Диагностическая работа по русскому языку. Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело В большинстве современных осветительных

Вариант № 2310999

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Для современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

2) Чтобы не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, наносящее вред зрению, в современных осветительных приборах используется система электронного контроля.

3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

4) Система электронного контроля осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

5) Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.


Ответ:

Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОВНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РО́ВНЫЙ , -ая, -ое; -вен, -вна, -вно, -вны и -вны.

1. Гладкий, прямой, не имеющий возвышений, утолщений, изгибов. Ровная местность. Дорога идёт ровно (нареч.). Р. ряд зубов. Ровная пряжа.

2. Равномерный, спокойный. Р. пульс. Ровно (нареч.) дышать. Р. тон, голос.

3. Постоянно одинаковый и спокойный, уравновешенный. Ровная жизнь. Р. характер.

4. Совершенно одинаковый по величине. Ровные доли. Разделить ровно (нареч.; поровну).


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

избалОванный

срЕдства (моющие)

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.

Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.

Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.

В ночи едва РАЗЛИЧАЛСЯ силуэт Адмиралтейства.

Право на ГАРАНТИЙНОЕ обслуживание действует 12 месяцев.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году

ЖГЁТ костер

пачка МАКАРОН

фильм ИНТЕРЕСНЕЕ

сладких ПОМИДОРОВ

Ответ:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) Песня звучала всё сильнее и сильнее, покрывая шум барабанившего дождя по мокрому асфальту. 1) неправильное построение предложения с косвенной речью
Б) Все, кто однажды почувствовал вкус поэтического слова, не сможет разлюбить поэзию. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Не признавая нашего права на этот пруд, лишь мальчишкам с бульвара было дано ловить в нём рыбу, лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Язык и стиль комедии «Горя от ума» заслуживают особого рассмотрения. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Петербургский период в творчестве А.С. Пушкина не только характеризуется большей стилистической свободой, но и ломкой жанровых границ. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом
7) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

л..нгвистический

фин..нсист

м..ридиан

ош..ломлённый

прот..реть

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..клонный, пр..винтить;

ни..падающий, и..черпать;

под..тожить, меж..нститутский;

пр..молчать, р..зместить;

о..гадывать, по..скок.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

надоедл..вый

присва..вать

достра..вать

неулыбч..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

несмолка..мый

толка..шь

знач..мый

обурева..мый

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эта задача так и (не)решена учениками.

Ирина Андреевна говорила (не)громко, но очень выразительно.

Я был (не)готов к такому повороту событий и в растерянности остановился.

(Не)умолкающие до глубокой ночи звуки музыки напоминали о близости парка аттракционов.

Конечно, это был далеко (не)лучший поступок.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Отношения поэта и монарха (В)ПОСЛЕДСТВИИ резко осложнятся, и ВСЕ(ТАКИ) Пушкин будет предпочитать личную цензуру царя общей цензуре чиновников.

Пушкин призывал Николая I к милосердию, (ПРИ)ЭТОМ он не раз обращался к ссыльным друзьям со словами сочувствия, (НА)ПРИМЕР, в послании «Во глубине сибирских руд…».

В мае 1827 года Пушкин (НА)КОНЕЦ получает разрешение жить в Петербурге и (В)НОВЬ оказывается рядом с друзьями.

(В)НАЧАЛЕ многих стихотворений Пушкина слышно уныние и даже отчаяние, и ВСЕ(ЖЕ) обычно его стихи завершаются оптимистично.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ года я несколько раз побывал (ЗА)ГРАНИЦЕЙ.

Ответ:

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В древней Индии умело использовали медь и бронзу и отливали металлические изделия.

2) В XVIII веке казачьи атаманы порой отправляли в столицы детей - пленников войн - в качестве подарков императорской семье или знатному вельможе.

3) Он чувствовал какой-то испуг перед новой жизнью и она казалась ему смертельной борьбой за право существовать на земле.

4) За ужином я заговорил о Хоре да о Калиныче.

5) Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.

Ответ:

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя. Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не помню (1) как я добрался до места (2) но (3) когда я очнулся (4) то друзья уже стояли подле меня.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

2) В основе владения профессией лежит творческое начало.

