Древнегреческая мифология. Боги в древней греции Вестник древних богов

Бог Гермес

Рождение Гермеса. Гермес — сын Зевса и нимфы по имени Майя. Родился он в Аркадии, области живших безмятежной, счастливой жизнью пастухов, в глубоком гроте на Килленской горе. Едва родившись, он начал свои деяния и проказы. В первый же день после своего рождения он, воспользовавшись тем, что Майя куда-то отошла, вылез из своей колыбельки и принялся осматривать окрестности пещеры. Найдя черепаху, он убил ее, снял панцирь и натянул туда веревочки струны. Так была изготовлена кифара. Но этот музыкальный инструмент скоро надоел Гермесу, и он пошел гулять, уходя все дальше и дальше от своей пещеры. Он шел до тех пор, пока не наткнулся на стадо коров, принадлежавшее Аполлону, и в голове его родился дерзкий замысел — угнать стадо златолукого бога.

Гермес угоняет стадо Аполлона. Задуманное было исполнено, причем гнал он коров задом наперед, чтобы Аполлон не мог по следам догадаться, куда они делись. Похищенных коров он спрятал а пещере, которую завалил огромным камнем, а сам, закончив свое дело, вернулся домой, легким облачком просочился в комнату через замочную скважину и лег в колыбельку, замотав себя пеленками, а под мышкой держа кифару. Все это не укрылось от глаз Майи. «Выдумщик хитрый! И откуда же ты возвращаешься домой поздно ночью? Неужели ты думаешь, что я не знаю о твоей проделке? И неужели ты не боишься, что Аполлон тебя накажет?» — воскликнула она. «Не пугай меня, мать! — спокойно ответил ей Гермес — Мы будем с тобой заниматься очень прибыльным делом — скотоводством. А если Аполлон попробует мне что-нибудь сделать, я проломлю стену его храма в Дельфах и унесу оттуда золотые треножники, и никто не сможет мне помешать!» Однако такие речи еще больше перепугали робкую Майю.

Бронзовая статуя
Гермеса в греческом
исполнении.
VIв. до н.э.

Аполлон увещевает Гермеса. Утром Аполлон обнаружил, что его коровы пропали и отправился их искать. Однако стадо найти ему не удалось, он нашел только пещеру, в которой лежал в колыбельке младенец и, казалось, мирно спал, а на самом деле рассматривал его из-под опущенных век. Поняв, что тут дело нечисто, Аполлон обратился к нему с грозной речью: «Мальчик! Эй ты, лежащий в колыбельке! Ну-ка показывай, где здесь коровы! А не то я заброшу тебя к порогу сумрачного Тартара и ты будешь бродить там вместе с бесплотными тенями умерших!»

Тут Гермес широко раскрыл глаза и изобразил полное удивление. «Сын Лето! На кого ты обрушиваешь свои суровые слова? Как ты придумал искать здесь коров, обитательниц поля? Я ли похож на похитителя? Я лишь вчера родился, ноги мои нежны, а земля полна острых камней. Как я пойду за коровами? Не услышал бы кто, не сказал бы, что ты лишился ума! А я вовсе и не знаю, какими бывают коровы, одно только имя их слышал!» Однако эти отговорки не помогли. Аполлон схватил Гермеса и потащил его к Зевсу на суд. Рассмеялся повелитель богов проделке своего сына, но строго приказал: коров вернуть!

Обмен. Уныло побрел Гермес к пещере, где были заперты коровы, показывая дорогу к ней Аполлону. Вот и то место. Отвалил Аполлон камень, стал выгонять стадо наружу, да вдруг так и замер — с улицы раздалась прекрасная музыка. Зачарованный ее звуками, забыв о своих коровах, бросился он из пещеры и увидел, что это Гермес играет на кифаре. Попросил Аполлон подарить ему кифару, но Гермес отказался. Долго упрашивал его светлый бог, и наконец они договорились поменяться: Аполлон отдал Гермесу коров, а тот ему — кифару. Так закончилась вражда и неприязнь между двумя братьями, и больше они никогда не ссорились. Гермес был принят на Олимп и получил свое место в семье богов.

