Преступления оун - упа в годы великой отечественной войны. Варшава осуждает преступления ОУН-УПА, но потакает нынешним украинским нацистам

Сегодня в сеть попали инструкции для украинских СМИ к 9 Мая – как следует освещать события ВОВ, и недавно окончательно реабилитированную ОУН-УПА.

Основные посылы – Украину от нацистов освободила не Советская Армия, а украинский народ, и немалая заслуга в этом Украинской Повстанческой Армии (бандеровцев). Помимо этого рекомендуют акцентировать внимание на количестве русских воевавших в РОА (власовцы), и на умышленном занижении Россией роли украинского народа в победе во Второй Мировой Войне (именно так – Вторая Мировая, ВОВ употреблять нельзя).

Копии

Не буду публиковать все, думаю суть и так понятна… Плюс украинские власти рекомендуют исходить из того, что «9 мая, это не праздник Победы, а прежде всего урок для Украины, Европы и всего мира», а также призывают уравнять путинскую Россию и гитлеровский режим.

В принципе ничего нового — Киев продолжает навязывать украинцам изуродованную версию истории и пропагандировать русофобию. Собственно для этого и понадобилось героизировать хронических русофобов бандеровцев, якобы воевавших одновременно против двух тоталитарных режимов (советского и нацистского) за независимую Украину. Но очень трудно совместить не совместимое, 6 миллионов украинцев воевавших против фашистов в рядах СА, и 300 тысяч галицких националистов, воевавших с немцами против Советского Союза, т.е. ПРОТИВ СВОЕГО НАРОДА. Поэтому и приходится столько лгать и игнорировать исторические факты.

Напомню что преступления украинских националистов, доказаны на судебных процессах, так же как и доказана их прямая связь с нацистами (этому существует огромное количество фото и видео подтверждений, см. ниже). В противовес этому, в немецких архивах не зафиксировано НИ ОДНОГО ФАКТА серьезных столкновений бандеровцев с нацистами, кроме мелких стычек, которые сами немцы характеризовали, как редкие и не заслуживающие внимания.

В 1941 году, Галиция встречала немцев цветами, хлебом солью, и торжественными парадами, украинским националистам была обещана самостийная Украина, поэтому они не только приветствовали гитлеровцев, но и активно вступали в полицию и регулярные военные формирования. В первый же день создания СС Галичина, в нее добровольно записалось более 20 тысяч украинцев, на протяжении недели заявления продали еще 40 тысяч.

Фотохроника: Галиция встречает нацистов, и добровольцы СС Галичина


Немного про идеологию украинского национализма и о лозунгах которые скандируют и сегодня

Взято практически один в один из нацистских….

И как эти лозунги использовались «борцами с нацизмом» того времени


Помимо дивизии СС Галичина, существовали и другие формирования украинских националистов, до 43 года однозначно воевавшие в составе или при непосредственном взаимодействии с немцами:

Батальон Нахтигаль (нем. «Nachtigal» − «Соловей»)

Подразделение сформированное преимущественно из членов и сторонников ОУН(б) и обученное органами военной разведки и контрразведки нацистской Германии, абвером, для действий на территории Украинской ССР. Которое возглавлял . Именно Нахтигаль вместе с немецкими войсками принял участие во вторжении на территорию Украинской ССР, действуя в составе полка «Бранденбург». В ночь с 29 на 30 июня 1941 батальон первым вошёл во Львов.

Сейчас украинская пропаганда пытается изобразить Шухевича таким

В форме воина УПА и украинской символикой. Но на самом деле было так

Батальон Роланд (нем. «Roland»)

Сформирован в 1941 году с санкции руководителя германской военной разведки В. Канариса для обучения и использования в составе специального разведывательно-диверсионного формирования «Бранденбург-800» в ходе нападения Германии на СССР. Подчинялся 2-му отделу Управления абвера (Amt Abwehr II) (специальные операции) при Верховном Командовании вермахта.

В отличие от «Нахтигаля», его личный состав в большей степени был представлен украинскими эмигрантами первой волны. Кроме того, до 15 % составляли украинские студенты из Вены и Граца. Командиром батальона был назначен бывший офицер польской армии майор Е. Побигущий. Все остальные офицеры и даже инструкторы были украинцами, в то время как германское командование представляла группа связи в составе 3 офицеров и 8 унтер-офицеров. Обучение батальона проходило в замке Зауберсдорф в 9 км от г. Винер-Нойштадт. В первых числах июня 1941 г. батальон отбыл в Южную Буковину, и далее двинулся в район Ясс, а оттуда через Кишинев и Дубоссары - на Одессу, действуя в составе 6-й армии вермахта на территории сначала Западной, а затем и Восточной Украины в июне−июле 1941.

В октябре 1941 года «Нахтигаль» и «Роланд» были передислоцированы во Франкфурт-на-Одере, направлены на переобучение для использования в качестве частей охранной полиции.

Но вскоре наступило протрезвление — украинское государство, которое бандеровцы провозгласили 30 июня 1941 во Львове просуществовала всего 17 дней, после чего Бандера был арестованы, а Гитлер по сути объявил Украину своей колонией, националистам в которой отводились лишь полицейские функции.
В конце 1942 начале 43 года часть галицких националистов (ОУН б, последователи Бандеры), «взбрыкнули». Отказавшись выполнять приказы немцев. Номинально причинами послужили обман с самостийной Украиной (полтора года спустя), и террор который немцы устроили гражданскому населению, в т.ч. и на территории Галиции. Угоняли в германию, отбирали продовольствие и скот, не особо разбираясь где воюет хозяин — в РККА или в СС… Но главной причиной, стало то что немцы проигрывали войну, больше не оставалось надежды не только на независимую Украину, но даже и на какие-то привилегии в нацистской…
Отказавшись выполнять прямые приказы рейха, ОУН-УПА с точки зрения немцев, стали бандами украинских националистов (именно так их и называли в донесениях), но уничтожать их не было никакого резона, как и у ОУН-УПА, не было причин начинать войну против нацистов, они тем самым выступили бы на стороне Союза, который к тому времени и так побеждал. А в советской Украине их не ждало ничего кроме лагерей.

Собственно, сама УПА появилась лишь в феврале 1943. Справка

17-23 февраля 1943 в с. Тернобежье по инициативе Романа Шухевича состоялась III конференция ОУН, на которой было принято решение об активизации деятельности и начале вооруженного выступления.

Большинство членов конференции поддержало Шухевича (хотя М. Лебедь возражал), по мнению которого основная борьба должна быть направлена не против немцев , а против советских партизан и поляков - в направлении, уже осуществляемом Д. Клячкивским на Волыни.

В конце марта 1943 года сторонникам и членам ОУН, служившим в немецких военизированных и полицейских формированиях, было направлено указание уходить в леса вместе с оружием. Согласно перехваченному советскими партизанами приказу, собственно начало «формирования украинской национальной армии за счет полицейских, казаков и местных украинцев бандеровского и бульбовского направления» пришлось на вторую декаду марта 1943 года.

Ряды будущей УПА в период с 15 марта по 4 апреля 1943 пополнило от 4 до 6 тысяч членов «украинской» полиции, персонал которой в 1941-42 годах был активно задействован в уничтожении евреев и советских граждан

С этого момента националисты УПА якобы перестали подчинятся немцам, и далее воевали против них и против Советской власти. Хотя как уже писал выше, нет никаких свидетельств, о масштабных боевых действий УПА против немцев, какие-то мелкие стычки (освобождение родственников угоняемых на работы, защита собственных домов, имущества, нападение на продовольственные склады/обозы), таковыми считаться не могут, это вынужденные меры самовыживания.
Даже в сборниках документов «УПА в свiтлi нiмецьких документiв » (кн.1, Торонто 1983, кн.3, Торонто 1991), составленных потомками националистов эмигрировавших в Канаду (а потому врядли беспрестрастными) — примеров стычек УПА с нацистами очень не много, и большинство из них в таком духе

Переговоры с одной из банд националистов невдалеке от Ровно принесли следующие результаты: банда будет дальше бороться против советских бандитов и регулярных частей Красной Армии. Она отказывается участвовать в сражениях на стороне вермахта равно как и сдать оружие… В последние недели действия украинских банд были направлены не столько против вермахта, сколько против немецкой администрации. Украинские банды по-прежнему выступают против польских, советских банд и польских поселений.

Собственно, УПА и против регулярной Советской Армии не воевала. К этому моменту они жили мечтой, о взаимоуничтожении Советов и Рейха. А сами тем временем, были озабочены собственным выживанием и продолжали работу, которую начали под руководством нацистов — геноцид гражданского населения, в первую очередь сторонников Советской Власти, и этнические чистки поляков и евреев, в том числе совместно с нацистами. Приведу несколько эпизодов:

Трагедия Яновой Долины

В ночь с 22 на 23 апреля 1943 года (в преддверии Пасхи) отряды 1-й Группы УПА под командованием И. Литвинчука («Дубового») вошли в с. Яновая Долина и начали поджигать все строения. Часть жителей погибла в огне, тех, кто пытался выбраться - убивали.

Расквартированный в селе немецкий гарнизон - рота литовской вспомогательной полиции под немецким командованием - во время нападения находился в селе, но не покинул своего расположения. Националисты не атаковали гарнизон. Полицейские не пытались противодействовать националистам, и открывали огонь, только когда к его расположению приближались националисты.

В результате акции погибло от 500 до 800 человек, включая женщин и детей. Многие были сожжены заживо

Трагедия Гуты Пеняцкой

По состоянию на начало 1944 года, в селе Гута Пеняцкая насчитывалось около 1000 жителей. Населённый пункт Гута Пеняцкая поддерживал польских и советских партизан в их действиях по дезорганизации немецкого тыла.
28 февраля 1944 г. село было окружено 2-м батальоном полицейского 4-го полка Добровольческой дивизии СС «Галиция» при поддержке местного УПА и было полностью сожжено - остались лишь остовы каменных строений - костела и школы. Из более чем тысячи жителей Гуты Пеняцкой, выжило не более 50 человек. Более 500 жителей было сожжено заживо в костёле и собственных домах.

Трагедия Подкаменя

12 марта 1944 в местечко Подкамень вошло подразделение дивизии СС «Галиция» под предлогом поиска оружия и партизан. Накануне польской самообороной местечка было отражено нападение отряда УПА.
Вошедшие на территорию монастыря военнослужащие СС «Галиция» начали убивать всех укрывшихся на его территории поляков. Другие же, обыскивая местечко, требовали у найденных ими людей удостоверение личности. У кого в «аусвайсе» было указано, что он поляк - того убивали. Кто смог доказать обратное - оставлялся в живых… В ходе акции военнослужащими 4-го полка Добровольческой дивизии СС «Галиция» при участии подразделений УПА было уничтожено более 250 человек…

—————-

Таких примеров много, и все они подтверждают сотрудничество УПА с нацистами, в т. ч. и с СС Галичина, продолжающей воевать в составе вермахта.
И кстати, СС Галична, о которой украинская пропаганда очень редко упоминает — тоже была во много укомплектована из галицких националистов, в т.ч. и членов ОУН. Дивизия была создана в марте 1943, и что называется, по настоятельным просьбам патриотически настроенной общественности, цитирую:
В начале марта 1943 в газетах дистрикта Галиция публикуется «Манифест к боеспособной молодёжи Галиции» губернатора дистрикта Галиции Отто Вехтера, в котором отмечалась преданная служба «на благо рейха» галицийских украинцев и их неоднократные просьбы к фюреру об участии в вооружённой борьбе, - и фюрер, учитывая все заслуги галицийских украинцев, разрешил формирование Стрелковой дивизии СС «Галиция »

Выше писал, что в первую же неделю после публикации манифеста, в дивизию подали заявления 60 тысяч добровольцев, а всего — около 80 тысяч. Следует добавить, что СС Галичина привлекалась для карательных операций не только на территории Украины, но и в Словакии и Югославии. Больше информации про их «подвиги» .

Отдельно в деятельности галицких националистов можно выделить геноцид который они устроили полякам. По разным данным было уничтожено от 30 до 60 тысяч человек, преимущественно женщин, детей стариков (Польша настаивает на цифре 100 тысяч). Сейчас Киев пытается оправдать «Волынскую Резню», тем что и поляки убивали этнических украинцев. Это действительно так, но с их стороны это была ответная мера, в надежде тем самым усмирить бандеровцев и прекратить бойню на территории Галиции, да и количество жертв совершенно не сопоставимое.

Волынская Трагения (Резня)

Подобных фактов преступлений УПА много (), и отвергать их бессмысленно. По отдельным фото, современные последователи Бандеры дают опровержения (сняты не там, или погибли не от рук бандеровцев), но опровергают единицы, а документов тысячи.
Попытки списать все это на ложь советской пропаганды, то же не состоятельны — факты подтверждают польские, немецкие, израильские историки.

Ну и на последок немного видео, для тех у кого есть время и желание разобраться в теме доскональный.

Хроніка. Дивізія СС Галичина. Коломия. Гуцули

Последователи Бандеры, ОУН УПА, дивизии СС Галичина (с 8,30 минуты фото и видеохроника)

ОУН- УПА, Фактами Истории Сегодня и Прошлого!

Немецкий Гос. канал: Бандера сотрудничал с фашистами и причастен к уничтожению евреев

ВОЛЫНЬ без срока давности — фильм о преступлениях ОУН-УПА

ПОЛИЦАИ (2014) БАНДЕРОВЦЫ.Армия УПА.Смотреть тяжело,но полезно.16+

ПС
Галицкие националисты однозначно воевали на стороне нацистской Германии, пока верили что за это им отдадут Украину, при этом их использовали главным образом для выполнения полицейских функций и в карательных операциях ПРОТИВ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, в т. ч. и ПРОТИВ УКРАИНЦЕВ.
Из того что они хотели получить Украину, не следует что они боролись за свободу для украинского народа, еще за 2-3 года до этих событий они были гражданами Польши, а до этого сотни лет являлись частью Австро-Венгрии, что многих из них устраивало.
Страшно представить, что было бы если Германия победила в той войне, и сдержала обещание отдать власть над Украиной бандеровцам, и какая судьба ожидала бы семьи тех 6 миллионов украинцев, которые ушли воевать в РККА, что ждало бы русских, поляков, евреев проживающих в Одессе, Харькове, Донецке…. Впрочем, представить это не сложно, глядя на фото опубликованные выше, и вспоминая Бабий Яр в Киеве, где при активном участии националистов были расстреляны от 70 до 200 тысяч расово неправильных горожан.

На этом страшном кадре – Киев, сентябрь 1941 года. Бабий яр. Мать за секунду до гибели прижимает к себе ребенка. Человек в форме СС, который убьет ее и ребенка через секунду-другую – не немец. Он украинец, точнее – уроженец Западной Украины, из Житомира. Служил в дивизии «Галичина», а с 1943 года участвовал в работе айнзатц-групп.
Откуда такие подробности? Практически от него самого. Эту фотографию изъяли партизаны вместе с документами и армейским жетоном. Изъяли, когда обыскивали его тело.

Бандеровцы надеялись получить для себя Украину из рук нацистов, но когда им в этом отказали — все равно считали их своими союзниками.
Кроме того, к середине 1944 г нацистов вытеснили с Западной Украины — воевать против них бандеровцы уже физически не могли.
Справедливости ради нужно отметить, что ненависть бандеровцев к полякам и советской власти, появилась не на пустом месте — этому предшествовала Польско-Украинская война, принудительная полонизация галицких украинцев, затем депортация 200-300 тысяч националистов и их семей, сопровождавшаяся вакханалией НКВДшников. Все это может в какой-то степени пояснить почему галичане встречали нацистов как освободителей, но это не может служить оправданием бесчеловечным расправам над женщинами стариками и детьми.
И само собой, украинские националисты, не воевали против нацизма, или еще глупее — против тоталитарных режимов. Одни из них воевали за свой, расово чистый украинский рейх, другие — за немецкий…

Для написания статьи, использовались только источники, подтверждающие информацию документальнами: Википедия, материалы из книги польского историка Александра Кормана «Геноцид УПА», канадский сборник «УПА в свiтлi нiмецьких документiв».

В Киеве прошли скандальные мероприятия, посвящённые 66-летию создания Украинской повстанческой армии (УПА). «Оранжевые» отрицают, что бандеровцы были пособниками нацистов и карателями. Но документы указывают на обратное – чего стоят только карательные операции Шухевича в Белоруссии и резня поляков на Волыни. Ющенко объявил героями людей, списку зверств которых позавидовали бы даже в СС.

В Киеве прошли скандальные мероприятия, посвящённые 66-летию образования Украинской повстанческой армии (УПА). Её отряды активно воевали против Красной Армии и принимали участие в карательных операциях нацистов. Виктор Ющенко и его окружение пытаются доказать, что отряды УПА действовали и против немцев, борясь за подлинную свободу Украины.

УПА была создана 14 октября 1942 года по решению руководства Организации украинских националистов (ОУН). Возглавлял её Роман Шухевич – кавалер двух рыцарских орденов нацистской Германии. Президент Ющенко объявил его героем Украины, а из самой УПА он пытается сделать УПА воюющую сторону во время Второй мировой войны.

Между тем нет ни одного документа, свидетельствовавшего, что отряды УПА воевали бы с крупными силами вермахта. А вот документов о совместных действиях украинских националистов с нацистами – хоть отбавляй. И ещё больше документов рассказывают об изуверствах, которые творил «национальный герой» Роман Шухевич и его братья по оружию.

Точно известно, что издаваемая газета "Сурма", бюллетени и другая националистическая литература печаталась в Германии. Часть националистической литературы нелегально издавалась в Львове и других городах Западной Украины". Недавно МИД России опубликовал некоторые документы. Вот некоторые из них:

Начальник 4 Управления НКВД СССР Павел Судоплатов в сообщении от 5 декабря 1942 года свидетельствует: "Украинские националисты, ранее находившиеся в подполье, встречали немцев с хлебом-солью и оказывали им всяческую помощь. Немецкие оккупанты широко использовали националистов для организации в оккупированных областях УССР, так называемого "нового порядка".

"Несмотря на то, что по указке немцев Бандера провозгласил "самостоятельную" Украину, но вопрос создания национального украинского правительства немцы затягивали… Немцам невыгодно было создавать украинское национальное правительство, они "завоевали" Украину и считали ее восточной колонией "Третьей империи" и власть над Украиной делить с Бандерой не пожелали и этого соперника они убрали. Кроме того, в это время украинская полиция, созданная ОУНовцами несла активную охранную службу в тылу немецкой армии по борьбе с партизанами, по задержанию советских парашютистов и выискивала советско-партийных активистов".

Заслуживает внимания и циркуляр "Об обращении с членами УПА", изданный 12.2.44 г., так называемой боевой группой Прюцманна. Из него ясно, как УПА "воевала" с немцами спустя полтора года после своего создания:

" Начавшиеся в районе Деражни переговоры с руководителями националистической Украинской Повстанческой Армии продолжаются теперь также в районе Верба. Договорились: члены УПА не будут нападать на немецкие воинские части. УПА посылает в настоящее время разведчиков, преимущественно девушек, на занятую врагом территорию и докладывает результаты представителю разведывательного отдела боевой группы. Пленные красноармейцы, а также попавшие в плен лица, состоящие в советских бандах, будут доставлены представителю разведывательного отдела для допроса, а пришлый элемент будет передан боевой группе для направления на разные работы. Чтобы не мешать этому необходимому для нас сотрудничеству, приказывается:

1. Агентов УПА, которые имеют удостоверения за подписью некоего "капитана Феликса", или выдают себя за членов УПА, пропускать беспрепятственно, оружие оставлять им. По требованию агенты должны быть немедленно приведены к 1-й (представителю разведывательного отдела) боевой группы.

2. Части УПА при встрече с немецкими частями для опознания поднимают к лицу левую растопыренную руку, в таком случае они не будут атакованы, но это может случиться тогда, если с противоположной стороны будет открыт огонь...

Подписал: Бреннер, Генерал-майор и СС – бригаденфюрер".

Ещё один «героический» этап в истории украинских националистов и лично командира УПА Романа Шухевича – борьба с белорусскими партизанами. Историк С.И. Дробязко в своей книге «Под знаменами врага. Антисоветскиеформирования в составе германских вооруженных сил» пишет, что в 1941 году на территории Белоруссии из военнопленных красноармейцев уже формировались первые украинские полицейские батальоны.

«Большинство украинских батальонов вспомогательной полиции несли охранную службу на территории рейхскомиссариатов, другие использовались в антипартизанских операциях - главным образом в Белоруссии, куда в дополнение к уже созданным здесь батальонам с Украины был направлен целый ряд частей, включая 101, 102, 109, 115, 118, 136, 137-й и 201-й батальоны.

Их действия, как и действия других подобных частей, задействованных в карательных акциях, были связаны с многочисленными военными преступлениями в отношении гражданского населения. Наиболее известным из которых стало участие роты 118-го батальона под командованием хорунжего В. Мелешко в уничтожении деревни Хатынь 22 марта 1943 г., когда погибло 149 мирных жителей, половину из которых составляли дети», - пишет он.

А теперь – слово самим бандеровцам. Вот что было опубликовано в 1991 году в №8 издания «Визвольний шлях», который вышел в Лондоне:

«В Белоруссии 201-й украинский батальон не был сконцентрирован в одном месте. Его солдаты четами и сотнями были разбросаны по разным опорным пунктам…. После приезда в Белоруссию курень получил задание – охранять мосты на реках Березина и Западная Двина. Отделам, расквартированным в населённых пунктах, вменялось в обязанность охранять немецкую администрацию. Кроме того, они должны были постоянно прочёсывать лесные массивы, выявлять и уничтожать партизанские базы и лагеря», - пишет бандеровец М. Кальба в этом издании.

«Каждая сотня охраняла отведённый ей квадрат. З-я сотня поручика Сидора были на юге зоны ответственности украинского батальона, 1-я сотня РОМАНА ШУХЕВИЧА – в центре… Преследуя партизан на плохо знакомой территории, солдаты попадали во вражескую засаду и подрывались на минах... Батальон девять месяцев пробы на «партизанском фронте», и получил в этой борьбе бесценный боевой опыт. По приблизительным данным, легионеры уничтожили более двух тысяч советских партизан», - отмечает он.

Как говорится, без комментариев. Даже сами бандеровцы прямо указывают, чем занимался «национальный герой» Шухевич в Белоруссии. За какую Украину он боролся против братского белорусского народа – остаётся только гадать.

Наконец, в 1943-1944 гг. отряды УПА на Волыни и в Галиции истребили свыше порядка 100 тысяч поляков. В польском издании «Na Rubieży» (Nr 35, 1999 r.), издаваемом фондом «Волынь» , приводится описания 135 способов пыток и зверств, которые вояки УПА применяли к польскому мирному населению, в том числе детям: (оригинал: Dr Aleksander Korman. 135 tortur i okrucieństw stosowanych przez terrorystów OUN - UPA na ludności polskiej Kresów Wschodnich).

Вот только некоторые из этих изуверств:

001. Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
002. Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
003. Нанесение удара обухом топора по черепу головы…
005. Вырезание на лбу «орла» (польский герб - В.Т.)…
006. Вбивание штыка в висок головы...
012. Прокалывание детей колами насквозь.
016. Разрезание горла….
022. Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв…
023. Разрезание шеи ножом или серпом….
024. Нанесение удара топором в шею…
039. Отрезание женщинам груди серпом.
040. Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
041. Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
042. Перепиливание туловища пополам плотницкой пилой.
043. Нанесение колотых ран живота ножом или штыком.
044. Пробивание живота беременной женщине штыком.
045. Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых…
069. Перепиливание туловища, обложенного с двух сторон досками, пополам плотницкой пилой...
070. Перепиливание туловища пополам специальной пилой.
079. Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём….
080. Разрезание ребёнка ножом на куски и разбрасывание их вокруг…
090. Подвешивание монаха за ноги возле кафедры в костёле.
091. Посадка ребёнка на кол.
092. Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней – отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела…

109. Разрывание туловища при помощи цепей...
126. Срезание лезвиями кожи с лица…
133. Прибивание рук к порогу жилища …
135. Волочение тела по земле за ноги, связанные верёвкой.

Добавим лишь, что этим список преступлений УПА отнюдь не ограничивается. Их жертвами становились русские, чехи, евреи, но больше всего… сами украинцы, недостаточно активно с ними сотрудничавшие. Так что марш в честь ОУН-УПА – это ярчайший акт героизации преступлений против человечества в стране, чья власть объявила себя «демократической» и стучится в Евросоюз.

Отметим также, что Польшу «оранжевые» считают ближайшим союзником. Белорусы – вообще самый близкий украинцам народ. Странные, как минимум, герои даже для «помаранчевой» Украины из бойцов ОУН-УПА. Получается, что Виктор Ющенко объявил героями людей, зверствам которых позавидовали бы даже в СС. Впрочем, зачастую эсэсовцы и «вояки УПА» были одними и теми же людьми. Из дивизии СС «Галичина» в УПА и обратно перетекали тысячи бойцов.

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц)

Виктор Полищук
Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)

Мы хотим ознакомить читателей с фрагментами книги Виктора Полищука «Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)», изданной в Торонто. Книга эта во многом необычна. И прежде всего, личностью автора и его позицией.

Виктор Варфоломеевич Полищук родился в 1925 г. на Волыни, на территории, принадлежавшей до 1939 г. Польше. Происходит из этнически смешанной семьи (отец – украинец, мать – полька), коих великое множество проживало на Волыни. По вероисповеданию – православный. В сентябре 1939 г., когда советские войска вошли в Западную Украину, отец В. Полищука был арестован энкаведистами. До сих пор о его судьбе ничего не известно. Виктор Полищук с матерью и сестрами был депортирован в Северный Казахстан. В 1944-46 гг. работал в Васильковском зерносовхозе Днепропетровской области. В 1946 г. выехал в Польшу, где получил высшее юридическое образование. С 1981 г. проживает в Канаде, владеет собственным издательским предприятием. Имеет ученые степени кандидата юридических наук и доктора политологии, автор ряда научных и публицистических работ. Книга «Горькая правда» повествует о малоизвестных у нас событиях времен второй мировой войны в Западной Украине: массовых убийствах членами Организации Украинских Националистов и Украинской Повстанческой Армии мирного польского населения, а также украинцев, помогавших им. В.Полищуком собрано огромное количество документально подтвержденных фактов о злодеяниях борцов за «украинскую идею». Нельзя не отдать должное мужеству этого человека. Его стремление напомнить о горьких уроках истории, помешать возрождению украинского национализма, в котором он видит страшное зло, вызвало ненависть бандеровцев разных поколений и украинской диаспоры в Канаде и США, в большинстве своем, по утверждению автора, контролируемой ОУН. Далекий от реалий современной Украины В. Полищук искренне не может понять, как историки, вчера еще клеймившие бандеровщину, сегодня оправдывают ее, как деятели литературы, когда-то проливавшие поэтические слезы над жертвами националистических преступников, теперь воспевают их палачей. Украинский народ не заражен национализмом, утверждает В. Полищук в своей книге. Национализм стремятся возродить, насадить в Украине. В ответ на обвинение в антипатриотизме он замечает: «Не народ свой обвиняю, а очищаю от той скверны, что являет собой ОУН-УПА».

ЧастьII. Преступления Украинской Повстанческой Армии

… вы, что творили беззакония.

Евангелие от Матфея

.Памяти жертв ОУН-УПА труд этот посвящаю .

Раздел I
О преступлениях Украинской Повстанческой Армии

Тот, кто не помнит уроков истории, обречен пережить их еще раз. Украинская Повстанческая Армия – это хороший или плохой урок для украинцев? Заносить его в учебники как пример героизма и славы или нам стыдиться за деятельность УПА, каяться?

Жертвы УПА. Любомль. В местности Острувки возле Любомля, в Украине, происходит эксгумация останков поляков, расстрелянных УПА 30 августа 1943 г. В тот день погибло в Острувках более 1700 поляков из сел: Острувка. Воля Островецка, Яновец и Куты. Их останки будут перенесены на польское кладбище в Рымачах около Ягодина («Газета», Торонто, 24–25 августа 1992 г.).

«Перед войной я закончил 9 классов. Когда немцы забирали молодежь в Германию на каторгу, то взяли и меня. Но мне посчастливилось убежать, и я вступил в партизаны. Попал в партизанское объединение М.Шукаева, которое прошло с боями по тылам от Чернигова до Чехословакии. То есть через Житомирщину, Ровенщину, Тернопольщину, Львовщину, Прикарпатье… Так что с бандеровцами (ОУН, УПА) приходилось встречаться не раз и не два. И не за столом, а в боях… Не дай Бог было попасть им в руки! Издевались хуже немцев. Вырезали на груди или на лбу звезды, выкручивали руки, ноги, истязали до смерти. А сколько они сожгли польских сел и вырезали «священными ножами» поляков! Сколько мирных людей, служащих, учителей перебили уже после войны! Вот какой была их борьба за вольную Украину («Робітнича газета», Київ, 29 сентября, 1992 г.).

Конференция «Украинская Повстанческая Армия и национально-освободительная борьба в Украине 1940–1950 гг.», которая проходила в Киеве в августе 1992 г., рекомендует Президенту Украины: «Конференция ставит вопрос о том, чтобы законодательные органы новой Украины признали ОУН, УПА, УГОР (Украинская Главная Освободительная Рада) наиболее последовательными борцами за независимость Украины, а бойцов Украинской повстанческой Армии – воюющей стороной.» («Новий шлях»; Торонто, 26 сентября 1992 г.)

М.Зеленчук, председатель Всеукраинского братства УПА на Софийской площади 26.08. 1992 г. требовал: «Признать борьбу УПА как справедливую освободительную борьбу украинского народа за свою Независимую Державу» («Гомін України», Торонто, 16 сентября 1992 г.)…

Так что ж такое УПА?.. Была ли это армия, которая принесла славу Украине?

Доказательства преступлений УПА

Если бы описать все злодеяния УПА против польского и украинского народа, о которых есть доказательства, то нужно было бы издать отдельную книгу, приводя лишь только факты без комментариев на сотнях страниц мелким шрифтом. Я сам собрал более ста, подписанных конкретными людьми, с указанием адреса. Но сначала приведу личные доказательства.

Летом 1943 г. моя тетка по матери Анастасия Витковская пошла с соседкой-украинкой днем в село Тараканов, расположенное в трех километрах от г. Дубно. Разговаривали по-польски, так как тетка, женщина неграмотная, родом из Люблинщины, не смогла научиться украинскому языку. Пошли они, чтоб поменять кое-что на хлеб, так как у тетки было шестеро детей. Никогда ни она, ни дядька, Антон Витковский, тоже человек совсем неграмотный, не только не вмешивались в какую-либо политику, но и не имели о ней никакого представления. И ее, а также соседку-украинку, убили бандеровцы из УПА или Самооборонных кустовых отделов (в них входили вооруженные часто вилами, ножами местные крестьяне, подчиненные ОУН-УПА) только за то, что они разговаривали по-польски. Убили зверски топорами и бросили в придорожный ров. Об этом мне рассказала другая тетка – Сабина, которая была замужем за украинцем Василием Загоровским.

Родители моей жены жили до войны в Полесье. Ее отец – чех, а мать – полька. В семье разговаривали по-польски. Когда в начале 1943 г. в южном Полесье начались массовые убийства поляков, вся семья убежала к родителям отца в село Угорек около Дермани.

Однажды знакомый украинец сообщил тестю, что УПА готовится уничтожить его семью. Они убежали в Кременец. Кто-то слышал разговор этого молодого украинца с отцом моей жены. Его, подозревая в «измене», повесили в центре села и прицепили на грудь табличку: «Так будет со всеми изменниками». Повешенного не разрешали снимать в течение нескольких дней.

Два факта, которые имели место в разных местах в разное время. Их объединяет одно: авторство ОУН-УПА, беспричинность убийств. У моего отца был брат, Ярохтей, который жил в с. Липа Дубенского района. За то, что он открыто клеймил УПА, его убили выстрелом в рот. Дядька Ярохтей был обыкновенным малограмотным крестьянином.

Нет возможности в одной книге рассказать обо всех отдельных массовых убийствах поляков и украинцев, совершенных ОУН-УПА, поэтому ограничусь лишь некоторыми.

Очень близкий мне человек М.С. рассказал: «24 марта 1944 г. в морозную ночь бандеровцы напали на наши хаты, подпалили все строения. Жили мы в селе Поляновице (Цыцивка) Зборовского уезда (автор называл старое административное деление – ред.) Тернопольской области. Отец мой, поляк, женился на украинке. С украинцами из соседних сел мы жили в мире. Мы слышали об убийствах на Волыни, но сначала не думали, что и нас могут убивать. Где-то в феврале 1944 года бандеровцы (мы не разбирались, кто в УПА, кто в другой группе – всех называли бандеровцами, так как они сами славили «вождя» Бандеру) поставили перед нашим селом требование о выкупе. Крестьяне деньги собрали и отдали бандеровцам. Но это не помогло. Ночью все мужчины, то есть отец, младший брат и я, как и в другие ночи, спали в убежище под хозяйственными постройками. Мать (украинка) с двумя моими сестрами и сестрой отца, которая вышла замуж за украинца из-под Харькова, ночевала в хате. Сразу же после полуночи мы почувствовали запах дыма и догадались, что УПА подожгла дома. Я выскочил из погреба, подняв ляду. По мне, убегающему, стреляли, но не попали. Отец тоже пытался выбраться из погреба, но не смог – сгорел. От дыма задохнулся мой младший брат. Мать, убегающую из горящего дома, ранили, но она спаслась. Убежала также семилетняя сестра, хотя и получила ранение в колено. Убежала также сестра отца, которую ранили выстрелом в руку, вследствие чего руку пришлось ампутировать. Вторая 13-летняя сестра, убегая, попалась на глаза бандеровцу, который проколол ей грудь штыком, и она погибла на месте. Этой же ночью бандеровцы сожгли и убили соседей наших – Белоскурского и Барановского и других из нашего небольшого села»…

Т. Г. из Глухолазов (Польша) пишет: «Мы жили в польском селе Чайков, уезд Сарны. В июне или июле 1943 г. приехали перед обедом бандеровцы на конях. Окружали дома, поджигали их, а тех, кто из них убегал, убивали топорами, штыками… УПА не боролась с немцами. До войны у нас не было вражды между украинцами и поляками».

Э.Б. из США: «Жили мы в селе Радоховка. В марте 1943 года в полночь уповцы подожгли дом соседа Янчарека. В тех, кто из него убегал, стреляли. Спасся только сын Ян, остальные погибли: Яков Янчарек, его жена, мать, сын Януш, дочь Ледзя, вторая дочь с грудным ребенком. Жертвы бандеровцы бросили в колодец. Моя мать была убита в мае того же года – шла в село, и ее застрелили.

До войны мы с украинцами жили в согласии…

3-Х. из Польши, г. Валч: «Село Николаевка на Волыни. Нападение бандеровцев было 24.04.1943 г. на рассвете. Бандеровцы вошли в нашу хату и начали пытать, коля штыками. Принесли солому и подожгли. Меня также пробили штыком, и я потерял сознание, упав на тетку. Когда пламя добралось ко мне, я пришел в себя и выскочил в окно. Бандеровцев уже не было. Мой стон услышал сосед-украинец Спиридон, он занес меня к другому украинцу – Безухе, который на лошади повез меня в больницу. Вследствие нападения погибли 14 человек, среди них была беременная женщина»…

Г.К. из США: «14 июля 1943 г. в Колодне бандеровцы замучили 300 человек. Согнав их, приказали лечь, мол, будут делать обыск. В лежачих начали стрелять. Свидетель – Антек Полюля. Бандеровцы из Колодни: Андрей Шпак, Семен Коваль, Володя Сничишин, из Олешкова – Павел Романчук. К убийству призывал поп, который говорил: «Будем святить ножи, чтобы кукель из пшеницы вырезать».

В.В. из Великобритании сообщает, что 12.07.1943 г. в селе Загаи бандеровцы убили – и тут список из 165 фамилий, среди них грудные дети, беременные женщины, старики. Он говорит, что до войны с украинцами были нормальные отношения, враждебность началась тогда, когда Гитлер начал обещать вольную Украину.»

Г.Д. из Польши: «Во вторник, 14 июля 1943 г., в селе Селец Владимир-Волынского района украинцы убили двух пожилых людей – Юзефа Витковского и его жену Стефанию. Их застрелили в собственной хате, которую потом подожгли. После полудня этими же топорами убили двух пожилых людей Михаловичей и их 7-летнюю внучку, мужа и жену Гроновичей, экономку ксендза по имени Зофия. В убийствах принимал участие Иван Шостачук, который до войны был в польской армии капралом и поменял свое вероисповедание на римско-католическое. Его младший брат Владислав, православный, предупредил семьи Морелевских и Михалковичей. В банде был украинец – Юхно, который убивал поляков, а его отец спас семью Стичинских. До войны отношения с украинцами были хорошими, портиться они стали в начале 1943 года, когда из Львовщины и Станиславщины начали прибывать агитаторы, которые бунтовали украинскую молодежь, обещая вольную Украину. Не все поддавались нашептыванию, в частности, не поддавались люди старшие по возрасту. Учительницу начальной школы Майю Соколив, жену заведующего школой, которую прислали из Советского Союза, русскую, вместе с мужем, матерью и годовалым сыном Славиком утопили в колодце. Из семьи Морелевских бандеровцы убили родителей, невестку Ирену (19 лет) и сына Юзефа (20 лет). Всех, кроме Ирены, убили недалеко от леса. Ирену забрали в хату руководители банды, держали ее в подвале, насиловали, а потом выбросили в колодец. Ирена была беременной. Смешанные семьи также убивали.»

Я.Д. из Канады: «На наше село Лозов Тернопольской области, что над речкой Гнездечной, бандеровцы напали в ночь на 28 декабря 1944 года. Замучили около 800 человек. Первая группа бандеровцев после сигнала ракеты била окна и выламывала двери, вторая группа убивала, а третья грабила, после чего поджигали дома…»

В.М. из Канады: «Село Грабина, Владимир-Волынская область. 29 августа 1943 г. в воскресенье пришла весть, что бандеровцы убивают: Отец приказал мне спрятаться. Когда вошли в наш двор, там была моя мать, которую сразу же застрелили из пистолета. Отец это увидел и, выйдя, сказал: «Что вам нужно, ведь я вам ничего плохого не сделал?» Бандеровец в ответ ударил его топором в голову. Отец упал, тогда бандит в него еще и выстрелил. Мать убили сразу, а сестру на третий день.»

Е.П. из Польши прислала выписку из парафиальной книги села Мосты Великие около Жовквы, в которой обозначено 20 убитых. В селе Рокитна в вербное (католическое) воскресенье было убито топорами 16 человек, а три человека: Казимир Витицкий, паламарь, его жена и ребенок были утоплены в проруби.

К.И. из Великобритании: «Германовка. Нападение имело место в сентябре 1943 г. на рассвете. Напали на меня близкие соседи – Костецкий. Головатый и Заплетный. Побили меня и ограбили. 14 февраля 1944 г. была свадьба моей двоюродной сестры, недалеко от меня, на нашей улице. Молодой работал на почте и пригласил своего начальника, а когда тот отъезжал, то бандеровцы убили его выстрелом. Началась стрельба, бросали гранаты. Все свадебные гости были убиты, хату сожгли. Убиты были также и музыканты, шесть их было, среди них было несколько украинцев. Среди гостей также было несколько украинцев, их тоже убили. Убито 26 человек. Один украинец, сосед, позволил мне ночевать в его хате, но однажды, придя из церкви, сказал, что дальше не может меня прятать, так как священник сказал: «Братья и сестры, пришло время, когда можем отплатить полякам, жидам и коммунистам». А мой сосед работал в совхозе, так его считали коммунистом. Фамилия этого попа Волошин. Была одна польско-украинская семья, так ее, как и всех поляков, уничтожили. До войны совместная жизнь с украинцами была хорошая, вражда настала, как начали организовывать УПА. В конце ноября 1944 г. на воротах был прибит листок, на котором было написано, чтобы я в три дня убрался из села, а то убьют и сожгут. Я оставил все и убежал».

И так далее, и так далее. Повторяю: нет возможности опубликовать все факты. У меня не было возможности получить сведения с Украины, в частности из Волыни и Галичины относительно замученных там бандеровцами украинцев. Когда я обращался на Украину, на мои письма не отвечали или отмалчивались относительно сути дела. Не могу понять – или там еще боятся бандеровцев или уже снова их боятся. Если бы я жил на Украине, такие сведения я бы достал. Считаю нужным, пока еще живы некоторые свидетели этих злодеяний, создать совместную польско-украинскую, а может быть, и польско-украино-еврейскую комиссию или комитет для получения фактов от непосредственных свидетелей убийств. Чтоб можно было соединить эти данные с теми, которые уже есть, и напечатать хотя бы небольшим тиражом документ, чтобы такая книжка была в научных учреждениях в Польше и на Украине, в библиотеках. Об этом должны позаботиться те, кто живут в Польше и на Украине…

30 августа 1943 г. Купы, польское село в Любомльском уезде, утром было окружено «стрельцами» УПА и украинскими крестьянами, главным образом из села Лесняки, которые устроили массовую резню поляков. Убивали всех, в том числе женщин, детей, стариков. Убивали в хатах, во дворах, в хозяйственных помещениях, используя топоры, вилы, дрючки, а по убегающим стреляли. Целые семьи бросали в колодцы, засыпая их землей. Павла Прончука, поляка, который выскочил из убежища, чтоб защитить мать, поймали, положили на лавку, отрубили ему руки и ноги и оставили так, чтобы дольше мучился. Зверски замучили там украинскую семью Владимира Красовского с двумя детьми. Из 282 жителей села убито 138 человек, в том числе 63 ребенка.

В Воле Островецкой в этот же день из 806 жителей убито 529, в том числе 220 детей (автор цитирует данные из книги польских авторов Ю.Туровского и В.Семашко о злодеяниях ОУН-УПА – ред.).

В книге Туровского и Семашко на 166 страницах мелкого шрифта перечисляются названия сел, называется количество жителей, количество убитых, способы убийств, количество убитых детей, помощь украинцев. Авторы при этом каждый раз обращаются к источникам информации. Описание злодейств ОУН-УПА имеет форму календаря, начинается с сентября 1939 г. и заканчивается июлем 1945 года. Авторы отличаются объективностью, много раз описывают помощь, которую оказывали полякам украинцы, пишут об убийствах украинцев. Они подсчитали, что от рук украинских националистов в 1939–1945 годах погибло только на Волыни 60–70 тыс. поляков, что составляло около 20 % тогдашнего польского населения этого региона.

На фоне этих фактов поражает многолетняя кампания, которую проводит украинская диаспора на Западе, направленная на защиту Ивана Демьянюка (садиста-надзирателя в одном из гитлеровских концлагерей, процесс над которым проходил в Израиле – ред.). На эту акцию было истрачено много миллионов долларов. Так как якобы этот процесс направлен против всех украинцев, то почему украинская националистическая диаспора, располагающая такими политическими и финансовыми возможностями… не привлечет к судебной ответственности Александра Кормана (автора книги о преступлениях бандеровцев, изданной в Лондоне – ред.) за его, как она полагает, фальшивые утверждения о злодеяниях украинских националистов, почему не привлечет священника Вацлава Шетельницкого, епископа Винцента Урбана за их утверждения, что ОУН-УПА зверски замучила десятки тысяч мирного польского населения. Теперь существуют все возможности такого привлечения к ответственности перед судом в Польше, в которой много адвокатов-украинцев. Заодно можно и издательства привлечь к ответственности, добиваться решения суда о прекращении распространения книжек… Но ничего не делают украинские националисты в этом направлении. А авторы книжек, думаю, были бы рады предстать перед судом, привести доказательства правды того, что написали. И суд, установив факты убийства поляков, признал бы одновременно вину ОУН-УПА. Этого и боятся украинские националисты. А названные авторы никак не обесславливали украинский народ, не пятнали его честь. Все они говорят: убивали, истязали украинские националисты, ОУН-УПА, «Нахтигаль» (батальон, сформированный гитлеровцами из националистов – ред.), дивизия СС «Галичина» и др.

Вот почему молчат украинские националисты. В народе говорят: «Знает кошка, чье сало съела». Не сделают они ничего, чтобы дошло до судебного процесса… Книжку Ю.Туровского и В.Семашко должны приобрести бывшие члены УПА. Может быть, в них после прочтения проснется совесть? Может, кто-то вспомнит те страшные годы, то «геройство», ту пролитую кровь беззащитных. В книге – названия местностей, фамилии жертв, в некоторых случаях фамилии преступников.

Я с 1946 года убежден в том, что УПА, бандеровцы и другие националисты убивали поляков и неподдерживающих их украинцев…

Вскоре я узнал и о том, как они убивали украинцев, которых Советская власть послала в Западную Украину, часто против их воли. До сих пор об этих ужасных убийствах писали польские авторы, писали и советские, в том числе и украинские. Однако последние писали в условиях суровой цензуры. Да и не очень их интересовало убийство поляков. Им не очень верили. Не верили поляки, так как они поляки. Не верили коммунисты, так как они коммунисты. Но как же не верить, когда столько доказательств, представленных живыми свидетелями.

Хоть идеология украинского национализма, как немецкого национал-социализма, далека от христианских идеалов, украинские националисты любят обращаться к Богу, опираются на греко-католическую церковь, которая подчинена папе Римскому, как и польская. Поэтому почитаем, что пишет про преступления ОУН-УПА католический священник Вацлав Шетельницкий. Тут будут только фрагменты из его изданной в 1992 году книжки. Если ему не верить, то кому же верить тогда вообще?

«… в 1943 и в начале 1944 г. проходили очень часто (в Теребовельской парафин – В.П.) похороны жертв убийств, которые совершили бандеровцы. В частности, население потрясло убийство 11 поляков– жителей села Плебановка, в 2 км от Теребовли, совершенное поздним вечером 24.11.1943 г. На кирпичном заводе в Плебановке скрывался еврей. Каким-то образом об этом узнала украинская полиция, которая обратилась к местному поляку Яну Юхневичу, требуя, чтобы он вывел еврея из тайника. Когда Юхневич вошел на территорию завода, полицейский его застрелил. Бандеровцы подъехали двумя грузовыми машинами с погашенными фарами на ул. Зофии Хшановской… к селу направились пешком. Через некоторое время из Плебановки послышался крик. Видел это и слышал поляк Полишевский, житель Теребовли. Той ночью он вместе с украинцами дежурил на железной дороге. Тот предупредил его: «Если хочешь жить, то помни – ты ничего не видел и не слышал».

Бандеровцы разошлись группами по селу, входили в некоторые хаты и там истязали людей. Топорами, ножами убили тогда Яна Гливу, Яна Круковского… (далее перечисление – В.П.). В день похорон прибыли тогда викарии из Теребовли: ксендз Петр Левандовский й автор этого сообщения, которые отправили молитвы над телами убитых. Перед нами была страшная картина человеческих останков, порезанных ножами, порубленных топорами, с отрубленными ногами и руками…

В нескольких километрах от Теребовли расположено село Баворив, в котором пастырями были ксендзы Кароль Процик и Людвик Рутина. Организация Украинских Националистов в Смолянце на собрании 28.10.1943 г. вынесла смертный приговор этим священникам и органисту Висьневскому за то, что они принимали участие в похоронах поляков, замученных членами этой организации. Исполнение приговора состоялось 2.11.43 г. Около 18.00 группа убийц ворвалась в костел. Органиста застрелили на месте, ксендза Процика вытянули из комнаты. Ксендз Рутина убежал через окно, в него бросили гранату, но она не разорвалась. Ксёндз Процик начал кричать, его проткнули штыком, связали и вывезли в лес. Тело так и не нашли.»

Из данных автора известно, что 21 января 1945 г. бандеровцы убили ксендза Войцеха Роговского из парафии в Майдане около Копичинец. 10 февраля похоронили ксендза Яна Вальничка, зверски убитого – перед убийством издевались над ним, приказывали перед смертью танцевать. Убили его выстрелом в рот. Он был из парафии в Коцюбинцах… Автор пишет, что 19.03.1989 г. во Вроцлаве в костеле Христа-Царя состоялась панихида об убитым в ночь на 19.03.1944 г. полякам села Вербовец. После панихиды Антони Гомулкевич, свидетель событий, сказал: «Уже 45 лет прошло после тех трагических событий в нашем селе, что расположено между Теребовлей, Чортковом и Бучачем… С давних пор наши отношения с украинцами складывались нормально, как обычно бывает между соседями. Бывали друг у друга, помогали в разных работах, а смешанные польско-украинские семьи были обычным явлением.

Тем временем уже в первых числах июля 1941 г. украинская полиция, которую назвали «шуцманами», забрала под предлогом допроса первого поляка из Вербовца, двадцатисемилетнего Мацея Бельского. Над ним издевались, и он умер от побоев. Потом, во время нападения на соседнюю Могильницу, замучили Леона Сонецкого, Станислава Гоца, а также семьи Малиновских, Мазуров, Яницких и др. В соседнем селе Лясковцы, уничтожив евреев, шуцманы и бандеровцы взялись за польское население. На основании приговора шефа банды в Лясковцах Николая Поперечного мученической смертью погибли в парафиальном доме грекокатолической парафии Бронислав Грушецкий, Михал Грушецкий, Николай Фридрих, Петр Овсянский, Владислав Овсянский и Казимеж Снежек. Каждого раздевали, связывали колючей проволокой и забивали до смерти. Еще перед кончиной вбивали им в головы гвозди, отрубывали топором или отрезали пилой руки и ноги и пробивали штыком живот… истязали за «самостійну»… 18 мая 1944 г. приближается одиннадцать часов вечера. Из Лясковцов в направлении Вербовца выстрелили ракету… мы догадались, что вскоре начнется… И вот загорелись первые дома польских жителей. Бандеровцы обливали дома бензином и поджигали. Люди убегали. На открытом пространстве они стали жертвами бандеровцев. Те, что спрятались, задохнулись от дыма… Утром стрельба смолкла. С полей начали приходить те, кто уцелел. Они рассказали о смерти своих близких (далее приводится список семей, погибших от рук оуновцев – ред.). Собрались мы сегодня в костеле Христа-Царя во Вроцлаве, чтобы принять участие в панихиде в сорок пятую годовщину сожжения польской части нашего Вербовца и убийства украинскими националистами наших матерей, отцов, братьев, сестер, друзей и знакомых. Пришли мы сюда без ненависти… Мы, поляки с тернопольской земли, не хотим мстить. Даже сейчас после трагедии не было ни единого случая отмщения со стороны поляков, которые остались в живых. Сразу же после трагедии на место преступления в сожженный Вербовец приехали на автомобилях немцы. Направили автоматы в сторону украинского населения и спросили еле живого Винцента Седляка, стрелять ли в украинцев. Тот ответил: «Нет, не стреляйте!»

Этот факт пусть будет ответом тем, кто за границей в разных газетах все чаще пишет о будто бы уничтоженных поляками украинцах Подолии и Волыни… Ксендз Зугениуш Бутра из Вербовца спасся лишь потому, что его предупредил местный грекокатолический священник. Он успел уехать в Будзанов».

В глазах поляков – ОУН, УПА, бандеровцы – это синонимы. Владимир Мазур, заместитель председателя Провода ОУН-б на великом вече в честь УПА в Киеве на Софийской площади 9 августа 1992 г. говорил: «В XX столетии УПА, больше, чем какое-либо другое украинское учреждение или формация, способствовала воспитанию в украинском народе национального сознания, национального достоинства и национальной гордости… УПА и ОУН заявили перед целым миром, что украинская нация живет и она единственная является хозяином на своей родной Земле, с правом, данным ей Богом, на собственное национальное государство».

И ни слова об убийствах поляков. Замалчивает эти факты историк Мирослав Прокоп, активный деятель ОУН, который опубликовал на двадцати страницах «Сучасности» исследование «Украинское противонацистское. подполье 1941–1944»… Не упоминается об убийствах поляков на Волыни и Галичине в публикациях 1992 г. по случаю 50-летия УПА, на научной конференции, посвященной этой дате.

В подтверждение доказательств убийств мирного польского населения на Волыни приведу абсолютно-объективные источники – чешских авторов, в прошлом жителей Волыни. Мой знакомый чех, полковник, на мой вопрос: «Правда ли, что украинцы убивали поляков на Волыни?» – ответил: «Убивали. Но не все украинцы. Были такие, которые не одобряли убийств, но молчали, так как царил террор ОУН-УПА. Много украинцев заплатили жизнью за сопротивление ОУН-УПА. УПА, Служба безопасности ОУН затерроризировали украинское население Волыни. «Этот чех указал на ряд фактов помощи украинцев полякам в форме предупреждения о планируемом нападений. Указав на Василя с Козаковой Долины, что неподалеку от Боремля, который при большевиках говорил: «Придут немцы – будет вольная Украина». А как начали бандеровцы истреблять польское население, то тот же Василь сказал: «Так мы Украину не построим». Это слышали люди. Через два дня его тело нашли в колодце с проволокой на шее, там же нашли его жену 24–25 лет…

В мои руки попала книга «Волынские чехи» Юзефа Фоитикаи четырёх других авторов. Описывая годы немецкой оккупации, авторы пишут: «Когда русские ушли, началась бандеровщина – это был такой же фашизм только в националистической украинской форме… На праздник Петра и Павла, 29 июня 1943 года, прошла через село ватага незнакомых людей с топорами. Назавтра мы узнали, что ночью напали на польскую колонию Загаи и всех ее жителей зверски убили… В селе Рачин… в 1943 г. украинские националисты убили польскую гражданку Голяковскую… В 1942 г. бандеровцы начали убивать польских граждан Волыни…

Бандеровцы сожгли польские села: Марусю, Выдумку, Марьяновку и часть Скурчев. А вот еще чешская книга автора Вацлава Ширца «Прошлое, закрытое временем», в которой также описывается жизнь чехов на Волыни. Здесь между прочим сказано. «Когда Красная Армия отступала в июне 1941 г., украинцы между собой начали сведение счетов. На Боярке вилами убили председателя сельсовета и его 14-летнего сына. Нескольких украинцев свои застрелили… Вместе с немцами вернулись домой украинские националисты, которые перед этим убежали в оккупированную немцами Польшу, где проходили специальную подготовку в школе в Кракове. В Красной Горе они устроили что-то вроде народного суда над советскими активистами в 1939–1941 гг. Вражда проявилась с такой силой, что мать не защищала дочь или сына, сын – отца, брат – брата.

…Через неделю (в июле 1941.г. – В.П.) пришло вслед за фронтовыми войсками гестапо и вместе с ним украинские националисты, подготовленные в школе в Кракове: одним из них был военнослужащий Польского Войска Дмитро Новосад из Красной Горы… Вместе с немцами обезоружили полицейских, посадили их в автомобиль, отвезли в лес, а там и постреляли. В машины взяли также из Людвиковки молодых хлопцев-поляков вроде на работу в Германию и расстреляли в лесу. Без всякого суда, в Млинове застрелили польских интеллигентов – 41 поляков и 20 евреев. Так начала действовать украинская полиция, «шуцманы» под руководством Дмитра Новосада… В течение 1941-42 гг. украинская полиция вместе с гестапо устроила несколько погромов в окрестностях.

… В течение зимы 1942 до 1943 г. доходило до одиночных, потом массовых убийств поляков, перед Пасхой бросили клич: «Убрать из Украины поляков и евреев», то есть выгнать их или поубивать…

Бандеровские экстремисты говорили: «Треба крові по коліна, щоб настала вільна Україна». В конце 1942 или в начале 1943 г. в Турецкой горе неизвестные убили украинца Николая Домбровского. Он не был коммунистом, но это был человек умный, логически мыслящий, добрый приятель чехов. Он отважно высказывал взгляды, которые не совпадали с официальной идеологией бандеровского подполья. Он был ни первым, ни последним. Бандеровцы террором придушили голоса разума. Бандеровцы сосредоточились на поджогах и убийствах – целых польских семей, позже целых сел. Весна 1943 г. прошла в сплошных пожарах. Ночью пылали сельские села. Поляки, изгнанные из своих сел в города, вступали на службу к немцам, в полицию и мстили украинцам. Украинцы убегали в лес. Несколько украинцев было убито. Бандеровцы убили в окрестностях несколько чехов, преимущественно католиков или из семей, смешанных с поляками. Польские отделы нападали ночью на семьи активных украинских националистов… Зимой 1943 под вечер на дороге из Ужинцов бандеровцы напали на телегу с польскими женщинами из Каролинки, которые ехали в Масленку ночевать у Полощанских, надеясь, что там не так опасно. Застрелили жену Юзефа Полощанского и еще одну женщину. В конце 1943 г напали на мельника, поляка Стеца, который имел жену украинку, убили также и ее пятилетнюю дочку. Под зиму 1942 г. был в Млинове погром евреев. Шли на смерть, как отара овец, не сопротивляясь. Многие убежали, скрываясь у поляков, чехов, в отдельных случаях у украинцев. Оккупанты и украинская полиция угрожали смертью тем, кто прятали евреев, устраивали на них по лесам и селам охоту. В усадьбе Владимира Вострого из Франкова поймали 14-летнего еврейского мальчика, гнали аж до Каролинки и застрелили. В лесу «Графчина» недалеко от Франкова застрелили 14 евреев, которые скрывались в бункере… В чешском лесу около Франкова застрелили четырех мальчиков в возрасте 12–14 лет. Начальник млиновских полицаев-«шуцманов» Дмитрий Новосад стал бунчужным – прапорщиком. Он похвалялся: «Всю польскую интеллигенцию в Млинове я уничтожил. Собственноручно застрелил 869 евреев. Я дал себе слово, что застрелю тысячу»…

17.04.2015

Депутаты украинского парламента поддержали в первом чтении и в целом законопроект "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики".

Речь идет о кардинальном пересмотре всего исторического и культурного наследства 70-летней истории советской Украины. Параллельно депутаты Рады поддержали в первом чтении и в целом законопроект "О правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке". Среди участников - Украинская Повстанческая Армия (УПА) и Организация Украинских Националистов (ОУН). Закон предусматривает социальные гарантии, льготы или другие выплаты борцам за независимость Украины и членам их семьям. А также ответственность за «пренебрежительное отношение к лицам, которые признаны борцами за независимость Украины».

Проклятые бандеры!

Напомним, что попытки легитимизации бандеровцев на Украине предпринимались и раньше. Но они встречали резкое сопротивление и самих бывших «борцов за независимость». Так, в 2006 году газета «Ветеран Украины» опубликовала посмертное письмо жительницы Волыни Надежды Тимофеевны Вдовиченко, которая призналась что «брала участие в бандеривщине». Вспоминала как они «ночью ходили и ездили по селам» с заданием «душить людей, кто держал пленных русских и самих пленных». Заканчивается покаянное письмо такими строчками: «Всю свою жизнь носила тяжелый камень на сердце, я же так верила бандерам. Я могла любого человека продать… А они проклятые бандеры, и будь они прокляты Богом и людьми на веки вечные. Сколько они людей передушили. И еще хотят, чтоб их приравняли к воюющей стороне. А с кем они воевали? Со своими соседями, душегубы проклятые. Сколько крови на их руках, что я знаю, сколько колодцев забросано трупами... Много людей из-за этого и теперь не хотят возвращаться на ту бандеровщину. Слезами умоляю Вас, люди, простите мне мои грехи». Тот факт, что Надежда Вдовиченко попросила подругу обнародовать это письмо только после своей смерти, говорит об атмосфере, в которой пребывала немалая часть современной Украины. После решений Рады эта душная атмосфера страха может захватить всю республику.

Надо сказать, что прозревшая женщина из Волыни не одинока. Её земляк, политолог и публицист, Виктор Варфоломеевич Полищук (1925 - 2008) родился в этнически смешанной семье (отец – украинец, мать – полька). В сентябре 1939 г., когда советские войска вошли в Западную Украину, отец Виктора был арестован энкаведистами. До сих пор о его судьбе ничего не известно. Виктор Полищук с матерью и сестрами был депортирован в Северный Казахстан. В 1944-46 гг. работал в Днепропетровской области. В 1946 году выехал в Польшу, а с 1981 года проживал в Канаде. В Торонто он издал книгу с говорящим названием "Горькая правда. Преступления ОУН-УПА (исповедь украинца)". В середине 90-х годов книга В.Полищука была опубликована на украинском языке в Донецке. В ответ на обвинение в антипатриотизме автор замечал: "Не народ свой обвиняю, а очищаю от той скверны, что являет собой ОУН-УПА". Ниже мы публикуем несколько фрагментов из книги Полищука.

Из свидетельств очевидцев и других материалов можно воспроизвести такой ход событий на Волыни и Галичине в 1941-45 гг.:

— ОУН, заранее подготовленная, одновременно с продвижением немецких войск на восток организовала свою, помогающую немцам, полицию;

ОУН послала на Волынь своих эмиссаров, которые пропагандой и террором заставили многих украинских крестьян Волыни принимать участие в грабежах и жестоких убийствах польского мирного населения;

Уничтожение имело организованный, заранее спланированный характер;

Убийство поляков было делом не украинцев, как членов нации, а ОУН, как украинской преступной идеологии и политики.

Расовый подход "очищения территории", использованный ОУН, был преступлением. Он был следствием программных установок ОУН. "Народе! Знай! Москва, Польша, Мадяри, Жидва - це Твої вороги. Нищ їх! Ляхів, жидів, комуністів знищуй без милосердя!.." (Из обращения Степана Бандеры, распространяемого во Львове с 30 июня 1941 г. В этот день оуновцами был принят "Акт провозглашения Украинской Державы". Начиная с 30 июля в городе три дня шли «галичанские народные гуляния» в форме еврейского погрома, число жертв которого оценивается от 4 до 7 тысяч человек).

Тотальное очищение территории

Сегодня, когда ОУН во всю мощь кричит о том, что она воевала на два фронта - против гитлеровцев и против большевиков, встает вопрос: против кого в действительности она воевала? На эту тему... высказался д-р Владимир Кубийович, руководитель УЦК (Украинский Центральный Комитет - легальная организация, действовавшая во время фашистской оккупации, одна из создателей дивизии ОС "Галичина"): "Мы в УЦК призывали наших люди выдерживать на своих постах в комитетах, не провоцировать немцев и помнить, что противо-немецкая акция помогает большевикам". ОУН-УПА имела достаточно здравого смысла, чтобы осознать свою силу в сравнении с силами Германии и СССР в войне. В той войне столкнулась более чем пятимиллионная немецкая армия с почти пятимиллионной советской армией. А ОУН насчитывала около 40 тыс…

ОУН-УПА вначале рассчитывала на победу Германии с которой абсолютно беспочвенно связывала надежду на построение украинского государства. Эти надежды связывались скорее с "братской" фашистской идеологией, чем со стратегией гитлеровской Германии. А после Сталинградского поражения 6-й армии Паулюса ОУН начала рассчитывать на взаимное уничтожение двух воюющих сторон, а также на третью мировую войну. Именно на момент столкновения западных союзников с СССР ОУН-УПА подготавливала "чистую", освобожденную от поляков территорию, чтобы не было даже мысли о присоединении Западной Украины к Польше...

(Кстати, Председатель Союза советских офицеров Крыма Сергей Никулин послал в Германию официальный запрос: на самом ли деле бандеровцы воевали с немцами? Из Военно-исторического научно-исследовательского института (Мюнхен) ученые сообщили:"В нашем институте не имеется материалов о потерях Вермахта, нанесенных ему подпольными группами УПА в Западной Украине. Приблизительно летом 1943 года войска УПА начинали атаковать тыловые учреждения Вермахта, взяли немецких пленных и убили нескольких солдат, хотя в большинстве случаев немецких пленных отпустили. - Ред.).

Больно мне, украинцу, писать о методах убийств, используемых ОУН-УПА. Но промолчать об этом невозможно. Для предостережения последующим поколениям. Только небольшую часть примеров я приведу тут. Все они подкреплены документами.

Ф.Б. из Канады: "На наш двор пришли бандеровцы, поймали нашего отца и топором отрубили ему голову, нашу сестру прокололи штыком. Мать, видя все это умерла от разрыва сердца".

Ю.Х из Польши: "В марте 1944 г на наше село Гута Шкляна напали бандеровцы, среди них был один по фамилии Дидух из села Оглядов. Убили пять человек. Стреляли, добивали раненых. Ю. Хоростецкого топором разрубили пополам. Изнасиловали малолетнюю"..

Т.Р. из Польши: "Село Осьмиговичи. 11. 07. 43 г. во время службы Божьей напали бандеровцы, поубивали молящихся, через неделю после этого напали на наше село. Маленьких детей побросали в колодец, а тех, кто побольше, закрыли в подвале и завалили его. Один бандеровец, держа грудного ребенка за ножки, ударил его головой о стену. Мать этого ребенка закричала, ее пробили штыком".

Отдельным, весьма важным разделом в истории доказательств массового уничтожения поляков, проведенного ОУН-УПА на Волыни, является книга Ю. Туровского и В. Семашко "Злодеяния украинских националистов, совершенные против польского населения Волыни 1939-1945". В ней на 166 страницах мелкого шрифта перечисляются и описываются методы массовых убийств мужчин, женщин, детей. Вот только некоторые фрагменты из этой книги:

9 ноября 1943 г., польское село Паросле в районе Сарны. Банда украинских националистов, притворясь советскими партизанами, ввела в заблуждение жителей села, которые в течение дня угощали банду. Вечером бандиты окружили все дома и убили в них польское население. Было убито 173 человека. Спаслись только два, которые были завалены трупами, и 6-летний мальчик который притворился убитым. Позднейший осмотр убитых показал исключительную жестокость палачей. Грудные младенцы были прибиты к столам кухонными ножами, с нескольких человек содрали кожу, женщин насиловали, у некоторых были обрезаны груди, у многих были обрезаны уши, носы, выколоты глаза, обрезаны головы. После резни устроили у местного старосты пьянку. После ухода палачей среди раскиданных бутылок самогона и остатков еды нашли годовалого ребенка, прибитого штыком к столу, а у него во рту торчал недоеденный кем-то из бандитов кусок квашеного огурца.

Март 1943 г. В околице Гуты СтепанскойКостопольского района украинские националисты обманом выкрали 18 польских девушек, которых после изнасилования поубивали. Тела девушек сложили в один ряд и на них положили ленту с надписью: "Так должны погибать ляшки (польки)". .

30 августа 1943 г., польское село Острувки возле Любомля. Село окружили плотным кольцом. В село въехали украинские эмиссары, предлагая сложить оружие. Большинство мужчин собрались в школе, в которой их закрыли. Потом выводили по пять человек за сад, где их убивали ударом по голове и бросали в выкопанные ямы. Тела складывали слоями, пересыпая землей. Женщин и детей собрали в костеле, приказали им лечь на пол, после чего по очереди стреляли в голову. Погибли 483 человека, в том числе 146 детей.


Над Украиной угроза вырождения

И такое на 166 страницах! И это только на Волыни. А еще будет Галичина! Ю. Туровский и В.Семашко называют цифру 70 тысяч погибших на Волыни поляков, что составляет около 20% тогдашнего польского населения края. Причем они при этом подчеркивают, что их материалы охватывают только 1/3 всех жертв волынского погрома. Другими источниками называются также цифры 100 и 200 тысяч убитых.

Правду, которая касается убитых ОУН-УПА украинцев, должны исследовать историки, которые живут на Украине... Но... Но теперь появились историки-украинцы, которые поставили перед собой задачу "научно" оправдать, даже восхвалить ОУН-УПА. Честным же историкам будет крайне нелегко. На Украине, особенно на Западной, вновь господствует страх. Люди в Западной Украине еще помнят ОУН-УПА...

В одном из последних интервью Виктор Полищук заявил, что победа Советского Союза в войне против фашисткой Германии спасла украинский народ от уничтожения «а перемены в мире (невозможные в условиях победы Германии) привели к созданию независимого украинского государства». Полищук был уверен, что деятельность ОУН как организации фашистского типа надо запретить. А заодно осудить деятельность таких структур как УПА, батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», Украинская вспомогательная полиция, дивизия СС «Галичина» и других. Осуждения заслуживают и факты научной фальсификации со стороны историков-защитников преступных организаций. Виктор Полищук был уверен: «Без преодоления украинского национализма над народом Украины будет висеть угроза вырождения».

На снимках: листовка бандеровцев; украинцы Львова с радостными лицами раздевают несчастную женщину во время погрома.


В июле в Польше традиционно вспоминают Волынскую резню, потому что на июль припадает 76-я годовщина Кровавой недели - апогея геноцида поляков, когда банды украинских националистов напали 11 июля 1943 года одновременно на 99 польских сёл и хуторов. Первой была атакована деревня Гурув, из 480 поляков выжили только семьдесят. Это была самая трагичная неделя в истории волынских поляков.

С 2009 года день 11 июля в Польше - Национальный день памяти жертв геноцида украинских националистов над гражданами II Речи Посполитой. В этом году траурные мероприятия под эгидой Польского института национальной памяти (ПИНП) прошли в Варшаве, Кракове, Люблине, Вроцлаве и других городах Польши.

Незадолго до этой даты в Варшаве с участием заместителя директора ПИНП Яна Бастера была открыта мемориальная табличка на месте гибели Бронислава Перацкого, министра МВД II Речи Посполитой, убитого в 1934 году украинскими националистами.

На призыв откликнулись десятки свидетелей. Сотрудники ПИНП и полиции уже приступили к их опросу.

Польские историки указывают, что во время Волынской резни погибли от 60 до 130 тысяч поляков. Разница в количестве жертв объясняется как неполными данными у исследователей этих событий, так и тем, что изначально Волынской резнёй называли массовые казни поляков на Волыни. Но в последнее время Варшава комплексно рассматривает кровавые события на Волыни с такими же событиями в Восточной Малопольше (приблизительно территория современных Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской областей и частично восточных воеводств Польши), потому что поляков резали и там тоже. Посему прежнее словосочетание «Волынская резня» теперь расширено до формулировки «резня на Волыни и в Восточной Малопольше».

Хронологические рамки событий тоже раздвинули. Теперь речь не только о событиях 1943 г., но о периоде с 1939 по 1947 г., то есть вплоть до операции «Висла» по переселению украинского населения восточной Польши в её западные воеводства с целью лишить ОУН-УПА* тыловой базы.

Польские историки довольно придирчиво подошли к изучению геноцида поляков. Они установили, что до осени 1942 года происходили лишь одиночные убийства этнических поляков. 13 ноября 1942 года было совершено первое массовое убийство в деревне Обурки в Луцком повяте, погибли около 50 человек. К исходу зимы 1943 года спираль массового насилия закрутилась до максимума - 9 февраля в польском поселении Паросле были умерщвлены 173 человека.


С тех пор количество жертв подобных расправ всё чаще шло на сотни. 23 апреля боевики ОУН-УПА поставили «рекорд» - в деревне Янова Долина казнили сразу 600 поляков. До июля 1943 года нападениям украинских националистов подверглись 23 польских населённых пункта, общее число погибших поляков составляло порядка 15 тысяч.

С июля начался настоящий кровавый кошмар. В деревне Сондова убиты 580 человек, в Ожешине - 270, в Загае - более 300. Застать поляков врасплох удалось хитростью. Накануне в польских деревнях появились листовки ОУН-УПА на польском и украинском языках с призывом протянуть друг другу руки и бороться против общих врагов - Германии и Советского Союза. Указывалось, что доказательством враждебности польского населения к украинской идее будет оставление им своих мест жительства. Поляки поверили.

Девизом ОУН-УПА было «Вырежем всех ляхов до седьмого колена, даже тех, кто уже не говорит по-польски». Призыв нелепый, потому что поляком по происхождению был, например, митрополит Львовский Украинской грекокатолической церкви Андрей Шептицкий, один из инициаторов создания украинской дивизии СС «Галичина» и «духовный отец» УПА.

Особое место в польской патриотике занимает деревня Пшебраж в 20 км от Луцка. Это одно из немногочисленных польских поселений, которое шайки ОУН-УПА так и не смогли захватить. Первая атака на Пшебраж имела место 5 июля 1943 года, вторая - 31 июля, третья - 30 августа. До этого вокруг Пшебража банды украинских националистов сожгли все польские хутора и сёла, убив 550 человек.

Пшебраж превратился в центр польского сопротивления, сюда бежали все, кто искал спасения от ОУН-УПА. Его население выросло почти до 20 тысяч. Это позволяло формировать отряды самообороны и проводить рейды в тылу ОУН-УПА. Пшебраж продержался с лета 1943 года до января 1944-го, когда под напором Красной армии украинские националисты и их хозяева-гитлеровцы бежали на запад.

Боевики ОУН-УПА часто планировали атаки на польские сёла по воскресеньям, зная, что поляки пойдут в костёл. В костёлах их и убивали. Польская католическая церковь ведёт свой учёт священников, погибших в ходе резни: 120 ксендзов убиты в Восточной Малопольше и 20 - на Волыни. Их условно принято называть мучениками, потому что официально они не беатифицированы, но погибли от рук украинских униатов (большинство банд ОУН-УПА состояли из униатов) из-за верности католической церкви. Профессор Папского университета Иоанна Павла II ксендз Юзеф Марецкий в своих интервью высказывается за причисление павших от рук ОУН-УПА католических священников к лику святых.

Официальная Варшава придерживается двойственной политики в отношении украинского национализма. С одной стороны, осуждение и уголовно-административное преследование за публичную демонстрацию символики украинских националистических организаций ОУН-УПА, дивизии СС «Галичина» и т. д. С другой - какая-то незавершённость этих действий вплоть до поддержки из госбюджета украинских националистических организаций на территории Польши. Так, отделению Союз украинцев в Польше в г. Пшемышль не только позволили взять в пользование здание, но и назвать одну из улиц города в честь униатского коллаборациониста Иосафата Коцыловского.

Логика в действиях польских властей такова, что им не выгодна окончательная смерть украинского национализма. Варшава надеется использовать его в политических игрищах против России и потому поддерживает в нём огонёк жизни.

Параллельно Варшава накапливает фактологическую базу для осуждения идеологии украинского национализма, стремясь заполучить юридические рычаги давления на это политическое движение. Только в таких условиях украинский национализм при своей внешней полонофобии будет полностью зависим от Варшавы.

Польша хочет контролировать процесс развития украинской националистической идеологии, её политический маршрут и конечные цели. Для этого ей нужны доказательства преступности этой идеологии, которые сделают возможным нанести ей моральное и юридическое поражение, если это будет необходимо.

Ситуация завязана в тугой неразрешимый узел: Польша чтит память павших от рук украинских националистов, но Польша же поддерживает украинских националистов; Польша призывает Киев к осуждению преступлений ОУН-УПА, но Польша же не доводит процедуру осуждения идеологии ОУН-УПА до логического завершения.

Это значит, что исторические баталии, скандалы и споры будут вечными спутниками польско-украинских отношений. Украинский национализм будет стараться выйти из-под контроля своих польских опекунов, а последние, в свою очередь, будут стараться этого не допустить, напоминая о зверствах, творимых украинскими националистами на Волыни и в Восточной Малопольше.

Для польского этнического сознания эти регионы - «кресы всходни», восточное порубежье бывшей Речи Посполитой и польская земля. Их история и культура - источник неизбывной ностальгии для поляков и составная часть польского национального духа. Уходить отсюда Польша не собирается ни в культурном, ни в политическом, ни в идеологическом плане.