Сколько пересдач допускается в вузе. Положение о зачетах и экзаменах

8.1. Досрочная сдача экзаменов и зачетов, результаты которых фиксируются в индивидуальной зачетно-экзаменационной ведомости, допускается в исключительных случаях (медицинские показания, командировка и т.п.) на основании личного заявления студента с указанием причин на имя проректора по учебной работе с резолюцией декана факультета.

8.2. В случае получения на досрочной сдаче экзамена оценки «неудовлетворительно» студенту разрешается пересдача экзамена в установленном порядке в дни переэкзаменовок.

8.3. Студент, получивший в период промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, имеет право ликвидировать (пересдать) их в специально установленные деканом факультета дни.

8.4. Студент, получивший в период промежуточной аттестации (экзаменов и/или зачетов) количество неудовлетворительных оценок больше трех, подлежит отчислению из Университета.

8.5. Студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки по зачету или экзамену по одному и тому же предмету не более трех раз сроки, согласованные с деканатом. Два раза студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки преподавателю, которому он ранее сдавал зачет или экзамен.

Третья пересдача осуществляется в присутствии комиссии, которая назначается заведующим кафедрой в составе 2-3 преподавателей. Полученная на пересдаче оценка является окончательной.

8.6. Студент обязан ликвидировать (пересдать) полученные в период зимней или летней сессии неудовлетворительные оценки не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией.

Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной осенней сессии (по дисциплинам первого модуля), допускается до зимней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность. Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной весенней сессии (по дисциплинам третьего модуля), допускается до летней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность.

8.7. В исключительных случаях ректор Университета, по ходатайству декана факультета, может разрешить студенту пересдачу экзаменов с целью повышения положительной оценки, если успешная пересдача позволяет студенту претендовать на получение диплома с отличием. Такая пересдача разрешается не более чем по одной дисциплине. Разрешается пересдача одной оценки «хорошо» сверх имеющихся 25% или одной оценки «удовлетворительно», если она единственная и все остальные оценки «отлично». Пересдача экзамена проводится после последней сессии (то есть завершения теоретической подготовки), но до начала итоговой аттестации.

8. Продление, перенос сроков сессии

      Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни или по другим документально подтвержденным уважительным причинам (медицинским показаниям, семейным обстоятельствам и т.п.), проректор по учебной работе по личному заявлению студента, согласованному с деканом факультета, может продлить сроки промежуточной аттестации или установить индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов. При этом ликвидация задолженностей должна быть произведена согласно п. 8.6. не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией. В необходимых случаях студенту оформляется академический отпуск.

      Справки о болезни и другие необходимые документы предоставляются в деканат в течение трех дней с момента выдачи справки в лечебном или другом учреждении. Справки должны быть зарегистрированы в городской поликлинике № 51. В случае болезни или другой уважительной причины студент обязан своевременно (до момента закрытия ведомости) уведомить деканат о причинах своего отсутствия.

      Конкретные сроки продления (переноса) промежуточной аттестации оформляются распоряжением декана. На основании распоряжения деканат выдает студенту индивидуальную зачетно-экзаменационную ведомость, которая должна быть возвращена в деканат в день сдачи экзамена. Ведомость действительна в течение трех дней с момента выдачи.

Как много в этом звуке для сердца нашего слилось.
И чем ближе ОНА, тем большее волнение у студентов вызывают эти шесть букв - Сессия!

Это ответственное мероприятие происходит в жизни студента, к счастью, всего лишь два раза в год. В это время многочисленные и очень компетентные профессора, доценты, старшие преподаватели, просто преподаватели и ассистенты принимают важные для каждого студента решения. К примеру: какую стипендию студенту получать в течение семестра и получать ли вообще (имеющие тройки в зачетках - яркий тому пример), ну и самое главное решение - продолжит ли студент учебу в университете или нет.

Наверняка каждый может вспомнить множество примеров принятия негативных для студентов решений. Одним из условий, необходимых для того, чтобы свести до минимума шанс неблагоприятного исхода сессии, является знание документов, регламентирующих процесс сдачи экзаменов, зачетов, курсовых и т.п.

