Проплывая со скоростью v мимо большого коралла. Олимпиадные задания по физике

Школьный этап

Вариант задания олимпиады памяти И.В.Савельева для 7 класса по физике с ответами и решениями

1. Первый час автомобиль ехал по дороге со скоростью 40 км/час, следующий час – со скоростью 60 км/час. Найти среднюю скорость автомобиля на всем пути и на второй половине пути.

2.

3. Школьный динамометр тянут в разные стороны, приложив к его корпусу (первый крючок) и к пружине (второй крючок) одинаковые по величине силы 1 Н.Движется ли динамометр? Что показывает при этом динамометр?

4. В одной комнате находится три лампы. Каждая из них включается одним из трех выключателей, расположенных в соседней комнате. Для того, чтобы определить, какая лампа включается каким выключателем, потребуется дважды сходить из одной комнаты в другую. А можно ли это сделать за один раз, используя знания физики?

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике.

7 класс. 2011-2012 учебный год

Задача 1.

Сосуд объемом V = 1 л заполнен на три четверти водой. Когда в него погрузили кусок меди, уровень воды поднялся и часть ее, объемом V0 = 100 мл, вылилась через край. Найдите массу куска меди. Плотность меди ρ = 8,9 г/см3.

Задача 2.

На соревнованиях по плаванию два пловца стартуют одновременно. Первый проплывает длину бассейна за 1,5 минуты, а второй - за 70 секунд. Достигнув противоположного края бассейна, каждый пловец разворачивается и плывет в другую сторону. Через какое время после старта второй пловец поравняется с первым, обойдя его на один "круг"?

Задача 3.

К трем одинаковым динамометрам, соединенным так, как показано на рисунке, подвешен груз. Показания верхнего и нижнего динамометров 90 Н и 30 Н соответственно. Определите показания среднего динамометра.


Задача 4.


Почему при резком торможении передним колесом велосипеда есть опасность перелететь через руль?

Вариант задания олимпиады памяти И.В.Савельева для 8 класса по физике с ответами и решениями

1. V V

2. Школьник находится на горизонтальной поверхности. На него действуют горизонтально направленные силы. На север (там кофе и булочки) сила 20 Н. На Запад (там спортивная площадка) сила 30 Н. На восток (в школу) сила 10 Н. И еще действует сила трения. Школьник неподвижен. Определите величину и направление силы трения.

3. Автобус проехал мимо остановки, двигаясь со скоростью 2 м/с. Пассажир в течение 4 секунд стоял и ругался, а потом побежал догонять автобус. Начальная скорость пассажира равна 1 м/с. Ускорение его постоянно и равно 0,2 м/с 2 . Через какое время после начала движения пассажир догонит автобус?

4. Буратино массой 40 кг сделан из дерева, его плотность 0,8 г/см 3 . Утонет ли Буратино в воде, если к его ногам привязать кусок стального рельса массы 20 кг? Считать, что плотность стали в 10 раз больше плотности воды.

5. Вдали от всех других тел, в глубинах космоса, движется летающая тарелка. Её скорость в некоторый момент времени равна V 0 . Пилот хочет произвести маневр, в результате которого скорость будет направлена перпендикулярно начальному направлению (под углом 90 градусов) и останется такой же по величине как до маневра. Ускорение корабля не должно превышать заданной величины а 0 . Найдите минимальное время маневра.

Ответы.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике. 8 класс. 2011-2012 учебный год

Задача 1.

И уличный, и медицинский ртутные термометры имеют почти одинаковые размеры (около 10- 15 см в длину). Почему же уличным термометром можно измерять температуры от -30°C до + 50°C , а медицинским - только от 35°C до 42°C ?

Задача 2.

В результате измерения КПД двигателя получился равным 20%. Впоследствии оказалось, что во время измерения 5% топлива вытекало через трещину в топливном шланге. Какой результат измерения КПД получится после устранения неисправности?

.

Задача 3 .

Вода массой m = 3,6 кг, оставленная в пустом холодильнике, за T = 1 час охладилась от температуры t 1 = 10°C до температуры t 2 = 0°C . При этом холодильник отдавал в окружающее пространство тепло с мощностью P = 300 Вт. Какую мощность потребляет холодильник от сети? Удельная теплоемкость воды c = 4200 Дж/(кг·°C).

Задача 4 .

В сосуде находится вода при температуре t 0 = 0°C . От этого сосуда отводят тепло с помощью двух металлических стержней, торцы которых находятся в дне сосуда. Сначала тепло отводят через один стержень с мощностью P 1 = 1 кДж/с, а спустя T = 1 мин начинают одновременно отводить и через второй стержень, с такой же по величине мощностью P 2 = 1 кДж/с. Дно сосуда покрыто антиобледенительным составом, поэтому весь образовавшийся лед всплывает на поверхность. Постройте график зависимости массы образовавшегося льда от времени. Удельная теплота плавления льда l = 330 кДж/кг.


Вариант задания олимпиады памяти И.В.Савельева для 9 класса по физике с ответами и решениями

1. Первую четверть пути по прямой жук прополз со скоростью V , оставшуюся часть пути – со скоростью 2 V . Найти среднюю скорость жука на всем пути и отдельно на первой половине пути.

2. С поверхности земли бросают вверх камень, через t =2 секунды еще один камень из той же точки с той же скоростью. Найдите эту скорость, если удар произошел на высоте H =10 метров.

3. В нижней точке сферической ямы радиуса R =5 м находится маленькое тело. Ему ударом сообщают горизонтальную скорость V =5 м/с. Его полное ускорение сразу после начала движения оказалось равным а=8 м/с 2 . Определите коэффициент трения μ.

4. В легкий тонкостенный сосуд, содержащий m 1 = 500 г воды при начальной температуре t 1 =+90˚С, доливают еще m 2 = 400 г воды при температуре t 2 =+60˚С и m 3 = 300 г воды при температуре t 3 =+20˚С. Пренебрегая теплообменом с окружающей средой, определите установившуюся температуру.

5 . На гладкой горизонтальной поверхности находятся два тела с массами m и m/2 . К телам прикреплены невесомые блоки и они связаны невесомой и нерастяжимой нитью так, как показано на рисунке. К концу нити прикладывают постоянную силу F

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФИЗИКЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИКЕ

В 2014/2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

Липецк,2014

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Школьный этап проводится в соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013года № 1252.

Данные требования определяют принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов заданий, включают описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады, критерии и методики оценивания олимпиадных заданий, процедуры регистрации участников олимпиады, показа олимпиадных работ, а также рассмотрения апелляций участников олимпиады.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИКЕ

Школьный этап проводится в один аудиторный тур.

