Открытый показ занятия по математике в средней группе в рамках методического объединения «Три поросенка» план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему. Сроки и кратность покрытия (осеменения) Поросята в разное время суток

Екатерина Романенко

Задачи по образовательным областям :

Образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений )

Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами;

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) .

Образовательная область «Речевое развитие» .

Пополнять и активизировать словарь детей словами окружающей среды в ходе НОД ;

Продолжать учить согласовывать числа в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов ;

Закреплять диалогическую речь : учить участвовать в диалоге, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, дружеские взаимоотношения между детьми;

Образовательная область «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни)

Создание эмоционального настроя

Удовлетворение потребности детей в движении.

Материал и оборудование :

Демонстративный материал : фланелеграф картинки с изображением трех поросят , 3 поросенка из настольного театра, 3 желудя, 3 домика, 3 двери, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток, 2 дорожки разной длины.



Раздаточный материал : Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка, домики поросят 3 прямоугольника (двери к домикам, фигурки поросят .

Словарная работа : длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; высокий – низкий, выше – ниже.

Индивидуальная работа : Алешей П., упражнять в сравнении двух предметов по величине, Полиной Д. расширять представления о частях суток и их последовательность

Вводная часть

Воспитатель поет песенку поросят :

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?

Воспитатель. Ребята, кто пел эту песенку? Из какой сказки ? Кто эту сказку знает ? Вот сегодня мы отправимся в гости к сказке «Три поросенка » .

На фланелеграфе появляется картинка с изображением трех поросят .

Воспитатель. Кто мне скажет, как звали порося ? А сколько их всего? Что нужно сделать, чтобы узнать сколько поросят ? Правильно – посчитать! Давайте их посчитаем (на фланелеграфе)

Воспитатель. Дети, а вы, знаете, что поросята любят есть жолуди . А где растут жёлуди? (На дубе) Давайте угостим поросят желудями . Каждому поросёнку дадим по одному жёлудю. Сколько у нас поросят ?

Дети. Три поросёнка .

Воспитатель. А сколько нужно желудей, чтобы накормить всех поросят ?

Дети. Три жёлудя.

На основе счета ребята убеждаются в равенстве поросят и желудей . (Их поровну , по три.)

Воспитатель. Всех поросят угостили , можно и поиграть.

Когда поросята убегали от волка , то они перепутали свои дома. Подскажите им, где чей дом.

Д / игра «Помоги поросятам найти свой дом »

Дети : У поросёнка Ниф-Нифа в руке высокая ёлка, он живёт в домке под высокой ёлкой. Наф-Наф живёт в домике, под ёлкой пониже, потому что у него в руке ёлка пониже. А Нуф-Нуф живёт в домике под низкой ёлкой, потому что у него низкая елка.

В : Спасибо, ребятки помогли поросяткам найти свой дом . А теперь поросята нас приглашают поиграть на своей любимой полянке.

Физкультминутка (Дети выполняют движения по тексту)

Поросёнок Пятачок

Отлежал себе бочок.

Встал на ножки потянулся,

А потом присел, нагнулся.

И на ножках поскакал.

А потом опять прилёг,

Но уже на правый бок.

Ребята, а помните, как волк, в сказке бежал к домику поросят по дорожке ?

У вас на столе 2 «дорожки» из бумаги разной длинны (цвета) .

Задания : «Что можно сказать о длине дорожек ? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.) Покажите короткую дорожку. Какого цвета длинная дорожка?»

Воспитатель. Ребята, обратите внимание вот три домика, в которых живут поросята . В каждом домике есть что? (двери, окна) . У вас на столе лежат домики без дверей.

Предлагаю из трех дверей подобрать дверь нужной ширины для каждого домика, чтобы закрыть вход в домики.

Ребята зрительно сравнивают их по ширине, подбирают дверь к каждому домику и называют ширину каждой двери. (Широкая, узкая.)

Воспитатель загадывает детям загадки о частях суток. Дети отгадывают.

Солнце встало только-только,

В сад ведут детишек.

Там игрушек много столько,

Зайчиков и мишек.

Все детишки в сад идут.

Это время как зовут? (Утро)

Скоро солнышку садиться,

Небо потемнело.

Все закончили трудиться,

Отложили дело.

Всех детей домой ведут.

Это время как зовут? (Вечер)

Солнце в небе ярко светит,

Погулять выходят дети.

Погулять и вы хотите?

Время это назовите. (День)

В небе звездочки зажглись,

Все в кроватки улеглись.

Засыпают сын и дочь.