Проделки Гермеса. Среди всего населения Олимпа Гермес выделялся своей ловкостью. Никто не может превзойти его в разных хитростях и проделках. Однажды ради шутки он украл у Зевса его скипетр — знак власти, у Посейдона — трезубец, у Аполлона — золотые стрелы и лук, у Ареса — меч. Служит Гермес на Олимпе вестником богов; постоянно отправляет его Зевс к людям с разными поручениями — и быстрее ветра несется он по воздуху в своих крылатых сандалиях, держа в руках жезл — кадуцей, при помощи которого может погружать людей в сон и без опасности для себя спускаться в мрачный Аид и возвращаться обратно. Гермес охраняет пути-дороги, и повсюду в Греции у входов домов, на перекрестках, а то и просто у дорог стояли его каменные изображения — гермы.

Гермес - покровитель.

Гермес помогает путникам при жизни, он же ведет тени умерших в их последний путь — в мрачное царство Аида. В этом случае его называют Гермес Психопомп («Проводник душ»). Многие видели в Гермесе своего покровителя: купцам он помогал накопить богатства, ораторам давал красноречие, музыкантам изготовил первую кифару, всем людям подарил азбуку и письменность, меры и числа. Своего зущитника и покровителя видели в Гермесе вестники и глашатаи; атлеты считали, что он дает им силу и ловкость. Еще удивительней то, что Гермес помогал обманщикам выдавать ложь за правду, а воришкам — удачно кормиться их опасным и нелюбимым людьми ремеслом. Обманщики и воры тоже считали Гермеса своим покровителем.

Шло время. Все больше и больше становилось у людей знаний, были среди них и такие, что доступны только посвященным в их тайну. Богом этих тайных знаний считался Гермес Трисмегист («Трижды величайший»). Он же, как верили греки, изобрел астрологию, позволявшую угадывать судьбу по звездам, и алхимию — науку о том, как получать золото из других металлов.

Читайте также другие темы главы I «Космос, мир, боги» раздела «Боги и герои древних греков» .

Гермес (Гермий, Эрмий), греч., лат. Меркурий - сын Зевса и плеяды Майи; вестник богов и проводник душ умерших в аид, бог торговцев, ораторов, изобретателей, паломников и путешественников, атлетов, мошенников и воров.

Гермес был самым ловким, изобретательным и хитрым из всех богов, что и доказал в первый же день своей жизни. Утром он родился (в пещере под горой Килленой в Аркадии), вскоре удрал из своей колыбели, днем изобрел лиру и научился на ней играть, затем украл у Аполлона пятьдесят коров (и втащил их в пещеру за хвосты, чтобы следы шли в обратном направлении), а вечером, вернувшись как ни в чем не бывало, закутался в пеленки и уснул с самым невинным видом. Когда же Аполлон явился, чтобы наказать его, Гермес так ловко отговаривался и лгал так бессовестно (говорить и лгать он тоже научился за один день), что Аполлон не выдержал и поволок его прямо к Зевсу. Проделки младшего сына привели верховного бога в восторг, но для порядка он велел вернуть украденных коров. Вместо ответа Гермес достал лиру и начал играть так искусно и красиво, что восхищенный Аполлон предложил оставить ему украденных коров в обмен на лиру. Гермес согласился, а Аполлон на радостях дал ему в придачу золотой жезл и добрый совет: отправиться на Парнас, к тамошним жрицам, чтобы они научили его искусству гадания. Последовав этому совету, Гермес получил полную подготовку для выполнения своих будущих обязанностей на Олимпе.

Однако на Олимп Гермес попал не сразу и не без труда. Его мать, будучи богиней невысокого ранга, считала общество олимпийских богов слишком изысканным и предпочла оставить сына при себе, на земле. Гермес сторожил стада аркадских пастухов, а чтобы не скучать, изобретал всякую всячину. Вместо лиры, которую он , Гермес придумал пастушью свирель; не желая утруждать себя разжиганием огня по старинке, он изобрел огниво. Позже он изобрел также числа, меры и алфавит. В конце концов, земная жизнь наскучила Гермесу, и он стал отпрашиваться у матери на Олимп. Когда же мать усомнилась, примут ли его боги в свою компанию, Гермес заявил, что в таком случае он соберет шайку разбойников и станет их предводителем. Этот довод показался Майе весьма убедительным, и она отпустила сына.

Вопреки ожиданиям, боги оказали ему теплый прием, так как уже были наслышаны о многих его проделках. Зевс тут же доверил Гермесу ответственный пост: назначил его своим личным вестником. Правда, такие же функции осуществляла богиня радуги Ирида, но Гермес быстро превзошел ее: если Ирида только передавала повеления Зевса, то Гермес и выполнял их. Вскоре он расширил круг своей клиентуры и стал не только вестником, но и советником остальных богов. Однако охотнее всего он работал на Зевса, который доверял ему особо деликатные и сложные дела. Все поручения Гермес выполнял успешно и вовремя (см., например, статьи « » и «Ио»). Ареса Гермес вызволил из медной бочки, в которую его упрятали Алоады. Многие герои были благодарны Гермесу за помощь, в том числе Персей, Геракл, Орфей, Одиссей. По приказу Зевса он воскресил юного Пелопса, убитого отцом, Танталом.

Так же, как богам и героям, Гермес оказывал помощь и простым смертным, обращавшимся к нему. Он оберегал стада простых пастухов, сопровождал путников, давал силу и ловкость атлетам, быстроту ног - бегунам, помогал купцам получать прибыль - вообще любой усердный работник мог получить от него поддержку. Гермес не отказывал в помощи даже мошенникам и ворам, но только при условии, что они действовали с умом. Глупцам и лентяям нечего было ждать от Гермеса, поэтому только они и жаловались на него.

Из-за множества дел и поручений у Гермеса не хватало времени для женитьбы. Однако это не означает, что он не оставил после себя потомков. Красавица Полимела из подарила ему сына Эвдора, который в троянской войне был одним из предводителей . Нимфа Фемида (или Кармента) родила ему сына Эвандра, плодом любви Гермеса и богини Афродиты был Гермафродит. Некоторые авторы утверждают, что его сыновьями были Силен, Сатир и Пан. Из остальных его сыновей известны и Дафнис. Одиссей и Сисиф считали Гермеса своим предком.

Греки поклонялись Гермесу с древнейших времен; об этом свидетельствуют хотя бы памятники линейного письма «Б», относящиеся к 13-14 вв. до н. э. и найденные в Кноссе. Примерно в 3 в. до н. э. его культ переняли римляне и отождествили со своим богом торговли и прибыли Меркурием. Первоначально он был богом - покровителем стад и, соответственно, дарителем богатства, которое проистекало из разведения скота. С развитием рыночного хозяйства Гермес стал богом торговли, а так как торговля связана с поездками, а также порой и с мошенничеством, он стал заодно богом путешественников и мошенников. Воры уважали его за воровской талант, проявленный в первый же день после рождения (Гермес демонстрировал его и в дальнейшем - например, в шутку украл у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, а у Ареса - меч). Своего патрона и защитника видели в Гермесе вестники, глашатаи и послы, а также, как ни странно, врачи, так как он умел лечить и знал толк в целебных травах, и спортсмены, для которых этот «быстроногий бог» был образцом ловкости и проворства.

Функции и приключения Гермеса известны нам из множества литературных памятников, начиная с «Илиады» и «Одиссеи»; ему посвящен также самый длинный из гимнов Гомера. Он был центральной фигурой комической пьесы Софокла «Ищейки» (сохранилось около половины текста). Греки представляли себе Гермеса в двух обликах: как древний бог пастырей он выглядел бородатым стариком, как вестник богов - стройным юношей со скипетром-кадуцеем и крылышками на ногах и на шлеме. Статуи Гермеса ставили, в частности, на распутьях (гермы - четырехгранные столбы с изображением его головы и с надписями, сообщающими, куда ведет дорога), часто ими украшали лечебные заведения и почти всегда - спортивные сооружения.

Из античных изображений Гермеса сегодня, бесспорно, занимает первое место мраморный оригинал статуи Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» (ок. 340 до н. э.), обнаруженный в 1877 г. немецкими археологами в Олимпии. Сохранилось немало римских копий греческих оригиналов работы Лисиппа и учеников Праксителя. На многочисленных вазах Гермес в основном изображен как проводник душ умерших в загробное царство.

Со времен Ренессанса Гермес - один из наиболее часто изображаемых античных богов, поэтому перечислить даже лучшие его статуи практически невозможно; назовем лишь имена нескольких авторов: Сансовино, Джамболонья, Де Фриз, Ж. Б. Пигаль. Среди европейских художников, изображавших Гермеса, были Корреджо, Тинторетто, Рубенс и др.

Гермес со своими атрибутами (особенно крылатой шляпой) в прошлом столетии украшал чуть ли не каждый банк, страховую контору, торговую палату и т. д. - говорить о шедеврах искусства тут не приходится. С поэтами и композиторами ему везло больше. Врхлицкий посвятил ему свои стихотворения «Летящий Меркурий» (1899) и «Гермес» (1891), Гайдн - одну из своих симфоний, Враницкий - оперу. Имя Гермес с древних времен носит ближайшая к Солнцу планета (употребляется латинская форма: Меркурий).

На фото: модная сумка Hermes Birkin


Гермес , в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии, алхимии и астрологии. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил этому людей.

Семья и окружение

Чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: "Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живёт то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминания о том, что видел".

Когда боги бежали в Египет, он превратился в ибиса.

Имя, эпитеты и характер

Гермес Олимпийское божество догреческого, возможно малоазийского происхождения. Имя Гермеса понимается как производное от слова "герма", что указывает на фетишистскую древность этого божества. Герма представляла собой каменную колонну (либо груду камней, либо каменный столб) с вырезанной головой Гермеса и подчёркнутыми половыми органами.

Сначала гермы обозначали места погребений, позже устанавливались на перекрёстках дорог и, наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. Они служили путеводными знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот (отсюда эпитет Гермеса "превратный" - "Пропилей"). Широкое распространение получили Гермесовы столбы (гермы, имевшие вид столбов с головой Гермеса), они стояли на улицах, на площадях и при входе в палестры.

Гермес выполняет одну из своих древнейших функций проводника душ умерших в аид или помощника на пути в царство мертвых, отсюда его эпитет Психопомп - "проводник душ". Гермес одинаково вхож в оба мира - жизни и смерти; он посредник между тем и другим, так же как и посредник между богами и людьми. Он ведет Геру , Афину и Афродиту на суд Париса .

В период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего") в связи с близостью Гермеса потустороннему миру; с этим образом связывались оккультные науки и так называемые герметические (тайные, закрытые, доступные только посвященным) сочинения.

Иногда изображался с ягнёнком на плечах, как покровитель стад, отсюда еще один эпитет Криофор, то есть "несущий барана". Также известны и другие эпитеты Гермеса: Агорей "рыночный", как покровителя торговли; Акакет (или Акакесий) имеет одно из значений "помощник", "милостивый" или "неуязвимый", возможно этот эпитет связан с городом Акакесий в Аркадии; Долий "хитрец"; Ктарос "прибыльный"; Тихон "попадающий в цель", как приносящего удачу; Трикефал "трёхглавый", как покровителя перекрёстков.

Гермес шутник и весельчак, который любит розыгрыши. Он превосходит всех по хитрости, лукавству и изобретательности, хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства, не зря своим покровителем его считали именно воры и шулеры.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия. У меонийцев с ним отождествляется Кандавл, легендарный царь Лидии, последний из династии Гераклидов.

Культ и символика

Согласно Геродоту, афиняне первыми из эллинов стали делать его изображение с напряженным членом, научившись этому у пеласгов, у которых было священное сказание. Первоначально Гермес - фаллическое божество, изображавшееся гермами. В 415 до н. э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества.

Фетишистские рудименты бога обнаруживаются в таких непременных атрибутах Гермеса, как "амбросийные" (буквально "бессмертные") золотые крылатые сандалии "таларии" и золотой жезл - керикион или кадуцей - средоточие магической силы, который он получил от Аполлона . Кадуцей имел на себе две змеи (в другом варианте - две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями. Свой жезл Бог использовал, чтобы усыплять или будить людей - для того, чтобы передать послание от богов кому-нибудь из смертных. Еще одним атрибутом Гермеса служит широкополая шляпа "петас".

В средневековых книжных иллюстрациях Гермес изображается как символ планеты Меркурий (во многих европейских языках ртуть, которой в алхимии вплоть до 17 в. отводилась исключительно важная роль, носила имя этой планеты).

Гермеса чтили как покровителя молодых атлетов, в честь него строили стадионы, которые предназначались для различных соревнований атлетов, а так же школы, в которых занимались гимнастикой. Эти школы украшались скульптурами Гермеса.

Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра, который был спасён Гермесом от чумы тем, что тот пронёс барана на своих плечах вокруг городских стен: "Что касается храмов Гермеса, то один посвящен Гермесу Криофору (Несущий барана), другой - Гермесу, которого они называют Промахос (воитель). Относительно первого наименования они рассказывают, что Гермес отвратил от них моровую язву, обнеся вокруг их стен барана; поэтому и Каламис создал статую Гермеса, несущего барана на плечах. Так и до сих пор на празднике Гермеса тот юноша, который будет признан самым красивым по внешности, обходит городскую стену с ягненком на плечах".

Гермес почитался на Анфестериях - празднике пробуждения весны и памяти умерших. В Риме купцы справляли праздник Меркурия 15 мая. В этот день в 495 г. до н.э. ему был посвящён первый храм и учреждена первая коллегия купцов-меркуриалов. Жертвенник Гермесу также находился у так называемых вод Меркурия, где купцы окропляли свой товар, чтобы сохранить его от порчи.

Влияние на культуру и искусство

Ему посвящены III и XVII гимны Гомера, XXVIII орфический гимн.

Гермес действующее лицо трагедий Эсхила "Эвмениды" и "Прикованный Прометей", трагедий Еврипида "Антиопа" и "Ион", комедий Аристофана "Мир" и "Плутос", пьесы Астидаманта младшего "Гермес".

Многочисленные античные статуи Гермеса - "Привязывающий сандалию", "Гермес Бельведерский", "Гермес Олимпийский" и другие. Среди дошедших до нас произведений античной пластики: "Гермес с младенцем Дионисом " Праксителя, "Отдыхающий Гермес" в римской копии; известны также "Гермес Лудовизи", "Гермес Фариезе". В числе герм - пергамская копия произведения Алкамена. Среди рельефов "Гермес и хариты".

Иногда Гермес изображался как бог красноречия. В символике эпохи Возрождения и барокко Гермес - проводник душ (рельеф Малатестианского храма в Римини; фреска Рафаэля "Гермес вводит Психею на Олимп"), посланец богов (статуя "Меркурий Джамболонья), миротворец (картина П.П. Рубенса "Примирение Марии Медичи со своим сыном") и другие. Часто Гермеса изображали в обществе харит-граций (Я. Тинторетто "Меркурий и три грации"). В европейском искусстве 15-17 вв. особенно популярны сюжеты "Меркурий обезглавливает Аргоса" (Рубенс, Я. Иорданс, Веласкес, Рембрандт и др.), "Похищение Меркурием стад Адмета" (Доменикино, К. Лоррен и др.).

В искусстве 18 - начала 19 в.в. образ Гермеса находит воплощение главным образом в пластике (Г.Р. Доннер, Ж.В. Пигаль, Б. Торвальдсен и др.)

Гермес в современности

(69230)Гермес - околоземный астероид из группы аполлона, который характеризуется сильно вытянутой орбитой, из-за чего в процессе своего движения вокруг Солнца пересекает орбиты сразу трёх планет: Венеры, Земли и Марса. Обнаружен Карлом Рейнмутом 28 октября 1937 года.

Любопытно, что в наше время предприниматели очень часто используют имя Гермеса в названии своих фирм, занимающихся торговлей.

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации