Сложное предложение. сочетание союзов

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

МОНИТОРИНГОВАЯ РАБОТА 2

1. Ука-жи-те два пред-ло-же-ния, в ко-то-рых верно пе-ре-да-на ГЛАВ-НАЯ ин-фор-ма-ция, со-дер-жа-ща-я-ся в тек-сте. За-пи-ши-те но-ме-ра этих пред-ло-же-ний.

1)Че-ло-век раз-ли-ча-ет вкус про-дук-тов в боль-шей сте-пе-ни за счёт обо-ня-ния, а не ре-цеп-то-ров языка, вот по-че-му, когда обо-ня-ние про-па-да-ет, пища ста-но-вит-ся без-вкус-ной, сле-до-ва-тель-но, бо-гат-ством вкуса че-ло-век обя-зан сво-е-му обо-ня-нию.

2) О вкусе из-вест-но го-раз-до боль-ше, чем об обо-ня-нии: по-доб-но па-ху-чим хи-ми-че-ским со-еди-не-ни-ям, ве-ще-ства, пе-ре-да-ю-щие нам вкус, рас-тво-ря-ют-ся в слюне и дают ощу-ще-ние вкуса.

3) Бо-гат-ством вкуса че-ло-век обя-зан сво-е-му обо-ня-нию: когда обо-ня-ние про-па-да-ет, пища ста-но-вит-ся без-вкус-ной, так как че-ло-век раз-ли-ча-ет вкус про-дук-тов в боль-шей сте-пе-ни за счёт обо-ня-ния, а не ре-цеп-то-ров языка.

4) Всем бо-гат-ством того, что на-зы-ва-ет-ся обо-ня-ни-ем, че-ло-век обя-зан сво-е-му вкусу.

5) При силь-ной про-сту-де пища ста-но-вит-ся без-вкус-ной, так как, бу-дучи ре-ак-ци-ей на хи-ми-че-ские ве-ще-ства, вкус срод-ни обо-ня-нию.

2. Какое из при-ведённых ниже слов (со-че-та-ний слов) долж-но быть на месте про-пус-ка во вто-ром пред-ло-же-нии тек-ста?

Тем не менее

При этом

Этим

Во-пер-вых,

3. Про-чи-тай-те фраг-мент сло-вар-ной ста-тьи, в ко-то-рой при-во-дят-ся зна-че-ния слова ПРО-ДУКТ. Опре-де-ли-те зна-че-ние, в ко-то-ром это слово упо-треб-ле-но в тре-тьем (3) пред-ло-же-нии тек-ста. Вы-пи-ши-те цифру, со-от-вет-ству-ю-щую этому зна-че-нию в при-ведённом фраг-мен-те сло-вар-ной ста-тьи.

ПРОДУ́КТ , -а, муж.

1. Пред-мет как ре-зуль-тат че-ло-ве-че-ско-го труда (об-ра-бот-ки, пе-ре-ра-бот-ки, ис-сле-до-ва-ния). Про-дук-ты про-из-вод-ства. Про-дук-ты об-ме-на. Про-дук-ты пе-ре-гон-ки нефти. Книга п. мно-го-лет-не-го труда.

2. перен. След-ствие, ре-зуль-тат, по-рож-де-ние чего-н. (книжн.). Язык п. ис-то-ри-че-ско-го раз-ви-тия.

3. обыч-но мн. Пред-ме-ты пи-та-ния, съест-ные при-па-сы. Мо-лоч-ные про-дук-ты. За-па-сы про-дук-тов.

4. В одном из при-ведённых ниже слов до-пу-ще-на ошиб-ка в по-ста-нов-ке уда-ре-ния: НЕ-ВЕР-НО вы-де-ле-на буква, обо-зна-ча-ю-щая удар-ный глас-ный звук. Вы-пи-ши-те это слово.

на-рвА-ла

на-ча-лАсь

дефИс

знА-чи-мый

апо-стрОф

5. В одном из при-ведённых ниже пред-ло-же-ний НЕ-ВЕР-НО упо-треб-ле-но вы-де-лен-ное слово. Ис-правь-те лек-си-че-скую ошиб-ку, по-до-брав к вы-де-лен-но-му слову па-ро-ним. За-пи-ши-те по-до-бран-ное слово.

На во-про-сы об од-но-класс-ни-ках мой то-ва-рищ от-ве-чал не-мно-го-слов-но и ДИ-ПЛО-МА-ТИЧ-НО умол-чал о быв-ших между ними раз-но-гла-си-ях.

Не-сколь-ки-ми яр-ки-ми, КРА-СОЧ-НЫ-МИ маз-ка-ми ху-дож-ник изоб-ра-зил раз-бе-жав-шу-ю-ся по лу-жай-ке де-тво-ру.

В не-дав-но об-на-ро-до-ван-ном до-ку-мен-те это не-боль-шое ост-ров-ное го-су-дар-ство угро-жа-ло своим со-се-дям раз-ры-вом ДИ-ПЛО-МА-ТИЧ-НЫХ от-но-ше-ний.

Дре-му-чее НЕ-ВЕ-ЖЕ-СТВО по-се-ти-те-ля изу-ми-ло даже ви-дав-ших виды опыт-ных со-труд-ни-ков.

Можно было за-ме-тить под мо-ста-ми мгно-вен-ные от-блес-ки звезд в тёмной —не то БО-ЛОТ-НОЙ, не то то реч-ной— воде.