Что за время это? (Ночь)

Вместе с детьми воспитатель рассматривает сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток. Уточняет, какое время суток изображено на картинке, просит детей обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку (утро, день, вечер, ночь) .

III часть. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что делали? В какую сказку ходили в гости ?

Считали поросят и желуди , выясняли, чего больше, что нужно сделать, чтобы было поровну .

Сравнивали, какая дорожка длиннее, какая короче.

Подбирали двери по ширине для домиков поросят

Называли части суток

Сравнивали елочки по высоте,

Молодцы ребята, вы все были активны, правильно выполняли задания. Особенно сегодня старался. Удивил меня.

А вы еще ходите в гости попасть в другую сказку . В какую? Вот в следующий раз мы отправимся именно туда.

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей средней группы Тема «В гости к бабушке в деревню» Конспект НОД для детей средней группы Тема: «В гости к бабушке в деревню» Цель: -Закрепить представление детей о домашних животных (корова,.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей средней группы. Тема: «В гости к бабушке Варварушке». Конспект НОД по патриотическому воспитанию для детей средней группы. Тема: «В гости к бабушке Варварушке». Интеграция образовательных областей:.

Конспект открытого просмотра занятия по развитию речи в средней группе. Рассказывание народной сказки «Три поросенка» Цель: Вспомнить с детьми знакомые сказки. Познакомить с новой сказкой "Три поросенка"; помочь осмыслить ее содержание; совершенствовать.

Конспект открытого занятия по математике в средней группе «Путешествие в сказку» Образовательная область: Познавательное развитие. Раздел: ФЭМП Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной.

Конспект занятия формирования элементарных математических представлений в средней группе «Приключения поросенка Фунтика» Виды детской деятельности: непосредственно-образовательная деятельность, познавательная, художественная, коммуникативная. Программные задачи:.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей. средняя группа Тема: «Путешествие в сказку» Интеграция.

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Конспект занятия по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку» Цель: - вспомнить русские народные сказки; - закреплять умение отвечать на.

Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП в средней группе (итоговая). Тема: «Путешествие в сказку» Тема: «Путешествие в сказку» Образовательные области: Познание. Здоровье. Задачи: 1. Закреплять знания о геометрических фигурах: круг,.

Развлечение для детей 2 младшей группы. Тема: В гости в сказку мы идем! Тема: В гости в сказку мы идем! Цель: активизировать знания детей по сказкам. Задачи: развивать речь детей, память, учить принимать на.

Сюжетно - игровое физкультурное занятие в средней группе с элементами Са-Фи-Дансе «Три поросенка» Цель: закрепить в игровой форме навыки ходьбы; в пролезании через туннель; в ходьбе по канату; выполнить цикл гимнастических.

Библиотека изображений:

Игровая ситуация «Три поросенка».

I часть. Воспитатель поет песенку поросят:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Уточняет, кто пел эту песенку, из какой она сказки.

На фланелеграф воспитатель прикрепляет картинки с изображениями трех поросят и вместе с детьми вспоминает их имена.

Воспитатель выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько поросят. Напоминает детям, как посчитать поросят, как сделать обобщающий жест и сказать «всего три поросенка».

Воспитатель по очереди вызывает детей и просит посчитать поросят. Потом предлагает угостить поросят желудями. Каждому поросенку дети дают по одному желудю. Воспитатель вместе с детьми считает желуди. На основе счета ребята убеждаются в равенстве поросят и желудей.

II часть. Воспитатель показывает детям домики поросят и предлагает сделать двери нужной ширины, чтобы закрыть вход в домики.

Ребята решают, какой ширины должны быть двери, сравнивают их по ширине и подбирают дверь к каждому домику.

III часть. На столах у детей – дорожки из бумаги.

Воспитатель дает задания: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.) Покажите короткую дорожку».

Аналогичным образом дети из двух елочек выбирают высокую елочку, чтобы спрятать за ней домик поросенка.

Физкультминутка

Дети встают в круг и показывают сначала высокую елочку (поднимаются на носочки и тянут руки вверх), потом – низкую елочку (приседают на корточки).

Упражнение повторяется 2–3 раза.

IV часть. Вместе с детьми воспитатель рассматривает сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток. Уточняет, какое время суток изображено на картинке, просит детей обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку (утро, день, вечер, ночь).

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Развивать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, 3 зайчика, 3 морковки, круг, квадрат, треугольник, поднос, колокольчик.

Раздаточный материал. Двухполосная карточка, 3 белочки, 3 орешка; круг, квадрат, треугольник (по одной фигуре для ребенка).

