. Ч. III, гл. 35: Бюрократия в Церкви .
    5. Прот. В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву . СПб., 1914.
    6. Прот. Георгий Флоровский . Пути русского богословия . Париж, 1937.
    7. И.К. Смолич Глава II. Церковь и Государство Из История русской церкви. 1700-1917 гг. (Geschichte der Russische Kirche ). Лейден , 1964, в 8 книгах.
    8. Шавельский Г.И. Русская Церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в половине 1930-х), стр. 56-147.
    9. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 . СПб.: Наука, 1998, Т. 1, стр. 134-147.

    См. также

    Ссылки

    • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России .

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    На православном Востоке к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах.

    Их постановлениями, под председательством Патриархов, принимались решения по наиболее важным вопросам. В России же учреждение Синода связано с временем правления Петра I. Среди преобразований Петра I важнейшей по своим последствиям была реформа церковного управления.

    Реформа Петра I

    Первоначально Петр не собирался менять веками установленный церковный порядок. Однако, чем дальше продвигался первый российский император в проведении государственной реформы, тем меньше у него оставалось желания разделять власть с иным лицом, пусть даже духовным. К самой же православной вере Петр I был скорее равнодушен.

    В 1700 году скончался патриарх Адриан. Петр сразу же использовал это обстоятельство. Он не видит среди представителей церковной иерархии лостойных кандидатов на Патриаршество.

    Патриарший трон остался вакантным, а управлять епархией Патриарха был назначен Местоблюститель митрополит Рязанский Стефан Яворский. Местоблюстителю были поручены в заведывание только дела веры: «о расколе, о противностях церкви, о ересях»

    24 января 1701 был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого отошли Патриарший двор, архиерейские дома, монастырские земли и хозяйства. Во главе приказа был поставлен боярин Иван Алексеевич Мусин-Пушкин.

    Во всех важных случаях Местоблюститель должен был советоваться с другими епископами, которых ему предлагалось попеременно вызывать в Москву. Результаты всех совещаний Местоблюститель Патриаршего престола должен был представлять на утверждение государя. Это собрание очередных епископов из епархий называлось, как и прежде, Освященным собором. Этот Освященный собор в духовных делах, а боярин Мусин-Пушкин с его Монастырским приказом - в других, значительно ограничивали власть Местоблюстителя Патриаршего престола в управлении церковью.

    C 1711 года вместо старой Боярской думы стал действовать Правительствующий Сенат. Отныне, все управления, как духовные, так и мирские, должны были повиноваться Указам Сената как Царским Указам. Местоблюститель Патриаршего престола уже не мог без Сената поставить архиерея. Сенат начинает самостоятельно строить церкви и сам приказывает архиереям ставить священников. Сенат определяет игуменов и игумений в монастыри.

    В 1718 году Местоблюститель Патриаршего престола, временно пребывавший в Петербурге, получает Указ его величества - «жить ему в Петербурге постоянно и архиереям приезжать поочерёдно в Петербург же, против того, как в Москву приезжали». Такое управление было явно временным. Однако прошло около двадцати лет, прежде чем Петр воплотил свои идеи в жизнь. Для их реализации ему необходим был единомышленник в церковной среде. Процесс рождения церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

    Феофан Прокопович

    Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович, которого Пётр встретил ещё в 1706 году, когда он при закладке Печерской крепости в Киеве говорил прветственную государю речь. В 1711 году Феофан был при Петре в Прутском походе. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

    К 1721 Феофан Прокопович закончил составление Духовного регламента - документа, определившего существование Духовной коллегии. Феофан открыто высказал причины замены Патриаршества духовной коллегией в «Духовном регламенте»:

    «Дабы у простого народа не возникал соблазн видеть в патриархе некое второе лицо в государстве, почти равное первому, а то и превосходящее его...»