6. В одном из вы-де-лен-ных ниже слов до-пу-ще-на ошиб-ка в об-ра-зо-ва-нии формы слова. Ис-правь-те ошиб-ку и за-пи-ши-те слово пра-виль-но.

убор-ка ЯСЛЕЙ

НАИ-БО-ЛЕЕ СИЛЬ-НЫЙ

ВО-СЬМЬ-ЮДЕ-СЯ-ТЬЮ сло-ва-ми

ПО-ЛО-ЩЕТ бельё

ПОД-ЧЕРК

7. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между грам-ма-ти-че-ски-ми ошиб-ка-ми и пред-ло-же-ни-я-ми, в ко-то-рых они до-пу-ще-ны: к каж-дой по-зи-ции пер-во-го столб-ца под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

ГРАМ-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЕ ОШИБ-КИ

ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИЯ

А) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с при-част-ным обо-ро-том

Б) не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с де-е-при-част-ным обо-ро-том

В) на-ру-ше-ние в по-стро-е-нии пред-ло-же-ния с не-со-гла-со-ван-ным при-ло-же-ни-ем

Г) на-ру-ше-ние связи между под-ле-жа-щим и ска-зу-е-мым

Д) не-пра-виль-ное по-стро-е-ние пред-ло-же-ния с кос-вен-ной речью

1) Про-ду-мав рас-по-ря-док дня до ме-ло-чей, учи-ты-ва-лось то, что у меня на-пряжённый гра-фик ра-бо-ты.

2) Среди домов, по-стро-ен-ным на этой улице, было не-сколь-ко мно-го-этаж-ных.

3) Я знаю, что язык — самая живая и проч-ная связь, ко-то-рая объ-еди-ня-ет все по-ко-ле-ния в одно ве-ли-кое ис-то-ри-че-ское целое — народ.

4) Фёдор Аб-ра-мов вспо-ми-нал, как по при-ез-де в Моск-ву «на меня об-ру-ши-лось всё худ-шее, что таит в себе позд-няя осень».

5) Те из линг-ви-стов, кто за-ни-мал-ся ис-сле-до-ва-ни-ем языка ху-до-же-ствен-ной ли-те-ра-ту-ры, не со-мне-ва-ет-ся в осо-бой роли гла-го-ла и в по-э-ти-че-ском,и в про-за-и-че-ском тек-сте.

6) Вни-ма-тель-но на-блю-дая за от-дель-ны-ми жи-вот-ны-ми, учёные вы-яви-ли не-ко-то-рые за-ко-но-мер-но-сти их по-ве-де-ния.

7) В рас-ска-зе К.Г. Па-у-стов-ско-го «Скри-пу-чих по-ло-ви-цах» го-во-рит-ся о роли рус-ской при-ро-ды в жизни и твор-че-стве ве-ли-ко-го ком-по-зи-то-ра П. И. Чай-ков-ско-го.

8) В оче-ред-ной раз пе-ре-чи-тал Д.С. Лихачёва, слу-чай-но об-ра-тив вни-ма-ние на про-пу-щен-ную ранее ин-те-рес-ную мысль о храме, ко-то-рый из-ве-стен как храм Ва-си-лия Бла-жен-но-го.

9) По-свящённая жизни и твор-че-ству ав-то-ра «Ти-хо-го Дона» и «Под-ня-той це-ли-ны» вы-став-ка, ко-то-рую ту-ля-ки от-кры-ли в га-ле-рее «Ясная По-ля-на», на-зы-ва-ет-ся «Дон. Шо-ло-хов. Рос-сия».

8. Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная не-про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

поздр..вле-ние

экстр..маль-ный

выр..щен-ный

ур…вне-ние

вым…кнуть(под дождём)

9. Опре-де-ли-те ряд, в ко-то-ром в обоих сло-вах про-пу-ще-на одна и та же буква. Вы-пи-ши-те эти слова, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

об..скать, дез..нфек-ция

по..твер-дить, о..ни-мать (у со-ба-ки)

пр..под-не-сти, пр..вивка

об..йти, пр..де-душ-ка

пр..ка-зать, пр..уныть

10. Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква Е.

по-датл..вый

потч..вать

повес..вший

под-прыг..вать

наде..лся

11. Вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром на месте про-пус-ка пи-шет-ся буква У.

они улучш..т

они сдерж..т

он про-ти-во-реч..т

они пе-ре-вяж..т

они вы-держ..т

12. Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром НЕ со сло-вом пи-шет-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те это слово.

Липы в ста-ром саду (не)вы-руб-ле-ны, их уда-лось со-хра-нить.

Солн-це брыз-га-ми яр-ко-го света взры-ва-ет тайгу, еще (не)успев-шую стрях-нуть с себя ноч-ной покой.

Со-всем (не)ста-рин-ная, а очень со-вре-мен-ная шляпа.

(Не)смот-ря на сухую по-го-ду, в за-тя-ну-тых тра-вой кю-ве-тах бле-сте-ла вода.

В пол-ном оди-но-че-стве он про-сто-ял с ми-ну-ту, (не)ре-ша-ясь дви-нуть-ся даль-ше.

13. Опре-де-ли-те пред-ло-же-ние, в ко-то-ром оба вы-де-лен-ных слова пи-шут-ся СЛИТ-НО. Рас-крой-те скоб-ки и вы-пи-ши-те эти два слова.

