Как поэт воспринимает и изображает родную природу. Тема природы и человека в лирике

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Песнь природе

Тютчев - русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир - единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому - течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул - жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Тема ночи - одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?...Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих - лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это не разрывные понятия…

Как Есенин изображает природу?

«Моя лирика жива одной большой любовью -- любовью к родине»,-- так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно связан с родной природой. Русская природа для Есенина -- это вечная красота и вечная гармония мира, врачующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвышенно и просветленно, действуют они на нас. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы нашего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь человек, умеющий ценить земную красоту, уже не сможет противопоставить себя ей.

Признаваясь в любви к родине, поэт с благоговением описывает красоту русской природы, уподобляя ее живому существу: ковыль «спит», вербы «плачут», тополя «шепчут»:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Часто применяя характерный для его лирики прием олицетворения природы, Есенин создает свой неповторимый мир. Природа в его стихах чувствует, смеется и грустит, удивляется и огорчается. Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями.

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная земля наделила поэта удивительным даром -- народной мудростью, которая была впитана со всей самобытностью родного села, с теми песнями, поверьями, сказаниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзотическая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Все исследователи творчества Есенина отмечают в его стихотворениях яркую, ни с чем не сравнимую цветопись.

Найти примеры цветового изображения явлений, какие цвета преобладают и почему?

В стихах Есенина оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, - жёлтый и золотой.

Не жалею, не зову, не плачу,

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Есенин подчеркивает в стихотворении золотой цвет, как силу и высоту русской природы.

Стихотворения С. Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Один из таких оттенков - «алый». В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» с «алым» сливается женский облик:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла.

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», « с алым соком ягоды». А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…». Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские мысли «о старости и тлене». Цвета «золотой осени» - желтизна, багрянец, медленный листопад - это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

Есенин как большой художник, оказался гораздо сложный. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

Природа воспета Есениным, словно живое существо. Докажите это примерами из текста

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.

Поэт одушевляет ее:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу...” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. есенин стихотворений цветовой природа

Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины -- основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”. Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения.

Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту.

«Письмо матери» основано на противопоставлении. Объясните, что и чему противопоставлено?

В «Письме матери» предстает человек, уставший от жизни и мечтающий о возвращении на родину как о единственном средстве спасения «Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад...», ибо все самое чистое и светлое связано только с родным домом.

Два мира, два пространства противостоят в сюжете этого стихотворения. В одном мире (мире матери) над деревенской избушкой «струится» «вечерний несказанный свет», тишина, спокойствие и материнское ожидание возвращения сына. В другом мире (мире сына, воспринимаемом матерью) -- праздность и поножовщина кабацких драк. Однако уже в этом стихотворении мир кабака трактуется поэтом не как следствие моральной неустойчивости, а как следствие «тоски мятежной», причины которой в стихотворении не объясняются. Но образ «мятежной тоски» говорит, что это чувство является следствием попыток постичь какие-то глубинные общественные закономерности.

«Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчеркивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» -- разговорное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». Последние строфы -- предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось». Завершает стихотворение проникновенная просьба:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Понимая, что даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся. Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет не долгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со собственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этой строчке - предчувствие собственной гибели попытки хоть как-то утешить ту, для которой он остается самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Основываясь на материале своих исследований, сделайте выводы о значении творчества С. Есенина

Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца».

В нашу литературу С. Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в “узком промежутке” старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;
  • показать народность творчества С. А. Есенина;
  • развивать начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения;
  • воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • портреты и фотографии С. А. Есенина;
  • презентация к уроку (транслируется на экране с помощью проектора);
  • карточки с заданием для работы на уроке, с домашним заданием.

ХОД УРОКА

Спит ковыль. Равнина дорогая.
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

I. Слово учителя

В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа – с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве”.
Сегодня на уроке мы будем читать, изучать, анализировать стихотворения Есенина, попробуем проникнуть в мир поэтического слова, научимся воспринимать словесные поэтические зарисовки через художественные образы, обращая внимание на связь человека с природой.
Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нём-то мы всё знаем. И всё же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – поэту даже не понадобилось псевдонимов, столь популярных в его время.

II. Доклад-сообщение ученика о биографии Есенина (с просмотром презентации).

III. Чтение и анализ ранних стихотворений

“Стихи я начал писать рано, лет в девять”, – говорит поэт в своей автобиографии. Его первые стихотворные опыты были, конечно, слабыми, но уже в них можно было заметить незаурядность авторского мировосприятия, его творческую индивидуальность, проявляющиеся в необычной системе образов, в новизне сравнений, метафор, эпитетов:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Котеночек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе – ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана – таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть – о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже.

Читаем стихотворение «В хате» (1914)

Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок. Вычурных образов, всё обыденно, достоверно… И всё же оно притягивает: меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отношение не высказано явно, но просвечивает в откровенности, доверительности, в мелодии стиха.

Чтение стихотворений 2-4 (Приложение 1 )

– Как Есенин изображает природу?

Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся, например, обращениями – найдите их в тексте….
В поэзии Есенина есть и тихие звуки – приведите примеры («шелест тростника», «говор кроткий», «тягучий вздох»…) – и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и множество других звуковых образов.

– Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихотворениях Есенина?

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; много зелёного цвета, синего, голубого и золотого. Есть и белый. И чёрный, и серый цвета… но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные цвета и оттенки.

– В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи. Найдите примеры изображения запахов.

«Запах мёда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «Духовитые дубровы», «пряный вечер»…

– А какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Закаты, зори, тучи, озёра, ветер, реки… Есенин рисует и мир природы, и мир животных… Особенно часто встречается образ дерева. Образ девушки постоянно связан с образом тонкой берёзки, образ лирического героя – с клёном… Найдём примеры.

IV. Анализ послереволюционных стихотворений Есенина

Позднее поэт несколько отошел от пейзажной тематики. Как всякий большой художник, он не мог ограничиться только этим жанром. Есенин хочет быть не только певцом, но и гражданином. И тема Родины исподволь начинает звучать в его стихах. Они проникнуты чувством огромной любви к своей стране:

Я люблю Родину,
Я очень люблю Родину!

Есенин говорит о себе как о крестьянском поэте, и его Русь – Русь крестьянская, сельская. В ней много патриархального, религиозного: розовые иконы, Иисус Христос, Божья Матерь, светлые хаты, старинные предания, обряды, связанные с деревенским бытом. Однако в стихах Есенина не только мифы и этнографические описания, но и...пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть...

Степь и ветры,
И ты, мой отчий дом.

Воспевая Родину, Есенин естественным образом возвращается к первоначальной тематике, к пейзажным описаниям. В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, –
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Иначе для Есенина и не может быть: так же, как для других художников любовь к своей стране означает любовь к ее истории, культуре, языку, для самого автора привязанность к России означает, прежде всего, привязанность к ее природе.
Через все творчество поэта проходит образ русской березки. Это и “белая береза под моим окном”, и трогательные строки:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

“Страной березового ситца” называет поэт Русь. Так в одном образе объединил он самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.

Чтение стихотворений 5-9 (Приложение 1 )

В преддверии революции Есенин создает несколько стихотворений, в которых пытается показать будущее России. Он чувствует, что грядет великая буря. Он пророчит России роль “начертательницы третьего Завета”. При этом верит, что путь страны – “с крестьянским уклоном”. В нашествии “стальной конницы” он видит гибель своей, крестьянской Руси. Однако исторический путь страны был не тем, которого ждал поэт. И потому герой его послереволюционных стихов с горечью замечает:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен...

Но, как ни грустно, как ни больно чувствовать себя бесполезным в родной стране, автор не ожесточается. Он знает:

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

И он хочет “на родине любимой, все любя, спокойно умереть”. Поэтому поэт не только примиряется с действительностью, но и пытается найти в ней то, что ему близко, и продолжает воспевать

Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким “Русь”.

V. Подведение итогов урока

На протяжении творческого пути Есенина претерпевает изменение и образ России в его стихах. В ранний период творчества Русь – сельская, патриархальная, пусть убогая, но полная затаенной прелести и силы. Разлюбив “нищую” Россию после возвращения из Америки, поэт в своем образе Руси новой сохранил и по-новому выразил прелесть родной земли. Он пытается увидеть через “каменное и стальное” образ иной страны:
Мне теперь по душе иное...
Но, несмотря на эти слова, Есенин не оставляет своей любимой темы, темы Руси крестьянской…

VII. Домашнее задание

Выполнить сравнительный анализ стихотворений Есенина «Берёза» (1913г.) и «Зелёная причёска, Девическая грудь…» (1918) (

Доклад 7 класс.

XIX век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэти­ческого слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Не­яркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Не только о природе эти стихи, но через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека. Мир души че­ловека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармо­нии. Например, элегия А.С. Пушкина «К морю» (1824) написа­на уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссылки. Она подводит своеобразный итог целого творческого периода. Следуя традиции романтизма, поэт обращается к мо­рю, как к ничем и никем неограниченной стихии. Море являет­ся в стихотворении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать. Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением ин­дивидуальной свободы являются Байрон и Наполеон - бро­сившие вызов предрассудкам, укоренившимся взглядам. Но оба героя оказались обречены, перед величием морской стихии претензии земных титанов угасли. Возникает вопрос: не тщет­ны ли вообще какие-либо надежды человека на физическую си­лу («тиран» - Наполеон) или всепоглощающую духовную мощь («просвещенье» - Байрон). Шум моря напоминает чело­веку о мирской суете, о тщетности суетных желаний и призы­вает человека к духовному совершенствованию:

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

В стихотворении «Осень» (1833), написанном в Болдине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, по­чему именно осенью испытывает приливы вдохновения. Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной яркой страстности, порыва. Красота осенней природы одухотворяет человеческие чувства: Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонит­ся без ропота, без гнева...

Такая красота не направлена на чувственность, взывает к созерцанию, требует самоотдачи. Лирический герой захвачен осенним круговоротом, чувствует «природы увяданье», по­этому в его душе возникает иная, бескорыстная любовь к кра­соте, молодости.

Стихотворение «Вновь я посетил...» (1835) относится к фи­лософской лирике Пушкина. Осенью 1835 года поэт провел не­сколько недель в своем родовом поместье в Михайловском. О своих впечатлениях он написал в письме к жене: «В Михайлов­ском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...». Настроение письма, также как и всего стихотворения, элегическое. Но содержание стихотворе­ния шире конкретных жизненных предметов и явлений. В са­мом начале произведения поставлена проблема непрерывного обновления как естественного закона природы:

Но около корней их устарелых (Где некогда все было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети...

Поэт прославляет и приветствует «племя младое, незнако­мое». Здесь «племя» - это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей, поэтому молодая поросль сравни­вается с детьми, а в заключении стихотворения появляется об­раз внука, который «вспомянет» о поэте:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ» (1830) отлича­ется особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и ве­личии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта - воспоминаниями о матери:

В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.

Комментарием к автобиографическим мотивам стихотво­рения могут служить две записи, сделанные поэтом летом 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать»... Вторая запись пе­рекликается со строками стихотворения о первой любви: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были...на водах кавказских»:

Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..

В стихотворении выражена глубокая и неизменная любовь поэта к Кавказу. У М.Ю. Лермонтова тучи из одноименного стихотворения 1840 года ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством:

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную...

Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране. Риторические вопросы, используемые в тексте стихо­творения, помогают передать полный драматизма облик лири­ческого героя, вступить в острую полемику.

«На севере диком стоит одиноко...» М.Ю. Лермонтова (1841) является вольным переводом стихотворения Г. Гей­не - немецкого поэта - «Сосна стоит одиноко». Главная те­ма произведения Гейне - разлука двух влюбленных. Основ­ная тема стихотворения Лермонтова - трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозмож­ность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы пе­редан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как ризой она» - сравнение; «стоит одиноко... со­сна» - гипербола; «на утесе горючем» - эпитет.

Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» (1836) одухотворена, очеловечена. Она внут­ренне близка и понятна человеку.

Природа и человек образуют единство, поэтому вдохнове­ние поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

По мысли Тютчева, дело поэзии - утверждать прекрасное не как вымысел, а как истину. Такое понимание природы вы­текает из православного миросозерцания, исповедующего гармоническую согласованность и всеединство.

Стихотворение «Зима недаром злится...» (1836) относится к пейзажной лирике Тютчева. Поэт изображает последнюю схватку зимы с весной. Основное художественно-вырази- тельное средство, использованное для характеристики обра­зов, олицетворение:

Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.

Схватка между силами природы изображена в виде дере­венской ссоры старой ведьмы - зимы и молодой, веселой де­вушки - весны.

Постижение мира человека путем сопоставления его с ми­ром природы нашло выражение в тютчевском стихотворении «Фонтан» (1836) философского характера. Произведение име­ет двухчастную композицию с четким разделением содержа­ния по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу:

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной - И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к не­бу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это свое­образный вызов небу. Человеческий разум уподобляется фон­тану, так как главные вопросы человеческой жизни направлены на постижение смысла Бытия, Бога, человеческо­го предназначения.

В стихотворении «Чародейкою Зимою...» (1852) Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в со­стоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения на­поминает магическое действие: Чародейка чертит таинствен­ные круги, гипнотизируя, очаровывая:

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева - разумное, живое существо. По мнению философа В.С.Соловьева: «...механизм всей природы есть только сла­женная совокупность для проявления и развития всемирной жизни».

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первона­чальной...» (1857) изображена одухотворенная природа, кото­рая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувст­вует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народ­ном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она пол­на загадочности, таинственности, и в этом ее сила:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Поэта привлекает переходное состояние природы: самое начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». Уравновешенность и гармония в природе умиротворенно дей­ствуют на чувства поэта: лирический герой чувствует особую прелесть в осеннем увядании, исчезли бурные страсти, безум­ства, хаотичность юности.

Стихотворение «Вечер» (1855) относится к пейзажной ли­рике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состоя­ния: как художник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник не­ожиданных открытий, философского оптимизма:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Стихотворение можно сравнить с картинами импрессио­нистов: то же желание показать субъективность мировосприя­тия и формы выражения. В лирическом произведении преоб­ладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которой ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.

Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы...»(1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке:

Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый...

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа - мудрый со­ветчик и наставник:

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Именно в природе заключены вечные тайны жизни, поняв которые, человек становится мудрее, нравственно богаче.

Итак, поэты-пейзажисты характеризуют русскую природу каждый по-своему, выявляя в ней дорогие для самого автора черты.

Вопросы по докладу:

1) Кто из русских поэтов XIX века обращался в своем по­этическом творчестве к теме природы?

2) Какие стихотворения А.С. Пушкина посвящены природе?

3) Какие образы природы создает в своих стихотворениях М.Ю. Лермонтов?

4) В чем особенности изображения природы у Ф.И. Тютчева?

5) Как изображает природу средней полосы России А.А. Фет?

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.