Сухие корма можно покупать промышленного производства. Они, как правило, уже имеют в составе все необходимые минералы и витамины. Если такой корм готовить самостоятельно, то необходимо дополнительно в рацион вводить премиксы. Также желательно в зерносмесь добавлять различные добавки, например, костную муку, дрожжи, гороховую муку и прочее. Обязательно учитывайте возраст животного и его состояние – супоросность, кормление молоком, откорм и прочее.

Важно! Из зерновых видов корма лучше всего свинья ест ячмень, кукурузу, овес, фуражную пшеницу, рожь, горох.

Биокорма

В эту группу входит очень большое разнообразие различных биокормов. Во-первых, это зелень, в которой нуждаются все свиньи. При этом неважно, будет животное само пастись на выпасе или вы будете давать готовую травяную гранулу. Также в качестве сочной зелени подойдет огородная ботва (морковь, свекла, кабачки и прочее) и всевозможные сорняки с огорода.

Во-вторых, хрюшки должны получать витамины и не только в составе премиксов и добавок. Это могут быть обычные овощи и фрукты, а также биокорм на их основе. Например, хрюшки успешно едят свеклу, капусту, морковь, яблоки, груши, тыкву, кабачки, вареный картофель и прочее. Главное, чтобы корма были чистыми и порезанными на небольшие кусочки. Помните, что все это пища, богатая клетчаткой, поэтому важно не переборщить.

Если у вас большая ферма и возможности запасать биокорма нет, можете воспользоваться покупными производственными. Например, много фирм сегодня реализуют биокорм на основе свекловичного жома, морковной стружки, травяной муки.

Кормовые добавки

Для свиней являются неотъемлемой частью их рациона. Особенно это важно для правильного развития поросят и откорма взрослых особей. Сюда можно включить разнообразные белковые добавки. Например, молочные отходы (обрат, сыворотка), отходы рыбного промысла (рыбная мука, части рыб), мясные отходы и биокорма. Очень важно помнить, что мясные и рыбные продукты нужно тщательно проваривать.

Также добавки – это всевозможные минеральные вещества и подкормки. Например, это мел, соль, яичная скорлупа, каменный или древесный уголь, трикальцийфосфат и известковый туф. Такие вещества насыщают организм животного необходимым железом, фосфором, кальцием, натрием, хлором и пр. Все эти добавки животные едят как в смеси с основным кормом, так и в чистом виде в отдельной кормушке. Самой эффективной является смесь из: 40% костной муки, 30% мела и 30% поваренной соли.

Таблица потребляемости смеси зерновых в граммах

Кормовые дрожжи

Это один из самых важных элементов для успешного выращивания и и правильного питания свиней. Этот продукт используется как балансирующая и белково-витаминная добавка. Дрожжи помогают усваиваться белкам и протеинам из зерносмеси, а такое понятие, как дрожжевание, является основой при откорме животных. Примерно 25-30% всех концентратов в рационе должны быть подвержены дрожжеванию. Например, из 1,5-2 килограмм комбикорма примерно 300-600 грамм должны даваться вместе с дрожжами.

Как показывает практика, дрожжеванию лучше всего поддаются такие культуры, как кукуруза, ячмень, овес, отруби. Для этого можно использовать как обычные пекарские, так и пивные или гидролизные дрожжи. Но лучше всего покупать специальные кормовые. Все они являются источником витаминов и незаменимых аминокислот. Также они содержат гормоны, ферменты, микроэлементы, ускоряющие рост и развитие свиней.

Дрожжевание можно проводить опарным или безопарным способом. Что это значит? При безопарном способе дрожжи разводятся в воде — 50-100 грамм на 15 литров теплой воды. Затем в эту смесь засыпаются молотые зерна и оставляют настаиваться на 6-8 часов. Жидкие дрожжи можно давать от 1 до 3 килограмм в сутки.

При опарном способе надо заранее готовить закваску. Для этого 50-100 грамм дрожжей разводят в 5 литрах теплой воды, засыпают 2 килограмма концентратов и тщательно перемешивают. Опара готовится 6 часов после чего в нее опять добавляют 15 литров теплой воды и 8 килограмм корма. Дрожжевание происходит в течение 3 часов. Только после этого смесь дают свиньям.

Правильный рацион

Мы рассмотрели, что ест хрюшка и из чего может состоять ее рацион. Однако важно также знать, как правильно кормить свиней и сколько давать еды в разное время года и в разный период жизни. Взрослая свинья и поросенок нуждаются в различном питании. Также отличаются нормы кормления учитывая пол и состояние организма. Не секрет, что должны получать более качественные и питательные корма.