Я хочу по-го-во-рить с вами (НА)СЧЁТ квар-ти-ры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уде-лить мне не-мно-го вни-ма-ния.

Прой-дя (В)ДОЛЬ бе-ре-га, ка-ра-ван оста-но-вил-ся, и по-гон-щи-ки при-ня-лись (ПО)ОЧЕ-РЕ-ДИ рассёдлы-вать оле-ней.

(С)ПРАВА, со-всем близ-ко, сверк-ну-ла мол-ния, и, точно от-ра-зив-шись в зер-ка-ле, она (ТОТ)ЧАС же вспых-ну-ла вдали.

(НЕ)СМОТ-РЯ на то что боль-шин-ство сти-хо-тво-ре-ний Жу-ков-ско-го яв-ля-ют-ся пе-ре-вод-ны-ми, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим рус-ский пей-заж.

В доме ца-ри-ли ти-ши-на и покой, ТО(ЖЕ) спо-кой-ствие ца-ри-ло в душах хо-зя-ев, ЗА(ТО) гостю от этого ста-но-ви-лось толь-ко тре-вож-нее.

14. Ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых пи-шет-ся НН.

Дли(1)ый ряд не-ви-да(2)ых кар-тин в стари(3)ых рамах, раз-ве-ша(4)ых по не-кра-ше(5)ым сте-нам, ра-до-вал глаз буй-ством кра-сок.

15. Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния. Ука-жи-те два пред-ло-же-ния, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ за-пя-тую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих пред-ло-же-ний.

1) После обеда ба-буш-ка вы-хо-ди-ла на бал-кон или с вя-за-ни-ем или с шитьём.

2) В XIX веке в Ев-ро-пе и Аме-ри-ке наука и про-из-вод-ство раз-ви-ва-лись быст-ры-ми тем-па-ми.

3) За снеж-ным ту-ма-ном не видно ни поля ни те-ле-граф-ных стол-бов ни леса.

4) Бо-га-тый и не бед-ству-ет да жа-лу-ет-ся.

5) Я про-ра-бо-тал пол-го-да в пес-ках и как сле-ду-ет оце-нил их.

16.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

Когда на село (1) рас-по-ло-жен-ное в до-ли-не (2) легла ши-ро-кая про-хлад-ная тень от горы (3) за-кры-ва-ю-щей запад (4) народ со-брал-ся у белой ста-рин-ной церк-ви.

17. Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Весёлое, без-за-бот-ное дет-ство (1) всё равно (2) когда-ни-будь кон-чит-ся, а взрос-лая жизнь (3) ко-неч-но (4) по-тре-бу-ет серьёзных ре-ше-ний и от-вет-ствен-ных по-ступ-ков.

18. Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Сер-деч-ная грусть (1) при-чи-на (2) ко-то-рой (3) вам хо-ро-шо из-вест-на (4) со-про-вож-да-ла меня всю до-ро-гу.

19. Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

Гу-де-ли чёрные то-по-ля (1) и (2) хотя море ещё иг-ра-ло при-бо-ем (3) стало за-мет-но (4) как по-сте-пен-но рас-чи-ща-лось небо.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)В 1969 году в во-ро-неж-ской «Ком-му-не» я про-чи-тал за-мет-ку «За-жи-во по-гребённый» о че-ло-ве-ке, ко-то-рый в сорок вто-ром году де-зер-ти-ро-вал из армии и в те-че-ние два-дца-ти лет укры-вал-ся на чер-да-ке. (2)Он не-дав-но спу-стил-ся на землю и на-звал своё имя. (3)Тон-ких Ни-ко-лай. (4)Слу-чай не-ве-ро-ят-ный. (5)Как жур-на-лист, я не-мед-лен-но вы-ехал в Во-ро-неж-скую об-ласть...

(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь от-кры-ла жен-щи-на лет се-ми-де-ся-ти. (9)Хо-зяй-ка не рада гостю, но голос ис-ка-тель-ный.

-(10)Сей-час по-зо-ву Ни-ко-лая...

(11)Ни-ко-лай, как потом ока-за-лось, пер-вым уви-дел гостя - и сразу в сарай.

(12) Лю-бо-му че-ло-ве-ку в его по-ло-же-нии вся-кий раз-го-вор не-при-я-тен и тя-го-стен.

(13) Но гость сидит на ска-мей-ке, до-стал си-га-ре-ты, за-ку-рить пред-ла-га-ет - надо под-дер-жи-вать раз-го-вор.

(14)Слово за сло-вом я узнаю тра-ге-дию че-ло-ве-ка-труса.

(15)В сорок вто-ром, когда по-лы-хал Во-ро-неж, когда немцы рва-ну-лись к Волге, с хол-що-вы-ми сум-ка-ми за пле-ча-ми из Битюг-Матрёновки в Ли-пецк шла груп-па ребят.

(16)Парни спе-ши-ли к месту, где люди по-лу-ча-ли вин-тов-ки, потом са-ди-лись в теп-луш-ки и от-прав-ля-лись к Волге. (17)Каж-дый по-ни-мал, что ждёт его, но от стра-ха руки толь-ко креп-че сжи-ма-ли вин-тов-ку.

(18)А он ис-пу-гал-ся и бро-сил дру-зей, глу-хи-ми до-ро-га-ми пошёл назад, к дому.

