Мы принадлежим аллаху и к нему вернемся. Воистину, мы принадлежим аллаху и к нему вернемся

Смерть, потеря, расставание… Когда мы теряем того, кто нам дорог, или то, что нам дорого, нас переполняет боль утраты, наше горе так велико, что кажется – эта мука никогда не закончится. Переживание последствий утраты может стать чрезвычайно болезненным опытом. Все, о чем мы можем думать, это боль, от которой сжимается сердце и мутится рассудок. Слезы струятся по щекам, лицо искажено гримасой горя, сердце как кровоточащая рана – это невыносимое бремя настолько велико, что мука поглощает нас целиком, застилает глаза слезами и мы уже не в состоянии увидеть свет.

Но свет есть, свет, который можно увидеть даже в самом мрачном месте на земле, даже в кромешной тьме океанской пучины. Не позволяйте зыбучим пескам горя поглотить вас с головой. Волею Аллаха (Свят он и Велик) никто и ничто не способно превозмочь глубину основополагающей истины:

Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся (Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун)

Если мы приложим усилия к тому, чтобы по-настоящему задуматься над этими словами, мы поймем, что они обладают исключительной силой истины, и это ответ на все наши вопросы, горести и переживания.

Эта глубокая фраза отражает саму суть нашего существования; резюмируя, откуда мы и куда идем.

Наш источник и наше последнее прибежище – это Аллах .

Понимая это, мы обретаем способность вырвать с корнем наши сожаления и преодолеть прошлое. В этой истине лежит ключ к успокоению в те моменты, когда мы горестно думаем: «Почему это должно было случиться?» Мы можем засыпать себя вопросами и в своем несчастье полностью погрузиться в бесполезные поиски ответов… Или прийти к пониманию и терпению и помнить: что бы ни произошло, мы все равно вернемся к Аллаху.

Когда мы действительно поймем значение слов , мы обнаружим, что ни одна скорбь не длится вечно, и что нам не следует заниматься саморазрушением, держа в себе даже малейшую каплю горечи или злости. Понимая, что Аллах Один, Единственный, кому мы принадлежим, мы можем пройти через любые болезненные моменты жизни (которые должны воспринимать исключительно как то, что случилось по воле Аллаха) и продолжать стремиться к нашей цели – ко встрече с Ним.

В вашем сердце не останется места для горечи или злости, когда вы действительно осознаете, что эта фраза несет в себе истину. Вы сможете простить тех, кто намеренно или непредумышленно нанес вам обиду, потому что вы знаете, что лишь один Аллах властен над всем, и Ему принадлежат даже ваши чувства. Прощая себя и других, проявляя сабр (терпение) перед лицом смерти или утраты, надеясь и ожидая милости и суда Аллаха, мы поднимаемся на абсолютно новый уровень понимания себя в контексте времени и места.

По Его воле нам дано понять, что Аллах – это единственное, что имеет значение, а все остальное – только дунья (земная жизнь), дающая нам средства достигнуть Его, потому что в конце мы хотим узреть Его, ибо без сомнения мы должны к Нему вернуться.

Слово «инна» означает «воистину». Оно со всей определенностью указывает на то, что мы принадлежим Аллаху, то есть Он создал нас, даровав нам наше начало. «Инна» встречается в этой фразе дважды, подчеркивая уверенность в вечном существовании Аллаха и избавляя от любых сомнений насчет истока и конца нашего пути. Итак, Аллах – аль-Авваль (безначально первый) и аль-Ахир (последний).

Аль-Авваль уль Ахир (вечносущий) – это источник света, который сияет перед нами даже в беде или горе, когда слезы и боль ослепляют нас. Вместо того чтобы позволить сердцу и душе ослепнуть во тьме тоски, мы можем в моменты радости и в моменты печали приучать себя к тому, чтобы находить удовлетворение в понимании того, что ничто не происходит без Его приказа.

В суре «аль-Бакара», аяты 155-156, Аллах говорит:

«Мы испытываем [людей] страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах. Обрадуй же терпеливых, которые, если их постигнет беда, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся”» (Коран, 2:155-156)

Это наш Господь, Тот, Кто создал нас из ничего, сказал нам в Своей Божественной Книге – танзиль (ниспосланной) людям и джиннам как зикр (напоминание) – что Он совершенно точно подвергнет нас испытаниям, но Он обещал нам вознаграждение за терпение.

Как же сохранять терпение перед лицом несчастья?

Аллах не только испытывает людей борьбой, угрозой и утратами, Аллах сказал нам, как пройти эти испытания. Он открыл нам, что терпелив тот, кто попав в беду, говорит «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун». В Своем бесконечном милосердии Аллах даровал нам облегчение в страданиях. Эти слова также показывают нам, что потери и бедствия не длятся вечно, все, что мы считаем хорошим или плохим в дунья – все это преходящее.

Ни боль, ни горе, ни ссора не длятся вечно, вечен только Аллах, и, воистину, от него мы идем и к Нему вернемся.

Это значит, что все, что происходит в дунья – это просто различные моменты. Когда нас пожирает горе, мы перестаем видеть, что аль-Каххар (Завоеватель, Господствующий) дал нам свет, и даже в самые тяжелые времена Аллах дарует утешение в скорби.

Если вы поймете истину и силу слов «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун» и начнете употреблять это прекрасное высказывание в любой момент жизни, когда вас постигнет самая малая потеря или наоборот, страшная утрата, иншаалла (если будет на то воля Аллаха), вы увидите, как перед вами открывается целый мир удовлетворения и безмятежности.

Испытания, выпавшие на долю Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, учат нас тому, как переживать утраты и ситуации, когда мы не получаем того, на что рассчитывали. Ее поведение в беде показывает нам, что значит быть терпеливым перед лицом бедствий и понимать, что Аллах всегда может вернуть терпеливому то, что Он отнял у него, и даже заменить его на лучшее.

Все это не потеряно.

Тот удивительный образец поведения, который она избрала для себя в несчастьях, напоминает нам о том, что следует положиться на Аллаха и никогда не отчаиваться в том, что Он способен сделать все что угодно в любой момент, ибо Аллах – Дарующий; и когда мы терпим утрату и все идет не так, как мы хотим, помнить, что Аллах – Всевидящий и Он знает лучше.

Первым мужем Умм Салама был Абу Салама (да будет доволен им Аллах), и он вернулся к Аллаху на четвертый год после хиджры, получив ранения в битве при Ухуде. Его уход из этого мира поверг женщину в великую печаль, потому что она искренне любила мужа, тем не менее Умм Салама не оставила свои обращения к Аллаху. Поверженная горем утраты, она по-прежнему была упорной в своей вере и взывала к Аллаху, называя Господа «аль-Мугни» – Обогащающий, Тот, Кто удовлетворяет нужды Своих созданий. Убитая горем, вопрошая, может ли кто-то быть лучше Абу Саламы, она взывала:

“Поистине, мы принадлежим Аллаху и поистине, к Нему вернемся. О Аллах! Вознагради меня в моем несчастье и дай мне взамен лучшее (Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун; Аллахумма аджирни фи мусибати ва ахлиф ли хайран минха)”.

Аллах ответил на ее мольбу и даровал ей самого Посланника (мир ему и благословение)! В шаввале того же года, когда умер Абу Салама, Посланник Аллаха женился на ней. Так, благодаря своему терпению и признанию того, что мы принадлежим Аллаху и к нему вернемся, Аллах утешил ее в горе и восполнил ее утрату. Аллах ответил на ее вопрос «Кто лучше Абу Саламы?», благословив ее лучшим мужем – своим возлюбленным Пророком (мир ему и благословение).

Есть множество свидетельств тому, что Аллах дарует тем, кто терпелив и кто имеет таввакул (упование на Аллаха), утешение и вознаграждение за их потери. Лишь Он дарует и забирает, и только признавая, что Ему принадлежит все, мы можем пережить несчастья и утраты и получить благословения.

Если сейчас вы переживаете какое-то испытание, знайте, что Аллах дает облегчение и что, по воле Аллаха, излечение рядом с вами. Подумайте над этим, осознайте, что Аллах как никто другой знает, через какие бедствия и трудности вы проходите, ибо это Аллах проверяет вас ими, и ни на одну душу Он не возлагает большее бремя, чем она может вынести, Аллах ближе к вам, чем ваша яремная вена, чем вы сами, поэтому Он знает, что вы чувствуете. В следующий раз, когда вас постигнет скорбь или утрата, или даже на вас снизойдет счастье и благословение Аллаха, если вы будете произносить, понимать и верить в то, что в конце нашего пути все мы прибудем к Аллаху – этот итог даст нам вечное блаженство – лучи света смогут пробиться сквозь боль утраты.

Ибо каждый раз, когда вы вверяете себя одному Аллаху, не просто повторяя «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун», но понимая и чувствуя это всем сердцем и всей душой признавая Его могущество, вы, иншаалла, не только получите вознаграждение, но Аллах воздаст вам Своими милостями и щедротами за то, что вы терпеливо подчинились Его воле.

Как Умм Салама, доверьтесь Аллаху, Он проведет вас сквозь любые бедствия и утраты, какими бы серьезными они ни казались, поверьте, что Аллах ответит на ваши призывы, ибо ни одно дуа не пропадает даром.

Ни одно бедствие, ни одна потеря не кажутся невыносимыми, когда мы знаем Аллаха, доверяемся Ему, чтобы Он провел нас через все, что с нами случается – плохое или хорошее. Ни одно бедствие, ни одна потеря не кажутся невыносимыми, когда мы признаем и всегда помним, что «поистине мы принадлежим Аллаху, и поистине, к Нему мы вернемся».

Абида Аура Мустафа (Abida Aura Mustafa)

Всевышний Аллах сказал (смысл): «…Мы будем испытывать вас страхом, голодом, недостатком, некоторыми потерями имущества, жизни близких и плодов. Только стойкость спасёт вас от этих тяжёлых испытаний. Обрадуй (о, Мухаммад!) терпеливых Раем, тех, которые, когда постигнет их бедствие, говорят: «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия и при награде, и при наказании». Это – те, над которыми благословение и милость от их Господа, и они идут верным путём» (сура «Аль-Бакара», аят 155–157).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если с кем-либо случится беда, то пусть скажет: «Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун Аллахумма аджурни фи мусыибати вахълиф ли хайран минха» («Воистину Аллаху мы принадлежим и к Нему мы возвернёмся. О Аллах! Награди меня за несчастье, которое меня постигло, и замени его добром для меня»). И тогда Аллах наградит его за это несчастье и заменит его тем, что ещё лучше того, что он потерял».