Рацион у поросят

Для того чтобы вырастить хорошую здоровую хрюшку, нужно немало сил потратить на кормление поросенка. Конечно же, этот принцип знаком каждому животноводу. Несмотря на то, что первые дни и недели жизни поросенок ест материнское молоко, его уже на 5-6 сутки становится мало для растущего организма. Вот здесь как раз и пригодятся вам знания о правильном подкорме.

Сосуны

Процесс питания поросят-сосунов только на первый взгляд кажется простым. Уже начиная с 5 дня жизни, их надо приучать к кормовым добавкам. В эти дни у поросенка интенсивно происходит формирование пищеварительной системы, прорезаются зубы. Поэтому чем раньше вы разнообразите его рацион, тем лучше. Уже на пятый день они едят немного поджаренных зерен ячменя, кукурузы, гороха.

Чтобы в первое время не было расстройства и других кишечных проблем, нужно в рацион поросенка ввести ацидофильную простоквашу. Также уже с первой недели жизни можно давать понемногу древесный уголь, мел, биокорма (костную муку). В это время организм маленьких поросят особенно нуждается в минеральных веществах. Обязательно отдельно у сосунов должны быть минеральные подкормки – смесь кальция, калия, натрия, железа.

Месячные

Двух-четырехмесячные

Рацион взрослых особей

Сколько и что ест свинья зависит от пола и состояния животного. Так, например, хряков кормят, исходя из норм их массы, а также интенсивности использования. Основу их выращивания должны составлять легкоперевариваемые корма, которые не вызывают формирования сала. Лучше всего подойдут специально разработанные производственные комбикорма. Их количество должно оставлять не менее 70% в день.

Остальную часть можно разнообразить ячменной и кукурузной дертью, отрубями, сочными кормами (свекла, морковь), 5% биокормов или травяной муки. Если самец постоянно используется, как производитель, то в его рацион обязательно добавляют 25% проса, обезжиренное молоко и корма животного происхождения. Кормить хряка лучше два раза в день.

Что касается супоросных маток, то нормы их питания высчитывают в зависимости от возраста, упитанности и периода супоросности. В этот период самки едят сочные корма, концентраты в небольшом количестве, зелень, бобовое сено, картофель и минеральные подкормки. Также рацион отличается в разные времени года.

Летний

Летом свиней желательно выпасать на лугах. Если такой возможности нет, зеленым кормом надо обеспечить самостоятельно. Свинья ест как свежую траву, так и подвяленную или ботву с огорода. В качестве наилучшего корма подойдет люцерна, горох, клевер, бобовые, люпин. Также к основному сухому корму добавляют сочные фрукты или овощи. Животное ест даже падалицу плодовых деревьев.

Зимний

Зимой при отсутствии свежей зелени кормление основывается на сухих видах корма. Животные едят сено, жмых или свекловичную стружку. Для обеспечения полноценного развития основу рациона составляют концентрированные корма из расчета 1,5 килограмма на одно животное в день. Также можно успешно использовать силос, сухие биокорма, дрожжи. Его при отсутствии зелени свинья ест с большим удовольствием.

Таблица норм питания

Таблица суточной дачи корма на одну голову (кг)

Калькулируем расходы корма

Расход пищевых продуктов для ваших животных будет зависеть от многих причин. Во-первых, цели выращивания, во-вторых, от породы, типа и условий содержания животных. Каждая хрюшка съедает разное количество корма, поэтому всегда очень трудно просчитать точный расход. Чтобы узнать, сколько примерно нужно корма на одну особь, предлагаем посмотреть наш расчет.

Данное занятие было разработано мною в рамках методического объединения воспитателей. (Прилагаются презентация и мультимедийные файлы, связанные с занятием.)

Задачи:

  1. Развивать умение считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, на­зывать числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
  2. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ши­ рине, высоте),
    словами: длинная-короткая, длиннее-короче, широкая-узкая, ши ре-уже, высокая -низкая, выше -ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательнос­ти (утро, день, вечер, ночь).

  1. Воспитывать внимание, усидчивость.

Демонстрационный материал. Мультимедийная презентация, сюжетные картинки с изображением детей в разное время суток.

Раздаточный материал. Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Кадомский детский сад № 3 «Яблонька»

391670, Рязанская область, р.п. Кадом, ул. Ленина, д.6, тел. 5-22-00.

Открытый показ занятия

по математике в средней группе

«Три поросенка»

Воспитатель:

Левина О. В.

Октябрь 2015 г.

Открытый показ занятия по математике в средней группе

в рамках методического объединения

«Три поросенка»

Цель: Совершенствование умений считать и сравнивать количество предметов в пределах 3х и по 2м критериям противоположности величин.