Что такое "экзамен" и "зачёт"?

Экзамен - комплексная проверка работы студента по дисциплине. Проверяются теоретические знания, усвоенные студентом, а так же навыки их практического использования. Здесь все просто и ясно. Знаешь - не знаешь, умеешь - не умеешь. Однако объективно проверить "развитие творческого мышления" и "приобретение навыков самостоятельной работы" экзаменаторам довольно трудно, поэтому здесь может возникнуть момент "субъективизма " .

Зачеты, как правило, служат формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех учебных поручений в соответствии с утвержденной программой. В отдельных случаях зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям. В отличие от экзамена, зачеты призваны:

Оценить результаты работы студента на практических занятиях всех видов;

Проверить успешность выполнения студентом практических, лабораторных, контрольных и курсовых работ;

Подвести итоги реализации работы студентов на разного рода практиках.


Можно ли не сдавать экзамен или зачёт?

Можно, если экзамен или зачет подводят итог работы по факультативным дисциплинам, практикумам, семинарам или спецкурсам.
Студенты могут сдавать (а могут и не сдавать) экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, практикумам и семинарам, и по их желанию результаты сдачи вносятся в ведомость, зачетную книжку и в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому).

Можно ли сдавать экзамены вне сессии?

Да, можно. Предусмотрено несколько вариантов:

1. Деканам факультетов предоставляется право разрешать хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими установленных практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.

2. Студенты, которым разрешен в порядке исключения в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканами факультетов.

3. В случае, когда изучение дисциплины заканчивается значительно раньше начала сессии, декан, по согласованию со студентами и преподавателем, издает распоряжение о сдаче экзамена до начала сессии, выделив необходимое время на подготовку.

Этот вариант отличается от предшествующих тем, что в нем сдача экзамена вне рамок сессии инициируется деканатом. Хочется отметить обязательность согласия на это студентов.

Что такое "допуск" к сессии?

Студенты допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи, установленных расчетно-графических и других работ по дисциплинам данного семестра. Допуск к сессии материализуется в виде печати, которую ставят в зачетной книжке на лист сдачи зачетов.

Можно ли получить допуск без сдачи зачетов?

Да, можно. Опять же есть несколько вариантов:

1. При наличии уважительной причины декану факультета предоставляется право допускать до экзаменационной сессии студентов, не сдавших одного-двух зачетов по предметам, по которым не установлены экзамены. Данный вариант оставляет решение вопроса по допуску к сессии на усмотрение декана. Что именно будет им сочтено как "уважительная причина", зависит от каждой конкретной ситуации.

2. Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в общеустановленный срок по уважительной причине, подтвержденной документами, декан назначает индивидуальные сроки сдачи зачетов и экзаменов.

Под "уважительной причиной" здесь понимается, как правило, болезнь.

Каковы санкции за отсутствие допуска к сессии?

Студенты, не получившие зачетов в установленные сроки по неуважительной причине и не допущенные к экзаменационной сессии, по представлению декана факультета приказом ректора могут быть отчислены из учебного заведения.

Правда, отчислен студент, не допущенный к сессии, будет только после того, как у него появятся два несданных (из-за не допуска к сессии) экзамена.

Как проходит экзамен?

Экзамены проводятся, как правило, по билетам в устной или письменной форме. Форма проведения экзамена устанавливается Советом факультета. При проведении экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства. Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы сверх билета, а также помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе данного курса.

Пункт, дающий экзаменатору право задавать практически любые вопросы экзаменуемому, сводит на нет смысл билетов, делая их, по сути, отправной точкой для начала "беседы", в итоге которой один из собеседников может лишиться стипендии.

Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения экзаменатора справочной литературой и другими пособиями.

Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения ректора университета, проректора по учебной работе или декана факультета не допускается.