Во-первых, сам человек, его семья и его имущество являются исключительно собственностью Аллаха. Если Аллах забирает обратно от человека что-то, это Владелец забирает себе то, что Ему принадлежит.

Далее – всё, что получает человек, было раньше, и человек лишь получает это во временное владение. Кроме того, не человек создал предметы этого мира и потому он не является настоящим владельцем всего, не говоря уже о том, что не в его силах абсолютно защитить то, что у него имеется.

В конце концов, все люди неизбежно возвращаются к своему Создателю, Истинному Господу, так что им всё равно предстоит рано или поздно расстаться с жизнью и со всем своим имуществом. И человек возвращается к Аллаху таким, каким он был создан: без всякого имущества, без жены, без семьи, без национальной принадлежности. Единственное, что у него есть, – это его добрые и порицаемые деяния. Если это так, то какой смысл высокомерно гордиться своим богатством или горевать о потере? Если человек будет помнить своё начало и свой конец, то это осознание поможет ему спокойно воспринимать любые потери и несчастья.

К тому же вспомним, что человек не в силах предотвратить то, что предопределено для него, или иметь то, что для него не предопределено. Аллах сказал (смысл): «Никакая беда не поразит землю (засуха, недостаток в плодах и т. д.) и не поразит ваши души (болезнь, бедность, смерть и т. д.), не будучи записанной в книге «Аль-Лавх» (Скрижали); предопределена Аллахом и подвержена Его знанию раньше, чем Мы претворим её в жизнь на земле и в ваших душах. Предопределение беды, знания о ней для Аллаха очень легки и не предоставляют никакого труда, поскольку Его знание объемлет всё сущее. Мы рассказываем это, чтобы вас не постигла чрезмерная печаль, приводящая к негодованию о том, чего вы лишились, и чтобы вы не радовались кичливо тому, что Он вам даровал. Ведь Аллах не любит всяких гордецов, заносчиво кичащихся перед людьми тем, что имеют» (сура «Аль-Хадид», аят 22–23).

Горе, вызванное постигшим несчастьем, убавится, если вспомнить, что Аллах наградил нас большим, чем отнял у нас. Мы поймём, что имеющееся у нас сейчас намного больше того, что потеряли. Тем более если помнить, что Аллах обещает нам награду за любое несчастье, постигшее нас, если только мы будем терпеливо его переносить. И ещё – если бы Аллах захотел, то Он мог бы сделать несчастье намного большим и более серьёзным.

Горе от постигшего несчастья станет меньше, если оглядеться вокруг. Мы увидим, что весь мир вокруг нас страдает от какого-либо несчастья: кто-то теряет своих любимых, где-то бушует война или стихийное бедствие. Мы осознаем, что какие бы радости в этом мире мы не имели – все они преходящи. Если в один день мы смеёмся от радости, то другой день может принести нам слёзы. И это везде, где бы мы ни жили: в Америке, в России или на Мадагаскаре. Японцы говорят: «Жизнь – это семь падений и восемь вставаний». То есть чередование радостного и горестного – это естественное явление жизни.

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «За каждой радостью следует печаль, и любой дом, который сейчас наполнен радостью, вскоре наполнится печалью».

Ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет такого смеха, чтобы за ним не последовал плач».

Однажды Хинд бинт ан-Нугман (да будет доволен ею Аллах) попросили рассказать свою историю, и она сказала: «Однажды утром мы проснулись, и все арабы шли только к нам за помощью. Когда наступила ночь, все арабы смотрели на нас с жалостью».

Ибн Тальха (да будет доволен им Аллах) рассказал о Хурке, сестре Хинд бинт ан-Нугман: «Однажды я встретил Хурку и спросил её: «Что ты знаешь об уроках из историй царей?» Она ответила: «То, чему мы радуемся сегодня, лучше того, чему мы радовались вчера. Мы читаем в книгах, что нет такого дома, который радуется своему благополучию, чтобы на его долю не выпало испытание. История показывает, что каждый наш радостный день скрывает другой, который мы возненавидим».

К преодолению отчаяния после несчастий относится также понимание, что отчаяние и печаль не избавят нас от несчастья, а только усилят его. Сюда же относится понимание, что наше горе приносит радость врагу, печалит наших друзей, гневает Господа, радует Сатану, уничтожает возможную награду Аллаха и приносит слабость нашим душам. С другой стороны, если терпеливо переносить несчастье, это удовлетворит Аллаха, и Он отгонит от нас Сатану и его приспешников, разрушит их козни, обрадует наших друзей и опечалит наших врагов. В таком случае человек, которого постигло несчастье, будет сам утешать близких и друзей, а не они его. Такое поведение и есть стремление к твёрдости и совершенству, а вовсе не горестные причитания, побивание собственных щёк и вопрошание Аллаха, за что постигло такое наказание.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «В день Страшного суда некоторые люди захотят, чтобы при жизни их кожу разрезали ножницами, при виде награды, которую получат те, кто терпеливо переносил постигшие их несчастья».

Всё можно вернуть или заработать снова, кроме награды Аллаха. Кроме того, только через жизненные испытания можно получать бесценный опыт. Поэтому люди с правильным пониманием встречают любые несчастья спокойно. Несчастье постигает людей настолько, насколько они сами ему это позволяют. И поэтому выбор за нами: или награда, или же мы будем пожинать злые последствия. Тот, кто проявляет гнев и неверие, будет записан в число потерянных душ. Тот, кто с горя забывает свои обязанности и совершает запретное, будет записан в число не справившихся со своими обязанностями. Если кто-либо жалуется на несчастье и проявляет нетерпение, то будет записан в число тех, кто совершил несправедливость по отношению к самому себе. Если кто-либо отвергает решение Аллаха и ставит под сомнение Его мудрость, то будет записан среди тех, кто постучался в дверь неверия или зашёл в неё. Тот, кто проявил терпение и твёрдость, будет записан среди терпеливых. Тот, кто проявил довольство, будет записан среди довольных верующих. Тот, кто в несчастье восхваляет Аллаха и благодарит Его, будет записан среди благодарных и будет призван среди восхваляющих Аллаха. Если постигшее несчастье вызвало у кого-то желание встретиться с Аллахом, он будет записан среди искренних в своей любви к Аллаху.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если они проявляют при этом довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев».

К преодолению последствий несчастья относится и понимание, что, каким бы большим ни было несчастье, человек будет вынужден перенести его, однако такое вынужденное перенесение лишит его награды Аллаха. Сюда же относится понимание, что самое лучшее лечение в несчастье – это согласие с тем, что его Господь выбрал для него, ибо одна из тайн любви состоит в том, что любящие согласны с любимыми. Те, кто утверждают, что любят, но потом не соглашаются с тем, что нравится любимым, и ищут то, что любимым не нравится, только рассердят любимых и выдадут свою неискренность в любви. Абу-д-Дарда (да будет доволен им Аллах) однажды сказал: «Когда Аллах решает что-то, Ему нравится, когда Его решение принимают».

Имран ибн аль-Хусейн (да будет доволен им Аллах) говорил, когда болел: «Самое любимое для Аллаха – самое любимое и для меня». Так рассуждать могут только искренно верующие в Аллаха, и такое лечение действенно только для них.

К преодолению последствий несчастья также относится понимание того, что Тот, Кто посылает испытание Своему рабу, – Мудрейший и Милосерднейший. И он не посылает испытания с целью уничтожить его, наказать или принизить. Испытание – это проверка на терпеливость, довольство тем, что есть, и испытание веры. Шейх Абдулькадир однажды сказал: «Сын мой! Несчастье посылается не для того, чтобы уничтожить тебя. Оно – проверка твоей терпеливости и веры. Сын мой! Испытание – это лев, а львы не питаются падалью».

Несчастья очищают верующего от скверны и нечистот. И из них верующий выходит или чистым золотом, или чистым злом. Если испытания в этой жизни не помогли человеку, то ему предстоит пройти их в другом мире – в Аду. Поэтому верующему следует знать, что для него лучше пройти испытания в этой жизни, чем в потустороннем мире.

К преодолению несчастья относится также понимание, что если бы не несчастья, человек мог бы стать высокомерным, кичливым и с каменным сердцем, что в конце концов привело бы его к гибели. Поэтому частые несчастья, посылаемые Аллахом, – это милосердие, так как они предупреждают появление злых качеств в человеке, сохраняя чистоту его сердца.


Вот и моя доченька Будур… Ее появлению предшествовал нежный голосок, напоминающий пение птиц. Обернувшись, я увидела, как она быстро бежит в мою сторону, простирая ко мне свои ручонки… Я с силой обняла ее и почувствовала, как биотоки от кончиков ее пальцев проникают в меня сквозь кожу. Я закрыла глаза и возблагодарила Аллаха… Какие блага!.. Муж и дочь… Великая радость…
…Мне вспомнились годы учебы в колледже. В один из тех дней Адель пришел в наш дом с намерением просить моей руки. Он приходился нам родственником, и моя семья хорошо его знала. Поэтому мои родители и я легко дали ему согласие. В сердцах многих девушек жила мечта о молодом человеке, который отличался бы высокой нравственностью и сильной верой. Но счастье выпало мне…

После долгого ожидания, имея на руках дипломы, мы поженились. Мы в мечтах рисовали наше будущее. Стоя в самом начале своего жизненного пути, мы на многое надеялись и ко многому стремились.
Спустя некоторое время муж подписал контракт на работу за рубежом - в Саудовской Аравии,- и уехал туда один. Он оказался на чужбине там, а я здесь. И только через полтора года тоскии разлуки Адель нашел мне работу учительницы, и я присоединилась к нему. Опасаясь чужбины, я никак не могла отогнать мысль: смогу ли я жить вдали от любимых родителей, родственников и друзей? Но меня спасало присутствие рядом со мной улыбающегося, с благородной душой и искренностью в речах…
Адель заполнил всю мою жизнь,окружил меня своею любовью, нежностью и сочувствием. Чужбина еще больше сблизила нас. В наших сердцах произросло дерево дружбы.
Мне нравилась в нем каждая мелочь. Иногда Адель просил стакан воды или чашку чая и, когда я появлялась перед ним, неся поднос, горячо благодарил меня. Это особенно удивляло и трогало до глубины души. Однажды, не сдержавшись, в порыве нежности я попросила: «Не благодари меня за эти мелочи, ведь это мой долг».
Я восславляла Аллаха и благодарила Его за то, что Он наделил меня таким мужем, который утирал с моих глаз слезы чужбины и разделял моютоску по любимым людям. Адель был для меня самым лучшим из людей: как муж, как отец и как близкий человек.
Я не припомню, чтобы в последние дни моей беременности он потревожил меня какой-нибудь просьбой, стоившей мало-мальского труда.Очень часто свою просьбу Адельпредварял вопросом: «Ты сегодня не устала?.. Может быть, ты чувствуешь утомление?..» Мой муж всегда делился со мнойи своею радостью, и своею мечтой. Он часто любил повторять: «Если Аллах даст нам мальчика, то назовем его Билялем». Это в честь Биляля, сподвижника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), который был первым муэдзином в истории Ислама. Минули последние дни беременности, и унас родилась девочка, красотой своей напоминающая полную луну. Мы так и назвали ее - Будур (?) . Однажды, когда Адель ласково играл с нашей малышкой, улучив удобный момент, я спросила:
- Скажи, тебе не грустно, что родилась Будур, а не Биляль?
- Что ты! - всем сердцем сказал он, - это дар Аллаха. Ведь Он «дает, кому пожелает, женское поколение и дает, кому пожелает, мужское». Коран, 42:49. И тот, Кто наградил нас Будур, подарит нам и Биляля, если Ему будет угодно.
Хвала Аллаху, дни наши протекали радостно, а дерево дружбы росло и крепло. Даже пребывание в этой чужой странеоказалось ниспосланным нам Аллахом благом. В нашем городе регулярно проходили встречи с религиозными учеными, всевозможные дискуссии и лекции. Школьный коллектив, в котором я работала, оказался оазисом доброты и доброжелательности.
Одна моя коллега преподнесла мне в подарок аудиокассету с названием «О, сестра! Или хиджаб, или Ад». Это была великолепная, очень сильная лекция, рассказывающая о необыкновенной значимости хиджаба как символа целомудрия мусульманской женщины. Благодаря милости Аллаха, я стала гораздо серьезнее и строже относиться к хиджабу.
Мой муж всегда испытывал прилив радости, когда слышал звуки азана, призы вающего на едва заслышав голос муэдзина, он моментально вскакивал с постели, будил меня и поспешноуходил в мечеть, чтобы не опоздать на коллективную молитву… А когда я собиралась на работу, Адель всегда находил свободную минуту, чтобы в очередной раз напомнить мне о благочестии и богобоязненности:
- Дорогая, ты воспитательница поколений. Будь добросовестной, берегись клеветы и сплетен, говори о людях только хорошее. Не тратьвремя в разговорах по пустякам.Ведь нет добра в той речи, о которой будешь сожалеть в День Суда.
И я молча, с благодарностью принима ла его советы. По дороге в школу и домой мы слушали в машине какую-нибудь исламскую кассету. Теклидни за днями легкой и радостной чередой, словно наши души овевал приятный морской бриз…
Был самый обычный день. Как всегда с утра я отправилась в школу. После полуденной молитвы направилась туда, где Адель припарковал наш автомобиль. Приблизившись, я заметила, что Адель очень странно выглядит: я совершенно отчетливо заметиласледы сильного переутомления на его лице.
- Что с тобой? - озабоченно спросила я.
- Просто я очень устал и у меня кружится голова, - ответил он…
Дома приготовила обед и позвала Аделя. Но он так и не смог встать с постели - пришлосьсамой кормить его…
- Адель! Что с тобой произошло?Что же? - с неясной тревогой, подступавшей к сердцу, спрашивала я мужа. Но услышала тот же ответ.
- Я утомлен. Мне надо отдохнуть.
Через некоторое время муж уснул, и я покинула его до наступления времени следующей молитвы. Когда зазвучал азан, я подошла к немуи попыталась его разбудить, но он не реагировал и не двигался. Я кинулась к телефону и позвонила соседям. Через несколько минут мы уже везли его в больницу.
Быстрыми шагами врач подошел ко мне и сообщил:
- Сожалею, но состояние Вашегомужа тяжелое. Есть подозрение на воспалительный процесс в мозговой оболочке. - И он начал детально разъяснять, что нас может ожидать, поскольку болезнь может развиваться двояко: первая форма легкая, а вторая - тяжелая…
Я приняла эту новость со стойкостью, которой не ожидалаот себя, и уже дома до половины второго ночи молилась, прося Аллаха вернуть здоровье моему мужу… Долгих три дня Адель находился в коме: с полудня злополучной среды по пятницу. В субботу утром его состояние улучшилось,и он вышел из комы.
Я подошла к нему поближе и спросила:
- Адель, это я. Ты узнал меня?
- Нет, — прозвучало совершенно неожиданно.
- Ты не помнишь Будур? - растерянно задала я вопрос.
Адель ответил утвердительно:
- Помню, это моя дочь.
- А я мама Будур, - поспешно добавила я. На лице Аделя показалась улыбка, и он произнес:
- Жена… Ты моя жена!!
Из моих глаз потекли горькие слезы. Каким он был всего три дня назад! Куда делись его память, его ум и забота обо мне?!.. Как внезапно все переменилось: сегодня Адель уже не помнит даже самых любимых и близких ему людей…
Я погрузилась в горестные раздумья… В своих мыслях я постоянно вспоминала Аллаха, иэто давало мне опору. Голос имама, читавшего молитву в мечети, заставил меня вздрогнуть, он будто обращался ко мне: «О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах - с терпеливыми!» Коран, 2:153.
И вслед за этим аятом из глаз моих ручьем хлынули слезы. Я осознала, что принадлежу к числу тех людей, к которым обращены эти слова: «Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах, и плодах, - и обрадуй терпеливых, - тех, которые, когда их пос тигнет бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся!» Коран,2:154-155. - Эти слова будто исторгались из глубины моей души.
О Господи! Ведь мы здесь на чужбине, а потеря мужа означает катастрофу!.. Кто отвезет меня к мужу в больницу? На кого я могу опереться? Поистине - это чужбина, самая безжалостная изчужбин, особенно для такой хрупкой женщины, как я. Одна в доме: без брата, без отца и… без мужа…
Мне ни с кем не хотелось делиться своим горем. В воскресенье утром вместе с другом Аделя и его женой я поехала в больницу. Нет слов, чтобы описать охватившее менябезмерное счастье: мой муж вспомнил меня. В тот день он узнавал всех, кто при ходил его навещать. Адель особенно обрадовался бородатым мужчинам, которые невольно вызвали у меня тихое почтение.
Единственно, в чем он затруднялся: он не мог вспомнить их имена. Меня же - его жену и мать его дочери - Адель узнал сразу, как только я вошла, и, счастливо улыбаясь, назвал по имени. И я испытала безумную радость, словно никогда раньше мое имя не слетало с его уст.
Адель, как только оправился от беспамятства, сразу же попросилпринести воду для омовения, чтобы возместить пропущенныев состоянии комы молитвы. Как обычно, он не переставал думать о молитве, радовался звукам азана, доносившегося с минарета ближней мечети.
События развивались очень быстро. В понедельник я обнаружила, что его перевели в бокс, поскольку инфекция начала распространяться по всему телу, а температура неуклонно поднималась все выше и выше. Этот день был переломным…
Каждый день с трех до пяти и с семи до девяти вечера я навещала его в больнице. Случалось, что я оставалась с ним и на весь день. Хотя я часто меняла ему холодные компрессы на лице, руках и ногах, ртуть на градуснике неумолимо ползла вверх, приближаясь к максимальной отметке.
Чтобы успокоиться, я взяла в руки Коран, стараясь читать для него как можно четче и громче. Когда я прервала чтение, чтобы приложить очередной компресс,он очнулся и спросил:
- Пожалуйста, включи магнитофон.
- Ты хочешь послушать Коран, Адель? - обрадовалась я.
- Конечно, - тихо выдохнул мой муж.
Во второй половине дня к нему пришли посетители: друзья и коллеги. Среди них был и лучший друг Аделя, которого он очень любил и уважал. Когда ихвзгляды встретились, мой муж расцвел в улыбке и энергично протянул ему руку для пожатия. И в порыве внезапно нахлынувшей огромной радостиза него я перехватила предназначавшееся не мне рукопожатие. Как оказалось, Адель в последний раз пожималчью-то руку…
В тот день я вернулась домой с тре вожным сердцем и опустошенной душой, изо всех сил борясь с приступом отчаянияи прося у Аллаха стойкости и терпения.
Во вторник, на рассвете, когда муэдзин начал распевать своим чудесным и мощным голосом азан: «Аллаху акбар! Аллаху акбар!», - Адель открыл глаза, слегка приподнялся на своей постели и беглым взглядом окинул высокое небо. После этого он снова лег и закрыл глаза. Душа покинула его и поднялась к своему Создателю. Каждому человеку предопределен свой конец. У Аделя он наступил в этот вторник. Вечером предыдущего дня он принадлежал к числу людей из этого мира, а утром присоединился к людям из мираиного. Но мне еще это было неведомо.
Ранним утром я позвонила соседям и умолила их, чтобы они немедленно отвезли меня в больницу. Я чувствовала, что с Аделем могло случиться нечто страшное. Притормозив машину прямо напротив больницы, сосед попросил нас подождать в машине, покуда он разузнает, в каком состоянии находится мой муж. Я посмотрела на окно его палаты рассеянным взглядом и стала напряженно ожидать, с чем же вернется мой сосед.
Он пропал надолго; вернее, мне так показалось. Будучи не в силах сидеть в ожидании, я вышла из машины и хотела было уже войти в больничные двери, как вдруг увидела идущего со склоненной головой соседа. Замерев на месте, я дождалась его приближения и слов своего приговора:
- Да помилует его Аллах!.. Крепись сестра и терпи, - едва слышным голосом произнес сосед слова, возвещавшие смерть.
- Они уже увезли его отсюда? - еле вымолвила я.
- О, нет! - ответил он.
- Я должна его увидеть, - настойчиво заявила я. Мы шли втроем по больничным коридорам, и все это время я повторяла себе: «Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся».
Подчиняясь внутреннему порыву, я ускоряла свои шаги. Когда я вошла в бокс, мои глаза моментально отыскали Аделя, и накрытого огромным покрывалом. Я убрала покров, скрывающий его от меня, и обнаружила, что его лицо было спокойным и радостным. Невольно моя голова склонилась над ним, и я поцеловала его холодный лоб со словами: «В Рай, мой любимый… в Рай, инша Аллах!» Меня под руки выводили из палаты, а мой язык все твердил:«Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвращаемся. Господи! Даруй мне награду за терпение в моем безбрежном горе!»
Безусловно, я испытала большой шок и пережила серьезную катастрофу. Однако на свою печаль жалуюсь лишь одному Все вышнему Аллаху!.. Аделю было предписано, что он будет похоронен здесь, в этой земле, которую он так сильно любил…
Женщины, пришедшие ко мне ссоболезнованиями и словами утешения, сидя вокруг меня, говорили много хороших и добрых слов о моем покойном муже. О том, как он добросовестно соблюдал все требования Ислама, о том, каким он был цельным и покладистым, как регулярно и искренно совершал свои молитвы…
Я бесконечно благодарила Господа за то, что конец жизни у моего мужа был светлым. Часы долгих раздумий позволили мнеприйти к такому выводу о сущности земной жизни: если наш Премудрый Создатель дает нам что-нибудь в этой жизни, то затем обязательно отнимает, и если ты какое-то время радуешься чему-то, то после непременно грустишь…
Как мало было их, счастливых часов. И столь короткий срок был отмерян мне от безграничного счастья до глубокой печали.
Пока я все еще пребываю на чужбине, и одиночество опять вернулось ко мне. Я потеряла Аделя, но со мной его Господин. Он никогда не потеряет меня и никогда не потеряет Будур. Ведь Он - Милосерднейший из милосердных.
Абдуль Малик аль-Касем, «На пороге будущего»

Священная книга Коран (Коран Карим) – важнейшая духовная книга Ислама – религии мусульманского мира. Священный Коран – это книга-руководство. Коран был передан путем откровения пророку Мухаммаду (мир ему) через Архангела Джабраила. Коран содержит 114 глав – сур. Суры, ниспосланные в Мекке, называются мекканские, а суры, ниспосланные в Святом Городе Медине, называются мединскими. Все мусульмане прежде чем процитировать Коран произносят: “ би-сми-Лля́хи-р-рахма́ни-р-рахи́м ( во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного) ”.

Сегодня мы поделимся с вами 80 вдохновляющими цитатами из Корана, сопровождаемыми красивыми картинками. Все цитаты выбраны случайно и охватывают все аспекты: жизнь, счастье, горе и смерть.




“Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно.” – Сура 30, аят 60



”Попросите прощения у своего Господа, а затем раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь - Милосердный, Любящий (или Любимый)” – Сура 11, аят 90 “Воистину, Аллах - с теми, кто богобоязнен и кто творит добро.” – Сура 16, аят 128
“Неужели он не знал, что Аллах видит его?” – Сура 96, аят 14 ”Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.” – Сура 3, аят 103
”Воистину, мой Господь внимает мольбе.” – Сура 14, аят 39
“И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми)” – Сура 2, аят 83 «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». – Сура 2, аят 156 “Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же на Аллаха уповают верующие.” -Сура 3, аят 160
“Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.” – Сура 3, аят 159
“земная жизнь - всего лишь наслаждение обольщением.” – Сура 3, аят 185 “Когда вы произносите слово, будьте справедливы” – Сура 6, аят 152
“Моя милость объемлет всякую вещь” – Сура 7, аят 156 “Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, - быть может, вас помилуют.” – Сура 7, аят 204 “Несомненно, Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле.” – Сура 10, аят 55
“Воистину, мой Господь - Близкий, Отзывчивый” Сура 11, аят 61
“Помогает мне только Аллах.” Сура 11, аят 88
“Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния.” – Сура 11, аят 114
“Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах»” – Сура 13, аят 16
“Воистину, Он не любит высокомерных.” -Сура 16, аят 23
“Скажи: «Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь обречена на погибель»”. – Сура 17, аят 81
“Воистину, Аллах - с верующими.” – Сура 8, аят 19 “И никогда не говори: «Я сделаю это завтра», не добавив: “Если Аллах пожелает”” – Сура 18, аят 23
“Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве.” – Сура 19, аят 95 “и говори: «Господи! Приумножь мои знания».” Сура 20, аят 114
“Он - Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам.” – Сура 21, аят 33
“И Мы послали тебя (о, Мухаммад) только как милость для миров” – Сура 21, аят 107
“Скажи: «Господи, прости и помилуй, ведь Ты - Наилучший из милосердных!».” Сура 23, аят 118 “Твой Господь - Видящий.” Сура 25, аят 20
“А когда я заболею, Он меня исцеляет” Сура 26, аят 80
“в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому,кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем” – Сура 26, аят 88-89 “поистине (соблюдение) молитва удерживает (совершающего ее) от мерзких деяний и неодобряемого” Сура 29, аят 45
“Солнце плывет к своему местопребыванию. Так предопределил Могущественный, Знающий.” – Сура 36, аят 38 “Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета” – Сура 39, аят 10 “Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.” – Сура 41, аят 34
“О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий.” – Сура 49, аят 13
“Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты - у Нас на Глазах.” Сура 52, аят 48 “Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?” – Сура 55, аят 16 “Он с вами, где бы вы ни были.” – Сура 57, аят 4
“Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас” – Сура 62, аят 8
“Возведи для меня дом в Раю возле Тебя” – Сура 66, аят 11
“Мы украсили ближайшее небо светильниками” – Сура 67, аят 5 “Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый.” – Сура 76, аят 30
“Мы сотворили вас парами” – Сура 78, аят 8
“Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем.” – Сура 93, аят 7
“Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия).” – Сура 97, аят 1
“В эту ночь ангелы и Дух (Джибрил) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям.” – Сура 97, аят 4
“Когда земля содрогнется от сотрясений,” – Сура 99, аят 1
“Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!” – Сура 33, аят 3 “И обращайтесь за помощью (к Аллаху) (в каждом вашем деле) посредством (полного) терпения и молитвы” – Сура 2, аят 45
“Он с вами, где бы вы ни были. Аллах видит все, что вы совершаете.” – Сура 57. аят 4
“и Аллах - Наилучший из дарующих удел” – Сура 62, аят 11 “Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его.” – Сура 99,аят 7 “Вы не будете служить (и поклоняться) никому, кроме Аллаха; и к родителям (будете проявлять искреннее) благодеяние (словами, делами, имуществом,…), и (также) к родственнику [родственникам], и к сиротам, и к беднякам. И говорите людям благое [хорошие слова] (и не будьте грубыми), и совершайте молитву (должным образом), давайте обязательную милостыню [закят]” – Сура 2, аят 83 “Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас.” – Сура 2, аят 152 “Ни один человек не знает, что он приобретет завтра” – Сура 31, аят 34 “Вы ли (о, люди) труднее для создания [для воскрешения] или небо, которое Он уже построил?” – Сура 79, аят 27 “Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим” – Сура 14, аят 7 “О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно” Сура 33, аят 41 “и облегчи мне мое дело” – Сура 20, аят 26
“Скажи: «Аллах спасает вас от этого и от всех остальных скорбей. Но вы продолжаете приобщать сотоварищей».” – Сура 6, аят 64 “Они займут разные ступени перед Аллахом, ведь Аллах видит то, что они совершают.” – Сура 3, аят 163
“Аллах сказал: «Не бойтесь, ибо Я - с вами. Я слышу и вижу.” – Сура 20, аят 46

Посмотреть шрифт, скопировать цитату на арабском можно тут: https://quran-online.ru

Один из сподвижников Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), Абу Хурейра (радыйаллаху анху), передал рассказ Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Жили три еврея: рябой, лысый и слепой. Аллах решил испытать их и послал к ним ангела. Ангел пришел к рябому и спросил его:

— Чистую кожу, красивое тело. Люди избегают меня из- за моей болезни. Ангел погладил кожу рябого, и пятна исчезли. Тело больного стало красивым, а кожа чистой. Затем ангел снова спросил:
— Какое животное тебе больше всего нравится?
— Верблюд, — ответил исцеленный.
И он был одарен верблюдицей, стельной на десятом месяце. Сказав на прощание: «Да будут благословенными для тебя эти дары Аллаха», — ангел исчез.
Потом ангел появился рядом с лысым и его тоже спросил:
— Чего ты желаешь больше всего?
— Пусть исчезнет эта плешь, и пусть люди не насмехаются надо мной. Ангел погладил его по голове, и у него появились пышные волосы. Снова спросил ангел:
— Какое животное тебе больше всего нужно?
— Корова, — ответил бывший лысый.
И Аллах одарил его стельной коровой. Сказав на прощание: «Да будет благословенной для тебя эта корова»,
— ангел перенесся к слепому и его тоже спросил:
— Что бы ты хотел больше всего?
— Пусть Аллах вернет мне мое зрение, и я смог бы видеть людей. Ангел прикоснулся к его глазам, и к больному вернулось зрение. И его ангел спросил:
— Больше всего какое животное тебе хотелось бы иметь?
— Овцу, — промолвил бывший слепой. Ангел в ответ передал ему яловую овцу.
По прошествии некоторого времени верблюдица и корова, подаренные рябому и лысому, отелились. Овца слепого принесла ягненка. Затем у рябого появилось большое стадо верблюдов, у лысого — стадо коров, у слепого — отара овец. И ангел решил навестить каждого из них и испытать. Вначале он пришел к рябому и сказал:
— Я нищий и несчастный чужестранец. В пути я истратил все деньги и не могу попасть на родину. Прошу у Аллаха, чтобы Он помог мне добраться домой. Ради Всевышнего
Аллаха, который одарил тебя таким прекрасным лицом и внешностью, такими богатствами, прошу у тебя одного верблюда.
Бывший рябой воскликнул:
— Много тут нищих, желающих добра. Не могу же я каждому просящему дарить по одному верблюду!
— Кажется, я припоминаю тебя. Не ты ли тот, которого избегали люди? Не ты ли тот, который был беден и которому дал богатства Аллах? — напомнил ему ангел.
— Нет, все эти богатства достались мне по наследству от моих дедов, — солгал рябой.
— Если ты врешь, то пусть Всевышний Аллах вернет тебя в прежнее состояние! — сказал ангел.
После этого ангел предстал перед бывшим лысым и испытал его так же, как и рябого. Тот тоже отказал ангелу.
Ангел на прощание сказал ему:
— Если ты лжешь, то пусть Аллах сделает тебя таким, каким ты был раньше!
Напоследок ангел явился к тому слепому, к глазам которого он прикасался когда-то, и сказал:
— Я нищий и скитающийся вдали от родины несчастный человек. Пока я скитался, у меня кончились деньги, и я не
могу попасть домой. Только Аллах вернет меня домой, и надеюсь, что ты мне поможешь. Ради Всевышнего Аллаха, который вернул тебе зрение, прошу тебя, дай мне одну
овцу, чтобы я мог заплатить за свой путь на родину.
Бывший слепой ответил:
— Поистине, я был слеп. Аллах вернул свет в мои глаза. Я был беден. Аллах сделал меня богатым. Тебе нужна овца возьми сколько хочешь. Ради того, чтобы был доволен Всевышний Аллах, я не могу отказать тебе ни в чем.
— Пусть все твое богатство останется при тебе. Аллах хотел испытать вас троих. И Он доволен тобой. А те двое рябой и лысый сами нашли свое наказание, — сказав так,
ангел исчез.

Бухари, Анбия, 51; Муслим, Зухд, 10