Задачи:

  1. Развивать умение считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
  2. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими
    словами:
    длинная-короткая, длиннее-короче, широкая-узкая, шире-уже, высокая -низкая, выше -ниже.

Расширять представления о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

  1. В оспитывать внимание, усидчивость.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Мультимедийная презентация, сюжетные картинки с изображением детей в разное время суток.

Раздаточный материал. Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка)

Методические указания

Орг.момент : Звучит музыка из мультфильма «Три поросенка»

Нам не страшен серый волк, Серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, Старый волк, страшный волк?

Уточняю кто пел эту песенку, из какой она сказки.

I часть

На экране появляется картинка с изображением трех поросят и вместе с детьми вспоминаем их имена. выясняю у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько поросят. Напоминаю детям, как посчитать поросят, как сделать обобщающий жест и сказать «всего три поросенка».

По очереди вызываю детей и прошу посчитать поросят. Потом предлагаю угостить поросят желудями.

Выясняем с детьми, что поросята любят желуди и считаем, сколько их у нас. (на экране появляется 2 желудя, дети считают)

Предлагаю угостить каждого поросенка. Вместе с детьми считаем желуди и поросят, выясняем их неравенство (чего больше или меньше) Что нужно сделать, чтобы всем поросятам хватило желудей? На основе счета ребята убеждаются в равенстве поросят и желудей. (Их поровну, по три .)

Физкультминутка

На экране появляется высокая елочка. Предлагаю детям встать в круг и показать, какая елочка по высоте (поднимаются на носочки и тянут руки вверх), потом - низкую елочку (приседают на корточки).

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Обращаю внимание детей на 2 дорожки-веревочки (короткая – прямая, длинная – изогнутая) предлагаю детям пройти по ним. По какой дорожке быстрее до домика? Почему? (выясняем с помощью сравнения)

II часть. На столах у детей «дорожки» из бумаги разной длинны (цвета).

Задания: Сравните их по длине. Как надо сравнивать? «Что можно сказать о длине дорожек?» По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.) . Покажите короткую дорожку»

На экране три домика, в которых живут поросята, предлагаю из трех дверей подобрать дверь нужной ширины для каждого домика, чтобы закрыть вход в домики.

Ребята зрительно сравнивают их по ширине, подбирают дверь к каждому домику и называют ширину каждой двери. (Широкая, узкая.)

В одном из домиков поросят находились картинки с изображением частей суток. Рассматриваем картинки, называя характерные действия в определенные части суток.

Уточняет, какое время суток изображено на картинке, просит детей обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку (утро, день, вечер, ночь).

III часть. Давай те вспомним, чем мы сегодня занимались, что делали?

  • Называли части суток
  • Сравнивали елочки по высоте, дорожки по длине, двери по ширине.
  • Считали поросят и желуди, выясняли, чего больше, что нужно сделать, чтобы было поровну.

Детям предлагается потанцевать под песенку «Трех поросят».

Тем фермерам, кто занимается выращиванием свиней, приходится иметь дело с беременными особями. Дабы приплод получился жизнеспособным, нужно суметь вовремя установить момент беременности свиноматки, организовать правильный уход и принять роды в надлежащих условиях. Тому, как определить беременность свиньи, чем её кормить и чего опасаться в этот период, мы и посвятили эту статью.

Многие животноводы не покупают поросят для выращивания, а создают все условия для их появления в своем хозяйстве.

Существуют различные виды свиноводства. Кто-то всего лишь выращивает у себя в сарае одного поросёнка для собственных нужд, кто-то строит полноценный свинарник на 50 голов и всерьёз занимается разведением свиней на продажу чуть ли не в промышленных масштабах. Второй способ предполагает уход за свиньями, которым предстоит родить поросят, приём самих родов и прочие хлопоты.

Две вещи, в которых должен хорошо разбираться любой фермер, занимающийся свиноводством, таковы:

  • когда у свиньи наступает половая зрелость;
  • как понять, что будущая свиноматка забеременела.

Вообще стремление к спариванию у молодняка возникает рано, уже к пяти – шести месяцам. Но в этом возрасте полноценная физическая зрелость у свинок ещё не наступила, потому привлекать их к спариванию специалисты не рекомендуют. Если это всё же произойдёт, то потомство на свет появится слабенькое, болезненное.

Так что лучше дождаться момента, когда хрюшка наберёт вес в 100 – 110 кило, что обычно происходит к девятому месяцу её жизни. Свидетельством того, что свинка уже готова к спариванию, являются такие факторы:

  • животное начинает отказываться от пищи, поведение становится неуравновешенным;
  • половые органы самки краснеют и выделят слизь – начинается течка;
  • если поблизости окажется хряк, свинья впадает в ступор, практически перестаёт шевелиться.

