Специфика социальной действительности и ее познания. Природа и общество

4) В современном демократическом обществе особое значение имеет участие партии в избирательной

кампании.

5) Одной из функций политической партии выступает

выявление и согласование групп интересов граж­

дан страны.

14. Установите соответствие между предметами ведения

РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации

и их конкретными проявлениями: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую

поЗицию из второго столбца.

КОНКРЕТНЫЕ

УРОВНИ ПРЕДМЕТОВ

ПРОЯВЛЕНИЯ

природопользование,

ведение РФ

рана окружающей среды

совместное веде­

кадры судебных и право­

ние РФ и субъ­

охранительных органов

ектов Федерации

внешняя политика и меж­

дународные отношения РФ

денежная эмиссия

осуществление мер

борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­

вующими буквами.

15. В государстве Z оппозиция создала свою партию и имеет свои печатные органы. Какая дополнительная

информация свидетельствует о том, что государство Z

является демократическим? Найдите в приведенном

списке отличительные признаки демократии и запи­

шите цифры, под которыми они указаны.

1) сложилась многопартийная система

2) существуют образовательный и имущественный из­ бирательные цензы

3) парламент избирается на свободных и альтерна­ тивных выборах

4) страна имеет унитарную форму государственного

устройства

5) конституция гарантирует права и свободы граждан

6) президент наделен широкими полномочиями

16. Что из перечисленного ниже относится к социально­

экономическим правам человека и гражданина, закре­

пленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под

к~торыми они указаны.

1) право на охрану здоровья

2) право избирать и быть избранным

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) гарантии судебной защиты

5) право выбирать язык общ~ния

17. Установите соответствие между видами источников права и приведенными характеристиками: к каждой

позиции, данной в первом столбце, подберите соответ­

ствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

виды источников

принимается парламентом

юридический

прецедент

является судебным

закон как вид

нием по конкретному делу,

нормативно­

которому придается

правового акта

обязательное значение В) регулирует наиболее зна­

чимые общест~енные от­

Г) создается фактически са­

мим судом

Д) является частью иерархи­

ческой системы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­ вующими буквами.

18. Кого закон относит к субъектам гражданских прав?

Найдите в приведенном списке субъектов гражданских прав и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) все трудоспособное население

2) только налогоплательщики

3) юридические лица

4) трудовые коллективы

5) физические лица

6) публично-правовые образования

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­

ние которого обозначено определенной буквой.

(А) Источником социального расслоения служит не­

равномерность распределения доходов и материаль­

ных благ. (Б) В государстве Z с началом перехода к рыночной экономике доля населения, живущая за чертой бедности, возросла. (В) В то же время не­ сколько увеличилось и число наиболее состоятель­ ных граждан. (Г) Усиление социального неравенства

- процесс неизбежный и необратимый. (Д) Усиле­

ние государственного вмешательства в экономику

вряд ли изменит ситуацию.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей поло­

жение, цифру, выражающую его характер.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­

пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка

слова, которые необходимо вставить на место пропус­

«Понятие «общество» многозначно. Часто под общест­

черкивая этим связь различных компонентов общест­ венной жизни и их изменения в ходе исторического

развития. Эти изменения могут носить постепенный

характер, а могут ускоряться в ходе (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, ме­ няют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего (Е). Разрешая реально су­ ществующие в обществе противоречия, реформы про­

кладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое

слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внима­

ние на то, что слов в списке больше, чем Вам потребу­

ется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

3) группа

4) революция

5) интерес

6) прогресс

7) социальный статус

8) строй

9) сфера

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначаю­ щие пропущенные слова. Запишите в таблицу под ка­ ждой буквой номер выбранного Вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии

с инструкцией по выполнению работы.

Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а за­ тем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разбор­

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Действительными хозяевами в капиталистической сис­ теме рыночной экономики являются потребители. Покупая

или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен

владеть капиталом и управлять предприятиями. Они опре­

деляют, что следует производить, а также сколько и какого

качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. С такими хозяевами нелегко пола­ дить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них - собственное благо и его удовлетворение.

Когда мы говорим, что производство определенного то­ вара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельст­ вует о том, что потребители не хотят более платить произ­ водителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых

производственных затрат, в то же самое время доходы дру­

гих производителей оказываются выше издержек производ­

ства. Запросы потребителей играют важную роль в распре­

делении производственных ресурсов между различными

отраслями производства товаров потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потре­ бителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь.