3) Талант - дар природы, и он развивается сам по себе, не требуя усилий со стороны самого человека.

4) Каждый человек от рождения наделён какими-либо талантами.

5) Не во всех делах можно быть художником или артистом.


(По В. Белову*)

* Василий Иванович Белов

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 6-11 представлено рассуждение.

2) Предложение 16 содержит вывод из суждения, высказанного впредложениях 13-15.

3) В предложениях 8-9 представлено повествование.

4) Предложение 22 содержит эмоционально-оценочное суждение по поводу содержания предложений 17-21 .

5) Предложение 14 не содержит примеров к мысли из предложения 13.


(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

(6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо!

(По В. Белову*)

* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества - интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.

Ответ:

Из предложения 21 выпишите антонимы.


(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

(6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо!

(По В. Белову*)

* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества - интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.

(2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта.


Ответ:

Среди предложений 15-21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью противительного союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

(6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо!

(По В. Белову*)

* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества - интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.

(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей!


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8-9; 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие - нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

3) антонимы

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

(6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо!

(По В. Белову*)

* Василий Иванович Белов (родился в 1932 году), один из выдающихся русских писателей современности. Основные произведения посвящены русской деревне. Центральная тема творчества - интерес к жизни современного человека, к его духовному миру.

(8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас?


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Не бывает абсолютно одинаковых и совсем бездарных людей! (2)Каждый рождается с печатью какого-либо таланта. (3)Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть; она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (4)Каждая личность по-своему талантлива, своеобразна. (5)Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует.

(6)То, что потребность творчества свойственна каждому, видно хотя бы из того, что в детстве, даже в младенчестве, у ребёнка есть потребность в игре. (7)Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (8)Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9)Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта). (10)Второе нередко зависит от первого, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (11)Если не научишься трудиться, так и не узнаешь, чем наградила тебя природа.

(12)Если же духовный потенциал слаб, то личность стирается, нивелируется, быстро теряет индивидуальные, присущие ей одной черты. (13)Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные. (14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя.

(17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых. (22)Но это не справедливо!

А19. Укажите правильное объяснение
постановки запятой или её отсутствия в
предложении:
Васнецов тщательно изучал древнерусскую
иконописную технику () и впоследствии
некоторые её приемы были им применены
в работе над историческими картинами.
1) Сложносочинённое предложение, перед
союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед
союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение. с однородными
членами, перед союзом И запятая не
нужна,
4) Простое предложение с однородными
членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. В каком варианте ответа правильно