    Этот документ был представлен Петром на обсуждение в Сенат и только затем предложен вниманию церковного Собора из оказавшихся в Петербурге шести архиереев. Под давлением светской власти они подписали документ и заверили, что все «учинено изрядно». В течение года собирались подписи тех архиереев, которые не участвовали в Деяниях Собора, а также настоятелей важнейших монастырей. Нередко при этом государственные чиновники использовали силу для получения требуемого согласия.

    Святейший Правительствующий Синод

    После учреждения Духовной коллегии встал вопрос: как совершать молитвенное возглашение нового церковного правительства? Латинское слово «коллегиум» в сочетании со «Святейшим» звучало неблагозвучно, поэтому предлагались разные варианты: «собрание», «собор». Наконец остановились на приемлемом греческом слове «синод» - Святейший Правительствующий Синод. Сино́д или собо́р (от греч. Σύνοδος - «собрание», «собор»; лат. consilium - совет, консилиум). Чтобы соблюсти каноничность нового духовного правительства Петр обратился за благословением к Константинопольскому Патриарху Иеремии. Ответ патриарха был следующим:

    «Мерность наша... утверждает и закрепляет, что учрежденный благочестивейшим самодержцем Петром Алексеевичем Синод есть и называется нашим во Христе братом...»

    Аналогичные грамоты были получены и от других Восточных патриархов. Таким образом, Синод был признан в качестве постоянного Собора, равного по власти Патриархам, и потому носящего титул Святейшего.

    25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода. 14 февраля 1721 года произошло торжественное открытие нового управления церковью.

    Состав и структура Святейшего Правительствующего Синода

    В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

    Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 «правительствующих особ», из которых три непременно должны были носить сан архиерея. Как и в гражданских коллегиях, в Синоде считался один президент, два вице-президента, четыре советника и пять асессоров.

    В 1726 году эти иностранные названия, так не вязавшиеся с духовными санами заседавших в Синоде лиц, были заменены словами: первоприсутствующий член, члены Синода и присутствующие в Синоде. Президенту, впоследствии первоприсутствующему, принадлежит, по регламенту, голос, равный с прочими членами коллегии. Президентом Синода был назначен митрополит Стефан.

    Вице-президентом был назначен человек преданный Петру, - Феодосий, архиерей Александро-Невского монастыря. По устройству канцелярии и делопроизводства Синод напоминал Сенат и коллегии, со всеми заведёнными в этих учреждениях чинами и обычаями. Пётр также позаботился об устройстве надзора за деятельностью Синода. 11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.

    Первым обер-прокурором Синода был назначен полковник Иван Васильевич Болтин. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Сенат дал обер-прокурору особую инструкцию, являвшуюся почти полной копией с инструкции генерал-прокурору Сената.

    Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

    До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

    Исповедую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивейшаго

    В результате петровской реформы Церковь полностью утратила независимость от светской власти. Все постановления Синода вплоть до 1917 года выходили под штемпелем: «По указу Его Императорского Величества». В государственных бумагах церковная власть стала именоваться наряду с другими ведомствами, такими как военным, финансовым, судебным - «Ведомством Православного Исповедания».

    Александр А. Соколовский

    Тестовые задания для студентов являются оперативной формой проверки знаний по курсу «История государственного управления». Они позволяют проконтролировать одновременно достаточно большую группу студентов по всему объему учебного курса.

    Цели данного контрольного листа:

    Выявить насколько полно и глубоко усвоили студенты весь материал курса истории государственного управления, закономерности развития системы государственного управления в России и ее особенности в различные хронологические периоды:

    Определить уровень знаний студентов в пределах запоминания конкретных событий, фактов, дат.

    Выявить те аспекты учебного материала, которые вызывают затруднения.

    Критерии оценки знаний студентов при использовании контрольного листа:

    - правильный ответ на 24 вопроса оценка «неудовлетворительно»

    - правильный ответ на 25- 29 вопросов оценка «удовлетворительно»

    - правильный ответ на 30 -34 вопроса оценка «хорошо»

    - правильный ответ на 35 - 40 вопросов оценка «отлично»

    Вариант 1

    Вариант 2

    ТЕСТ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

    УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

    Вариант 1

      Что входит в понятие военной демократии?