Прибыль, в узком смысле слова, есть заработок, обра­ зовавшийся в результате действия, направленного на дос­ тижение удовлетворения, разница между максимальной оценкой полученного результата и минимальной стоимо­

стью затрат, связанных с достижением результата. Други­

ми словами, это продукт за вычетом затРат и издержек.

Прибыль является неизменной целью любого действия. Ес­ ли действие не достигает поставленной цели, тогда цена продукта не превышает затрат либо остается на уровне ни­ же уровня издержек. В последнем случае мы имеем эффект

снижения заинтересованности и удовлетворения.

Специфическая функция предпринимателя состоит в

определении того, какие факторы должны участвовать в

производстве. Предприниматель, придавая им особые цели, движим исключительно эгоистическим интересом прибыли.

Однако ему не дано скрыться от закона рынка. Только луч­ ше обслуживая потребителей, ему удается увеличить доход,

правомерность которого всегда доказывают покупатели.

Моралисты и проповедники, критикуя прибыль, нико­

гда не попадают в цель. При чем здесь предприниматели, если обыватели предпочитают серьезным книгам - детек­ тивы, а правительство вместо масла заказывает пушки! Размер прибыли не зависит от того, хорошие или плохие вещи продают предприниматели и торговцы. Прибыль тем

больше, чем интенсивнее спрос на некий товар. Люди пьют

токсичные напитки не затем, чтобы обогатить капиталиста,

производящего спиртное, идут воевать не ради прибылей

торговцев смертью. Военная индустрия - не причина, а следствие воинственных настроений.

Заменить нездоровую идеологию здоровой - задача не

предпринимателей, а скорее философов. Производитель об­

служивает сегодняшнего покупателя таким, каков есть, да­

же если он порочен и невежествен.

21. В чем выражается эгоистический интерес предприни­

вами в рыночной экономике. Gпираясь на текст, при­

ведите два положения, отражающие роль потребителя

в различных фазах производства: сначала укажите фа­ зу воспроизводства, а затем покажите роль потребите­

условиях рынка? Используя обществоведческие зна­ ния, назовите и конкретизируйте любые два проявле­

ния рационального поведения потребителя.

предпочтений потребителя - не задача предпринима­ теля, призванного обслуживать любые потребности.

Как он обосновывает свой вывод? Приведите два аргу­

мента в обоснование противоположной точки зрения.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие

«форма государственно-территориального устройства»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составь­

те два предложения: одно предложение, содержащее

информацию о разновидностях форм государственно­

территориального устройства, и другое ·предложение, характеризующее одну из этих разновидностей.

26. Назовите три вида договоров и кратко охарактеризуй­ те каждый из них.

27. Социологической службой страны L был проведен оп­

рос группы граждан. Был задан вопрос: <сК какой со­

циальной группе Вы себя относите?» Из приведенных

ниже результатов опроса видно, что представления об

отнесении себя к той или иной группе у ряда людей за

десятилетний период изменились. В чем это вырази­

лось? Укажите одно из проявлений. Приведите две

возможные причины такого изменения.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме

«Познание как вид деятельности». Составьте план, в

соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трех пунктов, из ко­

торых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой це­ лью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозна­ чив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой

проблемы (обозначенной темы), при аргументаЦии

своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствую­ щие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактиче­ ской аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Интенсивность воздействия природ-

но-биологических причин на различ-

ных этапах развития общества может

быть различной (А.Г. Эфендиев).

Экономика

«Работники сталкиваются с необходи-

мостью делать выбор в отношении ра-

ботодателя» (Р. Пиндайк).

Социология,

«Основой стратификационного строе-

1-20 являются слово (словосочетание), цифра

или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­

сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, ~

пробелов запятых и других дополнительных символов. Каждый сим­ вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

2. Найдите позицию, которая является обобщающей для

всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.

1) дисциплинарная ответственность; 2) админист­

ративная ответственность; 3) уголовная ответст­ венность; 4) юридическая ответственность; 5) гра­ жданеко-правовая ответственность.

