Древнерусские зодчие стремились выделять церкви егэ. Односоставные предложения (8 класс)

Тест по русскому языку по теме « Двусоставные и односоставные предложения»

Найдите среди данных предложений односоставное .

А) Не плачь ты попусту.

Б) Часам к двум пополудни началась гроза.

В) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)

Г) Тротуары заливают асфальтом.

2) Определите тип предложения Лед как сахар.

А) односоставное назывное.

Б) двусоставное с составным именным сказуемым.

3) Найдите безличное предложение

А) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б) Хорошо в зимнем лесу!

В) В воскресенье старайся быть больше на свежем воздухе.

Г) Газеты обычно приносят утром.

4) Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.

А) двусоставное

Б) односоставное определенно-личное

В) односоставное безличное

Г) односоставное неопределенно-личное

5) Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.(А.С.Пушкин)

А) двусост. , и двусост.

Б) двусост., и определенно- личн.

В) двусост., и неопределенно-личн.

Г) двусост., и безлич.

6) Укажите предложение, которое соответствует схеме двусос., и безличн.(знаки не проставлены)

А) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

Б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В) Небо было темное и только при вспышке молнии можно было рассмотреть тучи.

Г) Еще мгновение и лодка вошла под своды деревьев.

7) Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В) Прочитайте Гоголя и вы почувствуйте в нем сатирика.

Г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

8) Найдите среди данных предложений односоставное.

А) Веет с поля ночная прохлада.

Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.

В) Свет луны во все концы.

Г) В лесу держался запах прелой травы.

9) Найдите неопределенно-личное предложение.

А) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В) Наконец-то позвали меня.

Г) В классе тепло.

10) Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А) неопределенно-личное

Б) определенно-личное

В) безличное

Г) назывное.

Вариант 1

1. Укажите верное утверждение.

Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.

В нем нет подлежащего.

Основная форма сказуемого-глагола - 1-е или 2-е лицо.

Действие совершается определенным лицом.

3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные .

1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.

4; Укажите неопределенно-личные предложения.

1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)

5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это

предложение?

1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому)

6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)

1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом.

4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась

в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)

8. Найдите грамматические основы в. предложениях.

1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть.

1) Если заводишь друга, смотри в его сердце.(Пословица) 2) Правда - воздух, без которого дышать нельзя. (И. С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг. (В.Г.Лидин)

Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение.

1)Если в предложении имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое), то оно является односоставным.

Бели в предложении имеется одна основа, то оно является односоставным.

Односоставные предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными.

2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

В нем нет подлежащего.

Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму прошедшего

времени множественного числа.

Глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает

это действие.

3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.

1) Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги эту книгу. 3) На уроке математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.

4. Укажите неопределенно-личные предложения.

1) Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков. 3) Затем

мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей, 5) При этом в раствор переходят все составные части древесины. 6) И лишь целлюлоза остается твердой.

5. Найдите предложение, в котором есть только один главный член - подлежащее. Как называется это предложение?

1) Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест целый день хлюпать? 4) Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом пойдут туманы. (По С.Черному)

6. Найдите безличное предложение и укажите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука. 3) И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4) Иногда им улыбается удача. 5) Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся со всех сторон. (Но Н.Калининой)

7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?

1) В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. 7) В эти Дни кажется, что земля начинает даже светиться. (По В.Пескову)

8. Найдите грамматические основы в предложениях:

1) Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3) Соль едят во всем мире. 4) Огонь маслом не заливают. 5) Два медведя в одной берлоге не уживутся.

9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.

10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.

1) У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились с почтительностью и любовью. (Н.Верзилин) 2) Когда открываешь книгу с рисунками или фотографиями, то словно попадаешь в другой мир. (Е.Каменева) 3) Синее-синее небо, на котором ярко блестит солнце.



Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2
ВАРИАНТ 27Часть 1Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
(1)Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. (2)В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. (3)<...>церковные постройки на перекрёстках и площадях становились заметными.1)В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красноваторозовой кирпичной окраске.2)Древнерусские зодчие делали купола церквей медными и золотистыми, часто золотили.
3)Благодаря позолоченным и медным куполам, а также окраске стен, отличной от цвета стен других зданий, церкви в древнерусских городах становились заметными.
4)Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.
5)Церковные постройки на перекрёстках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
Ответ:
2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот, / Именно поэтому / Во-первых, / Вопреки этому / А

3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОЩАДЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПЛОЩАДЬ, -и; ж.
1)Пространство земли, проектируемое или предназначенное для каких-л. целей. Пахотная п.
2)Незастроенное, обрамлённое какими-либо зданиями, зелёными насаждениями место в пределах города или села, составляющее часть городского, сельского пространства. Красная п. в Москве.
3)Помещение, предназначенное для какой-либо цели и обычно измеряемое в квадратных метрах поверхности пола. Жилая п. Расширить п.
4)Одна из количественных характеристик плоских геометрических фигур и плоскостей. П. треугольника.
Ответ:_____________________________.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
тОрты / повторИт / вероисповедАние / начАвший / обогналА
Ответ:_____________________________.
5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИННОГО наблюдения за окружающими людьми.
В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
Он славился мудростью и часто давал ЖИТЕЙСКИЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В товарищеском матче футболисты продемонстрировали высокую ТЕХНИЧЕСКУЮ подготовку.
Ответ:_____________________________.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более АККУРАТНО / до ДВУХТЫСЯЧНОГО года / ПРОПАХ сеном / несколько ПЕСЕН с ИХНИМИ высказываниями
Ответ:_____________________________.
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Великолепием дворцов восхищался А.С. Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы «Руслана и Людмилы», и запечатлел незабываемый образ петергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвящённых описанию сказочных садов Черномора.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми лиловыми абажурами.
B)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В притче присутствует колоссальный обобщающий элемент, благодаря которому частный, казалось бы, случай оказывается применимым к тысячам случаев во все врена и у всех народов.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Только благодаря языка человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка», с восторгом вспоминал о нём: он потрясал.
6)Северную полярную страну французы стали называть «Арктик», располагающуюся под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, отсюда и русское слово «Арктика» - северная область земного шара.
7)Познакомившись с выставкой художников-импрессионис-тов, возникает желание ещё раз увидеть известные полотна живописцев.
8) С годами менялась не только художественная манера Валентина Серова, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение.
9) Русский поэт сказал о Париже, что «в дождь он расцветает, как серая роза».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
б..калея / эффективный / к..сичка / г..ристый / нат..ратьОтвет:_____________________________.
9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..подать, пр..успел / в..южный, под..ём / несгибаемый, и..гиб / по..скочил, о..блеск из..ск, мед..нститут
Ответ:_____________________________.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
отверд..вать / отворач..вать / письм..цо / ослаб..вать / ландыш..вый
Ответ:_____________________________.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
овладева..щий / замёрзн..шь / заполн..вший / определя..мый / нагружа..мый
Ответ:_____________________________.
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
На карминном листе сборчатой манжетки ярко сверкают на солнце ещё (НЕ)ВЫСОХШИЕ капли росы.
Вводное слово (НЕ)ЯВЛЯЕТСЯ членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения.
Солнце, пока (НЕ)ЖЕЛАЯ склоняться к западу, жаркими лучами жгло мне шею и щёки, и нельзя было дотронуться до раскалённых краёв брички, а над дорогой, наполняя воздух, поднималась густая пыль.
Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - (НЕ)СОМНЕННЫЙ признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.
(НЕ)КАЖДЫЙ знает, что Государственную дорогу из Москвы в Сибирь - Сибирский почтовый тракт - начали строить более чем двести пятьдесят лет назад.
Ответ:_____________________________.
13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
КАК(БУДТО) лёгкое беспокойство таится в ленивой пышности осенних цветов, которые после своего роскошного цветения (БЕЗ)СОЖАЛЕНИЯ осыпают на землю бесчисленные семена будущей жизни.
Борей - северный и СЕВЕРО(ВОСТОЧНЫЙ) порывистый, холодный ветер - (ЗА)ЧАСТУЮ скрывается за горными хребтами, собирается с силами и обрушивается ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.
Ох, эти просёлки! Весело ехать по глубоким колеям, тут надо держаться (ПО)КРЕПЧЕ, но, ухватившись за сиденье обеими руками, ВСЁ(ТАКИ) пристально следишь за тем, как, лоснясь, бегут серо-зелёные волны травы, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушёвывает их.
(В)МЕСТО нежных ирисов на клумбах уже давно красовались пышные георгины, но розовые кусты всё ТАК(ЖЕ) были усыпаны бутонами.
Джинсовая ткань (В)ПЕРВЫЕ появилась в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой, (ПО)ЭТОМУ эта ткань и получила такое название.
Ответ:_____________________________.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло. От коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.
Ответ:_____________________________.
15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Огромные сосны расступились и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно зажелтел бледный месяц.
2)Во время прогулки в лесу Петруша обыкновенно то свистит то сшибает палкой сухие листья.
3)Всякий вечно случайно оставлял в кухне или шляпу или кнут или что-нибудь подобное.
4) Разные мысли и смутные воспоминания и неясные мечты бродили в голове Оленина.
