Подготовка внебюджетных фондов к переходу на есн. Об уменьшении суммы страховых взносов во внебюджетные фонды на сумму налога, уплачиваемого в связи с применением усн

Взносы во внебюджетные фонды.

  • - Страховые взносы в ПФ РФ.
  • А) С фонда заработной платы наемных работников в Пенсионный Фонд ежемесячно отчисляется 14%.

ССГ= МРОТ (минимальный размер оплаты труда Х 12 (количество месяцев в году)

Страховой взнос ИП в ПФ РФ = ССГ Х 20%

Страховые взносы в ФСС, ФФОМС, ТФОМС.

А) В 2010 году ставка страховых взносов в ФСС, ФФОМС, ТФОМС с фонда заработной платы равна 0%, то есть взносы не перечисляются.

С 1 января 2011 года ставка страховых взносов увеличивается до 26% - в ПФ РФ, 2,9% - в ФСС РФ, 2,1% - в ФФОМС, 3% - в ТФОМС.

Отчетность при упрощенной системе налогообложения.

Налоговая декларация по УСН подается один раз по окончанию календарного года. Организации подают не позднее 31 марта.

Отчетность по страховым взносам с фонда заработной платы предоставляется в соответствующий фонд ежеквартально. В ПФ РФ и ФФОМС - не позднее первого числа месяца, являющегося вторым месяцем по отношению к отчетному (за январь подается не позднее 1 марта). В ФСС - до пятнадцатого числа месяца, который следует за отчетным (за январь - не позднее 15 февраля).

Преимущество и недостаток УСНО 6%.

Основным преимуществом УСНО 6% является низкая налоговая ставка и отсутствие обременительного бухгалтерского учета, который осуществляется посредством заполнения Книги учета доходов и расходов. Возможность уменьшить налог (не более чем на 50%) на сумму перечисленных страховых взносов, ежегодная налоговая отчетность, отсутствие налога на имущество так же выгодно отличают УСНО 6% от других систем налогообложения.

Недостатком УСН 6% является учет всего денежного оборота (без расходов) при определении суммы налога. Именно поэтому УСНО 6% применяют в основном организации, оказывающие услуги и выполняющие работы. Нередко организации с УСНО создаются с целью перевода на них дорогостоящего имущества.

Установленный законодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения (УСНО) ориентирован на субъекты малого предпринимательства, к которым относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, отвечающие критериям, установленным пунктом 1 ст.3. Данный режим является льготным, так как указанные выше субъекты предпринимательства, применяющий данный режим налогообложения, наделяются некоторым преимуществом по сравнению с налогоплательщиками применяющие общий режим. Одна из льгот заключается в том, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО освобождаются от ведения бухгалтерского учета, за исключением объектов основных средств и нематериальных активов, что позволяет отказаться от трудоемкой работы по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, и тем самым сократить расходы на квалифицированный труд бухгалтера и организацию бухгалтерского учета. Одним из параметров, наиболее полно характеризующим экономическую выгоду от перехода на УСНО является налоговое бремя. Целью введения УСНО является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень экономического развития страны в целом.

В нашем государстве финансовые ресурсы, которые привлекаются специально для общественных нужд, перераспределяются внебюджетными фондами. Такие организации являются одной из составляющих общественной финансовой системы и пополняются за счет налогов, сборов, займов и бюджетных средств. Каковы же размеры отчислений в эти фонды в текущем году?

Функциональные особенности внебюджетных фондов

Центральный денежный фонд является в нашей стране единственным и носит название «государственный бюджет». Внебюджетные фонды призваны реализовывать конституционные права россиян.

Государственные фонды, формирующиеся вне единого бюджета, пополняются за счет обязательных отчислений, которые перечисляют в них как физические, так и юридические лица. Так как расходы и доходы внебюджетных фондов регулируются и утверждаются только на законодательном уровне, то и все финансовые средства, находящиеся в них, являются собственностью государства.

К функциям государственных внебюджетных фондов относят:

  • влияние на производительность госпредприятий (например, с помощью кредитования или субсидирования);
  • обеспечение мероприятий по защите и охране окружающей среды;
  • оказание социальной финансовой поддержки для всех слоев населения нашего государства;
  • предоставление денежных займов для иностранных государств.

Следует учитывать, что фондовая система отличается гибкостью управления своими денежными ресурсами и эффективностью их использования.

Государственные внебюджетные фонды и их группы

Все внебюджетные фонды можно разделить на несколько групп, имеющие определенное назначение:

  1. Целевое:
    • экономические (для урегулирования процессов, связанных с хозяйственными государственными службами, предоставления субсидий и кредитов частным, а также государственным компаниям);
    • социальные (для оказания помощи различным социальным слоям населения нашей страны);
    • научно-исследовательские (помогают в финансировании всяческих исследований в области науки);
    • кредитные (для формирования ресурсов, которые государство использует в качестве возврата задолженностей и уплаты процентов).
  2. Управленческое:
    • общегосударственные;
    • региональные.

Обязательные отчисления, которые производят работодатели из начисленной заработной платы работника, идут в социальные страховые фонды. Именно такие организации относят к внебюджетным. В России работает три таких внебюджетных фонда социальной направленности. Рассмотрим каждый более подробно.

  1. ПФР – Пенсионный фонд России, который формируется благодаря:
    • страховым взносам (от работодателей, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных категорий работающих россиян);
    • отчислениям из Госфонда занятости (в виде возмещения назначения досрочных пенсий, предназначенных для безработных россиян);
    • взносам на добровольной основе от юридических и физических лиц и другим денежным поступлениям. Эти деньги, накапливающиеся в этом финансовом резерве, предназначаются для выплат, в первую очередь государственных пенсий.
  2. ФСС – Фонд социального страхования, регулярно пополняется за счет отчисления, предусмотренного законодательством нашего государства:
    • страховых взносов (от работодателей, простых граждан, индивидуальных предпринимателей и т. д.);
    • доходов от инвестиций некоторой части финансов фондовых средств (например, вложение их в ценные бумаги, вклады);
    • ассигнований из государственного бюджета федерального уровня для покрытия льготных расходов (для пострадавших россиян в результате аварий или катастроф, типа чернобыльской);
    • сумм штрафов и т. д.

При этом их денежных средств фонда оплачиваются:

  • пособия, официально назначенные при временной нетрудоспособности (больничные, декретные);
  • дополнительные выходные дни, используемые для ухода за ребенком-инвалидом;
  • средства на оплату санаторно-курортного лечения, путевок в детские лагеря с целью оздоровления;
  • содержание детских спортивных школ (аренда помещений, заработная плата тренерам и подобное);
  • расходы на проведение разъяснительной работы среди местного населения.

Это специализированная структурированная организация, представляющая собой часть государственной системы, созданной специально для защиты граждан нашего государства. Федеральное законодательство предусматривает все нюансы, связанные с деятельностью этого внебюджетного фонда, и дает определенные гарантии в выплате всех предусмотренных пособий.

  1. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования, специально создан для денежного обеспечения всех проблем, касающихся медицинского обслуживания населения. Благодаря федеральным законам и нормативным актам, любой россиянин имеет возможность получить не только медицинскую помощь, но и медикаментозную. Источниками поступления денежных средств в ФОМС являются:
    • налоговые отчисления;
    • средства из федерального бюджета (закон «О федеральном бюджете»);
    • различные выплаты в виде штрафных санкций, пеней, недоимок и т. д.

Все денежные средства, накапливаемые здесь, предназначаются для:

  • неработающего населения, в том числе и детей;
  • реализации запланированных обязательных страховых мероприятий;
  • обеспечения медикаментами определенных категорий российских граждан.

Этот фонд следит за рациональным и эффективным использованием денежных вложений россиян в систему обязательного медицинского страхования.

Эти внебюджетные фонды специалисты относят к федеральной собственности, потому что они выполняют ряд задач, касающихся социальной защиты населения, его благосостояния, сохранения здоровья и оказания ряда определенных услуг. Они имеют свою отчетность, которую представляют в обязательном порядке на рассмотрение и утверждение правительством нашей страны. При этом все денежные операции контролируются специально назначенным органом – Федеральным казначейством.

Отчисления и ставки в 2019 году во внебюджетные фонды

Производить все плановые отчисления во внебюджетные государственные фонды должен только работодатель, а не сам работник. Процедура такого отчисления заключается в следующем: бухгалтер организации (компании, фирмы, предприятия) при проведении расчета зарплаты отдельно взятого рабочего, пользуясь официально утвержденными тарифными ставками, высчитывает необходимую сумму и перечисляет деньги в каждый из них.

В текущем 2019 году действуют такие тарифные ставки для работающих граждан нашего государства:

  1. Для ПФР – 22% (при зарплате больше 800 тысяч рублей – 10%), выплачивается в виде одного платежа, который не разбивается на какие-либо структурные части (как было раньше – страховую и накопительную). Предусмотрен срок оплаты – до 15 числа каждого месяца.
  2. Для соцстраха – 2,9% (при заработной плате до 723 тысяч рублей свыше этой суммы отчисления в этот фонд не производятся), также является одной из ежемесячных выплат, со сроком до 15 числа каждого месяца.
  3. Для медицинского страхования – 5,1% (здесь федеральное законодательство ограничений не предусматривает), хотя некоторые работодатели могут воспользоваться пониженными тарифами, которые устанавливает Федеральный закон в определенных случаях.

Пониженные тарифные ставки во внебюджетные фонды

Некоторые российские ИП, пользующиеся УСН (упрощенной системой налогообложения), могут совершать обязательные выплаты во внебюджетные фонды по страховым пониженным тарифным ставкам. В эту категорию попадают такие сферы производственной деятельности:

  • пищевая продукция;
  • швейные и текстильные товары;
  • изделия из дерева;
  • готовые металлические изделия, в том числе различные виды машин и оборудование к ним;
  • образовательные услуги;
  • обработка вторсырья;
  • строительство;
  • мебельное производство;
  • область здравоохранения и услуги, предоставляемые в этой сфере;
  • спортивная деятельность и т. д.

С полным списком налогоплательщиков, имеющих право на пониженные тарифные ставки выплат во внебюджетные фонды, можно ознакомиться в 58-й статье Федерального закона или пройдя по ссылке http://rabotniks.ru/wp-content/uploads/2015/12/Пониженные-тарифы.jpg.

Эти тарифы предусматривают выплату обязательных отчислений только в Пенсионный внебюджетный фонд в виде 20% от начисленной заработной платы. А отчисления в остальные два фонда (соцстраха и медицинского страхования) не производятся вообще.

Основные изменения, произошедшие в 2011 году

Все работодатели обязаны уплачивать страховые взносы 2,9% с фонда оплаты труда своих работников в фонд социального страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Взносы в ФСС по производственному травматизму и несчастному случаю остаются в прежнем размере, их величина зависит от вида деятельности и определяется исходя из значения ОКВЭД при подаче заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности.

Квартальная отчетность в ФСС сдается по 15 число: расчетная ведомость в ФСС, форма 4 ФСС РФ (Приказ Минздравсоцразвития России № 156н от 28.02.11).

Индивидуальные предприниматели могут платить страховые взносы в Фонд социального страхования за себя, если добровольно заключат договор по соцстрахованию временной нетрудоспособности и материнства.

Изменена величина штрафов за несвоевременное предоставление отчетности в ФСС. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 871н утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (далее - Расчет). Она содержит разделы для заполнения по двум видам обязательного социального страхования: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (разд. I Расчета) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (разд. III Расчета).

В случае непредставления Расчета территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации вправе применять как ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», так и ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». То есть плательщики привлекаются к ответственности территориальными органами Фонда в виде штрафа, размер которого определяется отдельно по каждому виду обязательного социального страхования.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на основании ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ уплате на основе расчета по форме 4 ФСС РФ подлежит сумма страховых взносов за вычетом соответствующей суммы произведенных организацией расходов на выплату обязательного страхового обеспечения.

Теперь Пенсионный фонд РФ наделен функцией администрирования обязательных платежей в медицинские фонды. Все работодатели, как юридические лица, так и ИП, обязаны перечислять 2,1% с ФОТ в Федеральный ФОМС и 3% в Территориальный ФОМС. ИП также обязаны до конца текущего отчетного года уплатить фиксированные платежи в размере 1,1% от суммы страхового года в ФФОМС и 2% в ТФОМС.

Также с 2011 года взносы в Пенсионный фонд составят 26% от фонда оплаты труда. Регрессивная шкала уплаты взносов не применяется, зато с части зарплаты работника, превышающей сумму 415 тысяч, вносы не взимаются.

Индивидуальные предприниматели в этом же размере должны заплатить обязательные взносы с фонда оплаты труда наемных работников, а еще и за себя уплатить до 31 декабря фиксированный платеж в сумме 20% от стоимости так называемого страхового года, который исчисляется умножением суммы МРОТ на 12 месяцев.

Итак, если в 2010 году организации и предприниматели, применяющие УСН, начисляли и уплачивали с выплат в пользу работников только взносы на обязательное пенсионное страхование, причем по льготной ставке (подп. 2 п. 2 ст. 57 Закона № 212-ФЗ), то с 2011 года им придется дополнительно начислять взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС), а также на обязательное медицинское страхование (в федеральный и территориальные фонды ОМС) по тем же ставкам, что и для «общережимников».

С выплат лицам 1967 года рождения и моложе пенсионные взносы распределяются в следующем порядке (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ):

  • по ставке 20% перечисляются взносы на страховую часть трудовой пенсии;
  • 6% - на накопительную часть трудовой пенсии.

Пункт 2.1 введен в действие подпунктом «б» пункта 19 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ и вступил в действие с 1 января 2011 года.

Отчетность по пенсионным и медицинским обязательным взносам принимает территориальное отделение ПФ РФ. По обязательным взносам с фонда оплаты труда работников отчетность ежеквартальная, она должна сдаваться по 30 число следующего месяца за отчетным кварталом. Отчетность по фиксированным платежам ИП принимается по 1 марта следующего года.

Кроме того, все работодатели будут обязаны ежеквартально отчитываться по персонифицированному учету заработной платы. Вся отчетность для предприятий с численностью работников выше 50 человек должна сдаваться по электронным каналам связи с цифровой подписью руководителя и главного бухгалтера.

Напоминаем, что территориальные органы ПФ РФ наделены правами штрафовать за несвоевременное предоставление отчетности.

Уменьшение налога на взносы во внебюджетные фонды

После принятия изменений многие организации и предприниматели оказались в сложной ситуации. Организации и индивидуальные предприниматели, работающие по УСН, уплачивают единый налог, структура которого составляет:

90% - в бюджет субъекта РФ;

5% - в ФСС;

4,5% - в ТФОМС;

0,5% - в ФФОМС.

В связи с чем возник вопрос: почему работающие по УСН организации должны дважды платить во внебюджетные фонды?

В ответ Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ опубликовал Письмо от 20 января 2011 года № 03-11-06/2/06 «Об учете налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» сумм страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды». Посмотрим, насколько оно внесло ясность в этот вопрос.

Страховые взносы для УСН в 2018-2019 годах уплачиваются по-разному. Варианты начисления различаются в зависимости от того, кем является их плательщик, какими видами деятельности он занят, а главное, за какой период он считает взносы. Ведь в 2019 году многое для упрощенцев изменилось. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Кто может работать на УСН и платят ли «упрощенцы» страховые взносы

Возможность применения упрощенной системы налогообложения (УСН) есть у юрлиц и ИП, удовлетворяющих определенным ограничениям, которые установлены ст. 346.12 НК РФ. К числу этих ограничений в т. ч. относится и занятие некоторыми видами деятельности. При этом большинство существующих видов деятельности может быть переведено на УСН.

Об условиях применения УСН в 2018-2019 годах читайте .

Наличие у организаций и у ИП наемного персонала позволяет расценивать их как лиц, производящих выплату вознаграждений и обязанных уплачивать страховые взносы с этих вознаграждений (подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, ст. 3 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

ИП может не иметь наемных работников и, соответственно, не будет осуществлять выплаты вознаграждений им. Но взносы он тоже должен платить (подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), хотя и в ином порядке, отличном от того, который действует при наемных работниках (ст. 421, 422, 430 НК РФ).

ИП, имеющему работников, придется уплачивать взносы одновременно по 2 основаниям (п. 2 ст. 419 НК РФ):

  • с вознаграждений этим работникам.

О том, должен ли ИП регистрироваться в ПФР как плательщик взносов за работников, читайте в этом материале .

Основные, дополнительные и пониженные тарифы взносов при УСН

Среди плательщиков взносов, в т. ч. применяющих УСН, преобладают юрлица и ИП, имеющие наемных работников и начисляющие взносы по основным тарифам. Эти тарифы установлены ст. 426 НК РФ и предусматривают отчисления в размере:

  • 22% — на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в пределах действующей предельной базы, которые за границами этого предела сменяются ставкой 10%;
  • 2,9% (или 1,8% для нерезидентов) — на обязательное социальное страхование (ОСС) по нетрудоспособности и материнству в пределах действующей предельной базы, которые по достижении этого предела перестают начисляться;
  • 5,1% — на обязательное медицинское страхование (ОМС), предельная база для которых не устанавливается, и они начисляются со всех облагаемых взносами выплат.

При наличии опасных и вредных условий труда к вознаграждениям работников, трудящихся в таких условиях, помимо основных тарифов в части ОПС, применяются дополнительные. Их величина зависит от конкретных условий труда и может составлять от 2 до 14% (ст. 428, 429 НК РФ).

Что касается пониженных тарифов, то для упрощенцев на 2018-2019 годы они установлены на уровне (подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ):

  • 20% — на ОПС;
  • 0% — на ОСС по нетрудоспособности и материнству;
  • 0% — на ОМС.

Однако с 2019 года их применение ограничено. Теперь на них вправе рассчитывать только применяющие УСН (ст. 427 НК РФ):

  • некоммерческие организации (НКО), ведущие деятельность в таких областях, как культура, наука, образование, спорт, здравоохранение, социальное обслуживание (подп. 7 п. 1);
  • благотворительные организации (подп. 8 п. 1).

Для этого, кстати, есть определенные условия (п. 7, 8 ст. 427 НК РФ), в том числе, ведение именно той деятельности, для которого эти организации создавались (некоммерческой, благотворительной), а для НКО еще и ограничение по объему доходов — не менее 70% должны составлять доходы от НКО-деятельности.

В 2018 году в число льготников попадали также юрлица и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечень которых содержался в подп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. При этом доля доходов по основной деятельности у них также должна была быть не менее 70% от общих доходов, а сумма доходов за год не должна превышать 79 млн руб. Но с 2019 года действие льгот для этой категории плательщиков закончилось, и теперь они платят взносы на общих основаниях.

В части взносов на страхование по травматизму размер отчислений будет зависеть от вида осуществляемой деятельности и определяться установленным для этого вида уровнем опасности для работника (ст. 21 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Подробнее о размере этих отчислений читайте в статье «Тарифы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от вида экономической деятельности» .

Взносы, которые индивидуальный предприниматель платит за самого себя

Работающий на УСН ИП должен платить взносы на ОПС и ОМС (пп. 1, 6 ст. 430 НК РФ). Размер взносов на ОПС зависит от величины полученного ИП дохода, но не напрямую (подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Так, при доходе до 300 000 руб. за год годовая сумма фиксированных страховых взносов (ФСВ) равна:

  • в 2018 году — 26 545 руб.;
  • в 2019 году — 29 354 руб.

С суммы дохода, превысившего 300 000 руб., на ОПС нужно дополнительно уплатить 1%, но общая сумма платежей (с учетом фиксированной части) не должна превысить 8-кратный размер ФСВ в ПФР (для 2018 года — 212 360 руб. и 234 832 руб. для 2019 года).

Платеж ИП на ОМС является фиксированным и равен (подп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ):

  • в 2018 году — 5 840 руб.;
  • в 2019 году — 6 884 руб.

За периоды (год и месяц), которые оказываются неполными для ИП, начавшего или завершившего в них деятельность, при расчете применяются коэффициенты, учитывающие долю месяцев ведения деятельности в общем числе месяцев в году и аналогичную долю числа дней в общем количестве дней соответствующего месяца (пп. 3, 5 ст. 430 НК РФ).

Итоги

Применение УСН не освобождает ни юрлиц, ни ИП от уплаты страховых взносов. Взносы и теми и другими должны платиться с выплат в пользу наемных работников. При этом у ИП есть обязанность по уплате взносов за самого себя вне зависимости от того, есть ли у него наемные работники. Порядок определения суммы взносов, начисляемых по наемным работникам и по ИП, различен. Для взносов по наемным работникам могут применяться три вида тарифов: основные, дополнительные, пониженные. Возможность использования последних с 2019 года ограничена.

Независимо от системы налогообложения компании и ИП, которые выплачивают своим сотрудникам облагаемый доход, должны платить страховые взносы во внебюджетные фонды. В данной статье рассмотрим ставки взносов в ФСС и кардинальные изменения, которые вступят в силу уже с 2017 года и повлияют на работу ИП и организаций на УСН.

Тарифы страховых взносов в ФСС для УСН

В ФСС страхователи платят два вида взносов:

  • На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — исходя из ставки 2,9%.
  • На страхование от производственных травм. Ставка определяется по виду деятельности и установленному классу профессионального риска (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2012 № 625Н). Минимальный тариф равен 0,2%. Если плательщик страховых взносов занимается опасным производством (например, добычей каменного угля), его ставка может достигать значения 8,5%.

Взносы платят с дохода работника. Не облагаются взносами командировочные, выходные пособия в пределах трех средних заработков, декретные пособия, разовая материальная помощь и т.д. (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В определенный момент упрощенец, как и любой другой плательщик, имеет право перестать платить взносы по временной нетрудоспособности в ФСС. Это право наступает, когда зарплата нарастающим итогом с начала года превысит 718 000 рублей (для 2016 года) и 755 000 рублей (для 2017 года). К примеру, если сотрудник ежемесячно получает 70 000 рублей, в декабре с его заработной платы взносы в ФСС уже не перечисляются, так как его совокупный доход превысит установленный лимит (70 000 * 11 месяцев = 770 000 рублей). Обратите внимание! Взносы на травматизм платятся независимо от начисленной базы, то есть всегда.

ИП на УСН, работающие без наемных работников, не платят обязательные взносы за себя в ФСС, но могут делать это добровольно.

Ставки тарифов, приведенные выше, распространяются на большую часть работающих. Однако есть категории лиц, по которым платятся взносы по иным ставкам. Например, по временно пребывающим иностранцам тариф в ФСС составляет 1,8% вместо 2,9%.

Кроме того, часть упрощенцев имеют право на пониженные тарифы (льготы). Все категории льготников перечислены в ст. 58 Закона № 212-ФЗ . Если вы попадаете в данную категорию, платить взносы в ФСС не нужно совсем. Такие упрощенцы перечисляют взносы только в ПФР по ставке 20%.

Что ждет упрощенцев в 2017 году?

С 2017 года взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перейдут в руки ФНС. Это значит, что в ФСС перечислять придется только взносы на травматизм.

До конца 2016 года лучше свериться с Фондом и закрыть переплаты и недоимки. Фонды будут взаимодействовать с ФНС и обмениваться данными. Например, придется состыковывать информацию по пособиям, выплаченным работникам за счет ФСС. Кроме того, налоговые инспекторы и специалисты фондов теперь смогут проводить совместные проверки на местах согласно плану. На практике такие проверки чаще всего бывают у крупнейших налогоплательщиков и у тех страхователей, которые возмещают из Фондов существенные суммы.

Также обязательно нужно проследить за изменениями предельных лимитов для начисления взносов — в 2017 году они станут выше и составят 755 000 рублей.

По взносам в ФСС страхователи отчитываются с помощью расчета 4-ФСС. В 2017 году он изменится и будет включать информацию лишь о взносах на травматизм. Срок оплаты останется прежним — до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. По остальным взносам отчитываться нужно будет в ФНС по форме единого расчета по взносам (в него войдут показатели по взносам на социальное страхование и пенсионное обеспечение). Новый расчет, также как и 4-ФСС, — квартальный, сдавать его нужно будет до 30-го числа месяца, следующего после отчетного квартала.

ИП без наемных работников, не зарегистрированный в качестве работодателя, в ФСС не отчитывается.

КБК для уплаты взносов

Очень часто компании и ИП путаются в КБК. Отсюда возникают проблемы: уплаты по взносам зависают на неопределенных платежах и расхождения по взносам порой выявляются только при сверке.

В идеале нужно сверяться с фондами раз в квартал сразу после сдачи отчетности. Обычно с переносом взносов с одного КБК на другой проблем не возникает — достаточно написать письмо в банковскую группу ФСС. Чтобы не утруждать себя лишними переписками и звонками в ФСС, внимательно заполняйте платежные поручения на уплату взносов.

Обратите внимание! Если вы успеете перечислить декабрьские взносы до конца 2016 года, используйте прежний КБК 393 1 02 02090 07 1000 160. Если же взносы с декабрьской зарплаты вы будете отправлять в новом 2017 году, в платежке укажите КБК, который утвердит ФНС в конце года. Детали о перечислении вносов по-новому можно узнать из Информации ФСС от 24.08.2016 . Также с нового года поменяется и получатель взносов: вместо ФСС следует указывать вашу ИФНС.

Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет вам рассчитать взносы в ФСС, сформировать платежки и отчитаться перед Фондом. Познакомьтесь с возможностями сервиса бесплатно в течение 14 дней, ведите учет, начисляйте зарплату, формируйте отчетность и пользуйтесь поддержкой наших специалистов.