Пункт не определяет, кто является посторонним. Но подразумевается, что посторонними являются все, кроме преподавателя, принимающего экзамен и студентов, его сдающих.

Что такое "дифференцированный зачет"?

Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно") проставляются по курсовым проектам (работам), производственной практике, по черчению. Перечень указанных дисциплин устанавливается советом факультета.

Разница между дифференцированным зачетом и экзаменом равна практически нулю. Поэтому зачастую студенты не видят разницы между ними. И там и там ставится оценка. И там и там она влияет на размер стипендии. Единственное различие в том, что отсутствует итоговое "побилетное" собеседование.

Сколько раз можно пересдавать экзамен и зачет?

Пересдача неудовлетворительной оценки по одному и тому же экзамену допускается не более двух раз, второй раз - комиссии. Про количество пересдач зачетов нигде не говорится. Зачет можно сдавать неограниченное количество раз. Единственное условие - уложится в срок до начала сессии и сроки ликвидации академической задолженности.

Что такое комиссия?

Комиссия в количестве трех человек создается распоряжением декана факультета по согласованию с заведующим кафедрой.

Как пересдать экзамен с целью улучшения оценки?

Повторная сдача экзамена c целью повышения положительной оценки допускается с разрешения проректора по учебной работе по представлению декана. То есть, для того, что бы пересдать экзамен на лучшую оценку, необходимо написать заявление на имя ректора, получить его согласие и согласие проректора по учебной работе. После этого, согласовав с преподавателем время и место пересдачи, получить экзаменационный лист.

Как оформляется процедура пересдачи экзамена?

Для пересдачи экзамена деканат выдает студенту экзаменационный лист, регистрируемый в соответствующем журнале, с указанием даты выдачи и сроков пересдачи за подписью декана факультета. Экзаменационный лист возвращается экзаменатором в деканат сразу после экзамена и подшивается к экзаменационной ведомости.

Итак, господа студенты, теперь вы имеете общее представление о том, что такое, согласно документам, сессия и с чем её едят. Взгляните новым взглядом на старые и добрые зачеты, экзамены и курсовые. Удачи на "сдаче"!

Студентов нельзя отчислять без предоставления возможности закрыть «хвосты»

Минобрнауки России направило в адрес всех вузов письмо, в котором говорится, что взимание платы со студентов за пересдачу экзаменов не допускается (документ находится в распоряжении «Известий»). Кроме того, ведомство разъяснило, что отчисление обучающихся, которым не было предоставлено право пересдачи, незаконно. Так, если студент получил неудовлетворительную оценку на экзамене, вуз обязан предоставить ему две попытки пересдачи в течение года. Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов заявил, что будет следить за соблюдением вузами закона и выявлять случаи неправомерного отчисления.

Министерство разъясняет

«Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности)», - информирует вузы Минобрнауки.

Как говорится в письме, в министерство поступает большое количество жалоб от студентов, которых отчисляют за академическую задолженность без права на пересдачу. В связи с этим ведомство разъясняет, что такой порядок отчисления противоречит действующему законодательству.

Согласно ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вуз не вправе отчислить студента, получившего неудовлетворительные результаты по одной или нескольким дисциплинам, сразу после сессии. Ему должна быть «предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности».

«Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки», - разъясняет министерство.

Студенты жалуются

«Известия» нашли примеры вузов, где, по словам студентов, нарушается закон. Так, например, как пишет студент Российского университета дружбы народов (РУДН) на форуме вуза, пересдача одного предмета стоит 12 тыс. рублей. Однако на платную пересдачу отправляют только заядлых двоечников.

Платно сдают те, кто вообще не ходил или кто ничего не делал весь семестр по определенному предмету! Даже тем, кто плохо справлялся, дают шанс бесплатно пересдать, - говорит Дмитрий.

Как рассказала студентка Уральского государственного юридического университета (УрГЮУ), пересдать экзамен в вузе стоит 10 тыс. рублей. А в Читинском институте Байкальского государственного университета экономики и права (ЧИ БГУЭП) действует система платного повторного курса.

Есть практика того, что в начале года или в начале следующего семестра тем, у кого есть долги по экзаменам, предоставляются две недели для пересдач. Если студент не укладывается в данный срок, то ему предоставляется дополнительный курс лекций по предметам, которые он не может сдать, за отдельную плату (стоит 1 тыс. рублей за один предмет), для того чтобы он еще раз позанимался с преподавателем, обновил какие-то знания, задал вопросы, в которых он сам не может разобраться, и потом еще раз попробовал пересдать, - сказала студентка вуза.

Студентка Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова рассказала, что двоечников могут не допустить к пересдачам.

Если у тебя три двойки, то сразу отчисление, то есть в сессию, например, пять экзаменов, а студент провалил первые три, то до остальных он не допускается и до пересдач, соответственно, тоже, - говорит она. - А мою подругу в прошлом году отчислили из-за того, что ей не хватило попыток для сдачи. Это было на кафедре гистологии. По правилам коллоквиум - промежуточный контроль знаний - можно сдавать преподавателю три раза, если не сдал, идешь на комиссию, где тоже три попытки. Ее отправили на комиссию после двух попыток. Там она не смогла сдать, так как у них цель убрать как можно больше студентов и сдают там единицы. В итоге из-за одного промежуточного контроля по одному-единственному предмету ее отчислили.

Омбудсмен подтверждает

Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов рассказал, что в некоторых вузах неправомерный порядок отчисления даже прописан в уставах учреждений, в частности в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПБГЭУ), Дагестанском государственном университете (ДГУ), Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), Рязанском государственном радиотехническом университете (РГРТУ) и пр. В основном нарушения связаны с тем, что студентов не допускают к сессии без получения зачетов или регламентируют число проваленных экзаменов, после которых происходит отчисление.

В Положении о текущем контроле успеваемости ДВФУ говорится, что «студенты, имеющие три и более академические задолженности, отчисляются из университета за академическую неуспеваемость. Студентам, имеющим академическую задолженность не более чем по двум дисциплинам, может предоставляться право ликвидировать академическую задолженность в течение дополнительной экзаменационной сессии».

- Жалобы от студентов, которых отчисляют за неудовлетворительные результаты по экзаменам без права пересдач, поступают постоянно, - говорит Хромов. - Есть ситуации, когда студенты не сдают один зачет и их до экзаменов вообще не допускают. Могут быть объективные или субъективные причины, по которым студент не сдал предмет, но лишать права доступа к экзаменам нельзя. Сдаст ли он потом - это другой вопрос, но такое право должно быть предоставлено, - говорит он.

Студенческий омбудсмен будет следить за соблюдением вузами закона - выявлять случаи неправомерного отчисления студентов и платы за пересдачу.

Есть также и жалобы от студентов о том, что берут денежные средства за пропуски занятий и за пересдачи. Это «серая схема», которая предполагает, что студент, не сдавший предмет, должен пройти дополнительный курс обучения. Ему официально выдается чек, где говорится, что оказана услуга. По сути это вымогательство у студентов взяток. Нередко с такой проблемой сталкиваются целые группы студентов. Мы пытаемся бороться с этим видом коррупции, - сказал Хромов.

Вузы оправдываются

Представители университетов по-разному отреагировали на обвинения в нарушении закона - например, в ДГУ признали свою ошибку, а в челябинском вузе не считают, что действуют неправомерно.

Начальник учебно-методического управления ДГУ Азиза Гасангаджиева отметила, что после получения разъяснений от министерства университет пересмотрел свои внутренние документы.

В этом семестре после получения разъяснения мы уже не отчисляли. Ранее мы руководствовались своим уставом, который был утвержден Министерством образования, где было прописано, что при получении трех и более неудовлетворительных оценок в сессию студент отчисляется. Сейчас документы уже пересмотрены, мы разрабатываем новое положение и устав, где будет учтено разъяснение министерства, - сказала она.

В пресс-службе ДВФУ пояснили, что в университете во время сессии студенты имеют неограниченное количество попыток сдать экзамен.