5)Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода лист водяной лилии.
Ответ:
16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Художники (1) пишущие натюрморты (2) передают в своих картинах красоту даров природы и (3) созданных руками человека (4) вещей.
Ответ:_____________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Во-первых (1) вежливость - это проявление уважения к людям. Во-вторых (2) вежливость - это готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, проявив при этом деликатность, такт. И неотъемлемый элемент вежливости (3) конечно же (4) своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет.
Ответ:_____________________________.
18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбите их планеты.
Ответ:_____________________________.
19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1)Помогите мне. (2)Спасите меня. (3)Я не хочу умирать. (4)Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и всё? (5)И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б)Пусть будут страдания. (7)Кто сказал, что я боюсь страдать? (8)Это дома я многого боялся. (9)Дома. (10)А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11)Разве не достаточно одному столько знать? (12)Я ведь пригожусь для жизни. (13)Помогите мне. (14)Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. (15)Я даже десятого класса не окончил. (16)Помогите мне. (17)Я не о любви говорю. (18)Чёрт с ней, с любовью. (19)Я согласен не любить. (20)С меня хватит, если на то пошло. (21)У меня мама есть. (22)Что будет с ней?.. (23)А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24)Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25)Я ещё нигде толком не побывал. (26)Я, например, не был ещё на Валдае. (27)Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28)Нужно? (29)Кто-то ведь написал: «И колокольчик - дар Валдая...» (30)А я даже таких строчек написать не смогу. (31)Помогите мне. (32)Я всё пройду. (33)До самого конца. (34)Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...
(35)Кому я говорю всё это? (36)У кого прошу помощи? (37)Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38)Они и сами не рады, что здесь торчат. (39)Они ведь соснами шумели так недавно... (40)А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41)Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42)И у нас были гордо подняты головы. (43)Эшелон стоял на запасных путях. (44)Где? (45)На Курском вокзале. (46)По домам нас не пустили. (47)Я только успел позвонить домой. (48)Наших никого не было. (49)Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50)Сколько она мне крови попортила! (51)Она спросила меня, где стоит эшелон.
- (52)Жалко, - лицемерно сказала она, - не сможет мама повидаться-то с тобой.
(53)И я повесил трубку и вернулся к своим. (54)А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне свёрток. (55)А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56)Кто она мне? (57)Прощай, Ирина Макаровна. (58)Прости меня, разве я знал? (59)Я никогда не смогу понять это... (60)В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61)И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62)Съел.(63)А чего же я прошу? (64)А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?
- (65)Лезь скорей! - кричали мне.
(66)А я не прятался. (67)Ходил один и посмеивался вслух. (68)Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69)Пусть никто не знает, что мне страшно. (70)Но себе-то самому я могу сказать правду? (71)Вот я и говорю. (72)Я не Петька Любимов. (73)Мой сосед по квартире. (74)Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню порассуждать.
- (75)Немцы, гады, прут... (76)Надо всем вставать на защиту. (77)Вот у меня рука подживёт - пойду добровольцем.
- (78)Тебя и так призовут, Петенька, - говорили ему.
- (79)Так - не штука. (80)Так всякий пойдёт. (81)А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти.
(83)И спрашивал меня:
- А ты Родину-то любишь?
- (84)Люблю, - говорил я. - (85)Этому меня ещё в первом классе научили.
(86)А однажды я встретил его в военкомате. (87)Это когда я повестки разносил. (88)Он меня не видел. (89)Разговаривал с капитаном каким-то.
- (90)Товарищ капитан, - сказал он, - вот я освобождение принёс.
- (91)Какое освобождение?
- (92)Броня. (93)Как специалист броню получил.
- (94)Ну зайдите вон туда и оформляйте,- сказал капитан.
(95)Броня так броня. (96)Вот так Петька. (97)Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98)И пошёл Петька оформляться. (99)Прошёл мимо меня. (100)Остановился. (101)Покраснел.
- (102)Видал? - спросил меня. - (103)Вот так-то, умирать кому охота?
(104)Наверно, он и сейчас по брони живёт. (По Б. Окуджаве)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) - поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Повествователь готов сражаться с фашистами, противостоять танкам, пройти все тяготы войны.
2)Петька Любимов ушёл добровольцем на фронт, чтобы защищать Родину в минуту опасности.
3)Повествователь не ожидал, что его соседка Ирина Макаровна придёт к теплушке, чтобы передать ему свёрток с сухарями и маслом.
4)Даже самому себе повествователь не признавался, что на войне ему очень страшно.
5)Сосед повествователя по квартире Петька Любимов на самом деле не входил в число незаменимых специалистов, в которых даже в военное время остро нуждались в тылу.
Ответ:_____________________________.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1)Предложения 53-55 содержат повествование.
2)В предложениях 58-59 представлено описание.
3)В предложениях 63-64 содержится рассуждение.
4)Предложения 66 и 67 противопоставлены по содержанию.
5)В предложениях 98-101 перечислены последовательные действия персонажа.
Ответ:_____________________________.
22. Из предложений 47-51 выпишите фразеологизм.
Ответ:_____________________________.
23. Среди предложений 1-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_____________________________.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
24. «Рассказчик говорит о себе предельно честно, не скрывая своих слабостей. Эмоциональность речи рассказчика создаётся с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы: (А)___(«Я ещё ...» в предложениях 24-25), (Б)___(предложения 32-33, 72-73) и синтаксические средства выразительности: (В)___(предложения 22, 23, 35, 36) и (Г)___(предложения 50,68, 97)».
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) цитирование
4) вопросительные предложения
5) эпитет
6) парцелляция
7) противопоставление
8) риторическое восклицание
9) литота
Ответ:
А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстра-ции из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 16

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось земледелие.
2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.
3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов.
4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.
5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей – земледельцев и ремесленников.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Наоборот, Например,
Однако Именно Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).
1 . только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.
2 . То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.
3 . только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.
4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.
5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).
6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.
7 . перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь вероисповедАние

ловкА прожИвший оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Кто был ЗАЧИНАТЕЛЕМ драки?

Меня раздражает её вечно тусклое, БУДНИЧНОЕ выражение лица.

Агентство осуществляет ПОДБОР вакансий по любым направлениям деятельности.

Одним из главных факторов, влияющих на их миграционные намерения, является НАЛИЧИЕ высокооплачиваемой работы.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно

в СТА СЕМИДЕСЯТИ ВОСЬМИ томах

не МАШИТЕ руками

килограмм МАКАРОНОВ

пара ПОЛОТЕНЕЦ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.

2) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто.

3) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
4) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.
5) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.

6) 12 октября 1492 года флот Колумба, состоявшего из трёх лёгких судов для плавания на дальние расстояния, различил на горизонте небольшой остров.

7) 6) Следя за логикой развития персонажа, осознаёшь, что насколько он безнравственен.

8) В республиканском журнале «Огоньке» напечатана статья о нашей школе.

9) Многие писатели 20 века считали войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывают страшные картины гибели людей.

8. Определите слово , в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ч..ловечество оз..рять

зан..маться преод..ление д..намичный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пр..мудрый, пр..обретённый

ра..крыть, ни..ложенный

без..мянный, на..менование

с..беседник, в..обще

по..бежать, о..бросить

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

услужл..вый выдёрг..вать

зачервив..ть памятл..вый находч..вость

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква И.

обид..вший растрепл..шь

перенима..мый перекормл..нный надыш..шь

12. Определите предложение , в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

Со мной поздоровался (не) знакомый человек.

Всех смутили (не) проверенные слухи.

Я чувствую, что (не) обходимо переменить тему разговора.

Ребята (не) доумевали, почему им не разрешили идти в поход.

С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю. Лермонтова (не) исчезает.

13. Определите предложение , в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПОДО) МНОЙ (НЕ) ВИДНО земли.

Зверёк (НЕ) ПОБОЯЛСЯ выбежать (ИЗ) ПОД навеса.

(В) ПОСЛЕДСТВИИ об этом (НЕ) СЧАСТЬЕ начисто забыли.

(НА) ВСТРЕЧУ им (В) ТЕЧЕНИЕ долгого времени шли люди после ночной смены.

Снег уже местами (НА) СТОЛЬКО осел, что по насту можно было проехать ТАК(ЖЕ) , как по твёрдой грунтовой дороге.

14.Укажите все цифры , на месте которых пишется НН.

В стари(1)у лук был грозным оружием: калё(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Разбивший стекло должен был во всём признаться и этим заслужить прощение и помощь товарищей.

2) На расстоянии семи или восьми километров от озера находилась железнодорожная станция.

3) В этот грустный день Оксану не радовали ни пение птиц ни яркое солнце ни цветущие каштаны.

4) Я долго пытался придумать название для новой песни да так ничего и не придумал.

5) Грациозно закачались гибкие концы папоротников и опять всё стихло.

16. Расставьте знаки препинания:

Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

За дальним леском стало (1) видно (2) озеро.

Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зубры очень заинтересовали меня (1) и (2) когда нас не пустили в питомник (3) я был раздосадован (4) что не удалось их увидеть поближе.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?».

(3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом – одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма. (По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) – современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

20. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Людей объединяют совместно пережитые трудности.

2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.

3) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

4) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.

2)Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7.

3) В предложениях 9 – 11 представлено повествование.

4)Предложения 12 – 15 содержат рассуждение.

22. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

1) 5 2) 2 3) 3 4) 12

23. Среди предложений 4 – 8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами

24. «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)__________ («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 4, 13), троп – (В)__________ («они – две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство – (Г)__________ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

3) ряды однородных членов

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы к варианту

Вариант 16

Вероисповедание

Зачинщиком

Килограмм

Преодоление

Собеседник

Зачервиветь

Надышишь

Не исчезает

Впоследствии

Несчастье

русский язык помогите решаить тест. очень надо(и получил лучший ответ

Ответ от Женя Сафронова[новичек]
1)1
2)определенно-личное
3)1
4)2,3,4,
5) безличное-2
6)5– составное сказуемое: нулевая связка + слово состояние
7)1,2– место, время
8)1– не догонишь; 2– проверяй; 3– смелость берет; 4– друзья познаются; 5–не проткнуть
9)1–опр. -личное; 2–опр. – личное; 3–двусост; 4–двусост. ; 5–безл

Ответ от Ledy_Buka [активный]
1-1
2го вопроса смысл не поняла
3-1,3
4-2,3,4
5-2односоставное, глагольное
дальше задолбалась чето думать) погугли может найдешь


Ответ от Green flower [гуру]
Укажите верное утверждение.
1) Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое) , являются двусоставными.
2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
1) В нем нет подлежащего.
2) Основная форма сказуемого-глагола – 1-е или 2-е лицо.
3) Действие совершается определенным лицом. - определенно-личное
3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные. 1 и 3
1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.
4. Укажите неопределенно-личные предложения.
2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили.
5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение?
2) Захолодало. - это безличное
6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.
5) А вот большим деревьям от него плохо. - предикативным сказуемым (плохо)
7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?
1) Весна. 2) Ночь. - здесь утверждается существование предметов, явлений в мире
8. Найдите грамматические основы в предложениях.
1) не догонишь. 2) проверяй 3) Смелость берет. 4) Друзья познаются. 5) не проткнуть.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.
1. сказ, 2. сказ, подл+сказ, 3. подл+сказ, 4. сказ
10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.
1) Если заводишь друга - опред-личное,
смотри в его сердце - опред-личное. (Пословица) 2) без которого дышать нельзя (безличное) . (И. С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь (опред-личное)


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: русский язык помогите решаить тест. очень надо(

вопрос про русских зодчих! каких великих,знаменитых русских зодчих назвать на собеседовании?и какие примеры их построек?
Русских по фамилии или по месту строительства? РАстрелли входит или нет.
Зависит от того где

Текст 3. (группа 3)

А. К. Толстой

Благовест.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло.

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною, -

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого.

Далёко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

Задания:

1.Прочитайте стихотворение Алексея Толстого.

2. О чём напомнил колокольный звон поэту? (о родном крае)

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого.

    Почему стихотворение называется «Благовест »?

(Слово «благовест» буквально означает «благая (радостная) весть» о начале

богослужения).

5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

На выполнение задания каждой группе отводится не более 5-7 минут. Затем каждая группа вслух читает текст и отвечает на вопросы перед классом.

      Работа с иллюстративным и видеоматериалом:

Обязательно на уроке должны присутствовать иллюстрации различных храмов. Можно использовать слайдовую презентацию (см. диск). Перед работой с текстами о храме Василия Блаженного или после можно предложить учащимся посмотреть мультфильм «Московская легенда» о святом Василии Блаженном. Дать задание внимательно рассмотреть этот собор, попробовать его описать или попросить детей рассказать о храме, что они знают. Для рассказа можно использовать памятку:

    Как называется храм? Почему?

    Где он находится?

    Когда и в честь какого события был построен?

    Опиши его архитектурные особенности: как он выглядит, что в нём необычного.

      Работа с аудиоматериалом:

На уроке учитель может использовать фрагмент звукозаписи разных видов колокольного звона (благовест, перезвон, трезвон, набат).

Задание:

Прослушайте звукозапись колокольного звона. Попробуйте определить, какие виды колокольного звона прозвучали).

– я узнал много нового (красный)

– я узнал не очень много нового (синий)

– я не узнал ничего нового (серый)

В конце урока учитель раздаёт детям звёздочки (или другие фигурки). Внутри они белые. На доске высвечивается задание: закрась звёздочку в соответствующий цвет.

2. Интерактивные формы работы:

(см. 1.1. Работа по актуализации опорных знаний)

    Дополнительный материал для учителя:

У каждого человека есть дом, в котором он живёт вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи, – начала урок Ольга Петровна. – Есть общий дом и для верующих в Бога людей. Этот дом называют храмом . Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений . Верующие во Христа люди любят свой дом, потому что в храме душа верующего встречается с Богом, находит спокойствие и защиту.

Храм – это священное место, дом Бога на земле. Его главное назначение – призывать к вышнему миру, помочь человеку вернуться к Богу. Храм символизирует корабль для спасения души человека. Священные сооружения есть и в других религиозных культурах: мечеть у мусульман, синагога у евреев, буддийские монастыри – дацаны.

В православной культуре храмом мы можем назвать и собор, и церковь, и часовню. Все эти слова обозначают помещение, в котором происходит христианское богослужение.

Часовня – этонебольшая храмовая постройка без помещения для алтаря , главного места в храме . Собором называют храм, где богослужения совершает духовенство нескольких храмов . Есть кафедральные храмы – это главные храмы города или монастыря.

Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Отсюда и соответствующие названия: собор Василия Блаженного, часовня Иверской иконы Божией Матери.

Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выбирали самое высокое место, чтобы храм было видно издалека. К храму нужно подниматься не только физически, но и духовно, преодолевая соблазны.

В северных городах, где фоном были серые бревенчатые дома, церкви строили белоснежными. Белый цвет – символ чистоты и света. Белокаменные храмы похожи на невесту в подвенечном уборе.

А в южных городах, где постройки белили, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. Храмы могут быть и разноцветными, как будто сложены из камней-самоцветов. Это подчёркивает, что церкви отражают не земной мир, а божественный.