К участию в этапе допускаются все желающие, проходящие обучение в 5-11-х классах. Любое ограничение списка участников по каким-либо критериям (успеваемость по различным предметам, результаты выступления на олимпиадах прошлого года и т.д.) является нарушением Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников.

Школьный этап проводится в пяти возрастных группах: 5-7, 8, 9, 10, классы. В соответствии с Порядком проведения всероссийской олимпиады участник вправе выполнять задания за более старший класс. В этом случае он должен быть предупрежден, что в случае включения в список участников последующих этапов всероссийской олимпиады он будет выступать там в той же (старшей) группе.

На решение заданий школьного этапа олимпиады по физике отводится 90 минут для 5-7 классов, 120 минут для 8 класса, 150 минут для 9- классов.

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады по физике составлены на основе списка вопросов, рекомендуемых методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по физике. Для каждой из возрастных групп предлагается свой комплект заданий, при этом некоторые задания могут входить в комплекты нескольких возрастных групп (как в идентичной, так и в отличающейся формулировке).

Школьный этап не предусматривает постановку каких-либо практических задач по физике.

Для проведения школьного этапа оргкомитет должен предоставить аудитории в достаточном количестве – каждый участник олимпиады должен выполнять задания за отдельным столом (партой). Каждому участнику олимпиады оргкомитет должен предоставить тетради (листы) со штампом общеобразовательного учреждения, где проводится олимпиада, а также листы со справочной информацией, разрешенной к использованию на олимпиаде. В каждой аудитории должны быть также запасные канцелярские принадлежности и калькулятор.

Перед началом олимпиады каждый участник должен пройти процедуру регистрации у члена оргкомитета.

Во время работы над заданиями участник олимпиады имеет право:

- пользоваться канцелярскими принадлежностями;

- пользоваться собственным непрограммируемым калькулятором;

- принимать продукты питания;

- временно покидать аудиторию, оставляя у организатора в аудитории свою работу.

Во время работы над заданиями участнику запрещается:

Пользоваться мобильным телефоном (в любой его функции), программируемым калькулятором, переносным компьютером или другими средствами связи;

- пользоваться какими-либо другими источниками информации;

- производить записи на собственную бумагу, не выданную оргкомитетом.

По окончании работы членами жюри проводится разбор заданий и их решений. Каждый участник олимпиады имеет право на ознакомление с оценкой олимпиадной работы и подачу апелляции о несогласии с выставленными баллами. Показ работы и подача апелляции производится в день ознакомления с результатами олимпиады.

Решение заданий проверяется жюри, формируемым организатором олимпиады. При оценивании выполнения заданий жюри руководствуется критериями и методиками оценивания, являющимися приложением к олимпиадным заданиям, разработанным муниципальными предметнометодическими комиссиями.

Протоколы олимпиады с указанием оценок всех участников передаётся организатору олимпиады для формирования списка участников муниципального этапа всероссийской олимпиады

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА

7 класс Задача 1. Неутомимый турист.

Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде со скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.



Задача 2. «Хитрый» сплав.

Сплав состоит из 100 г золота и 100 см меди. Определите плотность этого сплава.

Плотность золота равна 19,3 г/см, плотность меди – 8,9 г/см.

Задача 3. Морская миля Сколько километров содержится в одной морской миле?

Примечание.

1. Морская миля определяется как длина части экватора на поверхности земного шара при смещении на одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую милю вдоль экватора соответствует изменению географических координат на одну минуту долготы.

2. Экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпендикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Длина экватора приблизительно равна 40 000км.

3. Вавилоняне придумали деление окружности на 360 (соответственно делению года в вавилонском календаре на 360 дней).

4. Один градус делится на 60 угловых минут.

Задача 1. Деревянный брусок.

Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

Задача 2. Ртуть и вода.

В тонкой U-образной трубке имеется перемычка между коленами, находящаяся на расстоянии 6a от нижней части трубки, причем а = 5 см. В правое колено трубки налита ртуть, в левое – вода, которая может затекать в левую половину перемычки.Посередине перемычки находится закрытый кран. В состоянии равновесия граница ртуть-вода проходит посередине нижней части трубки. Высота ртути над нижней частью трубки равна а, длина нижней части трубки и перемычки 2а. Площади сечения всех частей трубки и перемычки одинаковые.

Плотность ртути -13,6 г/см, воды – 1 г/см.

Кран в перемычке открывают.

1) Как после этого расположится ртуть в трубке?

2) Какова будет после этого высота уровня воды над нижней частью трубки?

Задача 3. Супермарафон Три спортсмена-супермарафонца одновременно стартуют с одного и того же места кольцевой беговой дорожки и 10 часов бегут в одну сторону с постоянной скоростью: первый 9 км/ч, второй 10 км/ч, третий 12 км/ч. Длина дорожки 400 м. Мы говорим, что произошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Момент старта встречей не считается. Сколько всего «двойных» и «тройных» встреч произошло во время забега? Кто из спортсменов чаще всех участвовал во встречах и сколько раз?

Задача 4. Энергия бутылки.

Задача 1. Автомобильные гонки.

По круглой гоночной трассе из точкиО в разные стороны стартуют Петров и Алонсо.

Скорость V1 Алонсо в два раза больше, чем скорость V2 Петрова. Гонка закончилась, когда спортсмены одновременно вернулись в точку О. Сколько у гонщиков было мест встреч, отличных от точкиО?

В перерыве между лабораторными работами расшалившиеся дети собрали цепочку из нескольких одинаковых амперметров и вольтметра. Из объяснений учителя дети твердо помнили, что амперметры надо включать последовательно, а вольтметры – параллельно.

Поэтому собранная схема выглядела так:

После включения источника тока, на удивление, амперметры не сгорели и даже стали что-то показывать. Некоторые показывали силу тока 2 А, а некоторые 2,2 А. Вольтметр показывал напряжение 10 В. Определите по этим данным напряжение источника тока, внутреннее сопротивление амперметра и внутреннее сопротивление вольтметра.

Задача 3. Энергия бутылки.

На какую высоту можно было бы поднять груз массой m=1000 кг, если бы удалось полностьюиспользоватьэнергию, освобождающуюся при остывании 1 литра воды от 1000 до 200 С? Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/(кг0С), плотность воды 1000кг/м3.

Задача 4. Лёд и спирт В сосуде в тепловом равновесии находятся вода объёмаV= 0,5л и кусочек льда. В сосуд начинают вливать спирт, температура которого 00С, перемешивая содержимое. Сколько спирта нужно влить, чтобы лед утонул? Плотность спирта 800кг/м 3.Считайте плотность воды и льда равными 1000 кг/м3 и 900кг/м3соответственно.Теплотой, выделяющейся при смешивании воды и спирта, пренебречь. Считайте, что объём смеси воды и спирта равен сумме объёмов исходных компонентов.

Задача 1. Рыбка в опасности.

Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением a= 2м/с.Через времяt=5с после начала ускоренного движения её скорость оказалась направленной подуглом 900 к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной.Определите модуль начальной скорости V, с которой рыбка плыла мимо коралла.

Задача 2. Правильное подключение.

В перерыве между лабораторными работами расшалившиеся дети собрали цепочку из нескольких одинаковых амперметров и вольтметра. Из объяснений учителя дети твердо помнили, что амперметры надо включать последовательно, а вольтметры – параллельно. Поэтому собранная схема выглядела так:

После включения источника тока, на удивление, амперметры не сгорели и даже стали что-то показывать. Некоторые показывали силу тока 2 А, а некоторые 2,2 А. Вольтметр показывал напряжение 10 В. Определите по этим данным напряжение на источнике тока, соротивление амперметра и сопротивление вольтметра.

Задача 3. Поплавок.

Поплавок для рыболовной удочки имеет объем V=5 см3 и массу m=2 г. К поплавку на леске прикреплено свинцовое грузило, и при этом поплавок плавает, погрузившись на половину своего объема. Найдите массу грузила М. Плотность воды 1= 1000кг/м3, плотность свинца2= 11300 кг/м3.

Задача 4. Окрошка с картошкой.

Школьник Коля налил в тарелку холодную окрошку, имеющую температуруtокр= 100С.

Масса окрошки в тарелке равна m = 300 г, а ее удельная теплоемкость равна удельной теплоемкости воды св =4200 Дж/(кг0С). Коля добавил в окрошку горячую картошку, которая имела температуруtкарт = 800С. Полная теплоемкость добавленнойкартошки равна 450 Дж/0С. После установления теплового равновесия температура картошки и окрошки оказалось равнойt = 220С. В какую сторону было передано больше теплоты при теплообмене с окружающей средой: от содержимого тарелки в среду или наоборот, и на сколько больше.

Задача 5 (сложная). Бег по кругу.

Скорости спортсменов могут относиться друг к другу как целые числа 1: (n + 1) : (2n + 1), где n – целое положительное число.

То есть условию задачи удовлетворяют следующие наборы скоростей: 4 км/час: 8 км/час: 12 км/час; 4 км/час: 12 км/час: км/час; 4 км/час: 16 км/час: 28 км/час, и так далее. Разумно рассматривать только второй из этих наборов, так как для мастера спорта скорость 12 км/час маловата, а 28 км/час – великовата (превышает мировой рекорд). Но, поскольку про уровень подготовки мастера спорта в условии задачи ничего не сказано, то первый набор скоростей также годится.

Следовательно, новичок пробежал 8 км, второразрядник – 16 км или 24 км, мастер спорта – 24 км или 40 км.

Задача 1. Бег по кругу.

Мастер спорта, второразрядник и новичок бегают на лыжах по кольцевому маршруту с длиной кольца 1 км. Соревнование заключается в том, кто пробежит большее расстояние за 2 часа. Стартовали они одновременно в одном месте кольца. Каждый спортсмен бежит со своей постоянной по модулю скоростью. Новичок, бегущий не очень быстро со скоростью км/час, заметил, что каждый раз, когда он проходит место старта, его обязательно обгоняют оба других спортсмена (они могут обгонять его и в других местах маршрута). Другое его наблюдение состоит в том, что когда мастер обгоняет только второразрядника, то они оба находятся от новичка на максимальном расстоянии. Сколько километров пробежал каждый из спортсменов за 2 часа? Для справки: наибольшая средняя скорость, достигнутая спортсменом на чемпионате мира по лыжным гонкам, составляет примерно 26 км/час.

Задача 2. Равновесие рычага.

При каких массах груза m возможно равновесие однородного рычага массы M, изображённого на рисунке 7? Штрихами рычаг делится на 7 равных фрагментов.

Постройте график зависимости силы реакции рычага N(m), с которой он действует на верхний груз.

Задача 3. Сжатие идеального газа.

давление уменьшалось прямо пропорционально объёму (см. рис.), а температура понизиласьот 1270С до 510С. На солько процентов уменьшился объем газа?

Задача 4. Кубик в аквариуме.

Большой тонкостенный U-образный аквариум заполнили водой. Левое и правое колено аквариума открыты в атмосферу. А у «потолка» средней части оказался кубик со стороной a = 20 см. Все размеры сосуда указаны на рисунке. Плотность кубика к = 500 кг/м.

1) Сколько литров воды потребовалось, для заполнения аквариума с кубиком до самого верха?

2) Найдите модуль силы, с которой «потолок» средней части аквариума действует на кубик.

Плотность воды = 1000 кг/м, ускорение свободного падения g = 10 м/с.

Атмосферное давление в тот день было равно p0 = 100 кПа. Считать, что вода в зазор между кубиком и потолком из-за водоотталкивающей смазки не попадает.

Задача 5. Зарядка конденсатора.

одинаковых резисторов, ключа К и амперметра А. Вначале ключ разомкнут, конденсатор не заряжен (см. рис.). Ключ замыкают, и начинается зарядка конденсатора. Определите скорость зарядки конденсатора в тот момент, когда сила тока I1, протекающего через амперметр равна 16 мА. Известно, что сила тока Imax, прошедшего через батарею равна 3 мА.



Похожие работы:

«Русский язык: 9-й кл. : поуроч. пл. по учеб. С. Г. Бархударова и др., 2007, 95 страниц, 5933125873, 9785933125877, Корифей, 2007. Пособие предназначено для преподавателей русского языка Опубликовано: 16th July 2013 Русский язык: 9-й кл. : поуроч. пл. по учеб. С. Г. Бархударова и др. СКАЧАТЬ http://bit.ly/1cfvhs7 Эконимическая география СССР Общая часть. География тяжелой пром-сти. [Учеб. пособие для экон. специальностеи вузов]., Александр Давидович Брейтерман, 1968, Industries, 453 страниц.....»

«Постановление мэрии г. Ярославля от 5 апреля 2011 г. N 854 О долгосрочной целевой программе Совершенствование организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях на основе внедрения новых технологий приготовления пищи на 2011 - 2012 годы С изменениями и дополнениями от: 16 декабря 2011 г., 18 июня 2012 г. В целях улучшения качества питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Ярославля и внедрения современных технологий, позволяющих применить новые...»

«УДК 631.16 Макаренко А.В., к.э.н., доцент ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В статье рассматривается федеральный закон №83-ФЗ О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Разбирается ход его реализации на примерах всей территории Российской Федерации и конкретного региона – Московской области. Приводится динамика показателей реструктуризации штрафов и пеней по налогам и сборам в сельскохозяйственных организациях Московской...»

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственного образовательного учреждения Гимназии № 1590 на 2013 – 2014 учебный год Принята на педагогическом совете Протокол № _ от _ _ 2013 года УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ гимназии № 1590 Боброва Е.Н. 2013 г. г. Москва Оглавление Пояснительная записка..3 Характеристика гимназии и принципов ее образовательной политики. Модель выпускника гимназии.. I. Аналитическое обоснование программы....»

«ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 апреля 2012 г. N 124-пр ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 2013 - 2020 ГОДЫ В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки...»

«РЕЗЮМЕ профессора Русакова Александра Александровича почетного работника высшего профессионального образования РФ, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, к.ф.-м.н., д.п.н., e-mail: [email protected], тел.8.916-172-10-40(м) ведущий научный сотрудник СУНЦ МГУ им. М.В. Ломоносова Должность: доктор педагогических наук Ученая степень: профессор, Профессор по кафедре высшей математики. Ученое звание: Научно-педагогический стаж: более 35 лет, 24 года работы в ВУЗе, из них более...»

«Файн Татьяна Анатольевна заведующая кафедрой педагогического менеджмента, кандидат педагогических наук, доцент Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт повышения квалификации педагогических работников г. Биробиджан Еврейской автономной области РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ Актуальнейшей проблемой современного...»

«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии, 6 класс Содержание 1.Пояснительная записка 2.Требования к уровню подготовки обучающихся 3.Учебно-методическое обеспечение 4. Учебно-тематическое планирование; график контроля 5.Календарно-тематическое планирование по биологии-6 класс 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004 года, примерной программы основного общего образования по биологии, с учетом программы основного общего образования по...»

«Российская Федерация Кемеровская область Юргинский городской округ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА социально-экономического развития Юргинского городского округа Кемеровской области (утверждена Решением ЮГСНД от 10.03.2011 №379, с изменениями, внесенными Решением ЮГСНД от 14.05.2012 №542) 2012 Паспорт комплексной программы социально-экономического развития Юргинского городского округа Комплексная программа социально-экономического развиНаименование тия Юргинского городского округа Кемеровской области...»

«ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва Спутник Утверждаю ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДВОДНЫЙ СПОРТ (п л а в а н и е в л а с т а х) для ДЮСШ, СДЮСШОР Возраст детей: с 8 - 19 лет Срок реализации: 12 лет...»

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ Министерство образования и наук и РФ Управление образования и науки Липецкой области Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Липецкий государственный педагогический университет Центр свободного программного обеспечения ЛГПУ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК И ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕРИАЛЫ областной научной конференции г. Липецк, 18 апреля 2014 г. Липецк 2014 УДК...»

« Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 080801 Прикладная информатика в экономике Жуковский - 2011 Пояснительная записка Программа междисциплинарного государственного экзамена по специальности 080801 (351400) Прикладная информатика в экономике предназначена для студентов 5 курса (очного отделения) и 6 курса (заочного...»

«Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России) УТВЕРЖДАЮ Ректор _В.М. Попков _2014 г. Программа вступительного испытания для поступающих по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 30.06.01...»

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ и ГАЗА имени И.М. Губкина Утверждена проректором по научной работе проф. А.В. Мурадовым 31 марта 2014 года ПРОГРАММА вступительного испытания по направлению 01.06.01 - Математика и механика для поступающих в аспирантуру РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина в 2014/2015 уч. году Москва 2014 Программа вступительного испытания по направлению 01.06.01 - Математика и механика разработана на основании требований, установленных паспортами научных...»

«Департамент образования и науки Брянской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Комаричский механико-технологический техникум Утверждаю Зам. Директора по УР С.М.Ольховская __2013г. Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание Рассмотрена и одобрена на заседании МО Протокол №_ От _ _2013г. Председатель МО О.В.Дрензелева 2013 г. 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного...»

« совета, утвержденный Постановлением Бюро Отделения математических наук РАН от 23 октября 2012 года (протокол № 7) – 19 чел. Списочный состав на день проведения Ученого совета – 19 чел. Присутствует на заседании Ученого совета – 14 чел. Присутствовали: Председатель: академик В.В. Козлов, секретарь: кандидат физико-математических наук А.Д....»

«содеРЖАНие Приветствие Митрополита Псковского и Великолукского ЕВСЕВИЯ - 3 Приветствие губернатора Псковской области Андрея Турчака - 7 Попечительский Совет Чтений - 8 Организаторы Чтений - 10 Краткая программа Чтений 18-19 апреля 2012 г. - 11 Программа открытия Чтений 18 апреля - 13 Приветствия и поздравления участникам Чтений - 13 Литературно-музыкальная композиция - 15 Слово Протоиерея Олега Тэора - 20 Пленарное заседание - 22 Программа Чтений 19 апреля 2012 г. Секция 1 Военное духовенство:...»

«АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 - 11 КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА БАБИЙ СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ 2012-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Рабочая программа адресована учащимся 10-11 классов гуманитарного профиля (профильный уровень). Статус программы Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10...»

«Содержание Название раздела.. Стр. 1. Общие положения.. 3 1.1. Наименование и область использования.. 3 1.2. Основание.. 3 1.3. Цель и задачи практики.. 3 1.4. Требования.. 5 2. Содержание практики.. 5 2.1. Календарный план.. 5 2.2. График учебного процесса.. 6 3. Состав практики.. 3.1. Организация службы в подразделениях ГПС МЧС России. 3.2. Пожарная техника и приёмы работы с ней. 3.2.1. Боевая одежда и снаряжение пожарного. Спасательные средства. 3.2.2. Пожарное и аварийно-спасательное...»

«Министерство образования и наук и Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова НАУКА И МОЛОДЕЖЬ – 2014 XI Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых СЕКЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ подсекция ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ Барнаул – 2014 УДК 004 XI Всероссийская...»

1.Рыбка в опасности . Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением a = 2 м/с 2 . Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась направленной под углом 90 к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V, с которой рыбка плыла мимо коралла.

Решение 1: Воспользуемся векторным уравнением

V кон = V + a*t . Учитывая, что Vкон = 2V и что

V кон V, его можно изобразить в виде векторного треугольника скоростей. Используя теорему Пифагора, находим ответ: V = at = 4,5 м/с.

Полное верное решение

Построен треугольник скоростей

При помощи теоремы Пифагора найден ответ

Если задача решалась аналитически, первые 5 баллов даются за записанную систему уравнений (зависимости проекций скорости от времени)

Получен верный ответ


2. Два одинаковых шарика, массой
каждый, заряжены одинаковыми знаками, соединены нитью и подвешены к потолку (рис.). Какой заряд должен иметь каждый шарик, чтобы натяжение нитей было одинаковым? Расстояние между центрами шариков
. Чему равно натяжение каждой нити?

Коэффициент пропорциональности в законе Кулона k = 9·10 9 Нм 2 /Кл 2 .

Решение 2:

На рисунке представлены силы действующие на оба тела. Из него видно, что

Учитывая, что
находим

Кл.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Сделан рисунок с действующими силами, записан 2 закон Ньютона для 1 и 2 тела.

Получен верный ответ

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Задача 3.

В калориметре находится вода массой m в = 0,16 кг и температурой tв = 30 о C. Для того,

чтобы охладить воду, из холодильника в стакан переложили лед массой m л = 80 г. В

холодильнике поддерживается температура t л = –12 о C. Определите конечную температуру в

калориметре. Удельная теплоёмкость воды C в = 4200 Дж/(кг* о C), удельная теплоёмкость льда

Cл = 2100 Дж/(кг* о C), удельная теплота плавления льда λ = 334 кДж/кг.

Решение 3:

Так как неясно, каким будет конечное содержимое калориметра (растает ли весь лёд?)

будем решать задачу «в числах».

Количество теплоты, выделяемое при охлаждении воды: Q 1 = 4200*0,16*30 Дж = 20160

Количество теплоты, поглощаемое при нагревании льда: Q 2 = 2100*0,08*12 Дж = 2016

Количество теплоты, поглощаемое при таянии льда: Q 3 = 334000*0,08 Дж = 26720 Дж.

Видно, что количества теплоты Q 1 недостаточно для того, чтобы расплавить весь лёд

(Q 1 < Q 2 + Q 3). Это означает, что в конце процесса в сосуде будут находится и лёд, и вода, а

температура смеси будет равна t = 0 о C.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Записана формула для расчета количества теплоты для 1, 2 и 3 процесса(по 2 балла за каждую формулу)

Получен верный ответ

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Задача 4

Экспериментатор собрал электрическую цепь, состоящую из разных батареек с

пренебрежимо малыми внутренними сопротивлениями и одинаковых плавких

предохранителей, и нарисовал ее схему (предохранители на схеме обозначены черными

прямоугольниками). При этом он забыл указать на рисунке часть ЭДС батареек. Однако

э
кспериментатор помнит, что в тот день при проведении опыта все предохранители остались

целыми. Восстановите неизвестные значения ЭДС.

Решение 4:

Если бы при обходе какого-либо замкнутого контура алгебраическая сумма ЭДС была

бы не равной нулю, то в этом контуре возник бы очень большой ток (из-за малости

внутренних сопротивлений батареек), и предохранители перегорели бы. Поскольку такого не

произошло, можно записать следующие равенства:

E1− E2 − E4 = 0, откуда E4 = 4 В,

E3 +E5 − E4 = 0, откуда E5 = 1 В,

E5 +E2 − E6 = 0, откуда E6 = 6 В.

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Сформулирована идея о равенстве нулю суммы ЭДС при обходе любого контура

Правильно найденные значения трех неизвестных ЭДС – по 2 балла за каждую

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Методическая разработка

олимпиады по физике

в 7 – 11 классах

Составитель:

Еремина М.А.

Санкт- Петербург

2013-2014 гг

Цели и задачи проведения школьной олимпиады .

Настоящий регламент школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) по физике составлен на основе Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2009 №695 и приказа Минобрнауки РФ от 07.02.2011 N 168 «О внесении изменений в Положение о всероссийской олимпиаде школьников».

О сновными целями и задачами Олимпиады являются:

  1. Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  2. Создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
  3. Пропаганда научных знаний;
  4. Отбор детей – потенциальных участников районного тура олимпиады по физике.
  1. Цели и задачи проведения олимпиады……………………………………
  2. Ход работы………………………………………………………………….
  3. Условия задач……………………………………………………………….
  4. Ответы к задачам с решениями……………………………………………
  5. Критерии оценивания………………………………………………………

Школьный этап

8 класс

  1. Почему в горячем чае сахар растворяется быстрее, чем в холодном?
  2. Скорость гусеницы 5 миллиметров в секунду, а скорость червяка 25 сантиметров в минуту. Кто из них перемещается быстрее?
  3. Сплошные шары - алюминиевый и железный - уравновешены на рычаге. Нарушится ли равновесие, если оба шара погрузить в воду? Рассмотрите случаи, когда шары имеют: а) одинаковую массу; б) одинаковый объём. Плотность алюминия 2700 кг/м 3 , плотность железа 7800 кг/м 3
  4. Определите толщину свинцовой пластинки, её длина равна 40 см, ширина 2,5 см. Если пластинку опустить в стакан, до краёв наполненный водой, выльется 80 г воды. Плотность воды 1 г/см 3
  5. Легковой автомобиль массой 1 т расходует 7 л бензина на 100 км пути. На какую высоту можно было бы поднять этот автомобиль, используя всю энергию, выделившуюся при сгорании бензина? Удельная теплота бензина 46 МДж/кг, плотность бензина710 кг/м 3 , g = 10 Н/кг

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

9 класс

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

10 класс

  1. Длина столбика ртути в трубке медицинского термометра увеличилась. Увеличилось ли при этом число молекул ртути? Как изменился объем каждой молекулы ртути в термометре?
  2. На шкале барометра иногда делают надписи «Ясно» или «Облачно», характеризующие предсказываемую погоду. Какую погоду будет «предсказывать» барометр, поднятый на высокую гору?
  3. Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 1 мин. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается за 3мин. Сколько времени будет подниматься идущий вверх пассажир по движущемуся эскалатору?
  4. Определить, с какой скоростью должна лететь капелька воды, чтобы при столкновении ее с такой же неподвижной каплей обе испарились. Начальная температура капель t 0 . Удельная теплоемкость воды С, удельная теплота парообразования воды L.
  5. Аэростат поднимается вертикально вверх с ускорением 2 м/с 2 . Через 5 секунд после начала движения из аэростата выпал предмет. Через сколько времени этот предмет упадет на землю?

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

11 класс

Всероссийская олимпиада школьников по физике

Школьный этап

7 класс

  1. Гусеничный трактор идет со скоростью 4м/с. С какой скоростью движется для наблюдателя с земли точка А на верхней части гусеницы и точка В на нижней.
  1. С самолета, летящего горизонтально с постоянной скоростью, сбрасывают груз. Где будет находиться самолет, (дальше, ближе, или над грузом) когда груз коснется земли.
  2. Поезд проходит мост длиной 450м за 45с, а мимо будки стрелочника – за 15с. Какова длина поезда и его скорость.
  3. Моторная лодка проходит по реке расстояние между двумя пунктами (в обе стороны) за 14 часов. Чему равно это расстояние, если скорость лодки в стоячей воде 35 км/ ч, а скорость течения реки – 5 км/ч?
  4. Имеются два бруска: медный и алюминиевый. Объем одного из этих брусков на 50 см 3 больше, чем объем другого, а масса на 175 г меньше массы другого. Каковы объемы и массы брусков.

Ответы и критерии оценивания школьной олимпиады по физике 2013 – 2014 учебный год

На олимпиаду отводится 90 минут

Разрешается пользоваться калькулятором, линейкой

№ (max балл)

Решение

баллы

8 класс (max 100 баллов)

(10Б)

В горячем чае молекулы двигаются быстрее

В горячем чае диффузия (растворение сахара) происходит быстрее

1 – 5

(10Б)

5 мм/с = 30 см/мин (или 25 см/мин ≈ 4,17 мм/с)

Гусеница двигается быстрее

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 5

(20Б)

а) массы равны, плотность алюминия меньше плотности железа, значит его объём больше

Чем больше объём, тем больше выталкивающая сила

Значит, равновесие весов нарушится, алюминиевый шар поднимется выше

б) объёмы равны, значит, равновесие не нарушится

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(20Б)

V c = V в

V c = abc

V в = m/ρ в

abc = m/ρ в

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(40Б)

Q= qm б

m б = ρV

E p = mgh

Q = E p q ρV = mgh

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

9 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Облака имеют большой объём, следовательно, выталкивающая сила, действующая на них со стороны воздуха, больше силы тяжести

F т = mg

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(20Б)

Для близоруких используются рассеивающие линзы

Для дальнозорких используют собирающие линзы

Направить на линзу свет, например солнечный, если он сфокусируется, значит, линза собирающая, если нет - рассеивающая

Потрогать линзу пальцами: собирающая тонкая по краям и утолщённая в середине; рассеивающая утолщённая по краям и тонкая в середине

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 5

(40Б)

Перевод единиц измерения в СИ

Q в = c в m в (t – t в ) количество теплоты отданное водой

Q с = c с m с (t – t с ) количество теплоты полученное сталью

Q м = c м m м (t – t м ) количество теплоты отданное медью

в + Q с + Q м =0

Получена формула

Получен ответ t ≈ 19°C

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(25Б)

Решение системы уравнений

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

(10Б)

Если лампа А перегорит, то сила тока в цепи уменьшится

Т.к. увеличивается сопротивление параллельного участка цепи

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

10 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Число молекул не увеличилось

Объём молекулы не увеличился

Увеличивается расстояние между молекулами

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(10Б)

Барометр будет всё время показывать «Облачно»

«Ясно» соответствует высокому давлению

«Облачно» соответствует низкому давлению

В горах давление всегда ниже, чем на равнине

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(15Б)

V = V э + V п

S = Vt V =

S = V э t э V э =

S = V п t п V п =

Решение системы уравнений, получена формула

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(30Б)

Е к = кинетическая энергия одной капли

Q 1 = c2m(t 100 – t 0 ) нагревание двух капель воды

Q 2 = L2m испарение двух капель воды

E k = Q 1 + Q 2

Решение уравнения

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 10

(30Б)

V = at скорость аэростата и предмета через t секунд в момент, когда выпал предмет

h = высота, с которой начал падать предмет

Уравнение движения предмета, в проекции на ось У (ось У вверх) у = h + Vt 1 –

Т.к. предмет упал, его конечная координата = 0, тогда уравнение движения выглядит так:

Решение квадратного уравнения

Получено два корня: 3,45 и 1,45 Ответ: 3,45 с

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 10

11 класс (max 100 баллов)

(5Б)

Может

Если плотность тела меньше плотности воды

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(5Б)

Масса одного кубометра берёзовых дров будет больше, чем одного кубометра сосновых дров

Следовательно, при сгорании берёзовых дров выделится больше тепла Q = λm

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 – 3

(25Б)

Рисунок с указанными силами и выбранными осями

Ось Х: уравнение сил, действующих на первое тело:

Ось Х: уравнение сил, действующих на второе тело:

Решение уравнения: =

Ответ: F тр = 2Т = 4Н

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 5

(40Б)

Перевод единиц измерения в СИ

Q 1 = - Lm п количество теплоты при конденсации пара

Q 2 = c в m п (t – t п ) количество теплоты на остывание воды, полученной из пара

Q 3 = c л m л (t 0 – t л ) = - c л m л t л количество теплоты на нагрев льда до 0°С

Q 4 = λm л количество теплоты для плавления льда

Q 5 = c в m л (t – t 0 ) = c в m л t количество теплоты на нагрев воды, полученной из льда

Уравнение теплового баланса Q 1 + Q 2 + Q 3 + Q 4 + Q 5 = 0

13,3°С

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 10

(25Б)

Количество теплоты, выделяемое на первом проводнике

Количество теплоты, выделяемое на втором проводнике

Количество теплоты, выделяемое на третьем проводнике

Сопротивление третьего проводника R 3 = 0,33 Ом

Сопротивление второго проводника R 2 = 0,17 Ом

За разумные идеи на усмотрение учителя

1 - 5

7 класс (max 100 б)

15 б

По инерции груз продолжает двигаться со скоростью самолета.

Груз упадет на землю в той же точке, что и самолет, если трением о воздух пренебречь.

Груз упадет ближе, если учитвать сопротивление воздуха.

20 б

T = tₐ- tᵤ = 45- 15 =30 c

V = l / t = 450 / 30 = 15 m/c

L = v × t = 15 × 15 = 225 m

25 б

Пусть Т – время всего пути = 14 часов

vᵤ - скорость лодки в стоячей воде 35 км.ч, vₐ - скорость течения реки 5 км,ч. L1 +L2 = 2L расстояние всего пути, весь путь

Т по течению = L / vᵤ-vₐ = L / vᵤ - vₐ

Составим уравнение:

L / vᵤ-vₐ + L / vᵤ - vₐ = 14

х / 40 + x / 30 = 14

﴾30 x +40 x﴿/ 120 =14

70 x = 120 ×14

X = 240 m

30 б

Пусть х- объем медного бруска, тогда объем алюминиевого х + 50

Масса медного бруска 8.9 × х ﴾


Согласовано Утверждаю:

На методическом совете «ИМЦ» Директор МБОУ ДПО «ИМЦ» «_____» __________ 2014_____г. ______________

Протокол № ____ «______»______________2014 г.

«_____» __________ 2014_____г.

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по физике

7-11 классы

· продолжительность выполнения заданий – 120 минут.

· Участникам олимпиады запрещается приносить в аудитории свои тетради, справоч ную литературу и учебники, электронную технику (кроме калькуляторов).

· Школьный этап Олимпиады по физике проводятся в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополни­тельный устный опрос не допускается

· Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдается тетрадь в клетку

· Участникам олимпиады запрещено использование для записи решений ручки с красными или зелеными чернилами. Во время туров участникам олимпиады запрещено пользо­в аться какими-либо средствами связи

· Через 15 минут после начала тура участники олимпиады могут задавать вопросы по у словиям задач (в письменной форме). В этой связи у дежурных по аудитории должны быть в наличии листы бумаги для вопросов. Ответы на содержательные вопросы озвучиваются членами жюри для всех участников данной параллели. На некорректные вопросы или вопросы, свидетельствующие о том, что участник невнимательно прочитал условие, следует ответ «без комментариев».


· Дежурный по аудитории напоминает участникам о времени, оставшемся до окончания тура за полчаса, за 15 минут и за 5 минут.

· Участник олимпиады обязан до истечения отведенного на тур времени сдать свою работу

· Проводить шифровку задач школьной олимпиады не целесообразно

· Участник может сдать работу досрочно, после чего должен незамедлительно покинуть место проведения тура.

· количество баллов за каждую задачу от 0 до 10 (не рекомендуется вводить дробные баллы, их округлять «в пользу ученика» до целых баллов).

· Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяют ся. Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оце­ ниваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

· Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной методике оцени­ вания решений:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

Полное верное решение

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

Найдено решение одного из двух возможных случаев.

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

· Ведомость оценивания работ участников

п/п

Фамилия Имя Отчество

Количество баллов за задачу №

Итоговый балл

1

2

· Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится в кон це решения. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ста­ вит свою подпись под оценкой.

· По окончании проверки член жюри, ответственный за данную параллель, передаёт представителю оргкомитета работы.

· По каждому олимпиадному заданию члены жюри заполняют оценочные ведомости (листы). Баллы, полученные участниками олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу.

· Протоколы проверки работ вывешиваются на всеобщее обозрение в заранее отведённом мес те после их подписания ответственным за класс и председателем жюри.

· Разбор решений задач проводится сразу после окончания Олимпиады.

Основная цель этой процедуры - объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на турах, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. В процессе проведения разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию для самостоятельной оценки правильности сданных на проверку жюри решений, чтобы свести к минимуму вопросы к жюри по поводу объективности их оценки и, тем самым, уменьшить число необоснованных апелляций по результатам проверки решений всех участников.


· Апелляция проводится в случаях несогласия участника олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения олимпиады.

· Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады.

· Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до на чала тура Олимпиады.

· Для проведения апелляции Оргкомитет олимпиады создает апелляционную комиссию из членов Жюри (не менее двух человек).

· Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедить ся в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требования ми.

· Апелляция участника олимпиады рассматривается в день показа работ.

· Для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление на имя п редседателя жюри.

· На рассмотрении апелляции имеют право присутствовать участник олимпиады, по давший заявление

· Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не под лежат.

· Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

· Окончательные итоги Олимпиады утверждаются Оргкомитетом с учетом результатов работы апелляционной комиссии.

· Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам решения участника­ ми задач в каждой из параллелей (отдельно по 7-м, 8-м, 9-м, 10-м и 11-м классам). Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником бал лов за решение каждой задачи на туре.

· Окончательные результаты проверки решений всех участников фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и при­зеров Олимпиады.

· Председатель жюри передает протокол по определению победителей и призеров в Оргкомитет для утверждения списка победителей и призеров Олимпиады по физике.

Ответственные за составление

олимпиадных заданий: ____________________

____________________

_____________________

Задания

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике

1. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде с скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч.

Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

2. Сплав состоит из 100 г золота и 100 см3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3.

1. Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

2. изошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Мо

1. По круглой гоночной трассе из точки О в разные стороны стартуют Петров и Сидоров. Скорость Vx Сидорова в два раза больше, чем скорость V 2 Петрова. Гонка закончилась, когда спортсмены одновременно вернулись в точку О. Сколько у гонщиков было мест встреч, отличных от точки 01

2. На какую высоту можно было бы поднять груз массой т = 1000 кг, если бы удалось полностью использовать энергию, освобождающуюся при остывании 1 литра воды от tx = 100°С до tx = 20 °С? Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/кг*°С, плотность воды 1000 кг/м3.

3. В сосуде в тепловом равновесии находятся вода объёма V = 0,5 л и кусочек льда. В сосуд начинают вливать спирт, температура которого 0 °С, перемешивая содержимое. Сколько спирта нужно влить, чтобы лёд утонул? Плотность спирта рс = 800 кг/м3. Считайте плотно сти воды и льда равными 1000 кг/м3 и 900 кг/м3

соответственно. Теплотой, выделяющейся при смешивании воды и спирта, пренебречь. Считайте, что объём смеси воды и спирта равен сумме объёмов исходных компонентов.

1. Проплывая со скоростью V мимо большого коралла, маленькая рыбка почувствовала опасность и начала движение с постоянным (по модулю и направлению) ускорением а = 2 м/с2. Через время t = 5 с после начала ускоренного движения её скорость оказалась на­правленной под углом 90° к начальному направлению движения и была в два раза больше начальной. Определите модуль начальной скорости V , с которой рыбка плыла мимо коралла.