Ответ: D

3. Ниже приведены потребности человека. Все они, за исключением двух, являются социальными потребно­

1) в трудовой деятельности: 2) в созидании: 3) в творчестве; 4) во взаимопонимании; 5) в отдыхе; б)впище.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда,

и запишите в таблицу цифры, под которыми они ука­

1

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Административное __________(А) представляет собой одну из сложнейших отраслей Российского законодательства. Это обусловлено широтой и глубиной отношений, которые регулируются его __________(Б). Административное право обеспечивает правовую __________(В) прав и свобод как физических, так и юридических лиц. Она необходима как от действий, так и от __________(Г) административных органов. Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы. В предмете административного права России выделяются три группы общественных __________(Д), возникающие при осуществлении регулятивной, охранительной деятельности администрации и административного судопроизводства. Вся деятельность публичной администрации направлена на исполнение законов, международных __________(Е) и актов правосудия».

Список терминов:

4. договор

5. судопроизводство

6. бездействие

7. отношения

8. преступление

2

«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. профессия

3. стратификация

6. дифференциация

8. структура

3

«Ограниченность ресурсов порождает несколько важнейших последствий. Прежде всего, люди издавна начали закреплять экономические ресурсы в _____ (А). Они договорились о том, что отдельный человек или группа людей могут владеть, _____ (Б), распоряжаться ресурсами. Закрепление ресурсов за гражданами и организациями позволяет владельцам предоставлять эти ресурсы тем, кто в них нуждается, за _____ (В). Следовательно, владение ресурсами становится источником доходов. Если владелец обладает только способностью ____ (Г) и продаёт именно её, т.е. идёт работать по найму, то получает за это зарплату. Владелец земельного участка или другого природного ресурса, использующий его для хозяйственных целей сам или предоставляющий эту возможность другим, получает доход, называемый _____ (Д). Владелец физического ______ (Е) (зданий, сооружений, оборудования), использующий его для обеспечения деятельности своей фирмы, получает доход в форме части прибыли этой фирмы».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. пользоваться

3. производство

4. трудиться

5. капитал

6. собственность

4

Педагогический труд - один из древнейших видов интеллектуальной ______ (А), а учительство - одна из самых крупных, устойчивых во времени ______ (Б), занимающихся умственным трудом. В ______ (В) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уже в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки ______ (Г) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов. В древнем мире ______ (Д) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока - ______ (Е). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее - и представители других сословий, прежде всего, горожане.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. дифференциация

2. деятельность

3. профессиональная группа

4. социальная группа

5. первобытное общество

8. традиционное общество

9. молодежь

5

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое _____ (А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____ (Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения _____ (В). Она связана с ____ (Г), под которым понимают возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения ____ (Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения _____ (Е), меры защиты».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. лишение

2. государственное принуждение

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

6

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

7

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Если ______ (А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то ______ (Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется _____ (В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных ____ (Г). Другой формой является ______ (Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной _____ (Е)»

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. унитарное

2. федерация

3. форма правления

4. демократическое

5. конституция

6. политические партии

7. форма государственно-территориального устройства

8. республика

9. органы власти

8

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место _______ (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______ (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и _______ (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______ (Г) философии. В качестве _______ (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______ (Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. предметы

2. субъект

3. социальная группа

4. жизненные позиции

5. человек

6. рассудок

7. способности

8. представления

9. основной вопрос

9

«Если ________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных ________(Г). Другой формой является________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной ________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. унитарное

2. федерация

3. форма правления

4. демократическое

5. конституция

6. политические партии

7. форма государственного (территориального) устройства

8. республика

9. органы власти

10

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество как __________(А) отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов и подсистем. Точно так же, как и в __________(Б), все они являются частью единого комплекса – такого, что, затронув или уничтожив один из компонентов, можно поставить под угрозу самое существование социального мира.

Сложная система социальных связей и __________(В) пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое __________(Г), мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведём пример из недавнего прошлого нашей страны. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере __________(Д) культуры.

Основными типами социальных связей выступают __________(Е) и причинно-следственные. Первые прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом в целом и его отдельными элементами. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. функциональный

2. общественный

3. решение

4. духовная

5. система

7. природа

8. социология

9. взаимодействие

ТЕСТ № 1. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Системный подход к общественным явлениям.

1.Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) наличие подверженных изменениям подсистем

3) обособленность элементов

4) самоорганизация и саморазвитие

5) появление новых элементов и связей

6) многоаспектность и целостность

Ответ: 2456

2.Установите соответствие между сферами жизни общества и приведенными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

А) призвана интегрировать общество на основе учета интересов различных групп

Б) охватывает финансовые институты

В) включает отношения, складывающиеся в системе материального производства

Г) охватывает отношения общества с внешней природной средой

Д) включает институты государственной поддержки нуждающихся групп населения

1) социальная

2) экономическая

Ответ: 12221

3.Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.