(19) В под-сол-ну-хах до-ждал-ся по-лу-но-чи и, ози-ра-ясь, по-сту-чал в хату у Би-тю-га.

-(20)Мама, от-крой...

(21)Мать сжала его в объ-я-ти-ях.

-(22) Сынок... (23)Живой, здо-ро-вый. (24)Ни-ко-му не отдам... (25)Один раз живём...

(26)Так на-ча-лись страш-ные два-дцать лет жизни на чер-да-ке возле печ-ной трубы.

(27)Семь тысяч дней, по-хо-жих как близ-не-цы. (28)На-пе-речёт из-вест-ные звуки: это мать доит ко-ро-ву, это сест-ра по-ве-си-ла на стен-ку порт-фель, это скребётся мышь, это чер-вяк точит стро-пи-ла... (29)При каж-дом не-зна-ко-мом звуке че-ло-век у трубы

вздра-ги-вал, сжи-мал-ся в комок.

(30)Летом, в тёмные часы между зо-ря-ми, че-ло-век спус-кал-ся к земле. (31)Ози-ра-ясь, он об-хо-дил во-круг хаты, тро-гал ру-ка-ми под-сол-ну-хи, при-кла-ды-вал ла-до-ни к осты-ва-ю-щим после днев-ной жары тык-вам. (32)Уснув-шие куз-не-чи-ки ша-ра-ха-лись из-под ног. (33)Че-ло-век думал: «Это они меня бо-ят-ся… (34)Часто думал: спу-щусь к людям, рас-ска-жу всё. (35)Бо-ял-ся. (36)Уже не кары за тру-сость бо-ял-ся - бо-ял-ся жизни. (37)Я за-ви-до-вал тем ре-бя-там, ко-то-рые не вер-ну-лись. (38)Я думал: им хо-ро-шо, лежат спо-кой-но, им носят цветы, их пом-нят. (39)А я... (40)Зачем?.. (41)Много раз тро-гал ру-ка-ми верёвку. (42)Ми-ну-та, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко - живём один раз...»

(45)Так через два-дцать лет ого-ро-да-ми к сель-со-ве-ту прошёл ни-ко-му не зна-ко-мый че-ло-век, на-звал себя… (46)Вот и вся тра-ги-че-ская и жал-кая судь-ба де-зер-ти-ра, про-ме-няв-ше-го живую жизнь на бес-ко-неч-ные годы стра-ха. (47)Он живёт те-перь среди нас, сам за-ра-ба-ты-ва-ет свой хлеб. (48)Он устаёт на ра-бо-те, из-бе-га-ет людей. (49)Спит он по-преж-не-му на чер-да-ке. (50)«Никак не при-вык-ну к избе...» (51)Ве-че-ра-ми, перед тем как по-лезть на чер-дак, долго стоит во дворе, про-во-жа-ет закат.

(52)Тру-сость в тяж-кий для Ро-ди-ны час тре-бу-ет на-ка-за-ния. (53)Но у кого под-ня-лась бы сей-час рука на этого жал-ко-го, ссох-ше-го-ся, с по-тух-ши-ми от стра-да-ния гла-за-ми че-ло-ве-ка, пе-ре-жив-ше-го семь тысяч дней стра-ха, на-ка-зав-ше-го себя сверх вся-кой меры! (54)Этот че-ло-век и те-перь го-во-рит: «Живём один раз». (55)Но он по-ни-ма-ет, как бес-по-щад-ны для него эти слова. (56)Два-дцать зо-ло-тых лет зачёрк-ну-то в жизни. (57)Да и те-перь что за жизнь? (58)Не вся-кий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, ост-рый слух ловит шёпот:

-(60)Де-зер-тир...

(61)Пре-зре-ние людей - самое тяж-кое на-ка-за-ние для че-ло-ве-ка. (62)А живём один раз...

(по В.М. Пес-ко-ву*)

20. Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов в воз-рас-та-ю-щем по-ряд-ке.

1) Тру-сость в тяж-кий для Ро-ди-ны час тре-бу-ет на-ка-за-ния.

2) Де-зер-тир на про-тя-же-нии 20 лет пря-тал-ся на чер-да-ке дома своей ма-те-ри.

3) Че-ло-ве-че-ское пре-зре-ние яв-ля-ет-ся одним из самых же-сто-ких на-ка-за-ний.

4) Герой по-вест-во-ва-ния был рад, что спас себе жизнь.

5) Ни-ко-лай был рад гостю и ра-дост-но встре-тил жур-на-ли-ста.

21. Какие из пе-ре-чис-лен-ных утвер-жде-ний яв-ля-ют-ся вер-ны-ми? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

1) В пред-ло-же-ни-ях 15-16 пред-став-ле-но по-вест-во-ва-ние.

2) Пред-ло-же-ние 12 объ-яс-ня-ет при-чи-ну того, о чём го-во-рит-ся в пред-ло-же-нии 11.

3) В пред-ло-же-ни-ях 30-31 пред-став-ле-но рас-суж-де-ние.

4) В пред-ло-же-нии 53 со-дер-жит-ся опи-са-тель-ный фраг-мент.

5) В пред-ло-же-ни-ях 58—59 со-дер-жит-ся по-вест-во-ва-ние.

