Эксперты назвали самых прозрачных и непрозрачных госзакупщиков. "Ведомости": рейтинг прозрачности госзакупок показал их непрозрачность и многомиллиардные потери государства Рейтинг прозрачности госзакупок по видам экономической деятельности
НАУЭТ - Национальная ассоциация участников электронной торговли.
Некоммерческое Партнёрство Национальная Ассоциацаия Участников Электронной Торговли, НАУЭТ | |
---|---|
Тип | некоммерческое партнёрство |
Год основания | 18 сентября 2003 |
Расположение | Россия Россия ,117 312, Москва, проспект 60 лет Октября, д.9, офис 709 |
Ключевые фигуры | Президент Александр Киселев , Исполнительный директор - Антон Никольский |
Сфера деятельности | интернет-торговля, мобильная торговля |
Сайт | nauet.ru |
Информация об ассоциации
«Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НАУЭТ) является некоммерческой негосударственной организацией, объединяющей в своих рядах организации различных форм собственности, объединённые общей сферой деятельности, связанной с использованием современных инфокоммуникационных технологий и глобальной сети Интернет в предпринимательской деятельности.
Данная сфера деятельности, получившая название электронная коммерция , подразумевает использование электронных торговых площадок при осуществлении торгово-закупочной деятельности, розничной online торговле, электронных государственных закупках, использовании Интернет в качестве канала продаж при предоставлении платных услуг в различных сферах деятельности.
Ассоциация была основана 18 сентября 2003 и, судя по сообщениям прессы, функционировала как минимум до 2012 года. Однако, по данным из архива Интернет, сайт ассоциации перестал отзываться в приблизительно в июне-июле 2011 года.
По данным с сайта ассоциации, инициаторами создания НАУЭТ выступили , а также организации - операторы электронных торговых систем, представляющие более 20 регионов РФ. НАУЭТ так же утверждала об имеющейся поддержке её деятельности со стороны ТПП РФ , на сайте организации ТПП РФ , наряду с Российской Академией Наук , ИСИ РАН и МИРБИС обозначена как организация-партнёр НАУЭТ.
Наряду с рядом участников рынка, а также ассоциацией микрофинансовых организаций НАУМИР , НАУЭТ вошла в состав участников отраслевой ассоциации «Электронные деньги» .
Цели ассоциации
Своё предназначение НАУЭТ видит в:
- формировании в России социальной, экономической, технологической и политической среды, способствующей развитию и совершенствованию электронной коммерции и торговли;
- создании благоприятного имиджа России и членов Ассоциации, как лидеров в области электронной коммерции;
- влиянии на выработку представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации политики в отношении электронной коммерции и торговли, отвечающей интересам членов Ассоциации, и содействие её эффективной реализации;
- создании условий для интеграции в единое информационное пространство существующих и вновь создаваемых информационных систем электронной коммерции и торговли и обеспечение открытости и доступности их для всех участников электронного рынка;
- содействии выработке и внедрению правил, направленных на предупреждение нарушений закона, мошенничества и недобросовестных действий со стороны участников электронной коммерции и торговли.
Участники ассоциации
С составе ассоциации находятся различные государственные структуры и частные предприятия (в основном интернет-магазины).
По состоянию на июнь 2011 года их список около 30 государственных административных и научных структур, таких как Администрация Ульяновской области , АНО «Деловой центр Уральского федерального округа», Главное управление развития экономики и планирования Администрации Красноярского края, ГСУ «Фонд имущества Тамбовской области», Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Карачаево-Черкесской Республики Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Управление экономики Правительства Еврейской автономной области и т. д. и т. п.
Негосударственный сектор был представлен РАЕН , интернет-магазином Ozon.ru , процессинговой компанией Chronopay , частным учебным заведением МИРБИС , Некоммерческим партнерством «Северо-Кавказская универсальная биржа» (СКУБ), дочерней компанией ЛАНИТа «Норбит» и рядом других не особенно известных организаций.
Ряд представителей организаций, которые не числятся в официальном списке ассоциации, участвуют в постоянных комитетах НАУЭТ.
Структура ассоциации
В составе НАУЭТ работают следующие постоянные комитеты:
- Комитет по электронным торгам и информационному обеспечению госзаказа.
Председатель комитета - Емельянов Антон Андреевич, Генеральный директор ЗАО «Система Электронных Торгов», .
- Комитет по электронной коммерции
- Комитет по платежным системам и банковским инструментам
- Комитет по электронным билетам
Полозов-Яблонский Андрей Александрович, Аэрофлот .