В храме нет ничего неосмысленного, случайного. Храм строится по особым правилам , канонам . Люди не сами придумали, каким должен быть храм. Само здание храма строится либо в виде креста – символа Христа, либо в виде круга – символа вечности, либо в виде корабля, плывущего по житейскому морю, где люди спасаются от жизненных бурь.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом. Крест – главный знак христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью.

В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные (такие строили во Владимире и Пскове) и луковичные (Троице-Сергиева Лавра, храмы Ярославля и Переяславля-Залесского. Купол - как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение . Именно поэтому наши предки старались даже в самые тяжелые времена по возможности золотить кресты и купола храмов.

Число куполов всегда символично, например: один соответствует Божиему Единству, семь – семь Таинств церкви, тринадцать символизируют Иисуса Христа и двенадцать его учеников. Но чаще всего встречаются трёх и пятиглавые купола.

Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольня – это образ высоты, непоколебимости, крепости. Вначале колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.

Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Церковные колокола были своеобразным оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.

Различают перезвон (перебор) и трезвон . Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь. Разрешается подниматься на колокольню и звонить всем желающим только на Пасхальной неделе, на первой неделе после Пасхи.

1. Словарик:

храм – 1) здание для исполнения религиозных обрядов и служб

2) (перен.) место, внушающее чувство почтения, благоговения

собор – 1)главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.

2) (спец.) собрание высшего христианского духовенства

церковь – 1) религиозная организация духовенства и верующих, религиозная община

2) здание, в котором происходит христианское богослужение

часовня – небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря.

алтарь – главная часть храма, где находится престол.

канон – (в архитектуре) свод предписаний, правил и образцов храмостроительства.

    Отрывки из художественных произведений (или художественные произведения ):

Татьяна Шорохова

ХРАМ

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И кажется, что храм поёт

Застывшей красотою.

*** А. А. Блок

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с изменённым ликом,

В мерцаньи мертвенном свечей,

Бужу я память о Двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот – содрогнулись, смолкли хоры,

В смятеньи бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать.

*** И. И. Козлов

Вечерний звон.

(отрывок)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

*** Евгений Санин

Как будто бы к солнцу лучистому,

С самой собою борясь,

Душа устремилась к чистому,

А мир её – снова в грязь…

Но храмы – не просто здания

С восьмиконечным крестом:

Здесь место для покаяния,

Дарованного Христом.

О, тяжкая ноша каинства!

Иду в храм, с собою борясь.

И – чудо церковного таинства

Смывает всю мира грязь!

*** (По Е. И. Осетрову. Живая Древняя Русь.)

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется вверх, в заоблачные выси…

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом…

Так что же такое Кижи?

Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

III . Дидактические карточки и задания для учащихся:

Задания I уровня:

Задание на выбор одного правильного ответа:

    Храм символизирует

А) голубя

Б) корабль

    Найди неверный ответ:

А) Колокольный звон сопровождает молитву в храме

Б) Колокольный звон предупреждает о приближении врага

В ) Колокольный звон звучит только во время церковных праздников

Г) Колокольный звон заставляет человека задуматься о своей духовной жизни

Задания I I уровня:

Задание на соотнесение:

    Соотнесите понятия и их значения. Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго.

Свод правил в храмостроительстве

кафедральный

Храмовая постройка без алтаря

Колокольный звон о начале службы в храме

Святой-безумец, обладающий даром прорицания

благовест

Главная часть храма

блаженный

Главный храм города

Задания II I уровня:

Придумайте вопросы к данным словам:

Ц Е Р К О В Ь

Х РА М С О Б О Р

АЛ Т А Р Ь

IY . Задания для самостоятельной работы и проектная деятельность:

    Выполнение домашнего задания

1. Подготовь рассказ об одном из известных храмов.

2. Подбери свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и о колокольном звоне, колоколах.

3.Раскрась понравившийся храм.

    Творческая мастерская:

1.Подготовь свои рисунки к выставке «Храм – дом Божий».

2. Напиши сочинение на одну из тем:

«Моё соприкосновение с храмом»,

« Что я знаю о храме …(Василия Блаженного)»

3.Памятник тысячелетию России имеет форму колокола.

Почему? Поговори со своими родителями, какой памятник предложили бы Вы?

Нарисуй его. Докажи, почему именно такой.

    Подготовка к итоговому проекту:

1. При написании домашнего сочинения ученик может описывать любой

понравившийся храм. Предлагается использовать материал о местных святынях.

    Индивидуальное задание: подготовить сообщение о святом Василии Блаженном.

    Подбери материал о любом храме (о местной святыне) или составь

вместе с родителями слайдовую презентацию.

    «Православие и поэзия», «Православие в художественных образах» дети, которые выбрали эти темы для своих проектных работ, продолжают подбирать материал для них. В свои работы они включают стихи о храме или фотографии (репродукции) картин, посвящённых этой теме.

Урок № 2. Первые храмы на Руси

Цель: создание условий для приобщения учащихся к православным святыням через знакомство с историей появления первых храмов на Руси

Задачи:

    образовательные: Узнать, когда появились первые храмы на Руси и в честь каких событий они были построены.

    развивающие: Развивать познавательные процессы и творческие способности

    воспитательные: 1. Формировать любовь и уважение к духовной культуре русского народа, её традициям. 2. Способствовать развитию нравственных качеств личности.

Ключевые слова: храм, Бог, красота.

Учителю предлагаются следующие виды работы:

I . Предлагаемые формы и методы работы.

1.Работа с информацией:

Учитель может рассказать ученикам об истории появления первых храмов, используя следующий текст (см. текст в Дополнительном материале для учителя).

А ученики в это время заполняют таблицу, написанную на доске или предложенную как раздаточный материал, где указаны все храмы, о которых шла речь в тексте. Дети указывают, где они был построены. На это задание отводится 5-7 мин. После все дети проверяют, правильно ли они заполнили табличку.

Название

Где построен

Храм Христа Спасителя (Рождества Христова)

Храм Вознесения

с. Коломенское около Москвы

Храм Покрова

На реке Нерль около города Владимира

Церковь святого Василия

Москва, Красная площадь

Церковь Успения Богородицы (Десятинная)

Спасо – Преображенский собор

Чернигов

Храм святой Софии

Константинополь

Храм святой Софии

Храм святой Софии

Новгород

Храм святой Софии

– Почему Софийских храмов четыре? Где находится главный Софийский храм?

1.2. Работа с дополнительным текстом:

Работа по группам. Каждая группа получает карточку с текстом и заданиями к нему. Учитель может использовать на уроке не все тексты, а наиболее понравившиеся.

Текст 1.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков…

На рассвете, когда над заречными Муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов…

Задания к тексту:

    Прочитайте текст.

    Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма?

    Объясните выделенные слова. Воспользуйтесь словарём.

мироздание* – Вселенная

духмяный* – издающий сильный, приятный запах; душистый

лазоревый* – светло-синий, цвета ясного неба, небесно-голубой

светотень* – градация (деление) освещённости предметов

    Какие сравнения вызывает храм у вас?

Текст 2.

Место для храма было выбрано неподалёку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении реки Нерли в Клязьму.

Место это невысокое, в половодье заливается водой. Древние мастера нашли мудрый выход. Они стали строить толстые стены. Присыпали землю снаружи. Так вырос искусственный холм четырёхметровой высоты, в глубине которого скрывается мощный фундамент. На нём и стали воздвигать храм. Холм же вскоре зазеленел травой и не стал казаться искусственным. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что уж слишком правильна его четырёхугольная форма. Храм же благодаря холму был приподнят надо всей округой. Вот и призывал он людей стремиться к горнему (вышнему) миру, чистому и священному.

Православный календарь. Праздники. Цели и задачи: ... Выберем православные праздники. (Стираются праздники светские, а православные остаются). Православные праздники. Православный календарь. У православных есть...

  • Основы православной культуры

    Программа

    2003. 2. Бородина А.В. История религиозной культуры : Основы православной культуры . Учеб-метод. пособие для учителя... письменности и культуры , его роль в возрождении православной культуры . Роль курса «Основы православной культуры» в сохранении...