Не каждая особь способна давать полноценное потомство. Подбирать свинку для приплода нужно тщательно, сосредоточивая внимание на следующем:

  • предпочтение стоит отдавать районированной породе;
  • тело свинки крепенькое, сама она выглядит вполне здоровой;
  • задняя часть широкая, скелет мощный, брюшко не отвисает;
  • сосков на длинном туловище насчитывается не менее 12, они хорошо сформированы и находятся далеко друг от друга;
  • нижние сосцы не перекрываются верхними, обеспечивается свободный доступ к ним для сосунков;
  • у свинки хороший аппетит, она активна, много двигается;
  • нрав особи спокойный.

Молодые свинки быстро становятся половозрелыми, уже к девяти месяцам они готовы к спариванию и вынашиванию потомства.

Лучше выбирать «претендентку», мать которой была плодовитой и давала здоровое потомство.

Важно. Половая активность у свиней чередуется с покойным состоянием весь год, циклично. Поэтому «ходить на охоту» животное способно круглый год.

Случку для скороспелых пород свиней проводят на 9 – 10 месяце, у позднеспелых – после того, как свинке исполнится год.

Признаки беременности

Когда наступает беременность, это всегда оказывает влияние на физическое состояние будущей свиноматки и её поведение. Примерно на пятый день после удачной случки могут проявляться следующие симптомы:

  • течка прекращается, нет больше признаков половой охоты;
  • животное становится апатичным, теряет интерес к еде;
  • из половых органов выделяются творожные образования;
  • масса свиньи быстро начинает нарастать.

Правда, ветеринары предупреждают о случаях ложной беременности, при которой все перечисленные признаки тоже имеют место. Чтобы быть уверенным до конца, следует выждать время – при ложной супоросности признаки исчезнут через две недели, а при реальной они будут наблюдаться весь период беременности.

Методы точного определения

Впрочем, если вы не хотите ждать две недели, стоит воспользоваться ветеринарными методами. Существует три вида обследования.

  1. Тест свиньи на беременность . Это дорогая процедура, да и по времени длится долго. Через 22 дня после случки у свинки из ушной области берут кровь на химический анализ.
  2. Вагинальная биопсия . В этом случае на анализ берут пробы слизи из половых органов, используя особый медицинский инструмент. Его вводят во влагалище свиньи и захватывают некоторое количество жидкости, затем помещают взятые пробы в контейнер и отвозят в лабораторию. Процедура тоже является дорогой, поэтому прибегают к ней в крайнем случае.
  3. Ультразвуковое обследование . Для этого животное обследуют при помощи специального сканера, по своему устройству сходного с аппаратурой, используемой для обследования на беременность людей. В таком случае можно не только установить, что животное беременно, аппаратура позволяет даже зафиксировать сердцебиение плода.

При промышленном производстве свиноматок показывают ветеринару спустя три недели после случки. Тот обследует животное ректальным методом и определяет, что свинка носит приплод, по пульсации маточной и мочеполовой артерий.

После точного определения беременности, животного следует перевести на особое содержание.

Длительность периода беременности

Если всё в норме, свинья ходит беременная от 110 до 115 дней. Точнее сказать трудно, поскольку на срок беременности у свиней влияют сразу несколько факторов. Перечислим их:

  • у юных свинок, для которых это первые или вторые роды, срок может увеличиться дней на пять или даже на целую неделю;
  • зрелые свиноматки способны принести поросят на 10 суток раньше среднего срока;
  • сказываются климатические условия – в разное время года сроки способны сдвигаться. Например, зимой беременность свиней немного короче, летом — дольше;
  • многое зависит от того, сколькими поросятами свинка опоросилась в прошлый раз, и сколько свинья собирается рожать теперь. К примеру, шестерых поросят она будет вынашивать дольше, нежели десятерых;
  • влияют условия содержания свиноматки;
  • зависит от породы животного. Например, беременность у свиней вьетнамской вислобрюхой породы длится от 114 до 118 дней; свиноматка крупной белой породы может проходить беременной от 114 до 122 дней.

Кстати, в народе говорят, что свинья вынашивает потомство 3 месяца, 3 недели и 3 дня. В итоге получается 114 суток. Легко запомнить.

Важно. Нижняя планка – 110 суток. Если беременность короче, велик риск того, что поросята родятся нежизнеспособными.

Правила ухода

Этот фактор следует разобрать подробнее, поскольку от того, в каких условиях содержится беременная свинка, зависит и то, какие поросята родятся на свет и сколько молока у неё будет. Если у вас большое хозяйство, будет лучше собрать всех беременных свиноматок с совпадающими сроками беременности в одну группу, обеспечив им общий уход.

  1. При малом, до двух месяцев, сроке беременности свиноматок содержат в группах по четыре особи. На каждую выделяют по три квадратных метра площади.
  2. На третьем месяце свободного пространства каждой беременной свинке нужно прибавить, — до шести квадратов. Теперь количество особей в группе сокращают до двух.
  3. Когда срок вынашивания превысит четыре месяца, каждой свиноматке выделяют индивидуальный станок площадью в шесть и более квадратов, в этом загончике она уже пребывает до опороса.

К концу сроку вынашивания свиноматку помещают в индивидуальный станок для опороса, чтобы она не подавила поросят.

Желательно, чтобы станки, в которых будут находиться и рожать свиноматки, имели:

  • прямоугольную форму;
  • глубину от 2,5 метра;
  • ширину согласно норме в шесть квадратных метров (или более).

Правила кормления

Как только вы смогли определить беременность у свиньи, её следует сразу же перевести на особый питательный рацион. Суть такого рациона заключается в следующем.

  1. Для молодых свиноматок, которые ещё растут, нужны питательные вещества, полезные и для развития плода, и для них самих. Прирост тела осуществляется за счёт использования протеиновых кормов, т. е. еды с высоким количеством белка. Правда, тут следует соблюдать разумную осторожность – переизбыток подобной пищи способен погубить зародышей. Согласно практике, за весь срок беременности молодая свиноматка должна набрать от 45 до 55 кило живого веса.
  2. Более взрослым особям достаточно лишь поддерживать свой вес при вынашивании будущих поросят. Их корм уже не должен содержать то количество протеина, которое было обязательно для молодых свиноматок. Постоянно нужно следить за весом – если взрослая свиноматка начнёт набирать в весе, её рацион пересматривают в сторону уменьшения, при этом увеличивают срок двигательной активности. За период беременности взрослая особь не должна набрать более 40 – 45 кило.
  3. Особо важен последний месяц вынашивания. К этому сроку свиноматка набирает максимум веса – примерно две трети от общего объёма. На последнем месяце в состав кормов включают легко усваиваемые белки и углеводы. Еда не должна провоцировать в желудке свинки высокого газообразования и стимулировать бродильные процессы.
  4. Кормёжка беременных свиноматок осуществляется трижды в день. Свежая питьевая вода должна быть круглосуточно.

Запрещено давать беременным свинкам в корм такие продукты, как:

  • шелуху подсолнечника;
  • мякину;
  • жёсткий жмых;
  • подгнившие и подмёрзшие корма.

Кормление свиноматок «в положении» осуществляется три раза в день особым питательным рационом.

Подготовка к опоросу

Мы уже упоминали, что продолжительность беременности длится в среднем около 114 суток. Готовиться к опоросу нужно за неделю до окончания этого срока.

Приведём специальную таблицу, помогающую высчитать дату опороса. С высчитанной по таблице даты нужно следить за признаками, которые являются предвестниками скорых родов.

День Месяц
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 21/4 22/5 19/6 20/7 19/8 19/9 19/10 19/11 20/12 19/01 19/02 21/03
4 24/4 25/5 22/6 23/7 22/8 22/9 22/10 22/11 23/12 22/01 22/02 24/03
7 27/4 28/5 25/6 26/7 25/8 25/9 25/10 25/11 26/12 25/01 25/02 27/03
10 30/4 31/5 28/6 29/7 28/8 28/9 28/10 28/11 29/12 28/01 28/02 30/03
13 3/5 3/6 1/7 1/8 31/8 1/10 31/10 1/12 1/1 31/1 3/3 2/4
16 6/5 6/6 4/7 4/8 1/9 4/10 3/11 4/12 4/1 3/2 6/3 5/4
19 9/5 9/6 7/7 7/8 6/9 7/10 6/11 7/12 7/1 6/2 9/3 8/4
22 12/5 12/6 10/7 10/8 9/9 10/10 9/11 10/12 10/1 9/2 12/3 11/4
25 15/5 15/6 13/7 13/8 12/9 13/10 12/11 13/12 13/1 12/2 15/3 14/4
28 18/5 18/6 16/7 16/8 15/9 16/10 15/11 16/12 16/1 15/2 18/3 17/4
30 20/5 18/7 18/8 17/9 18/10 17/11 18/12 18/1 17/2 20/3 19/4
31 21/5 19/7 18/9 18/11 19/12 18/2 20/4
  • находим в левой колонке дату = 7 (третья строка);
  • ищем колонку с месяцем = 3 (третья колонка);
  • на пересечении строки и колонки находим дату — в нашем случае это 25 июня;
  • в этот день следует беременную свиноматку переместить в индивидуальный станок, застелив его свежей и мягкой подстилкой.