2. В перерыве между лабораторными работами расшалившиеся дети собрали цепочку из нескольких одинаковых амперметров и вольтметра. Из объяснений учителя дети твердо помнили, что амперметры надо включать последовательно, а вольтметры - параллельно. Поэтому собранная схема выглядела так:

После включения источника тока, на удивление, амперметры не сгорели и даже стали что-то показывать. Некоторые показывали силу тока 2 А, а некоторые 2,2 А. Вольтметр показывал напряжение 10 В. Определите по этим данным напряжение на источнике тока, сопротивление амперметра и сопротивление вольтметра.

3. Поплавок для рыболовной удочки имеет объем V = 5 см3и массу т = 2 г . К поплав ку на леске прикреплено свинцовое грузило, и при этом поплавок плавает, погрузившись на половину своего объема. Найдите массу грузила М. Плотность воды р1= 1000 кг/м3, плотность свинца р2 = 11300 кг/м.

1. Мастер спорта, второразрядник и новичок бегают на лыжах по кольцевому маршруту с длиной кольца 1 км. Соревнование заключается в том, кто пробежит большее расстояние за 2 часа. Стартовали они одновременно в одном месте кольца. Каждый спортсмен бежит со своей постоянной по модулю скоростью. Новичок, бегущий не очень быстро со скоростью 4 км/час, заметил, что каждый раз, когда он проходит место старта, его обязательно обгоняют оба других спортсмена (они могут обгонять его и в других местах маршрута). Другое его на­ блюдение состоит в том, что когда мастер обгоняет только второразрядника, то они оба на­ходятся от новичка на максимальном расстоянии. Сколько километров пробежал каждый из спортсменов за 2 часа? Для справки: наибольшая средняя скорость, достигнутая спортсме­ ном на чемпионате мира по лыжным гонкам , составляет примерно 26 км/час.

2. При переводе идеального газа из состояния А в состояние В его давление уменьшалось прямо пропорционально объёму, а температура понизилась от 127 °С до 51 °С. На сколько процентов V уменьшился объём газа?

3. Электрическая цепь состоит из батареи, конденсатора, двух одинаковых резисторов, ключа К и амперметра А. Вначале ключ разомкнут, конденсатор не заряжен (рис. 17). Ключ замыкают, и начинается зарядка конденсатора. Определите скорость зарядки конденсатора Aq / At в тот момент, когда сила тока протекающего через амперметр, равна 1,6 мА. Известно, что максимальная сила тока, прошедшего через батарею, равна 3 мА.

Варианты решения задач:

7 класс

1. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде со скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

Тогда первую половину пути турист преодолел за время

T1=L/2*6=L/12 часов

t2=T-t1/2=1/2(T-L/12).

Оставшийся путь t3=(L-L/2-16t2)/2= L/4- 4*(T- L /12)/

T = t 1+ t 2+ t 3= L /12+ T /2- L /24+ L /4-4* T + L /3=15 L /24- T /2 3 T =5 L /12 тогда V = L / T =36/5=7,2 км/ч

2. Сплав состоит из 100 г золота и 100 см3 меди. Определите плотность этого сплава. Плотность золота равна 19,3 г/см3 , плотность меди – 8,9 г/см3.

Масса сплава равна m = 100+100-8,9 = 990 г. Объем сплава равен

V = 100/19,3+100 ~ 105,2 см

Поэтому плотность сплава получается равной р =990/105,2=9,4

Ответ: плотность сплава примерно равна 9,4 г/см3.

3. Сколько километров содержится в одной морской миле?

1. Морская миля определяется как длина части экватора на поверхности земного шара при смещении на одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на одну морскую ми лю вдоль экватора соответствует изменению географических координат на одну минуту дол­готы.

2. Экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли плоскости, перпен­дикулярной оси вращения планеты и проходящей через её центр. Длина экватора приблизи тельно равна 40000 км .

Варианты решения задач:

8 класс

1. Ученик измерил плотность деревянного бруска, покрытого краской, и она оказалась равной 600 кг/м3. Но на самом деле брусок состоит из двух частей, равных по массе, плотность одной из которых в два раза больше плотности другой. Найдите плотности обеих частей бруска. Массой краски можно пренебречь.

Пусть т - масса каждой из частей бруска, рх и р2 = рх 1 2 - их плотности. Тогда части бруска имеют объемы т I рх и т / 2рх, а весь брусок массу и объем т *рх.

Отсюда находим плотности частей бруска: рх = 900 кг/м3, р2 = 450 кг/м3.

2. Три спортсмена-супермарафонца одновременно стартуют с одного и того же места кольцевой беговой дорожки и 10 часов бегут в одну сторону с постоянной скоростью: пер­ вый 9 км/ч, второй 10 км/ч, третий 12 км/ч. Длина дорожки 400 м. Мы говорим, что про­ изошла встреча, если либо два, либо сразу все три бегуна поравнялись друг с другом. Мо­ мент старта встречей не считается. Сколько всего «двойных» и «тройных» встреч произошло во время забега? Кто из спортсменов чаще всех участвовал во встречах и сколько раз?

Второй спортсмен бежит быстрее первого на 1 км/ч. Значит, за 10 часов первый бегун обгонит второго на 10 км, то есть произойдет N \2 = (10 км)/(400 м) = 25 встреч. Аналогично, число встреч первого спортсмена с третьим N 13 (30 км)/(400 м) = 75 встреч, второго спорт­смена с третьим N 23 = (20 км)/(400 м) = 50 встреч.

Каждый раз, когда встречаются первый и второй бегун, третий оказывается там же, значит, число «тройных» встреч N 3= 25. Суммарное число «двойных» встреч N 2 = Nn + Nn + N23 2 N 3 = 100.

Ответ: всего произошло 100 «двойных встречи» и 25 тройных встреч; чаще всего встречались первый и третий спортсмены, это случилось 75 раз.

3. Турист пошел в поход и преодолел некоторое расстояние. При этом первую половину пути он шел со скоростью 6 км/ч, половину оставшегося времени ехал на велосипеде с скоростью 16 км/ч, а оставшийся путь поднимался в гору со скоростью 2 км/ч. Определите среднюю скорость туриста за время его движения.

Пусть общая длина пути туриста равна L км, а общее время его движения - Т часов.

Тогда первую половину пути турист преодолел за время t1=L/ 2*6=L/12 часов Половина

t 2= T - t 1/2=1/2(T - L /12).

Оставшийся путь t 3=(L - L /2-16 t 2)/2= L /4- 4*(T - L /12)/

T = t 1+ t 2+ t 3= L /12+ T /2- L /24+ L /4-4* T + L /3=15 L /24-7 T /2 3 T =5 L /12 тогда V = L / T =36/5=7,2 км/ч