22. Из пред-ло-же-ний 52−54 вы-пи-ши-те фра-зео-ло-гизм со зна-че-ни-ем "не хва-та-ет ре-ши-мо-сти".

23. Среди пред-ло-же-ний 52-62 най-ди-те такое, ко-то-рое со-еди-ня-ет-ся с преды-ду-щим при по-мо-щи союза, лич-но-го ме-сто-име-ния и ука-за-тель-но-го ме-сто-име-ния. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

24. Про-чи-тай-те фраг-мент ре-цен-зии. В нём рас-смат-ри-ва-ют-ся язы-ко-вые осо-бен-но-сти тек-ста. Не-ко-то-рые тер-ми-ны, ис-поль-зо-ван-ные в ре-цен-зии, про-пу-ще-ны. Вставь-те на места про-пус-ков цифры, со-от-вет-ству-ю-щие но-ме-ру тер-ми-на из спис-ка.

Рас-ска-зы-вая о слож-ной, про-ти-во-ре-чи-вой судь-бе де-зер-ти-ра, В.М. Пес-ков ис-поль-зу-ет раз-лич-ные син-так-си-че-ские сред-ства. Среди них особо сле-ду-ет от-ме-тить (А)_____ (пред-ло-же-ния 13, 18, 31), ко-то-рые де-ла-ют по-вест-во-ва-ние более ди-на-мич-ным, а также (Б)_____ (пред-ло-же-ния 35, 39, 40, 42), по-мо-га-ю-щие пе-ре-дать ду-шев-ное вол-не-ние и ско-ван-ность пер-со-на-жа. Лек-си-ка тек-ста про-ста и не-за-мыс-ло-ва-та, как скуд-ная со-бы-ти-я-ми жизнь глав-но-го героя. Ощу-ще-ние од-но-об-ра-зия, бо-лез-нен-ной мо-но-тон-но-сти по-мо-га-ют пе-ре-дать мно-го-чис-лен-ные (В)_____ («думал» в пред-ло-же-ни-ях 33, 34, 38; «бо-ял-ся» в пред-ло-же-ни-ях 35, 36). В свою оче-редь, уме-лое ис-поль-зо-ва-ние ав-то-ром тро-пов, в част-но-сти (Г)_____ («жал-кая судь-ба» в пред-ло-же-нии 46, «тяж-кий час» в пред-ло-же-нии 52), до-бав-ля-ет ко-ло-ри-та, ожив-ля-ет по-вест-во-ва-ние.

Спи-сок тер-ми-нов:

1) не-пол-ные пред-ло-же-ния

2) эпи-тет(-ы)

3) пар-цел-ля-ция

4) ги-пер-бо-ла(-ы)

5) ри-то-ри-че-ские во-про-сы

6) ряды од-но-род-ных чле-нов

7) срав-не-ние(-я)

8) ри-то-ри-че-ские вос-кли-ца-ния

9) лек-си-че-ские по-вто-ры

25. На-пи-ши-те со-чи-не-ние по про-чи-тан-но-му тек-сту.

Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те одну из про-блем, по-став-лен-ных ав-то-ром тек-ста (из-бе-гай-те чрез-мер-но-го ци-ти-ро-ва-ния).

Сфор-му-ли-руй-те по-зи-цию ав-то-ра (рас-сказ-чи-ка). На-пи-ши-те, со-глас-ны или не со-глас-ны Вы с точ-кой зре-ния ав-то-ра про-чи-тан-но-го тек-ста.

Объ-яс-ни-те по-че-му. Свой ответ ар-гу-мен-ти-руй-те, опи-ра-ясь в первую оче-редь на чи-та-тель-ский опыт, а также на зна-ния и жиз-нен-ные на-блю-де-ния (учи-ты-ва-ют-ся пер-вые два ар-гу-мен-та). Объём со-чи-не-ния - не менее 150 слов.

Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

Пояснение.

Ос-нов-ные про-бле-мы

1. Про-бле-ма де-зер-тир-ства (пре-да-тель-ства). (По-че-му сол-дат может стать де-зер-ти-ром (пре-да-те-лем)?)

2. Про-бле-ма тру-со-сти. (К чему при-во-дит че-ло-ве-ка тру-сость? Как по-след-ствия трус-ли-во-го по-ступ-ка вли-я-ют на че-ло-ве-ка?)

3. Про-бле-ма оди-но-че-ства осту-пив-ше-го-ся че-ло-ве-ка. (Может ли че-ло-век про-жить без об-ще-ния с лю-дь-ми, в ат-мо-сфе-ре осуж-де-ния? Легко ли это?)

4. Про-бле-ма на-ка-за-ния за про-сту-пок. (Что яв-ля-ет-ся самым тяж-ким на-ка-за-ни-ем для че-ло-ве-ка, пе-ре-сту-пив-ше-го нрав-ствен-ные за-по-ве-ди?)

5. Про-бле-ма смыс-ла жизни. (Можно ли жить толь-ко ради со-хра-не-ния своей жизни?)

6. Про-бле-ма жизни после пре-да-тель-ства. (Как скла-ды-ва-ет-ся жизнь после пре-да-тель-ства?)

По-зи-ция ав-то-ра

1. Сол-дат может стать де-зер-ти-ром из стра-ха смер-ти.

2. Тру-сость де-ла-ет че-ло-ве-ка нрав-ствен-но сла-бым. Тру-сость может при-ве-сти к пре-да-тель-ству. Один трус-ли-вый по-сту-пок может из-ме-нить судь-бу че-ло-ве-ка.

