Дистанционное образование как будет выглядеть в будущем. Каким будет образование будущего? Школьная парта – в прошлом

Автор исследования PISA и руководитель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер на конференции в ВШЭ рассказал о десяти главных тенденциях в международном образовании. Эти тенденции отражают его взгляд на образование будущего, а именно – каким оно будет к 2035 году.

1. Информационная грамотность

Школьники должны уметь не только грамотно писать и считать, но и правильно работать с информацией. Умение искать нужные данные в море информации, и правильно их использовать станет жизненно важным навыком.

2. Применение талантов

Исследователь уверен, что в России умеют работать с одаренными детьми. Но для того, чтобы это приносило пользу, нужно научиться применять их таланты на пользу обществу. Для примера он приводит США – там эффективность применения знаний, производительность труда и качество жизни намного выше.

3. Лучше меньше, да глубже

По мнению Шляйхера, не нужно стараться «впихнуть» в школьников как можно больше информации. Нужно стараться их научить мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты.

4. Равный доступ к образованию

Во всех странах благополучие семьи определяет успехи ребёнка в школе. Но сейчас существует большой разрыв в качестве образования между странами. Поэтому важной задачей должно стать преодоление этого барьера во всем мире.

5. Обмен опытом между учителями

По его мнению, учитель должен стать самостоятельным и перенимать опыт лучших коллег. Единые обязательные программы убивают любую инициативу и отталкивают молодежь.

6. Отказ от системного контроля

Государственный системный контроль за работой педагогов должен исчезнуть, уверен ученый. Это поможет саморазвитию учителей и позволит достигнуть более эффективных результатов при минимуме затраченного времени.

7. Индивидуализация образования

Стандартизация и единые подходы ко всем детям вредят образованию. По его мнению нужно разработать проектный подход в образовании и отойти от дисциплинарного.

8. Высокая продуктивность учёбы

Оказывается, чем больше времени отводится на образование, тем ниже его эффективность. Результаты школьников из Европы намного выше, хотя учебного времени там меньше.

9. Новая оценка качества

Механическое заучивание должно уйти из процесса обучения. Творческое мышление, по мнению эксперта, никак нельзя проверить с помощью тестов.

10. Заимствование лучшего

Оптимальная модель заимствования лучшего, по мнению Шляйхера, создана в Сингапуре - там ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. «Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире», - объяснил он свой выбор.

Люди любят мечтать. Кое-что из мечт сбывается, кое-что забывается, и забытое изобретается вновь. И в образовании всё точно так же.

Одри Уотерс, которая ведёт один из самых влиятельных и скептичных блогов о современном образовании, в прошлом году выпустила книгу . Один из разделов этой книги почти полностью посвящён истории технологий в образовании и тому, каким представляли обучение будущего наши прародители. Там очень много всего интересного о создании первых обучающих машин с возможностью выбора вариантов ответа, первых дистанционных школ с доставкой учебных материалов по почте, изобретении аппарата о проверке правописания и предшественника iPad.

Вообще история использования технологий в образовании - занятная вещь. Вот ради примера фотография одной из первых проведённых телелекций, которую можно назвать прародительницей современных MOOC. Лекция была проведена удалённо профессором Кларком в Университете Нью-Йорка в 1938 г.: в аудитории было расставлено 15 телевизоров, вещавших для примерно 200 студентов. Тремя годами ранее этот же профессор провёл первую радиолекцию для своих студентов.

Крайне любопытно взглянуть не только на свершившиеся исторические факты, но и на мечты людей прошлого: удивиться, порой снисходительно улыбнуться, а порой и задуматься - сбылись или нет эти видения, многие из которых сегодня могут показаться наивными. А ещё можно поразмыслить о природе нынешних технологий, которые мы называем «инновационными» - так ли уж они инновационны, как принято считать?

Давайте вместе с Одри Уотерс и любовно собранными фактами и изображениями блога Paleofuture посмотрим на историю образования будущего.

Одними из самых известных и цитируемых в интернете изображений о том, какими в прошлом представляли сегодняшние школы, является серия французских открыток, выпущенных в 1899, 1900, 1901 и 1910 гг. Эти открытки распространялись вместе с упаковками табака или сигар, а затем и по почте.

Работа почтовой службы в 2000 г. Источник: Викимедия

Эти открытки стали частью Всемирной выставки в Париже в 1900 г. Все они, пусть и изображают разные сферы человеческой деятельности, схожи в одном: всё больше труда отдаётся машинам и роботам, всё меньше остаётся человеку. Образование не стало исключением: учебники загружаются в механическую «книгорубку», которая их магическим образом перерабатывает и отправляет прямо в мозг ученикам. Учитель и его ассистент всё равно остаются в классе - надо же кому-то обслуживать эту несовершенную машину.

В школе Франции XXI века. Источник: Викимедия

Примечательно, что идеальное образование представлялось как возможность в короткие сроки вложить в головы учеников как можно больше информации. Ещё более примечательно, что не только профессия учителя, но и профессия парикмахера, модельера, музыканта оказались во власти машин.

Разве не странно, что человечество мечтает отдать не только физический труд, но и творческую, интеллектуальную деятельность своим маленьким механическим помощникам?

В 1913 г. легендарный американский изобретатель Томас Эдисон утверждал:

Книги вскоре полностью исчезнут из школы.

Вовсе не потому, что он мечтал сжечь всё накопленное веками достояние, как в «451 градус по Фаренгейту», а потому что верил - книги, как и учительское дело, смогут быть заменены кинематографом.

С каждым днём технологии передачи и приёма радиосигналов становятся всё совершеннее, и совсем скоро они станут привычным явлением. На снимке маленькая Мэри Джейн с помощью нового устройства может слушать радиоуроки или сказки на ночь. Ей будут доступны все знания мира. Аккуратный корпус, обитый кожей, заменит тяжёлые учебники. Выполнение домашнего задания станет настоящим удовольствием.

Как же долго мы ждём, что коробочка небольшого размера сделает нашу жизнь проще, а получение знаний - веселей! Сегодня дисплеи стали цветными, звук чище, производителей контента стало в сотни раз больше, но что-то революции мы пока не видим.

В 1930-х годах появились первые предсказания использования в образовательных целях возможностей передачи голоса и изображения на расстоянии - спасибо радио и телевидению. Именно эти новые для того времени медиа виделись технологиями будущего. В одной из статей издания Short Wave Craft было опубликовано схематичное изображение образовательного вещания для широкой аудитории. Профессор в студии читает лекцию, теле- или радиовышка транслирует сигнал, учащиеся дома принимают сигнал с помощью теле- и радиоприёмников. Кстати, интересно, что в той же статье были упомянуты возможности применения широковещательных медиа в коммерческих целях - для передачи рекламной информации. Там даже говорилось, что телереклама станет новым видом искусства, которое в будущем достигнет совершенства. Как в воду глядели.