Перед нами лежала Койшаурская долина
(1) пересекаемая, как двумя серебряными
нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3)
убегая в соседние теснины от тёплых лучей
солнца (4) скользил по ней голубоватый
туман.
1) 1
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
А21. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложениях должны стоять запятые?
Героиней этого романа (1) конечно (2)
была Маша. Известие от мамы (3) должно
быть (4) уже к четвергу.
1) 3, 4
2) 1,2
3) 1
4) 3
А22. Укажите предложение, в котором
нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)
1) Климатические условия региона
влияют как на архитектуру зданий так и на
планировку квартир.
2) Для разработки новых образцов
техники нужны как оборудование так и
высококвалифицированные рабочие как
инженерно- технические кадры так и
экспериментальные заводы.
3) Продукцию многих
машиностроительных комбинатов сложно
транспортировать из-за большого веса!
или крупных размеров.
4) Во время ботанических экскурсий и
обследований во многих областях и
районах велись наблюдения и сбор
информации об использовании растений в
народной медицине.
А23. Как объяснить постановку двоеточия
в приведённом ниже предложении?
Пластинчато-чешуйчатое защитное
снаряжение русских воинов было массово
распространено в XIV веке: его
изготовление было более простым, чем
изготовление кольчатого покрытия, и оно
было более надёжным.
1) Первая часть сложного предложения
указывает на время совершения того, о чём
говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед
однородными членами предложения.
3) Вторая часть сложного предложения
противопоставлена по содержанию первой
части.
4) Вторая часть сложного предложения
указывает на причину того, о чём
говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
Банковский кредит - выдаваемая на
какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2)
которой (3) возможен расход (4) на
определённую потребность.
1) 1
2) 2
3) 1, 3
4) 2, 4
А25. В каком варианте ответа правильно
указаны все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые?
На закате пошёл дождь (1) который сразу
развеял накопившуюся в воздухе духоту
(2) и (3) в то время как он гулко и
однообразно шумел по саду вокруг дома
(4) в незакрытые окна в зале тянуло
сладкой свежестью мокрой зелени.
1) 2, 4
1) 1, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 2
А26. В каком предложении придаточную
часть сложноподчинённого предложения
нельзя заменить обособленным
определением, выраженным причастным
оборотом?
1) Из заграничной поездки Тургеневы
вернулись в материнское имение Спасское-
Лутовиново, которое находилось недалеко
от Мценска.
2) Важный момент, который необходимо
учитывать при выборе материала для
покрытия террасы - это лёгкость ухода за
ним.
3) Основным источником энергии для
всех живых существ, которые населяют
нашу планету, служит энергия Солнца.
4) Крыша, которую покрыли гибкой
черепицей, будет десятилетиями защищать
дом от проникновения воды.
А27. Прочитайте текст.
В большинстве современных осветительных
электронного ~ контроля» она позволяет
сберегать до 50% электроэнергии и делать
свет ровным, немерцающим. Последнее
особенно важно с точки зрения сохранения
здоровья людей. Недавние исследования
показали, что мерцающий свет травмирует
органы зрения.
В каком из приведённых ниже предложений
верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте?
1) Для современных осветительных
устройств предусмотрена особая система
электронного контроля, которая сберегает
до 30% электроэнергии и делает свет
ровным, немерцающим.
2) Система электронного контроля
осветительных устройств, позволяющая
сберегать до 30% электроэнергии, делает
свет ровным, немерцающим, что
травмирует органы зрения.
3) Мерцающий свет травмирует
органы.зрения, поэтому в современных
осветительных устройствах предусмотрена
особая система электронного контроля.
4) Система электронного контроля
осветительных устройств позволяет не
только экономить электроэнергию, но и
устранять мерцание света, вредное для
зрения.

1. отсутствие эмоционально-экспрессивных языковых средств

2. спонтанность

3. острота и яркость изложения

4. стремление к абстрактности, обобщению

187. Тексты, включенные в настоящее пособие, предназначены для подготовки к ЕГЭ по русскому языку .

В Книгу включены 10 типовых вариантов, состоящих из заданий типа А, В, и С, ответы к заданиям, бланки для записи ответов, а также инструкции по выполнению заданий.

Текст является фрагментом…

1. выписки

2. рецензии

3. аннотации

4. контекста

188. Укажите речевую ситуацию, которой соответствует речевое клише:

Позвольте выразить благодарность Николаю Петровичу Быстрову за прекрасно организованную выставку.

1. просьба

2. выражение благодарности

3. совет, предложение

4. комплимент

190. Прочитайте текст и выполните задания

(1) Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потреб­ность человека в красоте.

(2) Забор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада, однако у него другая функция. (3)Но согла­симся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, ког­да его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребно­стью красоты.

(4)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (5)Наблюдая, сопостав­ляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и гран­диозные сооружения красивы и даже изящ­ны. (б)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.


(7)Величавое необязательно огромно. (8)Величавому лебедю не нужно быть вели­чиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (Э)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиоз­ное и огромное обязательно уродливо. (Ю)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооруже­ния. (11)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешне­го вида нашей планеты.

(12)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выгля­деть сегодня и тем более завтра.

(По В. Солоухину)

1. Номер предложения, в котором выражена главная мысль текста.

2. Тип речи.

3. Стиль текста.

4. Средство связи 5-го и 6-го предло­жений.

5. Номера предложений, в которых использовано сравнение.

6. Слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо».

191.