1) принятие государственных образовательных стандартов

2) задержка зарплаты в связи с банкротством предприятия

3) введение цензуры на государственном телевидении

4) государственная гарантия банковских вкладов

5) строительство заводом жилья для рабочих

6) создание новых рабочих мест

Ответ: 256

4. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты и их функции

Ответ: государство

5.Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2) Поскольку общество представляет собой динамическую систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие - появляться.

3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

4) Социальные институты - это определенные стереотипы человеческого поведения.

5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

Ответ: 125

6. Установите соответствие между компонентами общества и примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 12121

7. Назовите три признака социального института и поясните каждый из них на конкретном примере.

В правильном ответе могут быть указаны такие признаки:

Наличие ролевой системы - определены основные роли (например, в семье существуют роли мужа и жены, родителей и детей, старших и младших членов семьи и т.д.);

Наличие совокупности учреждений (например, институт образования включает сеть школ, лицеев, гимназий, университеты, министерство образования и т.д.);

Наличие регулирующих правил (например, в государства может быть принят основной закон страны - Конституция, в соответствие с которой принимаются остальные нормативные акты, регулирующие деятельность органов власти и др.);

Наличие общественно важных функций (например, функцией науки является накопление и систематизация объективных знаний о действительности).

8. В познании общества, в отличие от познания природы

1) не выдвигается гипотез

2) значима роль ценностных установок познающего

3) не используется метод моделирования

4) истина имеет относительный характер

5) объект и субъект познания совпадают

6) сложно выявить объективные законы

Ответ: 256

9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная _______ (А), объединенная общим _______ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _______ (В). Социологи называют общество динамической _______ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе _______ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо одну сторону жизни при сохранении основ существующего _______ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) система

2) структура

4) революция

5) интерес

6) прогресс

7) социальный статус

10. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество является частью природы.

2) Природа полностью определяет развитие общества.

3) Современному обществу свойственно сословное строение.

4) Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество.

5) Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.

Ответ: 45

11.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ: 21122

12. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе.

2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4) Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда.

5) Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

Ответ: 123

13.Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В узком смысле общество - это окружающий человека материальный мир.

2) В широком смысле под обществом понимают все население земли, совокупность всех народов и стран.

3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.

4) Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью регулировать разнообразные общественные отношения.

5) Образование как социальный институт объединяет с другими социальными институтами наличие организационной структуры и социальных норм.

Ответ: 245.

14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах в экономической сфере, и одно предложение, раскрывающее любую из функций социальных институтов.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, нацеленной на удовлетворение базовых потребностей общества.

2) одно предложение с информацией о социальных институтах в экономической сфере, например: К социальным институтам в экономической сфере относят рынок, предпринимательство, банковскую сферу и т.д.

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.

15. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социального познания». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов раскрытия данной темы:

1) Социальное познание - познание общества и человека.

2) Специфика социального познания:

а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;

б) тесная связь с практическими интересами индивидов;

в) критический взгляд на общество и ценностная окраска знания о нем;

г) сложность объекта социального познания, в силу чего социальные законы носят вероятностный характер;

д) ограниченность сферы применения эксперимента.

3) Основные методы социального познания:

а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);

б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);

в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).

4) Функции социального познания:

а) выявление причин и следствий социальных процессов;

б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;

в) использование результатов при осуществлении социального управления;

г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.

5) Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

Изучение общества является предметом социальной философии. Понятие «общество» многозначно. В самом широком смысле это понятие применяется и к миру животных (например, когда говорят о «сообществе» насекомых, стаде обезьян), и к людям. Если же это понятие применять только к людям, то оно также имеет разные смыслы. В широком смысле говорят о человечестве, мировом сообществе. В более узком смысле под обществом понимают этническое, национально-государственное объединение, группы людей, связанные общностью происхождения и положения, общими занятиями, интересами и целями. Но при всех трактовках общество – это не просто какая-то сумма, конгломерат людей. В этой связи Маркс отмечал: «Общество не состоит из индивидуумов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды относятся друг к другу» .

Объединяет людей в общество совместная жизнедеятельность. Некоторое множество людей становится социальной группой, обществом, когда оно способно своей деятельностью создать все необходимые условия совместного существования. Общественная жизнь – процесс совместной деятельности людей.

Деятельность людей многообразна. Чтобы существовало общество как некоторое устойчивое социальное образование, необходимы следующие типы деятельности.

1. Производство материальных благ и услуг. Эту форму деятельности называют по-разному, например, говорят о материальном производстве (К. Маркс), экономической деятельности (Э. Дюркгейм), хозяйстве (С. Н. Булгаков) и т. п.

2. Социальная деятельность. Она выражается в производстве и в воспроизводстве непосредственно людей и человеческой жизни. Эту деятельность осуществляют семья, этносы, профессиональные группы и т. д., то, что часто называют «гражданское общество». В этой деятельности создаются и реализуются программы образования и воспитания, здравоохранения, социального обеспечения и т. д.

3. Организационно-управленческая деятельность. Ее цель – создание и оптимизация общественных связей и взаимодействия путем социального управления, политической деятельности (субъектами последней главным образом являются государство и политические партии).

4. Духовная деятельность – производство и потребление разнообразной информации, необходимой для жизни, начиная с обыденной и кончая научной, включающей в себя знания в области экономики, политики, морали, искусства и т. д.

Для существования общества необходимы четыре типа совместной деятельности. Эти типы определяют элементы общества (или так называемые сферы общественной жизни): материально-производственную, социальную, организационную (политико-управленческую), духовную. Понятие «сфера общественной жизни» означает устойчивую область человеческой деятельности и ее результаты, удовлетворяющие определенные потребности общественного или личного характера. В этих сферах существуют специальные социальные институты.

Кроме понятия общества употребляется понятие социальной действительности. Под социальной действительностью будем понимать общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений – жизнь человечества, социальных групп, коллективов, отдельных личностей. Социальная действительность складывается из множества многообразных актов деятельности людей и результатов их деятельности.

Социальная деятельность качественно отличается от природной. Это отличие определяется особенностями человека и его деятельности. Характеризуя принципиальные отличия общества от природы, Энгельс писал: «В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы. Здесь нигде нет сознательной, желаемой цели… Наоборот, в истории общества действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» .

Социальная действительность состоит из социальных объектов (напомним, что материя и материальный мир существуют в виде материальных объектов). Социальные объекты многообразны: это и сами люди, и социальные группы, общественные учреждения, созданная людьми техника, предметы быта и т. д.

Принципиальное отличие социальных объектов от материальных объектов заключается в том, что социальные объекты представляют собой единство объективного и субъективного. В социальных объектах присутствует то, чего нет в природных объектах, – сознание, духовная жизнь людей. Социальные объекты имеют такие специфические черты, которыми не обладают никакие природные объекты, взятые в их самостоятельном, отдельном от человека бытии. Детализируем эту специфику.


Общество многозначное понятие, используемое: - для определения социальных систем различного уровня; - для определения социальных систем различного уровня; - объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов, целей (в т.ч. акционерные общества, экономические организации). - объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов, целей (в т.ч. акционерные общества, экономические организации).


Подходы при определении общества в зарубежной и отечественной науке 1 Большая группа людей, сформировавших общую культуру. 1 Большая группа людей, сформировавших общую культуру. 2.Сложная социальная система с населяющими ее людьми. 2.Сложная социальная система с населяющими ее людьми. 3.Социально-полтическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией и др. 3.Социально-полтическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией и др.


Понимание общества зарубежными социологами Р. Мильс – общество это конфигурация институтов, функции которых ограничивают свободу действия людей. Р. Мильс – общество это конфигурация институтов, функции которых ограничивают свободу действия людей. И.Валлерштайн – ни одно понятие не является более всеобъемлющим, чем общество и ни одно понятие в социологии не используется более автоматически и бездумно И.Валлерштайн – ни одно понятие не является более всеобъемлющим, чем общество и ни одно понятие в социологии не используется более автоматически и бездумно


Основные смыслы понятия «общество» в отечественной науке Широкий (философский) – человеческое общество, социум Узкий (социологический)– люди с их связями, отношениями, взаимодействиям и Узкий (социологически й) – круг людей Социологический (социальные группы, институты, связи, отношения, способ производства, распределения Обособившаяся от природы часть материального мира; совокупность исторических форм совместной деятельности Исторический этап, форма общественного развития (первобытное); конкретное в рамках одной страны (французское) Объединены общностью сословной принадлежности, интересов (дворянское, крестьянское, спортивное, благотворительн ое, театральное) 1. Люди, объединившиеся для общения, деятельности. 2. Этап в историческом развитии народа, страны. 3.Система взаимодействия.