Мероприятия и проекты ассоциации
Национальный рейтинг прозрачности закупок
Ежегодно. начиная с 2006 года, НАУЭТ формирует Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) при поддержке ФАС России , Минэкономразвития России , Счетной палаты РФ , профильных комитетов Государственной Думы РФ . Одним из главных продуктов аналитической работы, проводимой в рамках Проекта, является Рейтинг Прозрачности Государственных и Корпоративных Закупок. Участниками Рейтинга Прозрачности являются наиболее значимые федеральные и региональные закупщики, а также лидеры российского корпоративного сектора. Для целей составления Рейтинга Прозрачности проводится детальный анализ действующей практики осуществления закупок крупнейшими государственными и корпоративными структурами. Главным фактором, влияющим на оценку закупочной деятельности участников при составлении Рейтинга, является соблюдение стандартов прозрачности и экономической эффективности закупочной деятельности.
В задачи Проекта НРПЗ входит:
- непрерывный мониторинг состояния и тенденций национального рынка закупок;
- анализ предложений и текущих программ реформирования системы государственного управления в области закупок;
- анализ международной практики противодействия коррупции, повышения прозрачности и стимулирования экономической эффективности закупок государственных и корпоративных структур;
- открытое информирование общественности и средств массовой информации о масштабах и степени проникновения коррупции на национальном рынке закупок;
- консультирование государственных структур и представителей российского корпоративного сектора по вопросам внедрения и развития современных методов закупок.
Ежегодный отчет о состоянии электронной торговли
НАУЭТ готовит ежегодный отчёт о состоянии электронной торговли в России. Отчёт распространяется бесплатно по заинтересованным организациям и прессе и служит массово цитируемым источником информации об отрасли. Несмотря на то, что по содержанию отчёта раздаётся и критика, по всей видимости эту критику следует считать свидетельством влияния этой информации на рынок.
Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.
При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.
Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Что ответили участники
РБК направил запросы в ведомства и компании, показавшие низкие результаты в рейтинге прозрачности, — и участники рейтинга подвергли его критике.
Минэнерго, показавшее один из худших результатов, отметило, что методология рейтинга «не учитывает ряда особенностей закупочной деятельности» федеральных органов власти, а наибольшая доля закупок Минэнерго России имеет отраслевую специфику. При оценке числа допущенных поставщиков нужно учитывать, что часть работ требует специальных лицензий для допуска к работам на особо опасных объектах, а при торгах на предоставление пайкового угля (используется для отопления) населению учитываются его марки. Минэнерго отметило «необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок».
В пресс-службе Росрыболовства сообщили РБК, что позиция ведомства в рейтинге «вызывает вопросы». «Росрыболовство осуществляет все процедуры, связанные с закупками, в соответствии с законодательством. Соблюдаются все необходимые условия, информация своевременно размещается в единой системе в сфере закупок», — ответило ведомство.
Закупочная деятельность Росавтодора осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ, «которое, в свою очередь, не предполагает никакой рейтинговой системы», заявил представитель Росавтодора.
МЧС не получало информации о результатах анализа закупок. «При поступлении информации она будет проанализирована в установленном порядке», — отмечается в сообщении министерства.
При вынесении оценок эксперты использовали нерепрезентативные данные, ответила РБК пресс-служба «Роснано». Подавляющую часть закупок АО «Роснано» проводит ООО УК «Роснано» как единоличный исполнительный орган. Составители рейтинга проигнорировали эту информацию и предоставленные данные закупок управляющей компании, рассказали в пресс-службе. «С их учетом АО «Роснано» заняло бы существенно более высокие позиции в рейтинге», — считают в компании.
Россельхозбанк осуществляет свою закупочную деятельность открыто и прозрачно — в полном соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, отметили в пресс-службе банка. 100% конкурентных закупок банка проходит в электронной форме и размещается на портале госзакупок, сообщили в Россельхозбанке.
Как пояснил РБК представитель «Аэрофлота», рейтинг не учитывает специфики закупочной деятельности авиаотрасли, что приводит к прямому искажению информации. Например, в отчетный период компания заключила крупные контракты на приобретение партии отечественных самолетов: 50 лайнеров МС-21 и 20 Sukhoi Superjet 100. «Это колоссальные сделки на огромную сумму, естественно неконкурентные, потому что производитель — единственный источник, — подчеркнули в авиакомпании. — Сделки до 2038 года, но методика составления рейтинга не учитывает и этого фактора. В результате сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентными процедурами на долгосрочный период и получили совершенно искаженную картину». Составители рейтинга обращались в «Аэрофлот» за информацией, но методика исследования исключает возможность давать какие-либо комментарии по каждой закупке, рассказали в авиакомпании, поэтому в анкетировании «Аэрофлот» не участвовал.
В совхозе «Рощинский» сообщили РБК, что основная причина низкой конкуренции при закупках — нестабильность финансового состояния. «44-ФЗ отводит 30 дней на оплату поставленного товара и услуг. Из-за нестабильной выручки мы не можем гарантировать оплату в этот срок, и на торги заявляется мало участников», — рассказали на предприятии. До 44-ФЗ работали по 223-ФЗ, где срок оплаты по договору можно было предусмотреть свыше 60 дней.
Закупки с потерями для государства
Из-за низкой конкуренции государство потеряло на закупках 86,5 млрд руб. с поправкой на инфляцию, говорится в материалах к рейтингу. Для этого авторы, как поясняет представитель оргкомитета рейтинга, оценили объем несостоявшихся закупок (без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой) и предположили, что на такие торги вышли несколько участников, которые предложили средний по рынку дисконт по такому виду контрактов. Получившийся показатель и считается суммой, которую мог бы сэкономить госсектор.
Больше всего потерь государству принесли региональные закупщики — свыше 45 млрд руб., федеральные — 35,5 млрд руб., муниципальные — 6 млрд руб. Впрочем, по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга потери государства в связи со слабой эффективностью закупок сократились на 33%.
Уменьшение потерь может быть связано с увеличением доли электронных аукционов в общем объеме закупочных процедур (71,2%, или 5,3 трлн руб. в финансовом выражении), которые являются наиболее конкурентным способом проведения закупок, отметил председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко. Среднее количество заявок на торги в формате электронного аукциона, согласно результатам исследования, составляет 3,21. С 1 января следующего года все государственные тендеры должны будут проводиться в электронном формате и регистрироваться в единой информационной системе госзакупок.
Конкуренция на закупках в федеральном сегменте заказчиков снизилась, отмечается в исследовании. На федеральные конкурсы приходило в среднем 2,71 участника, что стало минимальным значением с 2010 года. Максимум был достигнут в 2013 году, когда среднее число участников составило 3,1. В региональном сегменте заказчиков, чья доля в закупках довольно высока, уровень конкуренции увеличился на 0,01 балла и составил 2,93.
15.09.2015
Национальный рейтинг прозрачности закупок – вид рейтинга, определяющий степень законности ведения закупочных процедур. Согласно рейтингу, оценке подвергаются организации федерального, регионального, муниципального уровней (составляют сектор государственных закупщиков) и корпоративные закупщики (коммерческие организации, а также компании, действующие в рамках Федерального закона №223-ФЗ). Рейтинг присваивается независимой негосударственной организацией НП «Национальная ассоциация участников электронной торговли» (НП «НАУЭТ») и направлен на предупреждение нарушений закона, выявление случаев мошенничества, коррупции и иных недобросовестных действий со стороны участников электронной коммерции и торговли.
Деятельность участников-организаторов торгов регламентируется нормами действующего законодательства:
- Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
- Федеральный закон №223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Методология присвоения национального рейтинга прозрачности закупок
Национальный рейтинг прозрачности закупок составляется на период с 1.07. прошлого года по 30.06. текущего года. В рейтинге участвуют компании-объявители торгов, представляющие государственный сектор закупок, и компании – представители корпоративного сектора. Для анализа организаций и присвоения рейтинга используются открытые информационные источники:
- Общероссийский официальный сайт (ООС),
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат),
- официальные сайты участников,
- сведения, предоставленные участниками в собственноручно заполненных анкетах.
По результатам проведенного анализа выводится интегральная оценка, присваиваемая конкретному участнику закупок (торгов). Она зависит от многих показателей, прямо или косвенно характеризующих информационную открытость предприятий и эффективность проводимых ими закупочных процедур.
По результатам присвоенной оценки компании относятся к одному из классов принятой рейтинговой шкалы, градации которой состоят в следующем:
- "гарантированная прозрачность" – определяет лидеров рынка,
- "высокая прозрачность",
- "средняя прозрачность",
- "базовая прозрачность",
- "низкая прозрачность".
«Гарантированная прозрачность» и «высокая прозрачность» являются классами положительной оценки, «базовая прозрачность» и «низкая прозрачность» – классами отрицательной оценки.
Надежности или конкурентоспособности компании Вы можете в рамках работы независимой, негосударственной структуру «Рейтинговое агентство строительного комплекса» РАСК.