    А. народное вече

    Б. народное ополчение

    В. боярская дума как высший орган власти

    2. В Новгородской феодальной республике исполнительная власть принадлежала

    в. посаднику

    3. Термин «служебные князья» относиться

    а. периоду централизации

    б. периоду Киевской Руси

    в. периоду феодальной раздробленности.

    4. Губной староста-

    А. глава сыска, следствия и суда на территории уголовно-полицейского округа.

    Б. управляющий волостью

    В. глава канцелярии приказа

    Г. глава городского управления

    5.Назначение на должность в зависимости от знатности происхождения и от должности, которую ранее занимали предки, называется

    а. местничество

    б. кормление

    в. выслуга

    6. Кто первым из русских правителей получил официальный титул «Государь Всея Руси»

    Б. Иван III

    7. Приказные люди – сословная группа служилых людей сформировалась в:

    8. Земский собор в 16-17 вв.

    А. центральный орган исполнительной власти

    Б. орган по управлению русской православной церковью

    В. законосовещательный орган при особе царя

    Г. законодательный орган Московского государства.

    9.Абсолютизм – это форма государственного правления, при которой

    а. верховная власть принадлежит безраздельно монарху

    б. происходит наивысшая степень централизации

    в. действуют сословно-представительные учреждения

    г. создается разветвленный бюрократический аппарат

    д. все выше перечисленное

    10. Синод в 18-19 вв.

    А. высший церковный орган управления православной церковью

    Б. канцелярия Сената

    В. государственный орган управления православной церковью

    Г. орган государственного управления национальными окраинами Российской империи.

    11. Отметьте три основные черты системы государственной власти и управления при Петре I :

    А. бюрократизация

    Б. централизация

    В. милитаризация

    Г. секуляризация

    Д. демократизация

    12. «Кондиции» (условия), ограничивавшие императорскую власть были разработаны при вступлении на русский престол:

    А. Екатерины I

    Б. Елизаветы Петровны

    В. Анны Иоанновны

    Г. Василия Шуйского

    13.Верховный тайный совет в эпоху дворцовых переворотов

    а. был высшим учреждением в государстве

    б. был подчинен Cенату

    в. правил во время смены императоров

    14. Система дворянского самоуправления юридически оформлена в России при

    а. Петре I

    б. Екатерине II

    в. Павле I

    г. Александре I

    15. Для какой эпохи была характерна исполнительная власть, имеющая 3 центра: Сенат, Советы при государе и особо доверенные лица государя – фавориты.

    А. Петра I

    Б. Дворцовых переворотов

    В. Александра I

    16. Проект первой русской конституции был разработан

    а. Паниным

    б. Аракчеевым

    в. Мордвиновым

    г. Сперанским

    17.Структура: департамент, отдел, стол в XIX в. была характерна для

    а. коллегий

    б. губернского правления

    в. министерств

    г. земства

    18. Высшим законосовещательным органом Российской империи с 1810 по 1917 был

    а. Государственный Совет

    в. Кабинет Министров

    г. Совещание Министров

    19. Какие земские учреждения были созданы в 1864 году?

    а) городские собрания и думы

    б) Дворянские собрания и управы

    в) Земские собрания и управы

    20. Что являлось основным содержанием судебной реформы 1864 г. ?

    а) Вводилось равенство всех социальных групп перед законом

    б) Сохранялся принцип сословного суда

    в) Создавался специальный суд для дворян

    г) вводился суд присяжных заседателей

    д) создавался мировой суд

    21. Россия была провозглашена республикой:

    22. Избирательный закон 1905г. предусматривал выборы в Думу по принципу:

    б. сословному цензу

    в. имущественному цензу

    23. С какой целью была введена в 1889 г. должность земских начальников?

    А. Для контроля за земскими учреждениями

    Б. Для контроля за крестьянским самоуправлением

    в. Для контроля за мировым судом.