3. Че-ло-ве-ку не-вы-но-си-мо долго жить в оди-но-че-стве. Жизнь в усло-ви-ях, когда об-ще-ство осуж-да-ет че-ло-ве-ка, тя-же-ла.

4. Самым тяж-ким на-ка-за-ни-ем для че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся пре-зре-ние людей, жизнь в стра-хе и оди-но-че-стве, муки со-ве-сти.

5. Нель-зя жить толь-ко ради со-хра-не-ния соб-ствен-ной жизни, у жизни дол-жен быть дру-гой, более вы-со-кий смысл, цели.

6. Жизнь после пре-да-тель-ства ста-но-вит-ся для че-ло-ве-ка не-вы-но-си-мой.

п/п

Правильный ответ

Этим

нарвала

ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ

ПОВТОРЕНИЕ.

Задание: расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений, укажите вид каждого предложения.

1.Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка карту.

2.Она была прекрасно раскрашена на ней были указаны широты и долготы обозначены заливы бухты.

3.Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона перенесли его на клочок земли затерянной в океане.

4.Стивенсон оказавшийся во власти вымысла очарованный бухточками нанесёнными им на карте написал их названия.

5.Когда он бросил задумчивый взгляд на очертания острова напоминавшего по контурам дракона то увидел среди придуманных им бухт холмов героев своей будущей книги.

6.Вначале Стивенсон и не помышлял о создании книги рассчитанной на массового читателя.

7.Рукопись предназначалась для чтения пасынку который был в восторге от затеи отчима решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ зарытых пиратами.

8.С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову рождённому фантазией Стивенсона.

СОЧЕТАНИЕ СОЮЗОВ

Союзы разделяются или не разделяются запятой в зависимости от следующих условий.

1. Запятая на стыке союзов ставится , если после первого союза следует одиночный союз в придаточной части:

Но в этом болоте невозможно было долго стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда , вода подо льдом понизилась, и так образовался лед-тощак (Пришв.);

А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова ее были привычными , у Сабурова от них вдруг защемило сердце (Сим.). Собака приостановилась, и, пока она стояла, человек видел, как солнечный луч обласкал всю полянку (Пришв.).

2.Если после первого союза следует двойной союз, то запятая на стыке союзов не ставится . Это случается, когда подчинительный союз имеет в главной части предложения слово то :

Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил, что писательство - самое тяжелое и заманчивое занятие в мире и что если бы он не был геологом , то наверняка бы сделался писателем (Пауст.)

Думал я, что если не случится в этот час перемены , то судье уток не стрелять этим утром (Пришв.)

ПРАКТИКА

Задание: укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

1.Так продолжалось до вечера (1) и (2) когда радуга растаяла (3) он даже не заметил (4) как загрустило и полиняло небо.

2.На рассвете сгущался туман (1) и (2) когда он оседал на листике берёзы (3) то листике с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю (4) которая уже была вся устлана влажным ковром.

3.Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

4.Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен, но (3) когда она упала (4) многое изменилось.

1) 1,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

5.В новом романе известного писателя рассказывается о трудностях (1) с которыми приходится сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят через все испытания.

6.После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально дрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 2,4

7.Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца.

8.После того как человек нашёл мощные источники энергии (1) он всё меньше зависел от внешних сил (2) и всё сильнее ощущал (3) какая опасность кроется (4) не во внешнем мире, а в нём самом.

9.Уже приближалась роща на рубеже владений (1) и (2) так как сердце девушки сильно билось (3) Лиза пошла (4) чтобы успокоиться.

10Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в 19 веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобретании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

11.На мои восторженные фразы о ясной осени (1) рыбак возразил (2) что (3) если в тихую погоду туман поднимается кверху (4) надо ждать затяжного дождя.

12.В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке ещё пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств хватит только на трое суток.

13.Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

15.Капли дождя барабанили по стеклу (1) и (2) как Ольшанский ни старался расслышать за этим частым мерным стуком шум приближающегося автомобиля (3) чтобы выбежать и первым встретить Верочку (4) он пропустил заветный момент.

ВАРИАНТ 3 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.


(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но основным занятием этого народа на протяжении веков оставалось земледелие.

2) В течение многих веков основным занятием восточных славян было земледелие, поэтому и древнерусская культура в целом отражала мировоззрение земледельцев.

3) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых людей! - земледельцев и ремесленников.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца, так как основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие.

5) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров, превосходны охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантах.

2. Какое из приведенных слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Несмотря на это, Зато Поэтому Вопреки этому, Но

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТРАЖАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОТРАЖАТЬ , -аю, -аешь; несов.

1) что. О какой-н. физической среде: отбросить от себя. О. свет, звук, электромагнитные волны.

2) кого-что. Отбить, защититься от кого-чего-н. О. атаку. О. чьи-н. нападки.

3) что. О гладкой и принимающей свет поверхности: воспроизвести изображение. Озеро отразило лунный свет.

4) кого-что. Воспроизвести, представить в образах, выразить. О. жизнь в искусстве. О. общественное настроение.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕ ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

снялА мЕстностей слИвовый щелкАть граждАнство

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

На левом берегу реки почти до самой воды склонила свои гибкие ветви ПЛАКУЧАЯ ива.

АБОНЕМЕНТЫ для посещения филармонических концертов все желающие могут приобрести в кассах Консерватории имени П. И. Чайковского.

Каждому домашнему животному требуется ПОДОБАЮЩИЙ уход.

ЭФФЕКТИВНЫЙ костюм Ольги многим показался слишком театральным.

Если судить по дате первого УПОМИНАНИЯ о Ярославле в летописи, это древнейший из существующих на Волге городов.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

летние МЕСЯЦА ПОПРОБУЕМ ТОЛЩЕ волоса

КРАТЧАЙШИЙ путь с ДВУМЯСТАМИ учениками

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.

Б) О творчестве великого композитора П.И. Чайковского повествуется в рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах».

В) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.

Г) Погасив свет, комната погрузилась во мрак.

Д) Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез..денция анн..тация забл..стал р..стение скр..пучий

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же

буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..бросить, по..тягивать пр..мудрый, пр..бой

п..жалеть, н..дломить и..точить, бе..ценный

пр..возмочь, пр..шёл

Ответ:_______________________________________

10. И .

тюл..вый подмиг. .вать выпрыг.. вать заманч..вый доверч..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

незыбл..мый разве..шь прогон..шь довер..нный начерч..нный

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СКОШЕННЫЕ в лугах травы источают дивный аромат.

В ещё (НЕ)ПРОСОХШЕМ доме было сыро и холодно.

Имея внешнее сходство с сестрой, Игорь в то же время (НЕ)БЫЛ так красив.

Поэзия М.Ю. Лермонтова была одним из факторов, который заставил В.Г. Белинского острее ощутить трагическое (НЕ)УСТРОЙСТВО современной жизни, глубже попять её социальные противоречия.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Оказалось, что как раз (ПО)ЭТОМУ оврагу отряды шли тогда на Кричев, ЧТО(БЫ) срезать путь.

Хорь живёт (В)СТОРОНЕ от других мужиков, ПОТОМУ(ЧТО) он умный.

Я зашёл к моим бывшим соседям, (С)ТЕМ ЧТО(БЫ) сказать им самые тёплые слова благодарности.

(ПО)ТОМУ, (НА)СКОЛЬКО в стране налажено библиотечное дело, можно судить об уровне общей культуры.

(В)ПОЛНЕ понятно, что для сохранения чистоты искусственного водоёма (С)НА-ЧАЛА следует полностью избавиться от сорняков, которые сохранились на его берегах.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН .

Среди развалин древнего города на прочных столбах установле(1)ы колокола с высече(2)ыми на них подли(3)ыми греческими письменами. В студё(4)ые осенние туманы эти колокола заменяли морякам маяк.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и на умение трудиться.

2) В зарослях всю ночь жалобно кричали чайки или какие-то другие птицы.

3) Шли мы под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.

4) Словарь синонимов предназначен и для широкого круга филологов и для перевод-чиков и для журналистов.

5) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как великих в будущем.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания:

Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

А. П. Сумароков, последовательно выступавший за простоту и ясность художественной речи, был (1) конечно (2) талантливейшим писателем середины XVIII века. В своих поэтических и драматических произведениях он (3) по мнению многих литературоведов (4) опирался на повседневную, обыденную речь интеллигенции того времени.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Купец слез с лошади (1) бока (2) которой (3) высоко вздымались от усталости (4) и торжественно пообещал никогда не продавать и не дарить своего верного коня.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Современное общество озабочено тем», что язык начал изменяться.

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (3)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.

(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (6)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее... (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.

(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняш-ние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.

(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!

(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (33)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!

(По М.А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз – доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Письменная речь в общении вытесняет сегодня устную.

2) Чтобы владеть родным языком в совершенстве, необходимо ежедневно работать над своей речью.

3) Современная молодёжь активно общается в социальных сетях.

4) Интерес к русскому языку проявляется в обеспокоенности его судьбой.

5) Современные школьники изучают не только родной язык, но и иностранные языки.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 объясняет содержание предложения 2.

2) В предложениях 4-7 содержится рассуждение.

3) В предложениях 8-10 представлено повествование.

4) Предложения 21-22 содержат рассуждение.

5) Предложения 30-35 включают описание.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложения 2 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23 . Среди предложений 30-35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи подчинительного союза. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Размышляя об изменениях, происходящих в языке, автор стремится привлечь внимание читателя. С этой целью он использует такой приём, как (А)___________ (предложения 6 – 7). Необратимость и определённую закономерность происходящих в языке процессов М. А. Кронгауз подчёркивает, используя лексические средства: (Б) ___________ («белой вороной» в предложении 18) и (В) ___________(«гаджеты» в предложении 22). Неравнодушие лингвиста к судьбе родного языка и к отношению к нему людей обнаруживает использованное в тексте синтаксическое средство - (Г) ___________ (предложения 30, 35)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) сравнение

3) фразеологизм

4) ряды однородных членов

6) противопоставление

7) заимствованная лексика

8) вопросно-ответная форма изложения

9) восклицательные предложения

Ответ:

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 3 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

ответ

эффектный

скрипучий

источитьбесценный или бесценныйисточить

прогонишь

неустройство

вполнесначала или сначалавполне

1234 любая другая последовательность этих цифр

1234 любая другая последовательность этих цифр

134 любая другая последовательность этих цифр

124 любая другая последовательность этих цифр

письменнойустную устнуюписьменной письменныйустный устныйписьменный

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

1. Проблема изменений в русском язы-ке. (Какие изменения происходят в русском языке?)