(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

(2) Когда вся семья вместе несколько вече­ров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она пре­вращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4)Когда смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мыслен­но разделить на несколько отделов: справоч­ники, словари, учебники, сочинения класси­ков, современные книги и так далее. (5)Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Часто спрашивают: «Как выбрать вре­мя, чтобы несколько членов семьи могли сра­зу собраться за столом?» (8)Разве трудно вы­брать время? (9)Находится же оно для сов­местного просмотра телевизора! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги - такой огромный эк­ран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю - попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают лю­ди разных поколений. (15)Когда книгу чита­ет вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приоб­щая других слушателей к тому, что ему доро­го, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

(С. Львов)

1. Номер предложения, в котором выраже­на мысль, доказательству которой посвящен текст.

2. Тип речи.

3. Определите стиль этого текста.

4. Предложение второго абза­ца соединено с предыдущим с помощью лексиче­ского повтора и местоимения .

5. Из второго абзаца выпишите фразеологизм со значением «вызывать, иметь следствием».


6. Определите, в каком предложении второго абзаца использован прием олицетворения.

192. Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Во времена Эдисона к лампочке предъ­являлось только одно требование: она долж­на преобразовывать электрическую энергию в свет. (2)Современные же разработчики ос­ветительных приборов, помимо эффектив­ности использования электричества, вынуж­дены задумываться еще о массе факторов: во-первых, об экологической безопасности , безвредности для человеческого здоровья, во-вторых, о надежности и эстетической при­емлемости. (3) Безусловно, совместить все это в одном изделии чрезвычайно сложно. (4)На - пример, в поисках экологически безопасного вещества, которое можно было бы использо­вать во флюоресцентных лампах, инженеры остановились на газе ксеноне. (5)Однако на практике выяснилось, что этот газ малоэф­фективен. (6)Если в ртутной лампе есть воз­можность получать 60 люмен (люмен - еди­ница измерения светового потока) на один ватт потребляемой электроэнергии, то в ксеноновой - только 35 люмен. (7)Вывод ясен: при применении ксенона электричества тра­тится больше, а следовательно, больше сжи­гается ископаемого топлива.

(8)В большинстве современных осветитель­ных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, выпуск которой в промышленном масштабе начался в 1980 го­ду. (9)С тех пор она пользуется неизменным спросом, поскольку позволяет сберегать до 30 процентов электроэнергии, на 50 процентов продлевать срок службы ламп и делать свет ровным и немерцающим. (10)Это достижение наиболее приемлемо с точки зрения сохране­ния здоровья людей, поскольку исследования показали, что мерцающий свет существенно травмирует органы зрения, что особенно ска­зывается при работе на компьютере.

(11)Небезынтересный факт: наиболее перс­пективными в настоящее время представля­ются все же не лампы накаливания и даже не флюоресцентные, а светоизлучающие диоды, или светодиоды. (12)Видимо, какое-то время светодиоды все еще будут оставаться некой новацией в деле дизайнерского оформления общественных зданий , а когда мы к ним по­привыкнем, они займут свое место и в наших домах. (13)Повсеместная светодиодная экспан­сия задерживается тем, что до сих пор еще не удалось в необходимой степени повысить яр­кость света, генерируемого диодами. (14)Однако в результате инженерных изысканий этот показатель ежегодно удваивается.

(И. Аникеев)

1. Современные ос­ветительные приборы, производство которых представляется наиболее перспективным называются.

2. Предложение, в котором объясня­ется, какой вред здоровью людей приносит мер­цающий свет.

3. Тип речи.

4. Стиль этого текста.

5. Предложение первого абза­ца связано с предыдущим с помощью указатель­ного и определительного местоимений.

6. Во втором абзаце слово, имеющее значение «наносить вред в результате внешнего воздействия».

193. Прочит айте текст и выполните задания.

(1) Если бы природа чувствовала благодар­ность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила При­швина.

(2) Прежде всего жизнь Пришвина - при­мер того, как человек отрешился от всего на­носного, навязанного ему средой, и начать жить только по велению сердца. (3) В таком образе жизни заключается величайший здра­вый смысл. (4) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, - всегда сози­датель, обогатитель и художник.

(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жиз­ни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во вся­ком случае, он вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии (на это у него просто не хва­тило бы времени). (7) Природа требует при­стального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающе­го нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожидан­ными открытиями. (8) Книги Пришвина, гово­ря его же словами, - это «бесконечная ра­дость постоянных открытий». (9) И все у При­швина блистает поэзией, как трава от росы.