Как думаете, многое ли изменилось в наших представлениях об использовании технологий с тех пор?

1960 год. Вышел очередной выпуск журнального комикса популярного в те времена иллюстратора-футуриста Артура Рэйдбо из серии Closer Than We Think («Ближе, чем мы думаем»). В комиксе изображалась домашняя обучающая консоль будущего - с видеоинструктором, электронной панелью для записей и программой для выполнения тестов.

Автоматизация приведёт к исчезновению зданий школы. Уроки будут транслироваться прямо домой к школьникам, где они смогут сразу выполнить домашнюю работу и отослать её обратно для оценки и исправлений. Доктор наук Донадьд Смит из Мичиганского университета полагает, что такие обучающие машины совсем скоро появятся во всех школах.

На Нью-Йоркской Всемирной выставке в 1964 г. Зал Образования занимал площадь в 8 300 кв.м. Одним из экспонатов выставки стал «Авто-наставник» - обучающая автоматическая машина, умеющая воспроизводить звук, показывать визуальную информацию и давать отклик при нажатии на кнопки ответов. Этот концепт, как и многие другие подобные машины с кнопками, так никогда и не был выпущен в массовое производство.


До 1 сентября осталось всего несколько дней. Миллионы детей по всей России и другим странам снова отправятся в школу , чтобы получать там знания. И, надо сказать, некоторые учебные заведения уже вовсю используют в своей работе инновационные технологии . О десятке самых необычных и интересных из них пойдет речь в этом обзоре.



Тех родителей, который даже в школу не могут отправить своего ребенка без беспокойства за него, порадует школьная форма от британской компании Trutex, оснащенная GPS-маячком, в передающим онлайн-режиме текущее местоположение ученика, будь то школа, магазин или гаражи за домом.




К сожалению, здоровье ребенка не всегда позволяет ему ходить в школу. Для таких случаев и создан робот с названием VGo, который сможет присутствовать на занятиях, передавая увиденное и услышанное своему владельцу. С помощью этого устройства малыш может также передвигаться по коридорам из класса в класс и даже общаться с друзьями.




В школе ученики до сих пор большую часть информации пишут от руки карандашами и шариковыми ручками. Но при этом все более заметная часть домашних заданий выполняется на компьютере. Для того, чтобы объединить эти два мира, и создана электронная ручка Recorder Pen, превращающая рукописный текст в печатный.




Пока другие страны только внедряют электронные учебники, Грузия стала первой страной в мире, в которой школьное образование перешло в цифровой формат. С 2011 года все первоклассники получают от правительства бесплатные нетбуки, специально созданные для учебы.




Дизайнер Филан Миллер (Phelan Miller) обещает уже в 2015 году начать серийный выпуск интерактивных школьных парт, которые превратят процесс учебы в занимательную интеллектуальную игру, в которой есть место не только Интернету, но также фантазии и смекалке.




Компания Apple разработала и всячески продвигает уже который год проект iTunes University, позволяющий скачивать с iTunes курсы лекций лучших преподавателей мира, чтобы затем прослушивать их не в тесной университетской аудитории, а при помощи аудиоплеера в любой точке мира.




Похоже, настало время навсегда проститься с классическими школьными досками, на которых необходимо писать мелом. Ведь все большую популярность набирают электронные их аналоги, такие как NANHAO.




Study Blue – это специальное приложение для смартфонов, помогающее в процессе учебы. С его помощью школьники и студенты могут обмениваться учебной информацией, координироваться между собой для получения знаний и выполнения домашних заданий. Преподаватели также могут использовать эту программу для того, чтобы взаимодействовать с учениками, давать им новые материалы и проверять правильность усвоения предыдущих.




Нет лучшего способа научить детей иностранному языку, чем предоставить им учителя, для которого эта речь – родная. Однако, к сожалению, далеко не всегда это возможно. Но корейские школьные власти нашли остроумный выход из данной ситуации. Они приглашают преподавать американцев, которые живут у себя в США, а общаются с учениками посредством робота.




КлассИнфо – это едва ли не самый лучший и наглядный пример пользы современных технологий в процессе обучения. Эта программа предназначена не только для учителей, которые с ее помощью смогут вести электронный журнал и общаться между собой, но и для родителей. Последние получают возможность контролировать успеваемость своего ребенка, выполнение им домашних заданий, а также узнавать про время прихода и ухода его со школы. Не радостно только самим ученикам, чья жизнь попадает под жесткий контроль с обеих сторон!


Дегуманизация рулит!

Тон задал самый первый докладчик – директор образовательных программ Московской школы управления “Сколково” Павел ЛУКША, кстати, в свою школьную бытность – активный участник проектов Малой академии наук. По его мнению, лет через 10–15 фундаментальная наука как таковая исчезнет, поскольку она слишком оторвана от реальности. Вторжение рыночной экономики в образование, приватизация вузов и НИИ приведет к тому, что ученые будут вынуждены выполнять не какие-то абстрактные, одним им интересные проекты, а решать те проблемы, которые им будут спущены представителями бизнес-сообщества. Университетская наука также будет сведена к нулю, поскольку дело вузов – обучать, а не заниматься исследованиями. Причем чем больше людей они обучат, тем лучше, а современные технологии позволяют давать образование одновременно миллионам граждан.

В настоящий момент, считает Лукша, образовательный процесс очень сильно затруднен тем, что учащимся приходится получать ту или иную информацию с помощью посредника – преподавателя, который до сих пор считает, будто без него никто не сможет усвоить учебный материал, изложенный в учебнике. Но темпы информатизации всего и вся таковы, что буквально через 10 лет будет оцифровано и выложено в Интернет все, что может быть оцифровано. А значит, процесс обучения приобретет совсем иные формы, что уже наблюдается в ряде стран.

“Мы все пытаемся чинить старый примус, в то время как надо думать о будущем, работать на опережение, учить специалистов для потребностей завтрашнего дня и строить ракеты с использованием новейших технологий, – считает Лукша. – Но в этом мы постоянно отстаем от тех стран, где удается ориентировать свои системы образования для нужд будущего, а не прошлого. Мы продолжаем штамповать кадры для индустриального общества, хотя давно уже живем в постиндустриальном и даже информационном обществе, которому нужны специалисты совершенно иного уровня”.

Особое внимание докладчик уделил процессу дегуманизации образования, объяснив, что этот запрос исходит от работодателей и продиктован заботой о более качественном исполнении каждым квалифицированным специалистом своих функциональных обязанностей. “Уже сейчас заказчики говорят, – уверял Лукша, – что если, скажем, учреждение готовит лесоруба, то этот работник должен максимально хорошо уметь пилить деревья, не отвлекаясь при этом размышлениями о том, почему вообще деревья растут, почему они растут именно тут и нужно ли их пилить”.

Строго по закону

Следующий доклад на тему “Экономические предпосылки инновационного развития” напомнил всем, что система образования все-таки должна научиться жить согласно требованиям современного общества. И это во многом связано со знанием законодательства, и не только образовательного. По словам академика РАО, директора Института менеджмента Московского городского педагогического университета Михаила ЛЕВИЦКОГО, умение правильно трактовать законы позволило его учреждению через арбитражный суд добиться возврата нескольких миллионов рублей, взысканных ранее в виде налогов.

Постепенное сокращение роли государства в решении финансовых проблем образования привело к тому, что родители стали больше денег вкладывать в школу. Правда, в ряде регионов такие поборы официально запрещены, однако уже появилось большое количество методических рекомендаций, суть которых сводится к банальному “как в обход закона брать деньги с родителей”. Все это свидетельствует о том, что у нас пока еще не существует цивилизованных и разрешенных законодательно возможностей использовать возможности пап и мам для оказания поддержки образовательному учреждению, в котором учатся их дети. И эта проблема, судя по всему, должна быть решена в самом скором будущем. “Единственное опасение в том, – предупреждает Михаил Львович, – как бы добровольные взносы законодательно не превратились в обязательные”.

Переход на двухуровневую систему образования чреват многими проблемами, однако, утверждает академик Левицкий, надо понимать, что для решения многих задач и выполнения целого ряда функциональных обязанностей огромному количеству современных офисных служащих вполне достаточно полугодовых интенсивных курсов профессиональной подготовки. И им совершенно ни к чему учиться 5 лет в престижном университете, особенно на внебюджетном отделении. Принять это пока еще довольно сложно, но мы неминуемо придем к этому.

“Наконец, я призываю всех руководителей образовательных учреждений и рядовых педагогов более внимательно относиться к своим должностным инструкциям, – посоветовал Михаил Левицкий. – Я знаю, что многие составляют эти документы, подробно прописывая в них все, что они делают по роду занятий. Однако, как ни странно, это может выйти им боком, ведь если в инструкции записано, скажем, что человек должен проводить школьные балы и дискотеки, то потом директор уже не имеет права выписать ему премию за организацию внешкольных мероприятий, поскольку педагог и так должен все это выполнять за свою зарплату. Любая проверка тут же укажет на нецелевое расходование средств, поскольку за надлежащее выполнение должностных обязанностей награждать не положено. Поэтому, мой совет – пишите инструкции более общими словами, без уточнений”.

Напоследок академик еще раз напомнил о том, что каждый директор школы обязан знать если не все, то хотя бы ключевые законы, призванные защищать его права. Один из них – 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ ценен тем, что в нем есть перечень нарушений, за которые проверяющие органы могут покарать руководителя школы как юридического лица.

Старые песни о главном

С помощью каких инструментов мы собираемся строить систему образования завтрашнего дня? Как оказалось, – используя “хорошо забытое старое”. Этому была посвящена вторая часть форума, где опытные мэтры рассказывали о том, как удачно вписываются в современную школу такие хорошо известные всем нам новинки советской педагогики, как проектная деятельность, ТРИЗ, индивидуальное обучение, проблемный подход, развитие творческого мышления и т. д. Разумеется, все это – с учетом особенности нынешней ситуации.

Например, стратегию работы с одаренными детьми можно выстроить на двух принципиально разных подходах, считает президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессор кафедры педагогики МПГУ Татьяна КОВАЛЕВА. Суть первого заключается в стандартной установке, что в каждом классе существует некоторое количество одаренных детей, с которыми и нужно работать, создав для них особые условия. Суть второго подхода строится на установке, что все дети являются одаренными, а значит, задача педагога – найти, кто в чем талантлив, и помочь раскрыться природным задаткам каждого ученика. И в этом процессе крайне важна роль тьютора – человека, который призван сопровождать ученика в движении по его индивидуальной образовательной траектории.

Эту песню не задушишь, не убьешь!

Как это ни странно (а может, наоборот, совершенно закономерно!), заключительные выступления на форуме содержали тезисы, диаметрально противоположные тем, что были высказаны в самом начале.

В частности, председатель Общероссийского движения “Исследователь” Александр ЛЕОНТОВИЧ напомнил, что грандиозные успехи советской науки и культуры были обусловлены успехами в построении системы образования, которая взяла все лучшее от старой, дореволюционной школы, а также привнесла в нее академичность и фундаментальность.

“Вспомните, в те времена никому и в голову не могло прийти назвать образование услугой, это было делом государственного значения, – сказал Александр Владимирович. – Была создана трудовая школа, основанная на принципах системности, научности и преемственности всех уровней образования. В стране действовала разветвленная сеть учреждений дополнительного образования, дети активно занимались кружках, секциях, научных обществах, причем все это происходило при тесном и непосредственном участии шефов – представителей НИИ, заводов, предприятий. Видные ученые занимались популяризацией науки, выпускалось огромное количество книг и периодических изданий на эту тему”.

Разумеется, считает Леонтович, если мы сегодня хотим совершить большой рывок, вряд ли это можно сделать силами одной только интеллектуальной элиты, нужно делать ставку на массы, чтобы было из кого формировать эту элиту. И государство в этом процессе обязано принимать самое непосредственное участие, а не отдавать все на откуп частным компаниям и бизнес-структурам.

Руководителя общероссийского движения “Исследователь” поддержал и генеральный директор Автономной некоммерческой организации содействия инновациям “ТРИЗ-профи”, вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей Анатолий ГИН.

“Существует ряд очень опасных стереотипов, которые многие педагоги и, к сожалению, чиновники высокого ранга воспринимают как нечто незыблемое, – сказал Анатолий Александрович. – Самые распространенные - “творчество мешает дисциплине”, “сначала знания, а потом – творчество”, “внедрение ИКТ делает людей более умными”, “значительные денежные вливания в науку и образования помогут повысить качество и того и другого” и так далее. Между тем вред от этого тоже вполне очевиден, хотя его почему-то упорно не замечают. Например, считается, что ранняя специализация – это благо, поэтому предпрофильное образование следует вводить чуть ли не с детского сада. Однако специализация – это искусственное ограничение возможностей, по сути – тупик, поэтому школа должна давать детям как можно более разносторонние знания и умения, чтобы у человека был выбор, куда идти и чем заняться”.

Если отсутствует идея, системность, цель, то не спасут никакие новые технологии и бюджеты, считает Гин. А главное, ученику во все времена была нужна личность, за которой он мог бы пойти, человек, способный зажечь, помочь, научить. В современной концепции образования предполагается, что каждый способен всему научиться самостоятельно, главное, был бы доступ к источникам информации. Увы, это самое опасное заблуждение!

Вопрос к участникам Всероссийского открытого форума “Образование: взгляд в будущее”: «Как вы оценивает ситуацию в российском образовании на сегодняшний момент – мы стоим на месте, катимся под гору, падаем в пропасть, движемся вперед или все-таки карабкаемся вверх?»

Лев Юрьевич ЛЯШКО, председатель Общероссийской Малой академии наук “Интеллект будущего”, главный организатор форума:

Если рассматривать ситуацию в целом, то особого развития не видно. Идут обсуждения целого ряда инициатив, в частности, нового закона “Об образовании в РФ”, в процессе принимают участие тысячи простых граждан, однако совершенно неясно, что из предложенного рядовыми учителями будет взято, а что отвергнуто. И уже сейчас, к сожалению, видно, что туда не вошли очень важные замечания, которые касались, в частности, ЕГЭ и т.д.

С другой стороны, принят ряд важных программ, в частности ФЦПРО 2011-2016, и сейчас мы видим массу примеров того, как идет развитие на уровне отдельных образовательных учреждений, которые весьма успешно реализуют программы работы с одаренными детьми, осуществляют индивидуальный подход, внедряют передовые методики и технологии, дают стабильно высокие результаты. Это говорит о том, что система функционирует вне зависимости от каких-либо внешних факторов, за счет огромного внутреннего потенциала. При этом у каждой школы есть чему поучиться.

Ирина Анатольевна ЧЕРКАСОВА, учитель математики Мурманского политехнического лицея:

Мы одновременно идем вверх, стоим на месте и катимся под гору. Молодых учителей мало, не хватает целого ряда предметников. У нас в городе, например, есть школы, где вообще нет преподавателей математики. Однако, несмотря на трудности, образование все-таки развивается, идет в ногу со временем. По крайней мере проблему кадров осознали на самом высоком уровне и активно пытаются ее решить.

На мой взгляд, работая в современной школе, невозможно двигаться по инерции, ничего не меняя в подходах к преподаванию. Хочешь не хочешь, а нужно постоянно самосовершенствоваться, внедрять новые технологии, подходы. У нас в техникуме, к примеру, очень мощный парк компьютеров, много техники, презентационного оборудования, причем все это мы активно используем. Мы открыли дистанционную школу, в которой учатся дети не только из самого Мурманска, но и из области, и, надо отдать должное, руководство очень оперативно реагирует на наши потребности и запросы, стимулирует наиболее деятельных педагогов и учащихся.

Хочу отметить, что столь нелюбимые многими электронный журнал и дневник у нас внедряются с большим энтузиазмом, поскольку мы реально ощутили на себе все плюсы этого нововведения.

Валентина Анатольевна ЧУРАКИНА, преподаватель экономических дисциплин Благовещенского торгово-экономического колледжа:

Однозначно мы не стоим на месте и не катимся вниз, налицо медленное продвижение вперед. Наш колледж готовит профессионалов, которые очень хорошо востребованы на рынке труда. В отличие об обычной школы, где много теории, мы даем детям практические знания, поэтому ребята легко проходят собеседования, устраиваются на работу. Я вспоминаю себя после института – нам тогда давали три года для адаптации, чтобы мы смогли научиться использовать в реальных условиях полученные в вузе знания. У наших современных выпускников такой поблажки нет, им нужно быть во всеоружии сразу или в крайнем случае уметь очень быстро включиться в работу. Ведь иначе человек даже не сможет пройти собеседование, его просто не возьмут на работу. Поэтому в отличие от своих сверстников советских времен современные выпускники (по крайней мере нашего колледжа) более адаптированы к среде, причем мы очень тесно контактируем с работодателями, учитывая их пожелания и потребности. И это, на мой взгляд, доказывает, что мы все-таки развиваемся.

Михаил Львович ЛЕВИЦКИЙ, академик РАО, директор Института менеджмента Московского городского педагогического университета:

Я думаю, что мы все-таки движемся вперед, но с большой степенью неопределенности, на ощупь, методом проб и ошибок пытаясь определить, куда идти. К большому сожалению, доля участия профессионального образовательного сообщества в этом процессе не так велика, как хотелось бы. Значительная часть экспертов, которая отвечает за принятие важных для всей отрасли образования решений, не является референтной для этого сообщества. Стратегию развития образования разрабатывают на основе каких-то идеалистических представлений о том, что нужно обществу, при этом реальные потребности участников системы образования, равно как и наработанный им богатейший опыт поколений российских педагогов, а также наш менталитет, учитываются очень мало.

Я не думаю, что модернизация российской школы направлена на слом всего созданного во времена СССР, мы просто пытаемся уловить те тенденции, которые имеют общемировой характер. Однако следование этим тенденциям, опять-таки, должно идти с учетом наших национальных особенностей и культурных традиций, образа мышления тех, кто в данный момент работает в образовании. И если мы будем ориентироваться только на иностранный опыт, вряд ли получится что-то стоящее.

Марина Владимировна БИКМАЕВА, заместитель директора гимназии №39, Уфа, Башкортостан:

У меня довольно противоречивые ощущения относительно ситуации в образовании. С одной стороны, многие нововведения вызывают яростное отторжение у педагогов, с другой, надо признать, что и ЕГЭ, и ИКТ, и профилизация образования, и многие другие новшества имеют ряд неоспоримых плюсов. Опять же, с одной стороны, наконец-то обратили внимание на необходимость возвращения в школы и вузы духовно-нравственного воспитания, с другой – то, как это делается на местах, порой настораживает. На мой взгляд, это воспитание должно осуществляться с 1-го по 11-й класс на каждом уроке по каждому предмету, на каждом классном часе, общешкольном и внешкольном мероприятии, и вовсе не обязательно для этого создавать отдельный предмет, урезая часы у других дисциплин. Да и с преподавателями этого курса проблемы.

Из нововведений хочу отметить новые ФГОС, которые, как мне кажется, реально способствуют развитию системы образования. Мне нравится работать в направлении метапредметности и надпредметности, реализовывать системно-деятельностный подход, осуществлять профильное и предпрофильное образование. Я считаю плюсом нормативно-подушевое финансирование, которое позволяет учителям работать лучше. А информационно-коммуникационные технологии на самом деле помогают преподавателям излагать новый материал гораздо более зрелищно и наглядно.

Александр Сергеевич СМОЛЯНСКИЙ, заведующий сектором федерального государственного унитарного предприятия “Научно-исследовательский физико-химический институт имени Карпова”, Москва:

– Система образования – часть государства, поэтому как живет страна, так живет и школа. Мне кажется, последние 5–7 лет мы находимся на каком-то квазистабильном уровне, причем это нельзя назвать ни застоем, ни движением по инерции. Правда, лично я пока еще не знаю – это благо или зло для системы образования.

Сейчас идет огромная работа по реформированию образования на всех уровнях, от школы до министерства и правительства, и хочется верить, в скором будущем мы ощутим перемены к лучшему, тем более что поводы для оптимизма все-таки есть. Так, например, большим шагом вперед я считаю ФЦП “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы. Молодежь приходит в науку, а значит, наблюдается обновляемость кадров и острота этой проблемы падает.

На науку и образование из бюджета стали выделять серьезные деньги, и это хорошо, просто надо теперь постараться сделать так, чтобы выделенные средства работали и были потрачены по назначению. По крайней мере появились правила игры, их прописывает ФЗ-94, и теперь каждый руководитель должен уметь участвовать в конкурсах и торгах, чтобы получать дополнительное финансирование, сверх бюджетного. А это вполне реально, могу заявить со всей откровенностью.

Государство ведет правильную линию, сокращая свое присутствие в сфере высшего образования, эта сфера должна стать более рыночной, иначе никакого развития не будет. За обучение человек должен платить, только тогда он будет ответственно относиться к процессу. А бесплатное – значит, дармовое, к нему и отношение соответствующее. Не нужно пытаться всех выпускников школ загнать в вуз, дать им диплом, а потом хвастаться: мол, у нас столько людей с высшим образованием. Лучше по-настоящему хорошо обучить тех, кто действительно может и хочет учиться, и эти люди в дальнейшем будут двигать вперед и науку, и общество. При этом каждый человек, получая образование, должен трезво осознавать, что это его личный вклад в свое будущее, а не щедрый дар со стороны государства. Тогда относиться к процессу обучения люди будут более ответственно.

Евгений Юрьевич ЗИМИН, руководитель Управления образования администрации Советского района Красноярска:

Если изучить локальный опыт отдельных школ, комитетов образования, учреждений и заведений, можно сделать вывод, что у нас все не так уж и плохо. Дети успешно учатся, побеждают в олимпиадах и конкурсах, сдают ЕГЭ и пр. Однако остро не хватает некой объединяющей всех идеи, единого вектора развития, что было в 1990-е годы. Есть общее ощущение стагнации, инертности, но за счет наличия в системе большого количества энтузиастов наблюдается некое движение вперед. Причем могу с уверенностью сказать: мы до сих пор живем за счет того огромного потенциала, который был накоплен во времена Советского Союза.

Несмотря на реформы и модернизации, мы имеем процентов на 90% все ту же старую добрую советскую систему образования. Иными словами, основой всех изменений является не рядовой учитель, а школа, поскольку именно здесь происходит передача опыта, обучение не только детей, но и самих педагогов.

Однако введение новой системы оплаты труда вызвало напряжение внутри коллективов, что, безусловно, вредит общему делу. Между тем, изучив мировой опыт, я пришел к выводу: окладная система более эффективна, поскольку учитель здесь спокоен за стабильность своей зарплаты и творит с полной отдачей, а не доказывает постоянно, что он достоин каких-то надбавок. Мне кажется, НСОТ ввели политики, преследуя ложные убеждения, что учителя начнут лучше работать в погоне за более высокой зарплатой. Но в этой схеме как-то не у дел остались именно дети, а они-то как раз не должны зависеть от стремлений своих педагогов заработать, для них по умолчанию все учителя должны работать хорошо. И потом, НСОТ привела не только к разобщению педагогического коллектива, но и к созданию ложного представления в обществе о том, что учителя-де наконец-то стали хорошо зарабатывать. Хотя суть системы довольно примитивная – взять у одного и отдать другому.

Ольга Ивановна СУСЛОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №202 “Менталитет”, Екатеринбург:

– Мне кажется, наше образование пытается карабкаться в гору, которая пока для него слишком крутая. Оно напоминает альпиниста, совершающего рискованное восхождение на вершину без должной подготовки и снаряжения. Причем обучают его и оснащают этим снаряжением не до, а уже непосредственно в процессе восхождения.

Сейчас во всех школах активно внедряют ИКТ, и многие недоумевают, а зачем оно нам нужно. Но я считаю, что при должной подготовке учителю гораздо проще донести те или иные знания до учеников, сделать процесс обучения более наглядным и полным. Главное не переборщить, ведь нередки ситуации, когда за теми или иными новшествами мы забываем того, для кого они созданы. Важно, чтобы ИКТ работали на конечного потребителя – ученика и помогали ему усвоить новую информацию. А когда на первое место ставят необходимость использования на уроках мультимедийного оборудования, не важно, что оно дает при изучении конкретной темы, это уже минус.

Михаил Эдуардович КУШНИР, советник по образовательным проектам компании “Новый диск”, участник рабочей группы Минобрнауки РФ по электронным журналам, до недавнего времени – учитель информатики гимназии №45 Москвы:

– На мой взгляд, образование застряло в тупике. Трагедия педагогов в эпоху модернизации состоит в том, что большинство из них не готово принять очевидный факт: в нынешних условиях старые подходы неэффективны. То есть они, конечно, работают, но дают не те результаты, которые реально востребованы обществом. Большинство людей считают: если меня учили вот так и я вырос такой хороший, значит, всех нужно учить так же, как и меня. На самом деле для человека первична мотивация. И сейчас она иная, причем и для учеников, и для учителей.

Мне кажется, двигаться вперед всем нам мешает та истерика в обществе, которая происходит вокруг системы образования. Пусть даже она и опирается на какие-либо негативные факты, но, согласитесь, в состоянии истерики невозможно вести конструктивный диалог. А сейчас, увы, очень много тех, кто призывает ликвидировать все нововведения и вернуть старую добрую советскую школу, которая давала самое лучшее в мире образование. Лично я позитивно оцениваю многое из того, что создано за последние десятилетия, однако напрягает явное отсутствие целей, к которым нас всех призывали двигаться. Причем такое впечатление, что цели эти отсутствуют даже на уровне министерства.

Александр Владимирович ЛЕОНТОВИЧ, председатель Общероссийского движения “Исследователь”:

– В описании состояния системы российского образования нужно учесть ряд противоборствующих факторов. Во-первых, есть здоровые традиции российской и советской школы, выстроенной на очень интересной основе. Во-вторых, есть масштабная программа реформирования, которую на местах нередко саботируют и тормозят, поэтому эффект от нее, даже положительный, не всегда заметен. В частности, в предыдущие годы руководство системой образования Москвы не торопилось вводить какие-либо изменения, находясь в стороне от реформ, в итоге новое руководство, придя к власти, вынуждено проводить эти реформы весьма интенсивными темпами, из-за чего многих лихорадит.

Опережающее развитие экономики способны обеспечить нестандартно мыслящие люди. Но как можно оценить мышление этих людей посредством стандартных критериев, разработанных для стандартно мыслящих людей? Поэтому для оценки эффективности опережающего обучения нам нужны опережающие критерии, которых пока нет.

Наша задача – подготовить элиту, способную обеспечить экономический рывок. Но одним только элитным образованием тут не обойтись, и почвой для отбора этой элиты должна стать вся система образования начиная с дошкольных учреждений.

Я думаю, нам стоит сохранить традиции академического образования и все то лучшее, что было в советском образовании, прибавив к нему возможности современных средств и методов обучения, чем пытаться подогнать себя под кого-то и соответствовать различным международным рейтингам.

Инесса Исаковна ЗАРЕЦКАЯ, профессор кафедры педагогики АПКиППРО:

– Сегодняшнее состояние образование – это кружение вокруг омута. Мы не знаем, куда идти, не осознаем, что нас ждет впереди. В системе слишком много противоречий, одни люди уверены, что мы катимся назад, другие – что движемся вперед и вверх. В итоге получается как в басне про лебедя, рака и щуку.

Не побоюсь этого слова, со стороны руководящих органов наблюдается последовательное разрушение всего того, что составляет основу нашей системы образования. Но то, что происходит в самой системе, говорит о наличии огромного количества людей, способных этому сопротивляться и сохранять достижения прошлых лет.

Внушает оптимизм богатый и очень интересный педагогический опыт как отдельных преподавателей, так и целых школ и даже муниципальных образований.

А настораживает отдаленность государства от всех этих реалий, существование руководства страны и министерства в некоторой оторванной от жизни среде, когда они либо видят то, чего на самом деле нет, либо не замечают совершенно очевидных вещей.

В будущем обучение будет идти быстро, будет давать надежный результат и не будет требовать больших расходов. Очевидно, что указанными свойствами должна обладать идеальная система образования. Как учебные заведения обретут необходимые свойства? Об этом сказано ближе к концу статьи. Ну, а чтобы ответ был обоснованным, в статье будут рассмотрены некоторые аспекты учебного процесса и будут отмечены возможности для модернизации.

Темой конкурса обозначено будущее именно российской системы образования, но сравнивая учебные заведения разных стран нетрудно убедиться, что их проблемы, не зависят от границ. На первом месте в списке проблем, конечно же, стоит недостаток финансирования. Также имеются недоработки в обеспечении качества образования. Ну, а раз проблемы в разных странах близки, то в статье учебные заведения России выделяться не будут.

Говоря о будущем, полезно знать прошлое, а точнее, истоки рассматриваемого явления. Для выполнения общественно-полезных работ человеческому обществу необходимо иметь квалифицированные кадры. Но человеческая жизнь не долговечна и рано или поздно даже занятые рабочие места становятся вакантными. Ну, а приходящие на смену поколения не рождаются с набором необходимых навыков и знаний. Поэтому, молодых людей необходимо обучать.

Также, часто требуется учить и уже не молодых людей, ведь благодаря техническому прогрессу со временем появляются новые сферы деятельности. Поэтому можно уверенно сказать, что в человеческом обществе сфера образования будет существовать всегда.

Метод обучения

За всю историю школ метод обучения никогда не менялся: обучение производилось с помощью учителя. Учитель преподает учебный материал и производит контроль усвоения. Обе учительские функции важны, без первой обучение невозможно, а без второй результат нельзя гарантировать. Поэтому не вызывает сомнения то, что обучение всегда будет производиться с учителем. Другое дело - кто будет учителем, и как учитель будет исполнять свои обязанности?

Например, учитель может работать неявно, или на его место может быть поставлена окружающая среда или ее модель. Также возможно, что на месте учителя человек будет заменен какой-нибудь автоматической системой. Но, при любых раскладах, учительские функции все равно кто-то должен будет исполнять.

Форма обучения

Говоря о работе учителя, следует отметить, что ее можно построить бесчисленным количеством способов. Но какими бы способы ни были, они должны обеспечивать полноценный обмен информацией между учителем и обучаемым.

Сейчас наибольшей популярностью пользуется традиционная форма обучения, при которой учитель очно общается с учениками. Но традиционная форма обучения не лишена недостатков, которые ограничивают возможность вести учебный процесс. Проделав подробный анализ можно будет выявить все эти недостатки, но для уменьшения объема статьи анализ проводиться не будет, а будут просто перечислены некоторые проблемы, и будут указаны возможные решения.

1) Обучение производится в специализированных аудиториях, которые должны быть рассчитаны на размещение достаточно большого количества обучаемых. Необходимость иметь аудитории будет снята, если эффективность дистанционного образования приблизится к эффективности очного.

Так как обучение - это в первую очередь процесс обмена информацией, то и решения должны лежать в информационной плоскости. Необходимо, чтобы появились развитые средства передачи информации и появились средства эффективного вовлечения в учебный процесс. Работы над этим активно ведутся и уже сейчас есть возможность проводить эксперименты над формами заочного обучения.

Например, в Старой Пустыни, что находится в Нижегородской области, на базе летнего лагеря исследуется модель обучения посредством выделенного каждому ученику компьютера. Пользуясь беспроводной связью, ученик обращается к школьному Wiki-сайту и выполняет некоторую работу. Надо сказать, что модель обучения, принятая в Старой Пустыни, очень проста, что является как ее преимуществом, так и недостатком. Большего эффекта присутствия можно было бы добиться организуя вебинары.

Если идею дистанционного образования развивать смелее, то учеников можно собирать в виртуальных аудиториях. В этом случае традиционные школы можно будет заменить на школы размещенные в виртуальной реальности. К примеру, в игре "Second Life" уже сейчас некоторые западные институты проводят семинары и занятия. Очевидно, что широкое распространение трехмерных очков высокой четкости и распространение средств упрощенного манипулирования сделает эффект присутствия в виртуальном классе достаточно сильным.

Но особые перспективы есть у метода, при котором обмен информацией будет идти минуя органы чувств. Например, уже сейчас производятся искусственные глаза и уши для слепых и для глухих. Возможно, что в будущем эти "гаджеты" будут использоваться для создания прямого канала связи с учителем, некоторого третьего глаза и третьего уха. Возможно даже, что связь с учителем будет происходить уникальным способом и станет некоторым шестым чувством.

2) От профессионализма учителя зависит качество образования, а профессиональных кадров не хватает. По той же самой причине учитель вынужден одновременно обучать несколько десятков учеников, что практически лишает его возможности применять индивидуальный подход. Для искоренения проблемы необходимо увеличить количество высококлассных учителей и максимально автоматизировать работу преподавателей.

В данный момент проблема решается благодаря обучению новых учителей и проведению с ними регулярных курсов повышения квалификации. Но если остроту проблемы сбить получается, то искоренить нехватку хороших учителей при этом не удается. В результате, уровень образования, получаемого в отдаленных регионах и на селе, все еще недостаточно высок, и чем дальше, тем больше увеличивается разрыв между регионами в интеллектуальном потенциале.

Решить проблему можно создав полностью автоматизированную систему обучения с достаточно высоким уровнем обучающего функционала. Выпуская эту систему крупными тиражами можно будет, с одной стороны, ликвидировать разницу между регионами в уровне образования, а с другой - сократить расходы на обучение.

Следует отметить, что уже сейчас создано множество обучающих программ, но еще ни одна из них не смогла полноценно заменить человека. Необходимо и дальше формализовывать преподаваемые знания и процесс обучения, что поможет постепенно автоматизировать работу учителя. Некоторым шагом в эту сторону стало, например, введение системы ЕГЭ. При всех своих недостатках, ЕГЭ позволяет значительно сократить участие человека в проведении контрольных работ.

В дальнейшем можно будет надеяться на появление программ способных проводить полноценное обучение. Конечно, создать эти программы будет не очень просто, но, очевидно, создать их будет возможно. Ну, а люди, после того как они будут освобождены от текущей учебной работы, смогут переориентироваться на развитие обучающих программ.

3) Первоначальная неопытность обучаемых ограничивает возможность проводить практические занятия. Одно неосторожное движение практиканта может стать причиной трагедии. Например, на практических занятиях летчик может разбиться, а студент-медик может погубить пациента. Для того, чтобы избежать непоправимых последствий, практические занятия приходится откладывать на более поздний срок и процесс обучения затягивается.

Для решения проблемы необходимо создавать тренажеры наиболее приближенные к реальности. С их помощью требуется максимально реалистично воссоздавать условия труда и обеспечивать максимальную безопасность участников практики. В будущем количество тренажеров должно быть увеличено, а спектр тренируемых навыков должен быть расширен. Также очевидно, что обучаемый будет больше заинтересован в учебе, если у него расширятся возможности практиковать приобретенные знания.

4) Не все знания удается представить наглядно. Обучаемые зачастую не понимают суть и смысл предлагаемых им знаний. Потеряв нить рассуждения обучаемый теряет возможность сложить полученные знания в цельную картину. В этом случае учеба превращается, в лучшем случае, в зубрежку.

Чтобы избежать недопонимания, необходимо излагать материал в такой форме, чтобы ученик смог выстраивать максимальное количество ассоциативных связей с понятными ему явлениями.

Некоторые учителя так и пытаются вести обучение, но при этом они показывают в основном индивидуальное мастерство. Например, в 30-40-е годы физик Гамов Г.А. публиковал мини сериал о некоем мистере Томпкинсе. В рассказах Гамова физические явления описывались на бытовом уровне, что позволяло наглядно представить и строение ядра атома, и смысл теории относительности, и многое другое. В рассказах мистер Томпкинс помещался в выдуманный мир, где описываемые физические явления можно было сравнить с явлениями обыденными. По сути, Гамов мастерски превращал лекцию в роман. Безусловно, стиль описания способствовал усвоению материала, и нет сомнений, что в будущем процесс обучения должен будет активно эксплуатировать близкие ассоциации.

В частности, эксплуатация причинно-следственных связей позволит визуализировать картину будущего. То, как будет выглядеть обучение с визуализированным будущим, показано в кинофильме 2007 года "Пророк". В этом фильме главный герой как-то видел будущее, и видя это будущее, он мог корректировать свои действия в настоящем.

Список проблем, которые ограничивают возможность производить обучение, можно, наверное, и продолжить. Но, очевидно, список будет слишком длинным, а статься в результате полного перечисления станет излишне объемной, поэтому, чтобы сократить объем статьи, на этом перечисление будет закончено, а работа по восполнению пробела пусть будет проделана при более серьезном исследовании.

Практика обучения

Переходя от теории обучения к учебной практике также можно увидеть перспективы для модернизации. Например, сейчас образовательная система рассчитана на обучение людей. В будущем возможно расширение преподавательской практики на некоторые искусственные системы, например, на искусственные нейронные сети. Не исключено, что в будущем будут создаваться специальные учебные программы для роботов и что в будущих аудиториях роботы будут занимать место рядом с живыми людьми.

Новые категории обучаемых могут появиться и за счет экзотических существ, например, из других планетных систем. Впрочем, экзотики хватает и на Земле, ведь даже на Земле существует огромное количество живых существ способных к обучению. В частности, на обучении обезьян для выполнения неквалифицированного труда построен сценарий кинофильма 1972 года "Покорение планеты обезьян".

Как бы то ни было, но успешность обучения зависит от того, насколько хорошо известны реакции обучаемого на те или иные воздействия. Поэтому, необходимо будет собирать практический материал и составлять на его основе модель поведения обучаемого. Ориентируясь на составленную модель, можно будет выбирать наиболее эффективные учебные стратегии, и чем больше индивидуальных особенностей будет учтено, тем продуктивнее можно будет провести учебу. Поэтому, в будущем учеба будет начинаться с максимально полного изучения индивидуальных особенностей ученика.

Особые ситуации

Обучение не всегда бывает успешным. Иногда ученик не может или не хочет осваивать материал. Причин этому может быть много, но одни из них преодолеть возможно, а другие нет. В школе будущего все предпосылки ведущие к ухудшению успеваемости необходимо будет выявлять и, по возможности, преодолевать.

Сейчас для выявления проблем с учебой используется метод контроля успеваемости. Периодически проводятся контрольные работы, а также проводится выборочная оценка усвоения материала. На основе полученной информации делаются определенные выводы и производятся некоторые внушения.

Очевидно, что применяемый метод не позволяет осуществлять полноценный контроль, а поэтому можно легко пропустить момент, когда у отдельных учеников начинается отставание по успеваемости. Необходимо восполнить недостаток контроля и создать комплекс полноценного мониторинга, чтобы ни один из значимых факторов не остался упущенным.

Также в будущих школах потребуется расширить спектр методов повышения успеваемости. Сейчас мотивирование неуспевающего практически полностью возложено на совесть учителя, на сознательность ученика и на участие родственников. Очевидно, что эти меры недостаточны. В учебном процессе необходимо будет использовать более действенные методы стимулирования к учебе. Очевидно, что необходимо будет взять на вооружение весьма тонкие и весьма изощренные технологии. Ну, а существенную помощь в стимулировании окажет знание реакции обучаемого на те или иные воздействия.

В идеале, все препоны мешающие освоению материала должны будут преодолеваться. В этом случае результат обучения можно будет гарантировать и можно будет проводить продуктивное обучение вне зависимости от желания обучаемого. Появление в образовательной практике принципа гарантирования качества должно сократить спектр выпускных отметок до двух значений: "материал усвоен" и "материал не усвоен".

Вопрос цены

Сейчас учеба - это практически всегда обременительный процесс. Если подсчитать, сколько времени уходит на цикл обучения грамотного специалиста, то оказывается, что требуется потратить порядка 10-20 лет, чтобы человек смог стать профессионалом в некоторой узкой области. Получение всесторонних знаний и навыков, зачастую, оказывается задачей попросту непосильной. Но даже 10-20 лет - это колоссальное количество времени, оно составляет существенную часть средней продолжительности жизни человека. Велики затраты на обучение и в денежном измерении. Очевидно, что все расходы на получение хорошего образования необходимо будет существенно сократить.

Как это можно будет сделать? Путь сокращения издержек известен издревле: необходимо учесть все траты, и, по возможности, заменить расточительные элементы на более экономные, но не менее надежные и не менее функциональные.

Чем дальше будет идти прогресс, тем больше будет инструментов для оптимизации расходов. Некоторые элементы образовательной системы, которые поддаются оптимизации, рассмотрены выше, но очевидно, что в образовательной системе существуют и другие гибкие места. Выявить все эти места поможет подробный анализ учебного процесса.

Надо сказать, что удешевление стоимости образования происходит практически постоянно. Если в древние времена хорошее образование могли оплатить только редкие единицы, то сто лет назад учиться могли уже очень многие люди. К середине же XX века во многих странах образование стало всеобщим, а зачастую даже и обязательным.

Если говорить о финансовой стороне дела, то сейчас, например, в России средние расходы государства на обучение одного школьника составляют 2835 рублей в год. Высшее образование, конечно же, требует на порядок больше расходов, но и они не предельно велики.

Тем не менее, прогресс не стоит на месте, со временем появляются все новые и новые инструменты, которые оказывают помощь в уменьшении стоимости образования. Поэтому не вызывает сомнения то, что реальные затраты на обучение будут снижаться и далее. Другое дело, что лучшее - это враг хорошего, но это проблема скорее хорошего, чем лучшего. Очевидно, что современная образовательная система будет сопротивляться приходу обновленного конкурента. Но как только новая форма обучения покажет свое неоспоримое преимущество традиционные школы и ВУЗы будут вынуждены уйти в прошлое.

Как далеко можно продвинуться на пути сокращения расходов? Ответ зависит от тех пределов, в которых будет существовать система образования. С одной стороны, образовательные учреждения действуют в человеческом обществе и должны мириться с границами человеческих возможностей. С другой стороны, учебные заведения действуют в правовом поле и должны соответствовать нормам закона. Анализ указанных факторов, собственно, и даст ответ на искомый вопрос.

Но если учесть, что границы человеческих возможностей интенсивно расширяются, и что законы принимаются для регулирования жизни общества, а не для нанесения ему вреда, можно уверенно сказать, что все до сих пор существующие ограничения со временем будут сняты, и что расходы на учебу удастся сократить до весьма незначительных величин.

Что мы увидим в результате оптимизации? Здесь уместно вспомнить сцену из фильма "Матрица", в которой Нео обучался техникам восточных единоборств. Если современные школы борьбы потребовали бы от Нео потратить на обучение большую часть жизни, то в фильме процесс шел в автоматическом режиме и завершился за несколько часов.

Перспективы, которые нас ждут после появления компактных и очень эффективных обучающих систем, конечно же впечатляющие. Имея набор образовательных программ можно будет быстро менять сферу деятельности и быстро перепрофилировать людей на новые виды работ.

Также можно будет получать навыки только при необходимости. Ну, а курсы повышения квалификации будут проходить подобно обновлению программ на компьютере. Возможно, что обучение со временем станет столь же простым, как и копирование данных на компьютере. Возможно будет разработана технология непосредственной записи знаний в мозг человека, и история показанная в кинофильме 1990 года "Вспомнить все" может оказаться реальной.

Возможен и другой вариант, при котором к человеческому мозгу будет непосредствено подключено хранилище знаний и навыков. При необходимости они будут извлекаться из хранилища и применяться для того или иного дела. Развивая идею еще смелее можно допустить, что благодаря непосредственному подключению к мозгу, личность человека сможет мигрировать в искусственное тело, которые будет иметь улучшенные возможности к мышлению и усвоению информации.

Завершая статью про обучение следует отметить, что хорошая учебная программа всегда должна иметь завершающую стадию. Если оказывается, что во время практической работы человеку требуются постоянные консультации, то это свидетельствует о том, что учитель не дал полноценные знания или не привил достаточный набор навыков. Если между учителем и учеником не перерезать пуповину, то это породит проблемы обеим сторонам. Ученик не сможет избавиться от зависимости от учителя, а учитель и в дальнейшем будет вынужден тратить время и силы на консультирование уже обученных людей.

Учитывая, что мир со временем меняется, и что практически всегда может найтись место для освоения чего-нибудь нового, то оказывается, что учиться требуется всегда и всегда есть потребность в учителе. Решение проблемы заключается в том, чтобы давать обучаемому навыки самообразования. Если после окончания учебы человек для себя сам сможет выступать учителем, то это позволит ему обрести полную самостоятельность, а также не оставит его без возможности к самостоятельному развитию.

При определенных условиях, не останутся в накладе и учебные заведения. Давая полноценное образование они смогут избавиться от лишней работы и смогут рассчитывать на благодарность со стороны своих выпускников. Правда, во время учебы необходимо будет позаботиться о том, чтобы благодарность выпускников была соответствующей.