Оборудование для спортивного уголка в детском саду своими руками. Как сделать спортивный инвентарь для детского сада своими руками? Пошаговая инструкция Название физкультурного уголка

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении". Жан Жак Руссо




Задачи физкультурного уголка: - развитие движений и совершенствование двигательных функций; - достижение необходимой для возраста физической подготовленности; - предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата; - создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; - приобщение детей к занятиям физической культурой и спорту.


Требования к спортивному уголку 1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. 2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности. 3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен. 4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком. 5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек. 6. Наличие символик физкультуры и спорта.








Комплектация уголков: 1. Теоретический материал: - картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей; - картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей; - картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;


Картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей; - картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ; - иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года) ; - иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года) ; - символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года) ; - сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).


2. Игры (средние и старшие группы) :- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.). 3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп.


4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: - мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы; - коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ; - бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног; - нестандартное оборудование, сделанное своими руками; - мячики – ежики; - мешочки с разной крупой для рук; - эспандер (средний и старший возраст).




7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: - кольцеброс; - мячи резиновые разных размеров; - попрыгунчики (средние и старшие группы) ; - мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ; - корзины для игр с бросанием; мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст) ; - кегли; - нестандартное оборудование.


8 Выносной материал (по возрасту детей) : - мячи резиновые; - мяч футбольный (средний и старший возраст); - бадминтон (старший возраст) ; - скакалки; - обручи; - лыжи; - хоккейные клюшки; - санки и т. д. 9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Кто спортом занимается, тот силы набирается. Кто любит спорт, тот здоров и бодр. Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки. Крепок телом - богат и делом. Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь. Пешком ходить - долго жить. Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.



Организация спортивного уголка в группах

" Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении".

Жан Жак Руссо

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Главная цель физкультурного уголка

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка

Развитие движений и совершенствование двигательных функций;

Достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

Предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

Создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

  • Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.
  • Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
  • Уголок должен быть эстетически оформлен.
  • Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
  • Наличие символик физкультуры и спорта.

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Комплектация уголков

1. Теоретический материал

Картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

Картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

Картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

Картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

Картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

Картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;

Иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

Иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

Символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

Сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

2. Игры (средние и старшие группы):

Дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

Спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр : эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

Мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

Коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

Бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

Нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

Мячики – ежики;

Мешочки с разной крупой для рук;

Эспандер (средний и старший возраст).

5. Для игр и упражнений с прыжками:

Скакалки;

Обручи;

Шнуры;

Бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

Бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

Кольцебросс;

Мячи резиновые разных размеров;

Попрыгунчики (средние и старшие группы);

Мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

Корзины для игр с бросанием;

Мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

Кегли;

Нестандартное оборудование.

8. Выносной материал (по возрасту детей):

Мячи резиновые;

Мяч футбольный (средний и старший возраст);

Бадминтон (старший возраст);

Скакалки;

Обручи;

Лыжи;

Хоккейные клюшки;

Санки и т. д.

9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики


В настоящее время большое внимание уделяется физкультурному воспитанию подрастающего поколения. Для этого необходимо не только заниматься физкультурой на физкультурных занятиях, но и в повседневной жизни в группе поддерживать интерес к спорту. А это возможно только при наличии спортивного уголка в группе.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Следовательно, умственное и двигательное развитие - это два связанных друг с другом процесса. Необходимо искать оптимальные технологии, обеспечивающие наибольшую интеграцию познавательной и двигательной деятельности.

Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, физического развития в одно интегрированное занятие, педагог может удержать внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы.

Известно, что игровая деятельность - главная составляющая двигательной активности ребенка. Именно поэтому интеграция областей художественного творчества и физической культуры строится на игровой деятельности. Игровая методика помогает вовлекать детей в процесс творчества, создавать общую творческую атмосферу непосредственно в процессе обучения, благоприятствует появлению общего интереса к предмету. В игровое действие дети включаются легко, но требуют повышенного внимания к себе; преобладают эмоции, желание действовать, выделиться.

Поэтому очень важно подкрепить детскую потребность показать себя, дать попробовать свои силы в разных видах деятельности. Целенаправленно подобранные подвижные игры, подвижные игры дидактической направленности, игры - эстафеты, игры малой подвижности, развивающие мелкую моторику, координацию движений, равновесие и т.д. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей, развивает творческий потенциал. Необходимо также правильно организовать физкультурный уголок для самостоятельной деятельности детей, который находится в каждой группе детского сада.

Какие требования предъявляются к физкультурному уголку и оборудованию в нем?

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью для детских садов и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка . В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты.

При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому оборудование должно быть подобрано в соответствии с возрастными группами.

Как вести работу в физкультурном уголке?

1. Перед тем, как внести пособия, необходимо четко представить, с какой целью это делается. Цель должна быть отражена в плане.

2. Цели могут быть следующие: познакомить, обыграть, повторить, закрепить с усложнением.

3. После усвоения детьми правил пользования пособиями, можно решать задачи по воспитанию физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости.

4. В физкультурном уголке воспитатель ежедневно проводит индивидуальную работу по профилактики плоскостопия, формированию правильной осанки, укрепление мышц.

5. Необходимо иметь комплексы упражнений (карточки), карточки по подвижным играм, карточки основных движений в каждой возрастной группе, иллюстрации или альбомы о различных видах сорта.

6. Дети должны знать и уметь рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется, для чего нужна страховка.

В чем заключается функция воспитателя?

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников, а так же при необходимости ознакомить с каким- либо новым оборудованием или напомнить правила игры.

ЛИТЕРАТУРА:

Викулов А.Д, Бутин И.М. «Развитие физических способностей детей» - Ярослав: 1996 г.

Лагутин А.Б., Матвеев А.П. «Помогите ребенку стать сильным и ловким» - Москва: 1994 г.

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. «Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем», (Развитие общей моторики). - СПб.: «Паритет», 2005.

Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада» - М.: 2005 г.

Оверчук «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных учреждениях» - М.: 2001 г.

В число различных занятий, проводимых в детском дошкольном заведении, обязательно входят и уроки физического воспитания. Ведь развитие ребенка не будет полноценным без двигательной активности. Известно, что речь малыша формируется под воздействием на , которая совершенствуется не только на занятиях лепкой, но и при помощи физкультуры.

Физкультурный уголок в ДОУ есть в каждой группе. В некоторых садах выделяются отдельные помещения, в которых воспитанники по очереди проводят занятия, но и в помещении группы тоже имеются небольшое количество физкультурных снарядов, для того чтобы малыши наряду с остальными игровыми принадлежностями, могли удовлетворять свою двигательную активность.

Оформление физкультурного уголка

Чтобы красочно и интересно оформить физкультурный уголок в детском саду потребуются усилия нескольких человек. Как правило, идейным вдохновителям создания этой затеи выступает воспитатель-энтузиаст. Он подключает к этой кропотливой работе неравнодушных родителей своих воспитанников.

В зависимости от наличия места в помещении, подбирается и арсенал физкультурных аксессуаров. Если площадь позволяет, то возможно даже установить небольшой развивающий комплекс с горками, лабиринтами и турниками.

Сейчас часто можно встретить различное нетрадиционное оборудование для физкультурного уголка. Чтобы заинтересовать малышей прибегают к разнообразным оригинальным спортивным снарядам. Силами родителей изготавливаются разнообразные с необычной фактурой, для правильного формирования свода стопы.

В продаже можно обнаружить ребристые дорожки, тоже служащие для этой цели. Различные приспособления для тренировки равновесия – это брусья, столбики и платформы, что еще недавно было не характерно для дошкольников.

Физкультурные уголки в группах ДОУ пользуются большой любовью у подрастающего поколения. Малыши с нетерпением ждут занятий, чтобы поупражняться в ловкости и силе. Невысокие шведские стенки, оборудованные канатами – отличное времяпровождение для детей старших групп. Традиционные обручи, скакалки, мячи и кегли тоже не лежат без дела. С их помощью проводятся веселые эстафеты, и вырабатывается ловкость и гибкость у маленьких спортсменов. Занятия со спортивным инвентарем делает жизнь воспитанников сада насыщенней, закладывает азы любви к физкультуре и здоровому образу жизни, которого нужно придерживаться не только в саду, но и дома.

Вероника Парфенова

Двигательная предметно-развивающая среда позволяет ребенку не только удовлетворить биологическую потребность в движении, но и является основой формирования у него ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни. При реализации задач физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми мы используем различное оборудование, в том числе и нетрадиционное.

Для изготовления нетрадиционного физкультурного оборудования использовали разнообразные материалы: пластиковые бутылки, крышки, ткань, клеёнку, атласную ленту, пуговицы. фанеру и многое другое. Оборудование мобильно и соответствует требованиям техники безопасности. Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок - это труд не только педагогов, но и родителей воспитанников.

"Дорожки, массажные коврики, следы, массажер "счёты", брёвна"

Предназначены для босохождения. профилактики плоскостопия,закаливания.






"Накорми птенца".

Предназначено для попадания в цель. Развивает глазомер, внимание.


Кольцеброс "Буратино".

Развивает мелкую моторику, глазомер, координацию движений.


"Попади в цель".

Предназначено для метания в вертикальную цель.


"Султанчики", "Разноцветные ленты", "Косички".

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений,музыкально - ритмических движений, для подвижных игр.




"Гантели".

Предназначены для развития силы,профилактики плоскостопия.




"Мягкие средние и малые мячики".

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений,основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, развития мелкой моторики.



"Мешочки с разным наполнителем".

Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.


"Осьминожка"

Предназначен для закрепления ходьбы, бега и прыжков.