Заготовьте заранее инструменты, которые вам понадобятся. Сюда входят:

  • ножницы для перерезания пуповины;
  • крепкая нить, которой пуповину перевязывают;
  • чистая мягкая тряпка, которой протирается новорождённый поросёнок;
  • 5% йод или зелёнка для обработки пуповины поросят.

Последняя неделя перед родами – большая нагрузка для свиноматки, как физическая, так и нервная. Её нужно окружить заботой, обеспечив такие условия, как:

  • качественная еда;
  • свежая вода;
  • спокойная обстановка в хлеву;
  • следование всем правилам санитарии и гигиены.

Будет нелишним провести в свинарник освещение или установить рядом со свиноматкой лампу для инфракрасного обогрева.

Подготовка к опоросу включает вычисление даты, создание специальных условий жизни и питания, антигельминтизацию.

Из рациона животного за две недели до опороса исключают грубую пищу и силос. За неделю рацион снижают, полностью переходя на:

  • льняную муку;
  • качественное сено;
  • жидкие отруби.

Также беременной свинке за неделю до родов дают антигельминты, чтобы обезопасить от глистов её и будущих поросят.

Важно. Чтобы предупредить возможные запоры, беременным свинкам, которые уже мало гуляют и мало двигаются, дают свекольный жом.

Подготовка помещения

За несколько дней до опороса помещение, в котором находится свиноматка, убирают. Но мало просто вычистить грязь, нужно также увести из него будущую роженицу, а затем:

  • моют свинарник горячим раствором щёлочи, смешав её в пропорции: одно ведро щёлочи на 55 литров воды;
  • стены белят негашёной известью;
  • ликвидируют все возможные сквозняки;
  • обеспечивают сухость и тепло.

Температура в свинарнике может находиться в пределах от 15 до 22 градусов, не выше и не ниже. Жарким летом обязательно время от времени опрыскивайте беременную свинку прохладной водичкой.

Опорос свиноматки

В среднем свинья рожает от 8 до 12 малышей, хотя временами это количество возрастает до 15-16 особей. Впрочем, на первом году для молодой свинки считается вполне нормальным, если в опоросе будет не более 6 поросят.

В процесса опороса могут возникнуть осложнения, поэтому будет лучше, если роды станет принимать опытный специалист.

Если вы сами не умеете принимать роды у животных – не рискуйте, а пригласите опытного ветеринара. Этапы подготовки к рождению поросят следующие.

  1. За пару дней помойте беременную свинку тёплой мыльной водой. Бока, конечности и соски протрите однопроцентным раствором креолина.
  2. В день опороса рядом с рожающей свиноматкой ставят большую миску с водой, которую периодически придётся доливать – свинки во время родов теряют много жидкости и нуждаются в её пополнении.
  3. Соски свинки протрите раствором марганцовки.
  4. Специалисту, принимающему роды, нужно в обязательном порядке:
  • срезать ногти на руках;
  • поснимать кольца и прочее;
  • помыть руки с мылом до локтей;
  • обработать руки спиртовым составом;
  • одеть чистую и плотную одежду.

Не помешают также медицинские перчатки и фартук.

  1. Всё время опороса следует быть рядом со свиноматкой. Свинки в этот момент имеют большую массу и вполне способны своим весом задавить новорождённого малыша. Было бы неплохо за три-четыре дня до опороса поместить свинью в особый опоросный станок.
  2. В ходе опороса после рождения всех поросят нужно обязательно дождаться выхода плаценты, которую удаляют. Процесс может продолжаться около 8 часов. Если плацента за это время не отделится, обязательно зовите специалиста.
  3. Сразу после родов замените свиноматке подстилку – старая будет уже мокрой и испачканной.
  4. Заднюю часть туловища свинки обмывают тёплой водичкой.
  5. Кормить свиноматку разрешается лишь спустя два часа после опороса.

Когда роды останутся позади, рацион свиноматки возвращают к старому, но постепенно, дабы у молочных поросят не возникало проблем с перевариванием пищи.

Резюме

Мы рассказали о том, сколько длится беременность молодой свиньи и у взрослой свиноматки. Это позволит вам рассчитать определенный срок опороса. Следите за тем, чтобы беременная свинка находилась в комфортных условиях, а её питание соответствовало тому сроку, на котором она находится.

Будет лучше, если роды станет принимать опытный специалист, сами на первых порах не рискуйте.