1. В нашем языке происходит вытеснение устной речи письменной, в результате чего письменная речь приобретает налёт «устности».

2. Проблема вытеснения устного общения общением в Интернете. (Нужно ли бороться с общением в Интернете?)

2. То, что люди много общаются в Интернете, не означает, что они перестали разговаривать. Нельзя считать нормой полный уход людей в общение только посредством Интернета, но для людей малообщительных Интернет даёт возможность чувствовать себя уверенно, одинокие люди могут найти собеседника.

3. Проблема оценки изменений, происходящих в языке. (Как можно оценить изменения, происходящие в языке?)

3. Так или иначе в языке всё окажется сбалансировано, но волнение за судьбу языка всегда оказывается ему на пользу, волнение – это показатель интереса к родному языку.

1. Так продолжалось до вечера (1) и (2) когда радуга растаяла (3) он даже не заметил (4) как загрустило и полиняло небо.___________________________________

2. На рассвете сгущался туман (1) и (2) когда он оседал на листике берёзы (3) то листике с каплями, тяжелея, отрывались и падали на землю (4) которая уже была вся устлана влажным ковром.____________

3. Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.________________________________

4. Сотни лет там (1) где стояла великая сосна (2) всё было без перемен, но (3) когда она упала (4) многое изменилось.___________________________________

5. В новом романе известного писателя рассказывается о трудностях (1) с которыми приходится сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то, что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят через все испытания._________________________________

6. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально дрожали от рукоплесканий и восторженных криков.________________________________________________

7. Маска производила сильное впечатление (1) и (2) пока не остановилась процессия (3) я смотрел (4) как дымится верхушка этого маскарадного сердца._____________________________

8. После того как человек нашёл мощные источники энергии (1) он всё меньше зависел от внешних сил (2) и всё сильнее ощущал (3) какая опасность кроется (4) не во внешнем мире, а в нём самом.___________

9. Уже приближалась роща на рубеже владений (1) и (2) так как сердце девушки сильно билось (3) Лиза пошла (4) чтобы успокоиться.____________________________

10. Территориальная структура населения и хозяйства зарубежной Европы сложилась в 19 веке (1) когда едва ли не главным фактором размещения (2) был природно-ресурсный (3) и (4) когда возникли угольно-металлургические районы Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши, Чехии, других стран.

_______________________

11. На мои восторженные фразы о ясной осени (1) рыбак возразил (2) что (3) если в тихую погоду туман поднимается кверху (4) надо ждать затяжного дождя.______________________

12. В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке ещё пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств хватит только на трое суток.______________________

13. Гудели чёрные тополя (1) и (2) хотя море ещё играло прибоем (3) стало заметно (4) как постепенно расчищалось небо.__________________________

15. Капли дождя барабанили по стеклу (1) и (2) как Ольшанский ни старался расслышать за этим частым мерным стуком шум приближающегося автомобиля (3) чтобы выбежать и первым встретить Верочку (4) он пропустил заветный момент.________________________

Тест «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1. В лесу стало смеркаться (1) и (2) когда уже окончательно стемнело (3) мы, сидя в засаде, отчётливо услышали кабанов (4) которые направлялись через поле прямо к нашей охотничьей засидке._________

2. А бабушка всё повторяла (1) что будет каждую минуту думать о внуках (2) и (3) хотя Антипов всегда считал себя суровым человеком (4) у него вдруг защемило сердце._______________________

3. В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если тебе он кажется пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.______________________________

4. Становится как-то спокойно на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) и (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.______________________

5. Звёзды померкли (1) и (2) пока солдаты чистили оружие (3) стало очень светло (4) как будто уже наступил день.______________________

6. На пятнадцатой версте лопнула шина (1) и (2) пока он чинил её на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки (4) будто (5) беспокоились за него.___________________________

7. Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него родина.__________________________

8. Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.________________________________

9. Было довольно темно (1) и (2) когда он прикатил в дачный городок (3) Машенька уже не надеялась (4) что он приедет._____________________________

10. Лицо матери после выяснения всех обстоятельств своевольной выходки детей стало строгим, даже как-то осунулось (1) и последовал суровый и умелый выговор (2) который (3) несмотря на то, что дети полностью признали свою вину (4) им всё же пришлось выслушать._________________

11. Вышли они на рассвете (1) и (2) когда допевали третьи петухи (3) стало видно (4) как сверкнула роса на листьях манжетки._________________________

12. Почти месяц продолжалась очаровательная сказка нашей любви (1) и (2) когда я вспоминаю прекрасный облик Олеси (3) с неувядающей силой оживают в моей души (4) пылающие вечерние зори.___________________________________________

13. Сначала полетит одна чашка (1) и (2) чтобы помешать ей упасть (3) он сделает неловкое движение (4) и уронит ещё две чашки и тарелку.________________________________

14. Беликов носил тёмные очки, фуфайки, уши закладывал ватой (1) и (2) когда садился на извозчика (3) приказывал поднимать верх (4) дабы никто не смог вторгнуться в его тесный маленький мирок._________________

15. Мне пришли в голову мысли кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4) что меня теперь волнует.________________________________