У нас в рамках сессии - например, летней, с 1 июня по 30 июня, - студент может сдавать один предмет неограниченное число раз. И если он закрывает его до конца сессии, то это не считается пересдачей. Пересдача - это если попытка переносится на следующий семестр. Если у студента больше трех долгов, то он отчисляется. Но в каждую ситуацию рассматривают в индивидуальном порядке. Если студент болел всё это время, то решением проректора ему могут разрешить сдавать долги постепенно. Но если он просто не появлялся на занятиях, то, скорее всего, отчислят, - сказали в пресс-службе вуза.

Директор ЧИ БГУЭП Тамара Макаренко подтвердила, что в институте распространена практика платных дополнительных курсов, однако она считает это законным.

Ответственно заявляю, что у нас платных пересдач нет, студенты просто путают: они имеют право заключить дополнительный договор на оказание платных образовательных услуг, где оговорено количество часов, в течение которых студент будет заниматься с преподавателем. Всего платят 1 тыс. рублей, в эту стоимость входит 4–6 часов лекционных занятий, потом практические занятия и консультации к экзамену. Почему это незаконно? Эти образовательные услуги уже выходят за рамками программы. К нам может прийти любой человек со стороны и заключить такой договор. Мы готовы к любой проверке, - уверена Макаренко.

Начальник правового управления СПбГЭУ Павел Смирнов отметил, что положение о текущем контроле успеваемости, на его взгляд, не содержит нарушения ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», однако в связи с полученной информацией в университете будет проведена дополнительная проверка на соответствие положения закону.

Другие вузы, студенты которых жалуются на нарушения, не смогли оперативно предоставить комментарий.

По таким нарушениям нужно проводить проверки и принимать меры воздействия на ректоров с целью недопущения подобных случаев в других учреждениях, - говорит председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. - Незаконные отчисления вряд ли происходят в негосударственном секторе, поскольку это их заработок, а в государственных вузах такая практика связана, скорее всего, с коррупционными проявлениями. Отчисление бюджетника под любым надуманным предлогом и перевод «своего» студента, который проплатил, - это один из элементов коррупции в вузах. Если студенту не дали право пересдать предмет или же если с него взяли за это деньги, то это повод обратиться в суд для защиты своих прав.

В публикации рассмотрены способы, позволяющие студентам получить возможность пересдать экзамен вне плана.
Студенты, читающие данную информацию, встречались с провалом на экзамене, вследствие чего возникла пересдача. В случае сильной запущенности в знаниях по теме экзамена или зачета, преподаватель может не желать слушать учащегося, который пытается получить внеплановую пересдачу. В данном случае студенту грозит отчисление из учебного заведения. Самым оптимальным решением в сложившейся ситуации является поиск вежливого, индивидуального подхода к экзаменатору. Существует несколько советов для таких ситуаций.

Не следует думать, что преподаватель должен идти навстречу учащемуся в случае пропуска положенного срока на сдачу экзамена или провала в знаниях на всех предыдущих пересдачах. Таких студентов очень часто отчисляют, преподаватели не всегда идут на компромисс в решении спорных вопросов. Лучше всего сдавать экзамены и зачеты в срок, чтобы не сталкиваться с пересдачами, которые не лучшим образом отражаются на нервной системе учащихся. Кроме того, тратится драгоценное время на уговоры экзаменаторов.

Каждый студент знает, что дата экзамена выбирается заранее при составлении плана сессии на семестр. В случае неудачного выступления на экзамене, у каждого учащегося есть гарантия пересдать предмет определенное количество раз. Число пересдач для каждого учебного заведения индивидуально.

К примеру, у студента имеется два раза на пересдачу, это количество устанавливается в соответствии с учебным планом. Если по каким-либо причинам учащийся не воспользовался данным числом пересдач, то в дальнейшем вопрос будет решаться строго для каждого студента отдельно.

Самое первое дело – посещение деканата с разъяснением причин отсутствия на пересдачах, далее будет решаться вопрос о внеплановой пересдаче с условием достаточных знаний для грамотного ответа на экзамене. Работники деканата обязательно перенаправят студента к преподавателю, у которого будет происходить пересдача. Учащемуся подскажут контакты экзаменатора, расписание, личный номер мобильного телефона.

Встречаются лояльные педагоги, с радостью помогающие студенту, готовые выслушать его вне намеченных планов. Но бывают и трудные ситуации, требующие терпения и выдержки. Некоторые экзаменаторы наотрез отказываются идти навстречу студенту и назначать день пересдачи. Говорят, что все нужно делать в свое время, в том числе и сдавать экзамены. Если рассудить все с точки зрения системы образования, то отказ правомерен, но не следует забывать о моральных нормах, которые советуют приходить к компромиссу. Студенту важно убедить экзаменатора в блестящих знаниях предмета, в том, что пересдача будет окончательной. Но, в то же время, не следует быть бестактным, наглым и настойчивым, ведь эти качества могут принять за обычную невоспитанность. Слишком скромным быть также не рекомендуется. Во всех делах важно стремиться к золотой середине.

Решение о последней пересдаче имеет огромное значение в жизни студента, в возможности получать дальнейшее образование, поэтому необходимо добиться положительного результата. Не редки ситуации предвзятого отношения преподавателя к учащемуся. От таких моментов никто не застрахован. У некоторого числа преподавателей существует следующее мнение: если студент не знает блестяще предмет, то он вообще не имеет права продолжать обучение в высшем учебном заведении.

Не пересдав несколько раз предмет, студент начинает понимать, что сдать на положительную отметку у данного преподавателя не является осуществимой целью. Выходов из такой неприятной ситуации несколько: отдав все время и силы, выучить предмет и все вопросы экзамена на самую высокую отметку, но даже это не дает гарантии положительного исхода, ведь существует целый ряд дополнительных вопросов, которые поставят в тупик отвечающего. Второй способ решить проблему – заявление с просьбой заменить преподавателя. Такие моменты довольно часто встречаются при процессе обучения, деканат незамедлительно реагирует, чтобы решить сложившуюся проблему.

В деканат обращаются как в устной, так и в письменной форме. Важно точно рассказать причины, по которым не удается найти компромисс с определенным педагогом. Далее решением вопроса занимается учебный совет. Студенту следует помнить, что знания сдаваемого предмета должны быть великолепными, ведь при замене педагога просто необходимо выступить достойно и ответить на все основные и дополнительные вопросы, иначе в деканате не будут повторно делать снисхождения для определенного учащегося. Тогда история может закончиться отчислением из учебного заведения.

Как выясняется, не только от сессии до сессии живут студенты весело, но и во время оной, но вот вопрос – только ли веселая жизнь студентов - источник «завальной» сессии? Результат всегда один – расстроенные родители, мучающийся по поводу своей опрометчивости виновник содеянного, грозные предсказания деканата.

Если же все-таки это произошло, первый вопрос, которым следует задаться, – почему студент завалил экзамены? А ведь очень часто бывает так, что сессию не сдает вполне умный и способный студент, но вот что-то «не срослось». Может, дело в том, что выбран не тот ВУЗ, либо не та специальность. И проблема нежелания учиться кроется в этом – не всегда ребенок по своему желанию выбирает ВУЗ. Часто как раз такие студенты в будущем заваливают не одну сессию, заставляя каждый раз переживать родителей. Да и вряд ли у них возникнет желание закончить ВУЗ. Тогда и нет повода расстраиваться, а стоит взять себя в руки, обдумать ситуацию и понять, чего, действительно, желает горе-ученик.

А вот если ВУЗ – тот, да и специальность – по нраву, тогда дело другое - необходимо успеть спасти положение.

Есть несколько первостепенных вопросов:
- насколько «завалена» сессия, сколько осталось «хвостов»;
- специфика ВУЗа, то есть в каждом ВУЗе свои правила и система «репрессивных» мер;
- платное или бесплатное обучение;
- зимняя или летняя сессия (хотя близится все-таки зимняя сессия).

Первый вопрос: как-то общепринято, что 3 «хвоста» - это порог критический. Якобы именно это количество определяет крайнюю точку, которая может послужить поводом к отчислению. Но на деле получается совсем не так! Обращаемся ко второму вопросу.

Второй вопрос: как раз не в каждом ВУЗе эти 3 «хвоста» - определяющий фактор. ВУЗовским «новобранцам», уже с первого курса, в процессе общения со старшекурсниками, становится понятным, какие преподаватели представляют наибольшую опасность, сколько «хвостов» - допустимая норма для дальнейшего пребывания в ВУЗе. Многие студенты приходят к 5 курсу с таким количеством задолженностей, что диву даешься, как они собираются сдавать ГОСы, писать диплом, да и «хвосты» подчищать. Но ситуация все равно плачевная – не забывайте!

Третий вопрос: платное обучение обуславливает гораздо больше привилегий. «Студентам-платникам» дают больше времени на пересдачи. А как раз у «бесплатников» - выход в платном обучении. Именно таким образом можно остаться в ВУЗе – но не каждого такая перспектива устроит.

Четвертый вопрос: летняя сессия, как правило, ограничивает возможность пересдач, у преподавателей начинаются отпуска, да и настрой у всех – совсем нерабочий. Зимняя сессия – более благоприятный, в этом плане, период: сессия благополучно перетекает в рабочее время преподавателей, да и новогодние праздники, кажется, были совсем недавно, оставив приятные впечатления.

А теперь о путях преодоления препятствий, если все-таки «халява» не отреагировала на страстные полуночные призывы, «пятак» под пяткой забыл о своем прямом предназначении, зачетка не вняла ритуальным действам.

Самый честный и благородный путь: как правило, студенты, то ли утратив силы, то ли не желая продолжать бой, забывают, что все «хвосты» можно пересдать в кратчайшие сроки. В большинстве ВУЗов студентам разрешают пересдавать задолженности прямо во время сессии, при этом не стоит забывать, что вторая попытка, как правило, пересдачей не считается. Плюс еще и в том, что весьма свежи хоть какие-то познания, если подготовка к дисциплине все-таки имела место быть. Гораздо проще освежать память, нежели пополнять ее новой информацией.

Честный, но неблагородный путь (если сессия уже прошла): «околачиваться» у деканата и просить пересдач. Тут главное – терпение и, наверное, та самая «неблагородность» - наглость и настойчивость. Студентам стоит не забывать, что преподаватели – люди, требующие уважительного отношения, которое ученик может продемонстрировать только благодаря полноценному знанию предмета, пусть и со второго раза. Было бы желание у студента добиться этого знания. Ну и все-таки придется активно поддерживать все предложения и пожелания преподавателя.

Законный и недорогой путь: академический отпуск. В данном случае просто необходимо заиметь документ, что вы болели более одного месяца во время сессии. Но вот справка – дело непростое. Хотя родители, как правило, готовы оформить для любимого чада и такую справку. «Академка» - это и время для отдыха, и для осмысления дальнейших планов в учебе.

Дополнительные пути, требующие финансовых затрат. Во-первых, можно обратиться с просьбой продлить сессию – данная просьба должна быть адресована на имя декана или ректора, но и как в случае с оформлением академического отпуска, вы должны найти достойное объяснение причин «несдачи». Во-вторых, студент имеет право пойти на повторное обучение семестра, но, естественно, учиться отныне вы будете на платной основе. В-третьих, способ, упомянутый выше, - студенты-бюджетники могут остаться в ВУЗе, отправившись в деканат с просьбой перевестись на платное обучение.

А напоследок, да простят меня многоуважаемые преподаватели, на какие только хитрости и уловки не шли студенты, чтоб заполучить вожделенную троечку. Желаем каждому студенту найти подход к каждому преподавателю и свою вожделенную троечку, а может и более высокую оценку. Удачи!!!

Колчанова Ксения

Мне нравится