    24. Период двоевластия в России продолжался

    25. В результате каких событий перестала действовать в России в начале XX в. Дума?

    А. начала Первой мировой войны

    Б. в результате поражения Первой русской революции

    В. в ходе февральской революции

    Г. в результате событий октября 1917г.

    26. Под каким политическим лозунгом пришли к власти большевики осенью 1917 г.

    А. Долой десять министров-капиталистов

    Б. Никакой поддержки Временному правительству

    В. Вся власть Советам

    27. С какой целью на селе в 1918г. были созданы комбеды?

    а) Для последующей передачи им власти на местах

    б) Для борьбы с кулачеством

    в) Для создания с их помощью колхозов

    28.Учредительное собрание-

    А. орган по созданию новой системы власти и управления в России после Февральской революции

    Б. законосовещательный орган с широкими полномочиями, предусмотренный по проекту государственных реформ М.Т.Лорис-Меликова

    В. парламент РСФСР, созданный по Конституции 1918 г.

    Г. законосовещательные органы, создаваемые в губерниях

    29. В каком году была принята первая Конституция Советского государства?

    30. В годы гражданской войны в управлении страной важную роль играли чрезвычайные органы власти. Какие из перечисленных органов относятся к ним?

    А. ревкомы

    Б. комбеды

    Г. ВЧК л|б

    Д. все вышеперечисленные

    31. Какой период советской истории называют «оттепелью»

    32. Какие государства подписали в декабре 1991г. договор о создании СНГ?

    А) все бывшие советские республики

    Б) Россия, Украина, Белоруссия

    В) Россия и Казахстан

    33. Что является высшим законодательным органом России по новой Конституции?

    А) Верховный Совет

    Б) Федеральное Собрание

    В) Кабинет министров

    34. Мировой посредник:

    а) человек, назначаемый для разрешения споров, могущих возникнуть при освобождении крестьян между ним и помещиком;

    б) человек, ответственный за уплату долгов сельским обществом;

    в) человек, назначенный помещиком для контроля исправного выполнения крестьянами своих поручений.

    35. Городская дума:

    а) орган городского самоуправления в России, избираемый по городовому положению в 1870 г. на бессословной основе;

    б) орган по сбору налогов с городской недвижимости;

    в) орган надзора за ремесленниками.

    36.Либерализм:

    а) буржуазно-идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства;

    б) общественно-политическое течение сторонников реформ;

    в) общественно-политическое течение в поддержку абсолютизма.

    37. Консистория:

    а) военно-полевой суд;

    б) суд для высших духовных лиц;

    в) политические процессы над революционерами.

    38. Негласный комитет эпохи Александра I – …

    а) комиссия по разработке конституции;

    б) кружок близких друзей императора;

    в) отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.

    39.Созданное в 1837 г. Министерство государственных имуществ занималось …

    а) учетом казенных земель;

    б) сбором налогов;

    в) управлением государственными крестьянами.

    40.Только действующие законы были объединены под руководством М.М. Сперанского в …

    а) Свод законов Российской Империи;

    б) Соборное Уложение;

    в) Полное Собрание законов Российской Империи.

    ТЕСТ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

    УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

    Вариант 2

    1.Как называлась соседская община в Киевской Руси?

    Б.ополчение

    Г.вотчина

    2. «Тысяцкий» - это

    а. наместник князя в подвластных ему землях

    б. военный предводитель городского ополчения

    в. сборщик налогов

    3. Ярлык в 13-15 вв.

    А. документ, выдаваемый ханом Золотой Орды и дающий право на ведение торговой деятельности

    Б. документ, выдаваемый ханом Золотой Орды и дающий право на княжение

    В. вид дани, выплачиваемой Русью Золотой Орде

    Г. дорожная повинность, заключающаяся в организации постоялых дворов и конюшен

    4. Мытник –

    А.государственный торговый агент в Киевской Руси

    Б. Древнерусский воин

    В. Княжеский судья

    Г. Чиновник, собирающий торговые пошлины

    5. Губа – это:

    а. часть волости

    б. объединение нескольких волостей

    в. судебный округ

    6. В XVI в. В России складывается сословно-представительная монархия, т.к.:

    а. действовали земские Соборы

    б. Боярская Дума

    в. Избранная Рада

    г. была установлена опричнина

    7. Приказы были построены по признаку

    а. отраслевому

    б. региональному

    в. всех выше перечисленных

    8. Какой законодательный акт разделил государственную службу на гражданскую и военную

    а. Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г.

    б. генеральный регламент 1720 г.

    в. Устав воинский 1716 г.

    г. Табель о рангах 1722 г.

    9. Что такое «тоталитаризм»?

    А. Учение об идеальном устройстве общества

    Б. Политический режим, контролирующий все сферы жизни людей

    В. Форма политического правления, при которой государственная власть принадлежит одному лицу.

    10. Петр I создал Сенат как высший

    а. судебный орган

    б. орган для сбора налогов

    в. законодательный орган

    г. высший контролирующий орган

    11. Когда оформилась в России абсолютная монархия?

    а) При Иване Грозном

    б) При Петре I

    в) При Екатерине II

    12. Коллегии действовали в России

    а. с начала XVII в.

    б. с начала XVIII в.

    в. со второй половины XVIIIв.

    г. с начала XIXв.

    13. Россия стала империей с

    14. Какой законодательный акт изменил коренным образом принципы государственной службы

    а. Манифест 1762г «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

    б. Табель о рангах

    в. Жалованная грамота дворянству 1785г.

    15. Губернское правление при Екатерине II состояло из:

    а. губернатора

    б. помощника губернатора

    в. вице-губернатора

    г. генерал-губернатора

    16.Екатерина II осуществила реформу Сената. В чем ее суть?

    А. Сенату были возвращены функции определенные Петром I.

    Б. Сенат стал исполнительным органом власти.

    В. Сенат стал высшей судебной инстанцией.

    Г. Сенат был разделен на 6 департаментов.

    17. Как назывался всероссийский представительный орган в проекте государственных реформ М.Сперанского?

    а) Государственный Совет

    б) Негласный Комитет

    в) Государственная Дума

    18.Какой государственный орган был создан в России Александром II для оперативного управления в период реформ?

    а. Совет министров

    б. Комитет министров

    в. Кабинет министров

    г. Совещание министров

    19. Земство в 1864-1917 гг.

    А. единица территориального деления губернии

    Б. присяжные заседатели бессословного суда

    В. система местного самоуправления на выборной основе

    Г. органы местного управления по решению споров между помещиками и крестьянами

    20. Понятие «контрреформы» связано со временем правления

    а. Александра I

    б. Николая I

    в. Александра II

    г. Александра III

    д. Николая II

    21. Для борьбы с революционным движением в России в 1880 г. было создано

    а. Верховная распорядительная комиссия

    б. III отделение императорской канцелярии

    в. Тайную полицию

    г. Корпус жандармов

    22. Какие изменения произошли в политической жизни страны в ходе первой Российской революции?

    а) Создан представительный орган Государственная Дума

    б) Провозглашены гражданские права и свободы

    в) сложилась многопартийная система

    г) все выше перечисленное

    23. В 1905 г. произошло реформирование Совета Министров. Он стал

    а. законосовещательным органом

    б. исполнительным органом

    в. периодически собираемым совещательным органом

    24. Какие две власти существовали в период двоевластия?

    а. Временное правительство и Советы

    б. Временное правительство и Дума

    в. Временное правительство и царь

    г. Временное правительство и Земское собрание

    25. Какой центральный государственный орган в 1905 г. был преобразован в верхнюю палату Российского парламента?

    А. Государственный Совет

    В. Кабинет министров

    26. Какой документ был принят первым на II съезде Советов 25 октября 1917г?

    а. Декрет о земле

    б. Декрет о мире

    в. Декрет о власти

    27. Что такое «военный коммунизм»?

    А. Политика, проводимая советским государством после гражданской войны.

    Б. Политика, проводимая советским государством в 1930-е гг.

    В. Политика, проводимая советским государством в годы гражданской войны.

    28. Когда было созвано Учредительное собрание?

    А. в октябре 1917

    Б. в декабре 1917

    В. в январе 1918

    29.Верховным органом власти Советского государства в 1917 году стал

    а. Совет народных комиссаров

    б. Всероссийский съезд Советов

    в. Всероссийский центральный исполнительный Комитет

    30. Какой орган являлся высшим органом государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны?

    А) Государственный Комитет Обороны

    Б) Президиум Верховного Совета

    В) Совет народных комиссаров

    31. В 1946 году Совет народных комиссаров СССР был преобразован в

    а. Совет Министров

    б. Совет Народного хозяйства

    в. Экономический Совет

    32. По Конституции 1993 г. Россия является….. государством

    А. унитарным

    Б. федеративным

    В. конфедеративным

    33. Верховный Совет СССР в 1989-1991 гг.

    А. часть Съезда народных депутатов, нижняя палата советского парламента

    Б. парламент Советского союза

    В. совещательный орган при президенте СССР по внедрению реформ государственного управления

    Г.высший контрольно-ревизионный орган СССР

    34.Сельский староста:

    а) надсмотрщик над заключенными;

    б) выбираемое лицо в сельском обществе (миру) для управления сходом домохозяев, председатель сельского схода;

    в) беглый крестьянин.

    35.Консерватизм:

    а) общественно-политическое течение охранительного направления, приверженность к старому;

    б) общественно-политическое течение в поддержку демократических преобразований;

    в) общественно-политическое течение в среде славянофилов.

    36. Городовой:

    а) с1867 г. низший полицейский служащий в уездах, губернских и безуездных городах, посадах и местечках, набирались из отставных солдат и унтер офицеров, служили по вольному найму, содержались за счет города;

    б) высший полицейский чин;

    в) охранник городской думы.

    37. Ревизские сказки:

    а) документ, в который вносились недоимщики;

    б) документ, в который при переписи населения вносились ревизские души (т.е. мужчины податных сословий), в т.ч. принадлежавшие помещикам крестьяне;

    в) временнообязанные крестьяне.

    38. Первенствующее значение в строе центральной власти второй четверти XIX в. занял орган личной власти императора …

    а) Комитет министров;

    б) Государственный совет;

    в) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.

    39.Реформа народного образования Александра II провозглашала принцип …

    а) всесословности школы;

    б) обязательного начального образования;

    в) образования только для детей высших сословий.

    40. В 1839 – 1843 гг. реформу, связанную с преодолением девальвации ассигнаций "переводом денежной системы на серебряный монометаллизм, провел …"

    а) Е.Ф. Канкрин;

    б) Ф.П. Вронченко;

    в) П.М. Волконский.

    Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей передает всей полноте своего духовенства, верующих и православных во всем мире свою глубокую скорбь по поводу неканонических действий, предпринятых в последние дни Константинопольским Патриархатом. Особенно это касается сообщения из канцелярии Константинопольского Синода от 11 октября 2018 года. В то же время мы выражаем полную поддержку позиции, озвученной Священным Синодом Московского Патриархата на заседании 15 октября 2018 года и того заявления, которое в тот же день было принято Синодом.

    Незаконные действия Константинопольской Церкви никак не могут быть оправданы канонически и представляют собой тягчайшую и опасную несправедливость по отношению к традициям Православия, возмутительное пренебрежение и равнодушие к духовному благу паствы Христовой (cf. Иоанна 10,3; 11). Высказав свое намерение установить ставропигию своей Церкви на Украине, Константинополь, таким образом, вторгся на каноническую территорию другой Поместной Церкви, что само по себе является вопиющим антиканоническим самоуправством, поскольку Синод Константинопольской Церкви не имеет на подобные действия ни власти, ни права, и мы прямо заявляем, что ни при каких обстоятельствах не признаем за подобными учреждениями юридической силы, будем отрицать законность тех, кто дерзнет объявить себя пастырями, принадлежащим к этим нецерковным организациям.

    Еще более серьезным является решение Константинопольской Церкви «восстановить» канонический статус некоторых раскольников, которые за вопиющие канонические преступления справедливо были низвержены из сана Архиерейским Собором Русской Православной Церкви при согласии других Поместных Православных Церквей. Исходя из ложного утверждения о том, будто бы сложившаяся в давние времена прерогатива получения Константинополем прошений о посредничестве в разрешении споров и несогласий в Православных Церквах может быть приравнена к обладанию единоличной и исключительной властью, Константинополь самовольно присвоил себе несуществующие полномочия и, таким образом, оправдывает свои попытки вмешательства в дела других Поместных Церквей. Однако, согласно канонам, Константинополь не обладает такого рода канонической властью, и – в случаях подобного беззакония – искажается истинная природа концепции «первого среди равных», что прямо выступает против канонического Православия.

    С целью ясного понимания верующими сложившегося положения, мы тем самым четко заявляем, что справедливое анафематствование Архиерейским Собором Русской Православной Церкви уклонившихся в раскол и упорствующих в своих заблуждениях не может быть отменено и не отменяется односторонними действиями Константинополя. В очах Божиих, согласно священным канонам и учению Православной Церкви, эти люди остаются под их справедливым осуждением и считаются состоящими в расколе, то есть отпавшими от Святого Православия. Более того, мы напоминаем верующим: каноны прямо говорят нам о том, что вступающие в общение с законно низвергнутыми сами оказываются в расколе (см. Антиох, 2). Поэтому всякий, кто следует незаконным решениям Константинополя и вступает в общение с раскольниками, сам отходит от православного канонического единства и пребывает в расколе, чем подвергает смертельной опасности собственную душу.

    Украинская Православная Церковь, врученная архипастырскому попечению Блаженнейшего митрополита Онуфрия и его собратьям-архипастырям, несущим поистине исповедническое служение, остается и сегодня, как и после известного Акта 1686 года, единственной канонической Церковью на этой благословенной Богом земле. Решение Константинопольской Церкви «отозвать» эту Грамоту является безосновательным и, согласно православной канонической традиции, по сути своей является невозможным. Несмотря на заявление, сделанное Священным Синодом Константинопольской Церкви 11 октября с.г., верующие могут быть вполне уверены, что историческая Грамота 1686 года остается действительным и обязательным актом, согласно которому каноническая власть Украинской Православной Церкви и Московского Патриархата остается неизменной, какими бы ни были намерения сегодняшних властей на Фанаре.

    В ситуации, когда самой природе канонического Православия наносятся тяжелейшие оскорбления, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей не имеет иного выбора, как с глубокой скорбью, но и с полной убежденностью объявить о своем согласии с решением Священного Синода Московского Патриархата, которым признается невозможность продолжения евхаристического общения с Константинопольской Церковью на любом уровне до тех пор, пока эта древняя и некогда славная Церковь-Сестра не принесет покаяния, не откажется от введения ложного и чуждого Православию учения о некоем первенстве и всеобъемлющей власти – Ей, будто бы, принадлежащих, – не возвратится к Православной вере и не прекратит свои беззаконния.

    Таким образом, мы извещаем наше духовенство и верующих о том, что евхаристическое общение с Константинополем в настоящее время невозможно – как для архиереев и духовенства, так и для мирян. Пока нынешняя ситуация будет оставаться неизменной, духовенство нашей Церкви не может служить в любом приходе Константинопольской Церкви либо приглашать священнослужителей этой Церкви сослужить в наших храмах. Также мирянам не дозволяется причащаться Святых Христовых Таин в храмах Константинопольского Патриархата. Сообщаем также, что Русская Зарубежная Церковь не будет принимать участие ни в каких богословских церковных собраниях, а также в диалогах, включая региональные Ассамблеи канонических епископов, которые возглавляют (или сопредседателями которых являются) архиереи и священнослужители Константинопольской Церкви.

    Призываем всех верующих усилить свои молитвы за мир церковный, который сегодня так старательно ввергается в искушения и подвергается испытаниям беззаконными действиями со стороны самых разных нео-экклезиологических и ложных учений, и, при этом, не ослабевать сердцем, веруя, что Премудрость Божия побеждает всякую ложь, если мы храним верность тому, что истинно и священно. Мы просим Предстоятелей Поместных Православных Церквей задуматься о нынешних обстоятельствах и во благовремении собраться вместе, чтобы достичь подлинного, канонического решения назревших вопросов.

    Верим и надеемся, что Господь наш Иисус Христос, Который не оставляет чад Своих и смиряет гордыню человеческую безграничной любовью к Божественной Истине, укрепит Блаженнейшего митрополита Онуфрия, всех архиереев, духовенство и верующих Украинской Православной Церкви, а также и всех православных верующих всех языков и стран мира.

    Учреждение Святейшего Синода являлось существенным преобразованием церкви и означало решительный разрыв с предыдущей системой церковного правления.

    Предпосылки учреждения Синода

    Существует несколько версий первопричины устранения церковного патриаршества в России. Первую выдвинул историк С.М. Соловьев. Он полагал, что на рубеже XVII — XVIII веков, в непростой для страны и кризисный для церкви период, царь делал все возможное, чтобы выдернуть государство из «болота». и частые бунты, с которыми не в силах был справиться патриарх, подвигли Петра I взять управление в свои руки и учредить Святейший Синод, духовную коллегию.


    Ученый А.П. Богданов выдвинул версию противоположную, детально изучив деятельность патриарха Адриана. Он указывает на то, что во время смутицы и борьбы за власть между Софьей и молодым Петром, казна страны заметно опустела, в то время как Церковь находилась в стабильном состоянии и постоянно имела доход.

    Петр I после своего восшествия на трон активно искал средства на проведение реформ и увидел их именно в Церкви. Однако патриарх не собирался мириться с вмешательством в автономное управление и писал царю множество посланий, не желая вступать в открытую конфронтацию с властью. В 1700 году патриарх Адриан умер, а на его место был приглашен архимандрит Феофан Прокопович, в котором обрел поддержку.

    Учреждение Святейшего Синода

    В феврале 1720 года Феофаном Прокоповичем был составлен «Духовный регламент», в котором описывались:

    • система нового церковного правления;
    • круг полномочий;
    • должности.

    Таким образом, «Регламент» провозглашал создание духовной коллегии вместо единоличного правления патриарха. Документ был отдан на рассмотрение в Сенат, а уже после этого его изучили члены Священного Собора. Подписи согласия они ставили под давлением светской власти. Также в течение следующего года было собрано 87 подписей, которых хватило для принятия документа.

    Зимой 1721 года Петр I издал манифест об учреждении Синода. Президентом стал митрополит Стефан, но после его смерти эта должность была упразднена. Был назначен обер-прокурор Синода, которому надлежало быть «глазами и ушами» императора. Через 2 года Святейший Синод обрел признание константинопольского патриарха Иеремии III. С согласия государя осуществлял Синод законодательную, исполнительную и судебную власти в Церкви.

    Значение Святейшего Синода

    Совершенно новую эпоху в жизни Церкви открыло учреждение Синода.

    • Церковь утратила свою независимость от власти почти на 200 лет
    • Коллегия могла быстро и беспрепятственно решать все дела, имея больший авторитет, нежели патриарх
    • Коллегия не была опасна государю, в отличие от патриарха
    • Прирост Православной Церкви увеличился за 2 столетия почти в 15 раз за счет деятельности миссионеров и действия церковной реформы
    • Подъем духовного образования привел к учреждению 46 семинарий, 4 духовных академий. Начался взлет церковной науки
    • Обширная административная деятельность велась по всем направлениям. Открывались новые церкви, приходы, издавались богослужебные книги и пр.