Общество Это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия. Характеризуется целостностью и саморазвитием, а также нмличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов Это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимосвязи и взаимодействия. Характеризуется целостностью и саморазвитием, а также нмличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов


Социальная структура Внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, групп, институтов и устойчивых отношений между ними. Социальная структура усложняется, становится более многообразной по мере развития общества.








Подходы к пониманию природы социального неравенства Марксистский. Класовая принадлежность определяется по отношению к собственности на средства производства (капиталисты, мелкая буржуазия, наемные работники) Теории стратификации. Деление общества на различные социальные слои (страты), отличающиеся по своему общественному статусу.


Страта Совокупность семей и индивидов, занимающих определенный уровень по доходу, благосостоянию, власти, престижу. Разделение общества на классы объясняется неравным доступом к основным ценностям, которые стремятся получить люди: власти, собственности, социальному престижу.


Типологии общества Объединены сходными признакам и критериями Объединены сходными признакам и критериями 1. По наличию письменности: 1. По наличию письменности: - письменные; - письменные; - дописьменные. - дописьменные. 2.По числу уровней управления, степени социальной дифференциации (расслоения): 2.По числу уровней управления, степени социальной дифференциации (расслоения): - простые; - простые; - сложные. - сложные.


Типологии обществ По способу производства: По способу производства: - общество первобытных охотников и собирателей; - общество первобытных охотников и собирателей; - скотоводческие (пастушеские); - скотоводческие (пастушеские); - огороднические; - огороднические; - земледельческие (аграрные); - земледельческие (аграрные); -индустриальные (промышленные). -индустриальные (промышленные).


Типологии обществ По политическим критериям: По политическим критериям: - демократические; - демократические; - тоталитарные; - тоталитарные; - авторитарные (промежуточные). - авторитарные (промежуточные). По религиозным критериям: По религиозным критериям: - христианские, мусульманские и др. - христианские, мусульманские и др. По языковым критериям: По языковым критериям: - англоязычные, франкоязычные и др. - англоязычные, франкоязычные и др.


Новые типологии исторического развития человеческого общества С.Крук, С.Лэш Премодернистские, модернистские, постмодернистские О.Тофлер Общества «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации. Ф.Махлуп, Т.Умесао, М.Порат, Р.Катц Информационное общество




Идеологический подход: общество ТРАДИЦИОННОЕ / ЗАКРЫТОЕ Авторитарная власть Авторитарная власть Сознание мифологическое Сознание мифологическое Догматизм Догматизм Низкая мобильность Низкая мобильность Забота о других Забота о других Частная собственность сомнительна, недостойное дело Частная собственность сомнительна, недостойное дело МОДЕРНИСТСКОЕ / ОТКРЫТОЕ Демократическая власть Сознание рациональное Сознание рациональное Критичность Критичность Высокая мобильность Высокая мобильность Ответственность индивида за свою жизнь Ответственность индивида за свою жизнь


Открытое общество: Открытое общество: самостоятелтьный вариант демократии.; самостоятелтьный вариант демократии.; не является неограниченным капитализмом; не является неограниченным капитализмом; не основано на марксизме или анархии; не основано на марксизме или анархии; уменьшение влияния государства; уменьшение влияния государства; отсутствие принуждения граждан («к чему-либо, даже к счастью»); отсутствие принуждения граждан («к чему-либо, даже к счастью»); уважение к частной собственности; уважение к частной собственности; государство занимается предотвращением страданий и несправедливости; государство занимается предотвращением страданий и несправедливости; демократический плюрализм, индивидуализм демократический плюрализм, индивидуализм Закрытое общество: Закрытое общество: статичная социальная структура; статичная социальная структура; ограниченная мобильность; ограниченная мобильность; неспособность к инновациям; неспособность к инновациям; большинство принимает предписанные ценности; большинство принимает предписанные ценности; неспособность к инновациям; неспособность к инновациям; традициолонализм; традициолонализм; авторитарная идеология; авторитарная идеология; тоталитаризм. тоталитаризм.