Основные критерии оценки национального рейтинга прозрачности закупок
среднее число поставщиков (подрядчиков, исполнителей), допущенных к процедурам; среднее число поставщиков, не допущенных к процедурам; а также общее число подавших заявки поставщиков – эти три критерия являются важнейшими в определении конкурентной среды закупок и выявлении коррупционного фактора, препятствующего «чистоте» торгов;
доля заказа, размещенного участником торгов в форме электронных аукционов и конкурсов – электронные аукционы сегодня являются наиболее прозрачным способом проведения закупочных процедур, поскольку не ограничивают поставщиков в участии ни территориально, ни временно. Соответственно, чем выше данный показатель, тем выше присваиваемая конкретному субъекту оценивания рейтинговая оценка;
доля контрактов, заключенных без проведения всех видов процедур – критерий прямо определяет степень коррупционного фактора;
оценка снижения стартовой цены – когда устанавливаемые заказчиком цены определяются как необоснованно завышенные или необоснованно заниженные, то здесь также можно говорить о неэффективном проведении закупочной процедуры;
публикация положения о закупках; наличие плана закупок; наличие отчетности по заключенным договорам; оценка доступности просмотра прикрепленных заказчиком документов – все эти критерии позволяют оценить организатора закупок с точки зрения информационной открытости и косвенно свидетельствуют о предвзятости/непредвзятости проведения процедур в отношении всех возможных участников закупок (поставщиков).
Эти выше названные и другие критерии используются «НАУЭТ» в целях независимого присвоения рейтинговой оценки. Однако в силу различий, существующих между субъектами оценивания, рейтинг присваивается согласно своему конкретному набору критериев для каждой выделенной категории участников:
- государственные и муниципальные закупщики (на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, муниципальном уровне),
- корпоративные закупщики (подпадающие под действие норм 223-фз и коммерческие закупщики, имеющие право разрабатывать собственную методологию проведения торгов (в рамках существующего законодательства)).
Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.
1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.
2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.
3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.
4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.
5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.
6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.
7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.
8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»
АО «МОСГАЗ» в четвертый раз стало лидером Национального рейтинга прозрачности закупок по итогам года, в течение которого оценивается уровень работы предприятия в закупочной деятельности. Для того, чтобы попасть в число лидеров рейтинга, необходимо полностью соблюдать законодательство, а все закупочные процедуры должны быть экономически эффективными и доступными широкому кругу участников.
Среди корпоративных закупщиков в рейтинге прозрачности принимали участие 72 ведущие компании России, и только восемь из них, в том числе АО «МОСГАЗ» , получили высший статус прозрачности — «Гарантированная прозрачность», 12 компаний - «Высокая прозрачность». Остальные имеют среднюю, базовую и низкую прозрачность.
В этом году в рейтинге прозрачности МОСГАЗ снова обошел такие предприятия, как П АО «Интер РАО» , П АО «Транснефть» , П АО «РусГидро» , ОАО «Российские железные дороги» , ФГУП «Почта России», АО «Гознак» , АО «Мосводоканал» , АО «Российский Сельскохозяйственный банк» , П АО «Сбербанк России» , АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен».
Вот что рассказал начальник Тендерного управления Александр Тремасов на церемонии «Подведение итогов Национального рейтинга прозрачности закупок - 2016» в Торгово-промышленной палате РФ : «В рейтинге прозрачности закупок Общество участвует четвертый год, первые три года нам присваивался Высокий рейтинг прозрачности. В этом году мы впервые достигли высшей ступени рейтинга - Гарантированная прозрачность. В первую очередь это удалось за счет того, что все 100% закупок компании размещаются в электронной форме, открыто для всех участников, с соблюдением законодательных процедур, экономической эффективности, прозрачности в целом и общего доступа к заказам. При этом большое количество закупок мы размещаем для субъектов малого и среднего предпринимательства».
Как ранее заявлял глава компании Гасан Гасангаджиев , в силу специфики деятельности Общества, которая связана с безопасностью города и его жителей, от производителей, которые приходят на конкурс, компания требует повышенных гарантийных обязательств, и это одно из условий работы с МОСГАЗом.
Стоит отметить, что немногим организациям удается сохранить столь высокий статус на протяжении длительного времени. Это говорит о стабильной качественной и эффективной работе компании в области закупок, и, конечно, о высококвалифицированных кадрах Общества. Высокая оценка означает, что компания проводит закупки эффективно, экономически обоснованно и на конкурентной основе, когда достигается самое главное - экономия денежных средств предприятия при приобретении самых качественных материалов.
Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) проводится независимым негосударственным исследовательским центром, специализирующимся в области непрерывного мониторинга российского рынка государственных и корпоративных закупок на предмет прозрачности, гарантий соблюдения законодательства, выявления фактов сговора, минимизации проблем коррупции при государственных расходах, выявления наиболее распространенных отклонений на рынке государственного и корпоративного заказа.
Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте проекта