(10) Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11) В чем тайна это­го писателя? (12) В чем секрет его книг?

(13) Как известно, слова «колдовство», «вол­шебство» относят обыкновенно к сказкам.

(14) Но ведь Пришвин не сказочник. (15) Он человек земли, свидетель всего, что соверша­ется вокруг него в мире.

(16) Видимо, секрет пришвинского обая­ния, очарования и поэтической пленитель­ности как раз в этой его зоркости. (17) Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под приску­чившим покровом окружающих явлений ви­дит глубокое содержание.

(18) И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.

(По К. Паустовскому)

1. Предложение, в котором сформу­лирована мысль, аргументации которой посвя­щен данный текст.

2. Тип речи.

3. Стиль этого текста.

4. В четвертом и пятом абзацах пред­ложение, которое связано с предыдущим с по­мощью лексического повтора и местоимений.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля, она позволяет сберегать до 50% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. (2)Последнее особенно важно с точки зрения сохранения здоровья людей. (3) ______ недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. В современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля, которая сберегает до 50% электроэнергии.

2. Мерцающий свет вреден для глаз, поэтому современные осветительные устройства снабжены устраняющей мерцание системой электронного контроля, который к тому же сберегает электроэнергию.

3. Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому сегодня используются современные осветительные устройства.

4. Система электронного контроля современных осветительных устройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

5. Система электронного контроля осветительных устройств, позволяющая сберегать до 50% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует органы зрения.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. Несмотря на это

3. Вопреки всему

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ, -а (-у), м.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды(перен.). Лицо осветилось внутренним светом(перен.: стало одухотворённым).

2. Освещённость, состояние, когда светло. На свету(при свете, при освещении). В окнах с.

3. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До светуи по свету (перед рассветом). Ни с. ни заря(очень рано утром; разг.). Чуть с.(едва начало рассветать).

4. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный! * В два света - о помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света.В свете чего, предлог с род. п.- с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий.В свете каком (видеть, представлять) - в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете.Пролить или бросить свет на что (книжн. - разъясняя, сделать понятным, ясным. Свет увидеть (разг.) - почувствовать облегчение. При новом начальнике свет увидели.Ученье свет, а неученье тьма - поел, о пользе знаний, ученья. В белый свет как в копеечку (разг. шутл.) - о действиях наугад, без всякой цели, обычно неудачных. Чем свет (прост.) - очень рано утром. Чем свет отправились в путь.Только и свету в окошке, что... (разг.) - только это и радует. Только и свету в окошке что внучка.Свет очей (моих) (устар. и в народной словесности) - о том, кто дорог, любим (обычно в обращении).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

2. повторИт

3. углУбить

4. обогналА

5. цепОчка

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. СЛОВАРНЫЙ портрет должен быть составлен так, чтобы любой без труда узнал по нему человека, которому он принадлежит.

2. Пушистый снег ОДЕЛ в серебристые наряды вековые сосны, устремившие свои вечнозелёные вершины в чистое небо.

3. Окончив сбор лекарственных трав, не забудьте тщательно ОТРЯХНУТЬ одежду и вымыть руки с мылом.

4. Между ветеранами труда и руководством предприятия состоялся ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ разговор, в ходе которого были затронуты самые различные темы.

5. Важный момент, который необходимо учитывать при ВЫБОРЕ материала для покрытия террасы, - это лёгкость ухода за ним.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. немного ДЛИННЫЕ

2. ЗАМОРОЗКОВ

3. ПРОПОЛОЩИ бельё

4. ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

5. на ОБОИХ берегах

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Все, кто любит поэзию, знает А.А. Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы. 1)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) О пьесе «Вишнёвом саде» А.П. Чехов писал, что у него вышла не драма, а комедия. 2)нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Между завоевателями- римлянами и британцами, завоевав Британские острова, устраивались встречи по футболу. 3)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря усилий строителей объект был сдан вовремя. 4)ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Основным источником энергии для каждого живого существа, населяющих нашу планету, служит энергия солнца. 5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6)нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7)неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. водор..сли

2. конс..рвировать

3. к..рьерист

4. пол..гаться

5. гор..зонтальный

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

1. бе..дарный, ра..бег

2. пр..берёг, пр..градил

3. з..ночевать, из..гнул

4. пр..влёк, пр..мудрый

5. по..сказал, о..жал

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

1. удоста..вать

2. заносч..вый

3. преодол..вать

4. отпрыг..вать

5. податл..вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. колебл..мый

2. невид..мый

3. преследу..мый

4. переинач.. нный

5. танцу.. шь

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Я чувствую, что совершенно (НЕ)ОБХОДИМО переменить тему разговора.

2. Ребята удивлялись, почему им (НЕ)РАЗРЕШИЛИ идти в поход.

3. К сожалению, задача (НЕ)РЕШЕНА.

4. Монголия - самое большое по территории государство мира, (НЕ)ИМЕЮЩЕЕ выхода к морю.

5. Скептик - это человек, который (НЕ)ВЕРИТ в энтузиазм.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ТОМУ, как его слушали, Васильев понял: ЧТО(БЫ) он ни рассказал сейчас, ему не поверят.

2. Некоторые порубки не зарастают долго, (ПО)ЭТОМУ (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет на них можно собирать раннюю мелкую ягоду.

3. (В)СЛЕД за одним нелепым недоразумением последовало другое - (ПО)ЭТОМУ поводу началась очередная бесконечная переписка с управлением дороги.

4. Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелка, но гораздо слаще и душистей, (ПО)ЭТОМУ, даже имея прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

5. Комната, в которой лежал Илья Ильич Обломов, (С)НАЧАЛА казалась прекрасно убранной, но (В)СКОРЕ это впечатление сменялось другим.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И.И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника немедле(5)о отправили в творческую поездку в Италию.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

2. Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

3. Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

4. Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

5. В.М. Васнецов тщательно изучал древнерусскую иконописную технику и впоследствии некоторые её приёмы были им применены в работе над историческими картинами.

16

Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

1.Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша.

2.Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность (5) называется банковским кредитом.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Другие города и страны откроют вам свои объятия, и может быть где-то там вы найдёте свой приют.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)На Западном фронте мне пришлось некоторое время жить в землянке техника-интенданта Тарасникова. (2)Он работал в оперативной части штаба гвардейской бригады. (3)Тут же, в землянке, помещалась его канцелярия.

(4)Целые дни он надписывал и заклеивал пакеты, припечатывал их сургучом, согретым над лампой, рассылал какие-то донесения, принимал бумаги, перечерчивал карты, стучал одним пальцем на заржавленной машинке, тщательно выбивая каждую букву.

(5)Однажды вечером, когда я вернулся в нашу халупку, основательно промокнув под дождём, и сел на корточки перед печкой, чтобы растопить её, Тарасников встал из-за стола и подошёл ко мне.

- (6)Я, видите ли, - сказал он несколько виновато, - решил временно не топить печки. (7)А то, знаете, печка угар даёт, и это, видимо, отражается на её росте. (8)Она совсем расти перестала.

- (9)Да кто расти перестал?

- (10)А вы что же, до сих пор не обратили внимания? - уставившись на меня с негодованием, закричал Тарасников. - (11)А это что? (12)Не видите?

(12)И он с внезапной нежностью поглядел на низкий бревенчатый потолок нашей землянки.

(14)Я привстал, поднял лампу и увидел, что толстый кругляш вяза в потолке пустил зелёный росток. (15)Бледненький и нежный, с зыбкими листочками, он протянулся под потолок. (16)В двух местах его поддерживали белые тесёмочки, приколотые кнопками к потолочине.

- (17)Понимаете? - заговорил Тарасников. - (18)Всё время росла. (19)Такая славная веточка вымахнула. (20)А тут стали мы с вами топить часто, а ей, видно, не нравится. (21)Я вот тут зарубочки делал на бревне, и даты у меня проставлены.

(22)Видите, как сперва быстро росла. (23)Иной день по два сантиметра вытягивала. (24)Даю вам честное благородное слово! (25)А как стали мы с вами чадить тут, вот уже три дня не наблюдаю роста. (26)Так ей и захиреть недолго. (27)Давайте уж воздержимся. (28)А меня, знаете, интересует: доберётся он до выхода? (29)Ведь так и тянется поближе к воздуху, где солнце, чует из-под земли.

(30)И мы легли спать в нетопленой, сырой землянке. (31)На другой день я сам уже заговорил с ним о его веточке.

- (32)Представьте себе, почти на полтора сантиметра вытянулась. (33)Я же говорил, топить не надо. (34)Просто удивительное это явление природы!...

(35)Ночью немцы обрушили на наше расположение массированный артиллерийский огонь. (36)Я проснулся от грохота близких разрывов, выплёвывая землю, которая от сотрясения обильно посыпалась на нас сквозь бревенчатый потолок. (37)Тарасников тоже проснулся и зажёг лампочку. (38)Всё ухало, дрожало и тряслось вокруг нас. (З9)Тарасников поставил лампочку на середину стола, откинулся на койке, заложив руки за голову.

1)1,2,3 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)2,4

А. 26.В каком предложении придаточную часть сложнопод­чинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подоб­но Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

2) К 1856 году творческие интересы Шишкина, кото­рый выделялся среди товарищей несомненным та­лантом, определились окончательно.

3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спаси­тельной для Петруши и гибельной для других.

4) Девятая симфония Бетховена служила образцом для художников эпохи романтизма, которые были увлечены утопией синтетического искусства.

А27 Прочитайте текст.

В большинстве современных осветительных устройств предусмотрена особая система электронного контроля. Она позволяет сберегать до 30% электроэнергии и делать свет ровным, немерцающим. Последнее особенно важно с точки

зрения сохранения здоровья людей. Недавние исследования показали, что мерцающий свет травмирует органы зрения.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Для современных осветительных устройств предусмот­рена особая система электронного контроля, которая сберегает до 30% электроэнергии и делает свет ровным, немерцающим.

2) Система электронного контроля осветительных уст­ройств позволяет не только экономить электроэнергию, но и устранять мерцание света, вредное для зрения.

3) Мерцающий свет травмирует органы зрения, поэтому в современных осветительных устройствах предусмотрена особая система электронного контроля.

4) Система электронного контроля осветительных уст­ройств, позволяющая сберегать до 30% электроэнергии, делает свет ровным, немерцающим, что травмирует ор­ганы зрения.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Это был один из тех осенних дней, когда изнуряющая тоска давит сердце, когда промозглая сырость проникает в душу и там, как в погребе, становится темно и холодно. (2)Порывисто дул ветер, и неподвижно-тяжёлая вода в лужах начинала покры­ваться чёрными пупырышками. (З)Белые льдинки, похожие на обглоданные рыбьи кости, тоненько звенели о края асфальта. (4)Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотан­ные грязно-серыми бинтами утренней изморози, выбеленные ночным холодом скулы зданий... (5)В такие дни кажется, что ни­когда больше не появится солнце, что навсегда померк свет, что наша жизнь будет безрадостно тлеть среди этого одуряюще-серого, радикулитного сумрака...

(6)Я ждал автобуса на остановке, возвращаясь из служебной командировки: в маленьком волжском городке я инспектировал безопасность газового оборудования городской котельной. (7)В моём портфеле лежала целая кипа предписаний, и кому-то эта проверка грозила увольнением с работы. (8)Вот почему меня встречали и провожали с обречённо-кислой полуулыбкой, как будто я был бациллой сибирской язвы, от которой никак невозможно спастись. (9)Мне робко пытались вручить пакет с сувени­ром и приглашали на якобы случайно совпавший с моим приез­дом семейный праздник, но я категорично отказался. (10)Хотя все свои проверки я проводил в точном соответствии с должно­стными инструкциями, на душе лежал камень.

(11)Люди на остановке, будто связанные по рукам и ногам пленники, застыли на месте и апатично смотрели в ту сторону, откуда должен был появиться опаздывающий автобус. (12)Ни раздражительного слова, ни весёлой шутки, ни смеха... (13)Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого ненастья.

(14)Вдруг откуда-то из переулка вышел высокий, полный мужчина, который вёл за руки двух круглолицых девочек. (15)Они кружили подле отца, хлопали одна другую по плечам и самозабвенно смеялись. (16)Отец смеялся вместе с ними, поправ­ляя девочкам капюшоны, то и дело сползающие на глаза. (17)Эта весело гомонящая троица подошла к остановке. (18)Отбиваясь от детей, отец посмотрел на расписание, потом бегло глянул на часы и, видимо поняв, что у него ещё есть время, целиком отдался иг­ре. (19)Они шумно бегали друг за другом, с топотом кружа во­круг сваленных в кучу бетонных плит. (20) Дети смеялись так, что порой останавливались и, согнувшись, хватались за отца, чтобы не упасть. (21)Тот, большой и толстый, с широким мясистым ли­цом, торопливо, почти взахлёб, говорил им что-то смешное, и они, всплёскивая руками, начинали хохотать ещё сильнее.

(22)Пожилая женщина, пряча лицо от ветра, искоса глядела на это ликующее семейство и укоризненно качала головой:

(23) - Ну разве так можно?!

(24)А я смотрел на них и завидовал. (25)Так завидуешь лю­дям, живущим в уютной и тёплой деревушке, мимо огоньков ко­торой ты мчишься на поезде в морозную зимнюю ночь...

(26)Подошёл автобус, одна из девочек, прочитав табличку на ветровом стекле, радостно махнула рукой вопросительно кив­нувшему отцу:

(27) - Не наш! (28)Играем!

(29)Мы угрюмо сели в автобус и поехали, а они остались, с блаженным визгом гоняясь друг за другом по опустевшей оста­новке.

(По И. Новикову)

А28. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

1) Глядя на ликующее семейство, герой рассказа тоже хотел бы радоваться жизни.

2) Осеннее ненастье наполнило души людей унынием.

3) Подошедший мужчина и две его дочери раздражали своим безудержным весельем некоторых людей, стоя­щих на остановке.

4) Герой рассказа находится в угнетённом состоянии из-за того, что во время проверки нарушил должностную инструкцию.

А. 29.В каком варианте ответа перечислены все типы речи, представленные в предложениях 14-25?

1) повествование и описание

2) описание и рассуждение

3) повествование, описание и рассуждение

4) описание

А30.В каком предложении употребляется фразеологизм?

1) 7 2) 10 3) 20 4) 4

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш от­вет в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1 - В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отде­ляйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответ ов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 21-24 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложений 9-10 выпишите частицу.

В.3. Из предложения 20 выпишите подчинительное словосо­четание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Ответы к заданиям В-В8 запишите цифрами.

В4.Среди предложений 18-22 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. На­пишите номер этого сложного предложения.

В 5.Среди предложений 22-29 найдите предложение с обо­собленным распространённым согласованным определе­нием. Напишите номер этого предложения.

В.6.Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением прида­точных. Напишите номер этого сложного предложения.

В. 7.Среди предложений 19-26 найдите такое, которое соеди­няется с предыдущим при помощи наречия и лексическо­го повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенно­сти текста. Некоторые термины, использованные в рецен­зии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот­ветствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, по­зволяющие вам найти правильный термин.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запи­шите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, на­чиная с первой клеточки. ___________________________________

«Чтобы воссоздать обстановку осеннего ненастья, в начале текста автор использует тропы:_____{«промозглая сырость», «неподвижно-тяжёлая вода»),_____{«бинтами изморози», «скулы зданий»): _____в предложении 15 выступает как средство образной характеристики героев текста. Такой приём, как_____, положенный в основу всей

композиции текста, получает своё языковое выражение в синтаксической конструкции предложения 29 и, подчёр­кивая различие в настроении «уныло оцепеневшей тол­пы» и «ликующего семейства», заставляет читателя заду­маться над основной мыслью текста.»

Список терминов:

1)сравнение

2)ряд однородных членов

3)эпитеты

4)диалектизм

5)противопоставление

7)лексический повтор

8)метафоры

9)парцелляция

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк отве­тов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напи­шите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию рассказчика. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или чита­тельский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставь­те знак « х» в клеточку, номер которой соответствует но­меру выбранного вами ответа.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая удар­ный гласный звук?

1) влилАсь

2) избАлованный