Открытые общества (демократические) Открытые общества (демократические) Человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. На уровне Конституции закрепляются принципы духовной свободы. На уровне Конституции закрепляются принципы духовной свободы. Закрытые общества (тоталитарные) Закрытые общества (тоталитарные) Членам общества навязываются нравственные ценности. Членам общества навязываются нравственные ценности. Большинство членов общества принимают предложенные мировоззренческие ценности Большинство членов общества принимают предложенные мировоззренческие ценности


Традиционные общества Традиционные общества Человек воспринимает мир и заведенный порядок, как неразрывное целое, священное, не поддающееся изменению. Человек воспринимает мир и заведенный порядок, как неразрывное целое, священное, не поддающееся изменению. Ценится не индивидуальное в человеке, а его место в иерархии (сословной, клановой и др.). Ценится не индивидуальное в человеке, а его место в иерархии (сословной, клановой и др.). Свобода индивидуальных действий приводит к нарушению заведенного порядка Свобода индивидуальных действий приводит к нарушению заведенного порядка Модернистские общества Модернистские общества У человека существуют условия для достижения свободы. У человека существуют условия для достижения свободы. Возможности изменений без применения насилия. Возможности изменений без применения насилия. Существование формальных правил, допускающих пробы и ошибки. Существование формальных правил, допускающих пробы и ошибки. Возможность смены правительства без применения насилия Возможность смены правительства без применения насилия «Если мы хотим остаться людьми – у нас только один путь к открытому обществу» «Если мы хотим остаться людьми – у нас только один путь к открытому обществу»


Формационный подход: общество общественно-экономические формации: Первобытно-общинная Первобытно-общинная Рабовладельческая Рабовладельческая Феодальная Феодальная Капиталистическая Капиталистическая Социалистическая Социалистическая Коммунистическая Коммунистическая бесклассовая классовые бесклассовые






Индустриальное общество Ведущая сфера производства – промышленность Ведущая сфера производства – промышленность Власть демократическая Власть демократическая Индивидуализм Индивидуализм Ориентация на новацию Ориентация на новацию Механизация труда Механизация труда Урбанизация Урбанизация Начало НТР Начало НТР


Постиндустриальное общество Ведущая сфера производства – сфера услуг Ведущая сфера производства – сфера услуг Власть демократическая Власть демократическая Индивидуализм Индивидуализм Ориентация на новацию Ориентация на новацию НТР НТР Автоматизация труда Автоматизация труда


Информационное общество Ведущая сфера производства - производство, переработка и хранение информации Ведущая сфера производства - производство, переработка и хранение информации Компьютеризация Компьютеризация Изменение мотивации к труду – творческий характер труда Изменение мотивации к труду – творческий характер труда


Сравнительная характеристика типов обществ (по Д.Беллу) на нач.90-х г.20 в. Тип общества Доиндустриаль ные Индустриальны е Постиндустриа льные Типичные страны Эфиопия, Ангола, Никарагуа, Афганистан Великобритани я, Германия, Франция США, Япония ВНП (на душу населения, S) Меньше 400 Около Около Основной фактор производства ЗемляКапиталЗнания


Доиндустриаль ные Индустриальны е Постиндустриа льные Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги Характер производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Компьютеризац ия, автономия производства Занятость населения Сел. хоз-во - 75% Сел. хоз-во – 10% Сел.хоз -3% Пром. -33% Услуги – ок. 66% Политика в области образования Борьба с неграмотность ю Подготовка специалистов Непрерывное образование


Доиндустриаль ные Индустриальны е Постиндустриа льные Преобладающи е отросли Земл-е, рыб-во, скот-во, горнодобываю щая и деревообрабат ывающая пром. Производство товаров массового потребления Сфера услуг Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги Кол-во ученых на 1 млн. жителей Около 100 Около 2000 Около 2000 Около 2000 Смертность на 1000 чел. Около 20 чел. Около 10 чел. Продолжительн ость жизни лет Свыше 70 лет


Главные сферы современного общества Промежуточные комплексы системы общества понимаются как его подсистемы или сферы: Промежуточные комплексы системы общества понимаются как его подсистемы или сферы: - экономическая сфера; - экономическая сфера; - политическая; - политическая; - духовная; - духовная; - социальная. - социальная.


Экономическая сфера Включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиций, обороты капиталов. Включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиций, обороты капиталов. Удовлетворяет жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т.п. через производство товаров и услуг. Удовлетворяет жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т.п. через производство товаров и услуг. Прямо участвуют в экономической жизни общества 50-60% населения (экономически активное население); косвенно – 100%; Прямо участвуют в экономической жизни общества 50-60% населения (экономически активное население); косвенно – 100%; Основа экономической сферы – производство, конечный продукт которого – национальный доход. Основа экономической сферы – производство, конечный продукт которого – национальный доход.






Политическая сфера Включает президента и его аппарат, правительство, парламент (Федеральное собрание) и его аппарат, местные органы власти (губернские. областные), армию, полицию, налоговую и таможенную службу, которые вместе составляют государство. Включает президента и его аппарат, правительство, парламент (Федеральное собрание) и его аппарат, местные органы власти (губернские. областные), армию, полицию, налоговую и таможенную службу, которые вместе составляют государство. Политические партии не входят в государство, но включены в политическую сферу и выражают политические интересы различных групп населения. Политические партии не входят в государство, но включены в политическую сферу и выражают политические интересы различных групп населения. Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть (принадлежит классу или группе) и ее защита Основной вопрос политической сферы – узаконивание способов борьбы за власть (принадлежит классу или группе) и ее защита


Задачи государства – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами (рабочими, профсоюзами, работодателями); – обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами (рабочими, профсоюзами, работодателями); -учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением; -учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением; - недопущение политических переворотов; - недопущение политических переворотов; - защита внешних границ и суверенитета страны; - защита внешних границ и суверенитета страны; - сбор налогов; - сбор налогов; - обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и др. - обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и др.




Духовная сфера Включает институты науки, культуры, религии, образования (университеты, лаборатории, музеи, театры, газеты, журналы, НИИ, художественные галереи и др. Включает институты науки, культуры, религии, образования (университеты, лаборатории, музеи, театры, газеты, журналы, НИИ, художественные галереи и др. др.) др.) Задачи: Задачи: - открывать новые знания в разных областях; - открывать новые знания в разных областях; - создавать авангардные технологии; - создавать авангардные технологии; - передавать знание следующим поколениям; - передавать знание следующим поколениям; - создание вненаучных художественных ценностей и др. - создание вненаучных художественных ценностей и др.




Социальная сфера В широком смысле – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения (магазины, пассажирский транспорт, коммуникационное и бытовое обслуживание, общ. Питание, здравохранение, связь. Учреждения досуга. Включает все слои населения. В широком смысле – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения (магазины, пассажирский транспорт, коммуникационное и бытовое обслуживание, общ. Питание, здравохранение, связь. Учреждения досуга. Включает все слои населения. В узком значении подразумевает социально не защищенные слои населения (пенсионеры, безработные, малообеспеченные, инвалиды) и обслуживающие их учреждения В узком значении подразумевает социально не защищенные слои населения (пенсионеры, безработные, малообеспеченные, инвалиды) и обслуживающие их учреждения


Социальные связи и отношения Социальная связь – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных обществах, в конкретное время для достижения определенных целей Социальная связь – набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных обществах, в конкретное время для достижения определенных целей Социальные связи объективны, независимы от отдельных индивидов Социальные связи объективны, независимы от отдельных индивидов Вассально-феодальная зависимость




Связи взаимодействия Социальное взаимодействие - это цепочка социальных действий, в которой каждое последующее действие обусловлено предыдущим Социальное взаимодействие - это цепочка социальных действий, в которой каждое последующее действие обусловлено предыдущим Оно может происходить между обособленными объектами (политическое взаимодействие между государствами) и внутри объекта – между элементами (борьба за национальную независимость) 47






Социальное взаимодействие включает в себя: Индивидов, совершающих действие Индивидов, совершающих действие Влияние на других индивидов, не включенных в действие Влияние на других индивидов, не включенных в действие Изменение в социальной общности вызванное действием Изменение в социальной общности вызванное действием Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит, будет ли данное взаимодействие продолжаться Во взаимодействии важна обратная реакция, от нее зависит, будет ли данное взаимодействие продолжаться


Социальные отношения Взаимодействие представляет собой связь и ведет к становлению новых социальных отношений Взаимодействие представляет собой связь и ведет к становлению новых социальных отношений Социальные отношения – это устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами Социальные отношения – это устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами